Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 08:06, реферат
Ислам, возникший на Аравийском полуострове в среде разрозненных арабских племён дал мощный толчок развитию арабской цивилизации. Под знаменем ислама арабы захватили огромные территории, где он стал основной религией. В некоторые страны ислам пришёл мирным путём. Главным отличием ислама можно считать то, что в этой религии полностью соединилась религиозная и светская власть. Став составной частью жизни человека, ислам направляет его действия, помогает ему самосовершенствоваться. Ислам является и воспринимается не только как комплекс религиозных догм и ритуалов, но и как определённый образ жизни.
За достаточно длительное время своего существования мусульманская религия очень широко распространилась практически по всему миру. Мусульманские общины можно найти более чем в 120 странах мира в разных уголках земного шара.
Введение
1 Традиционная мусульманская картина мира: исторический аспект
1.1 Сущность понятия «картина мира»
1.2 Традиционные образы «мира», «человека» и «общества» в мусульманском миропредставлении
2 Мусульманская картина мира в контексте современности
2.1 Отражение глобальных проблем в современных образах «мира», «человека» и «общества»
2.2 Особенности современной мусульманской картины мира (на примере ислама в России)
Заключение
Литература
По мере того как ислам обживается на Западе, особенно в Северной Америке, он неизбежно приобретает многие черты западной культуры и общественной жизни. На Западе мусульмане попадают в непривычные социальные ситуации, в которых практически не действуют традиционные для них социальные модели, такие как, тесные семейные связи, раздельная жизнь полов, устоявшиеся модели соблюдения ритуальных требований. Присущая исламу способность к адаптации и приспособлению в окружении различных культур и обществ - как посредством внесения в их жизнь своего, так и посредством заимствования чужого - является огромным преимуществом в тех частях света, которые в высшей степени секуляризованы и относятся к религии с прохладцей, если не с равнодушием или прямой враждебностью. Мусульмане могут свободно призывать своих собратьев по человечеству следовать исламу посредством самых разнообразных способов в зависимости от того, относится ли этот призыв к единоверцам в строго мусульманских странах или обращается к большинству немусульманских народов, особенно западных.
«В современной Европе проживает около 30 миллионов мусульман, распределенные по трем признакам:
1. коренные мусульмане - это такие народы как - боснийцы, албанцы, косовары, македонцы, болгары.
2.
переселившиеся по разным
3.
переселенцы, которые не являются
гражданами европейских стран, а
находятся там, на правах беженцев,
в любой момент могущие быть
депортированы. Они составляют самое
меньшинство из всех
Сегодня сохраняются трудности, связанные с вопросом об отношении мусульман к Западу. Мусульмане боятся оказаться в неоколониалистической ситуации, попасть под идейное, политическое и духовное давление Запада.
Хотя, мусульмане с неприятием относятся к западным ценностям, но они положительно относятся к современной науке и технологиям. Хотя, последние издавна являются областями, в которых доминируют народы Запада. И, тем не менее, мусульмане хорошо помнят о том, что в более раннюю эпоху их цивилизация добилась больших успехов в науке, особенно в таких её отраслях как математика, медицина, астрономия, география и оптика. В силу различных причин исламский мир отстал в своём научном развитии. Тот факт, что Запад преуспел в развитии современной науки, ни в коей мере не свидетельствует о том, что это произошло в силу превосходства его религии или интеллектуальных человеческих ресурсов. Скорее следует говорить о том, что монополизировать науку и промышленные технологии Западу позволило сочетание исторических, политических, экономических и географических обстоятельств.
Проблема, связанная с господством Запада в естественных науках и технологиях, согласно мусульманским критикам, заключается в том, что оно основывается на рационалистическом и материалистическом мировоззрении, которое отрицает суверенность Бога и всякую договорную ответственность перед ним со стороны человечества. Более того, мусульманские реформаторы согласны в том, что западный материализм вводит людей в соблазн слепого потребительства, основанного на удовлетворении чувственных желаний. В современном мире глобальной коммуникации и торговли мусульманские народы становятся жертвами коммерческой эксплуатации Западом всеобщих человеческих устремлений гедонистического характера. Поэтому в строгих исламских кругах встречаются неприятие рока и других видов современной музыки, алкоголя, общественного взаимодействия полов, кинематографии и многого другого. Однако мусульмане одобряют такие плоды западной технологии, как автомобили, самолёты, медицину, промышленное производство, компьютеры, электронные средства массовой информации и т.д.
Многие исламские революционные движения призывают к полному устранению западных и особенно американских интересов и влияний из жизни исламских государств. Их неприятие иногда принимает вид джихада, одной из форм которой может выступать терроризм .
Современный мусульманин оказывается в более трудной ситуации, чем западный человек, так как перемены, охватывающие Восток, имеют более стремительный характер и зачастую более разрушительны, чем на самом Западе. Так или иначе, Запад меньше теряет перед натиском модернизации, в то время как значительное духовное богатство, накопленное Востоком, подвергается постоянной опасности уничтожения со стороны Запада посредством книг, радио или средств массовой информации. Современный мусульманин не может не вести постоянную священную войну (джихад) не только в самом себе, чтобы сохранить здравый ум и душевное здоровье, но и в окружающей его среде для того, чтобы защитить великолепие духовного и художественного наследия своих предков и передать их следующему поколению. В данной ситуации он одновременно испытывает тягу со стороны исламской традиции и со стороны секуляризма и модернизма. Современный мусульманин, особенно тот, который испытал основательное воздействие западной культуры, испытывает огромное напряжение, так как его ум и душа сформированы на совершенно иных основаниях, чем у западного человека, живущего в секуляризованном постиндустриальном обществе.
Современный мусульманин, живущий в отдаленных уголках исламского мира и остающийся изолированным от влияния модернизации, пребывает как бы в органичном мире, в котором жизненные проблемы - это проблемы нормального человеческого существования. Однако мусульманин, живущий в одном из центров исламского мира, в той или иной степени затронутый модернизацией, живет в поле полярной напряженности, создаваемой двумя соперничающими типами мировоззрений и системами ценностей. Эта напряженность зачастую отражается в его сознании и душе, в результате чего он становится раздвоенным в самом себе, испытывая глубокую потребность в реинтеграции.
Если такой мусульманин склонен к интеллектуальным занятиям, он видит, воспринимает богатство интеллектуального достояния ислама как еще живую реальность, наследие, связывающее его с Центром бытия и устанавливающее для него путь от окраины бытия к его Центру. Это мировоззрение, основанное на сознании Бога как высшей реальности, перед которой все существа поистине ничто, на сознании иерархического универсума, подчиненного Его власти и охватывающего все многообразие уровней от мира архангелов до материального бытия. Это мировоззрение, основанное на представлении, что в полной мере человек может быть предан только шариату, как Божественному Закону, так как только через этот закон он может обрести свое счастье.
Полным контрастом с этим мировоззрением предстают для мусульманина базисные принципы современной западной цивилизации, которые почти целиком представляют собой антитезу исламских принципов. Философские школы этой цивилизации основаны на рассмотрении человека как существа, восставшего против Бога, или на рассмотрении человеческой коллективности как муравейника, в котором сам человек не имеет сколько-нибудь существенного достоинства.
Такая же конфронтация мировоззренческих установок и те же дилеммы возникают и в других сферах. В образовании, являющимся важнейшим средством передачи традиции от одного поколения к другому, также соперничают две системы, и мусульманин становится жертвой такого соперничества. Переход от традиционной системы образования к современной большей частью был внезапным и разрушительным и стал одним из источников того смятения, в котором оказался современный мусульманин.
Социальную базу фундаменталистов составляют преимущественно выходцы из нижних и средних слоев населения: мелкие и средние служащие, ремесленники и рабочие, выпускники средних и высших учебных заведений и безработные, розничные торговцы, а также представители интеллигенции. Всех их объединяет разочарование, утрата уверенности в завтрашнем дне, иллюзорное восприятие прошлого. Сами фундаменталисты называют себя «просто настоящими мусульманами». Фундаментализм нельзя отождествлять с политическим радикализмом, исламизмом и тем более, терроризмом, но та система мышления, которая начинается с фундаментализма, вполне способна привести к экстремизму и террору.
Религиозно - политический экстремизм - это религиозно - мотивированная или религиозно - камуфлированная деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета или территориальной целостности государства, на создание незаконных вооружённых формирований, возбуждение религиозной или национальной вражды и ненависти. Религиозно - политический экстремизм тесно связан с массовым нарушением прав человека. Он несёт угрозу национальной безопасности различных государств, способствует обострению межнациональных отношений. Субъектами религиозно - политического экстремизма могут выступать как отдельные лица и группы, так и общественные организации (религиозные и светские).
Однотипные явления в современном политическом исламе некоторыми политологами иногда называются по-разному, типологически разные - одинаково. По мнению З.И. Левина, подобная терминологическая неопределённость является «результатом неверно выбранных критериев при оценке религиозно - политических движений и идейных течений в исламской мысли. Обычно в качестве критерия выбирается роль и место этих движений и течений в жизни народов мусульманских стран, т.е. по функциональному признаку. Важным оказывается прежде всего их социально - политическая направленность и степень радикализма, а не их богословско-юридическое содержание. И здесь выбор определения полностью зависит от комментатора: интегристы, радикалы, экстремисты, ваххабисты… Говоря, к примеру, «мусульманский фундаментализм», имеется ввиду, как правило, любое протестное движение под знаменем ислама, независимо от того, является ли оно подлинно фундаменталистским или нет, направлено ли оно против существующей в мусульманских странах правящей элиты или против экспансии западного образа жизни и мыслей .
Исламизм большинство учёных понимает как политический ислам, ислам политизированный. Руководитель центра исследований проблем современного Востока в Париже Б. Гальюн рассматривает исламизм, в качестве особого политического движения, идеологической основой которого является исламский фундаментализм.
Влияние исламского фактора на общемировые процессы бесспорно. Поэтому такое актуальное для исламского мира явление как исламский экстремизм представляет интерес и с точки зрения международных отношений. Перенесение во внешнеполитическую сферу основных постулатов политического экстремизма приводит к весьма серьёзным последствиям, чреватым резким обострением международной обстановки и опасными мировыми конфликтами. Воздействие это осуществляется на двух уровнях. С одной стороны, это полулегальные экстремистские организации, подпольные террористические группы, а с другой - государственная политика некоторых стран, осуществляющих вмешательство в дела других государств .
Существуют несколько точек зрения на нынешние процессы радикализации и политизации ислама. По мнению одних учёных, данные процессы протекают в русле межцивилизационного противостояния. С этой точки зрения, фундаментализм, как обращение к первоосновам ислама, является ничем иным как закономерное стремление сохранить свою идентичность в условиях всеобщей глобализации. Другие исследователи склонны видеть причиной указанных процессов в социально - экономической сфере. Причём связано это как с внутренними (бедность, безработица и пр.), так и с внешними факторами (неудовлетворённость ролью в международном разделении труда). Очевидно, что в качестве первопричин процессов радикализации в арабо-мусульманском мире следует рассматривать обе указанные группы мнений.
Религиозно - политический экстремизм отвергает возможность переговорных, компромиссных путей решения социально - политических проблем. Сторонники религиозно - политического экстремизма отличаются крайней нетерпимостью по отношению ко всем, кто не разделяет их политических взглядов, включая единоверцев. Для них не существует никаких правил игры, границ дозволенного и не дозволенного.
Авантюристы, использующие религиозные идеи в борьбе за достижение своих противозаконных политических целей, хорошо понимают возможности религиозных учений и символов, как важного фактора привлечения людей. Они учитывают также, что «повязанные» религиозными клятвами люди уже не смогут «выйти из игры». Расчёт делается на то, что даже осознавшим неправедность своих действий участникам экстремистского формирования очень трудно будет покинуть его ряды: они будут страшиться, что их отказ от конфронтации с властями и переход к нормальной мирной жизни могут быть восприняты, как предательство религии своего народа, как выступление против веры и Бога.
Характеризуя причины, побуждающие мусульман вливаться в ряды экстремистских формирований, руководитель исламских исследований в Вашингтонском университете профессор А. Ахмед говорил: «В Южной Азии, на Ближнем и Дальнем Востоке распространён тип молодого мусульманина, который, как правило, беден, неграмотен и не может найти работу. Он считает, что в мире несправедливо относятся к мусульманам. Он полон гнева и ярости и ищет простых решений» . Готовностью многих из них участвовать в протестных акциях, в том числе используя насильственные методы, движут не столько религиозные чувства, сколько отчаяние, безвыходность и стремление содействовать спасению своих этнических общностей от деградации, к которой подвели их, так называемые, либеральные реформы.
Для преодоления религиозно - политического экстремизма могут применяться самые различные формы борьбы: и политические, и социологические, и психологические, и силовые, и информационные и.т.д. Разумеется, в современных условиях на первый план выходят политические и силовые формы борьбы. Важную роль призвана играть правоприменительная практика. В соответствии с нормами права ответственности подлежат не только организаторы и исполнители преступных акций религиозно - политического экстремизма, но и их идейные вдохновители .
Мусульманское общество оказалось отодвинутым на обочину современного мира, что, по мнению их идеологов, может привести к возможности попадания в неоколониалистическую ситуацию, всё больше поддаваясь под идейное, политическое и духовное давление Запада. Мир ислама - это народы с разным менталитетом, обычаями, языком и пр. Их связывает лишь духовные и культурные традиции, что порождает особую солидарность в мироощущении, в отношении к другим народам, к обществу, идеям, природе. И именно эта солидарность является главной чертой современного мусульманского мира, а не сама религия. Часто ислам является не идейной основой, а флагом, призывом к подъёму национального самосознания (особенно стран третьего мира).
Информация о работе Мир, человек, общество в мусульманской картине мира