Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 08:02, реферат
Расцвет культуры Возрождения приходится на XV – XVI вв. Возрождение (по – французски – Ренессанс) – не только особая эпоха, но и специфический феномен западноевропейской культуры, имеющий мировое значение. В самом общем смысле под Возрождением принято понимать направленность культуры к воскрешению («возрождению») античности. В этой связи культура Ренессанса рассматривается как отрицание средневековья, как антитеза средневековой схоластике. Если в Средневековье массы, завороженные идеей Бога, чувствовали и думали одинаково, то в эпоху Возрождения ситуация меняется. Индивид приобретает большую самостоятельность. Отсюда вырастает его новое самосознание и новая собственная позиция. Гордость и самоутверждение собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека эпохи Возрождения. Индивид Нового времени склоняется приписывать свои заслуги собственным талантам, а не Богу, как это делалось в средневековье.
Введение. 3.
Характер культуры Возрождения. 4 – 6.
Гуманизм Возрождения. 6 – 9.
Художники Возрождения о достоинствах человека.
9 – 15.
Заключение. 16.
Список использованной литературы. 17.
В эпоху Возрождения формируется совершенно новое самосознание человека. Хотя мыслители Возрождения и призывали вернуться к Античности и учиться у природы, их точка зрения существенно отличалась от древнегреческой. У них на первом плане стоит не столько природа, сколько художник. Художник, подражая природе, обязан ее превзойти и обнаружить собственный талант. Вот что говорит о достоинстве человека Пико делла Мирандола: «Сотворив человека и поставив его в центр мира, Бог обратился к нему с такими словами: «Не даем мы тебе, Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь: свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю».
В этих словах слышны отзвуки учения о человеке, которому Бог дал свободную волю и который должен сам решать свою судьбу, определяя свое лицо и место в мире. Человек не просто сотворенное существо, он — творец самого себя и этим отличается от природы. Именно в том, что человеку не дано никакой полной определенности; как, например, ангелам и животным, Мирандола видит залог бесконечных его возможностей. «Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, -продолжал Бог свою речь, обращенную к Адаму, — ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души в высшие, божественные! О высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, что пожелает, и быть тем, чем захочет!».
Такой силы, такой власти над всем существующим и над самим собой человек не чувствовал ни в Античности, ни в Средние века. Только в эпоху Возрождения он осознает себя творцом, только в эту зпоху он ощутил себя ничем не ограниченным — ни природой, которая была божественным началом у греков, ни Богом христианской религии, отменившим божественность природы, а теперь постепенно терявшим власть над человеком. Вот почему в эпоху Возрождения столь символическое значение приобретает фигура художника. В ней наиболее полно выражается самая глубокая для Ренессанса идея — идея человека-творца, вставшего на место Бога. В своей деятельности человек теперь не просто удовлетворяет свои частные интересы и земные нужды — он творит мир, красоту, творит самого себя.
Художники Возрождения придают особое значение достижению максимальной точности и четкости изображения. Первоначально психологический момент живописных персонажей выражен не очень ярко. Главное внимание уделяется таким изобразительным средствам, которые позволяют достичь жизненности и живости всего, что запечатлевается, — будь то человеческое лицо или складки одежды. Живописцы идут по пути формальных приемов достижения этих целей. Однако постепенно в произведениях Возрождения начинает все более явственно обнаруживаться психологическая сторона изображаемых персонажей. По портрету уже можно определить характер человека, его особенности, волнения его души и страстей. При этом особенно ценятся художественный вкус и чувство меры.
Достижением художественной культуры Ренессанса является также правильная геометрическая конструкция картины: изображение в буквальном смысле строится (а не рисуется) при помощи тщательно разработанных точных приемов. В основе применения геометрико - математических методов лежит убеждение в том, что природа в основе своей гармонична в смысле геометрико-математических пропорций: все в ней подчинено пропорциональности математических отношений. Точно так же выявляется пропорциональная закономерность человеческого лица и тела. Одновременно предполагается, что художник имеет право исправить несоразмерности природы там, где они нарушены в силу случайных причин. В известном смысле творческий гений художника ставится выше чисто природной красоты. Роль геометрических построений приводит к новому подходу к пространству изображения. Непреложным становится правило: пространство предшествует изображенным в нем телам и поэтому его надлежит размечать на рисунке в первую очередь. Организация пространства картины призвана особым образом воздействовать на зрителя. Наглядным примером в этом отношении может служить полотно Рафаэля «Афинская школа». На фоне величественной архитектуры и уходящей вглубь перспективы арочных сводов изображены античные мыслители. В центре группы — Платон и Аристотель. Композиция картины призвана иллюстрировать обнаруживающееся в бесконечной перспективе единство разнообразных философских идей древнего мира.
Большинство сюжетов художественных произведений Ренессанса взято из Библии, и даже преимущественно из Нового Завета. Особенно популярно изображение Богородицы с младенцем (Христом). Возрожденческие мадонны, конечно, не имеют ничего общего с прежними иконами, на которые молились и от которых ждали чудесной помощи. Перед нами самые обыкновенные портреты, часто с самыми реалистическими и даже натуралистическими подробностями. Тем не менее художники предпочитают писать образы Мадонны, Христа, Иоанна Крестителя, апостолов или изображать эпизоды евангельской истории (например, «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи). Естественней было бы перейти к написанию портретов своих современников, а не скрывать портрет в библейском образе. В чем здесь дело? Едва ли живописцы Ренессанса стремятся только к тому, чтобы доказать, что под библейскими персонажами скрываются обыкновенные люди, с земными мелкими страстями. С точки зрения Возрождения в этом не было бы ничего привлекательного. Ренессанс стремится не принизить божественное, а, наоборот, возвысить земное до божественного. Евангельские сюжеты придают возвышенный тон земным проявлениям человека, чего нельзя или гораздо труднее достичь, если на картине изображен сюжет из чисто земной жизни. «Небесный мир» и «земной мир», «рай» и «ад», «грехопадение», «искушение», «воскресение духа и тела» — эти и иные категории зримо и незримо присутствуют в картинах Возрождения. Они призваны показать, что глубины библейского сюжета вполне доступны всякому человеку. И одновременно, что земная человеческая личность достойна быть причастной к божественному. Так, например, в образе Мадонны возвышается образ женщины, матери, а вместе с этим и земная человеческая любовь.
Возрождение исключительно богато творческими личностями. Не случайно принято говорить о титанах и титанизме Возрождения. Одним из таких титанов был, несомненно, Леонардо да Винчи (1452—1519).
Титанизм проявляется в страстном порыве к самоутверждению личности. Личность соизмеряет себя с творческими силами Космоса. Пока что это реализуется по преимуществу в художественно-эстетической форме; последующая эпоха Нового времени будет утверждать индивидуального и коллективного субъекта через научно-технический прогресс; речь пойдет о практическом преобразовании природы. Возрождение не ставит этих задач. Далеко отстоит оно и от атеизма, и от культа научного разума, свойственных последующему времени западноевропейской культуры. Однако Возрождение прямо или косвенно подготовляет последующую эпоху. Уже в деятелях Возрождения заметно, что чрезвычайная внешняя активность, широта интересов, одержимость творчеством достигаются ценой утраты цельной личности. Личность активна, как никогда раньше. Одновременно она ощущает внутренний надлом, постоянную неудовлетворенность. Она разбросана, направляет свои титанические усилия то в одну, то в другую сторону; ни в чем она не находит утоления жажды самоутверждения, хотя всюду достигает результатов, невиданных ранее, — результатов, часто не доведенных до завершения.
Заключение.
Таким образом, идея культуры приобретает человеческое, гуманистическое измерение. Культура — это не только преобразованная человеком природа, но и преобразование самого человека.
На такой культурно-оптимистической ноте можно было бы и закончить изложение гуманистической идеи Возрождения, если бы не возник следующий вопрос: почему радостный полдень Ренессанса вдруг сменился сумерками воинствующего католицизма? Почему культура Возрождения, так стремительно набиравшая силу вдруг внезапно утратила темпы своего развития?
Отвечая на этот вопрос, среди причин экономического и социально-политического характера приходится выделять мировоззренческую переадаптацию человека. Ее болевая точка — переосмысление человеческой свободы. Для себя человек выявляет, что свобода носит двойственный характер. «Индивид, - пишет Э.Фромм, — освобождается от экономических и политических оков. Он приобретает и позитивную свободу — вместе с активной и независимой ролью какую ему приходится играть в новой системе, — но при этом освобождается от связей, давших ему чувство уверенности и принадлежности к какой-то общности. Он уже не может прожить всю жизнь в тесном мирке, центром которого был он сам; мир стал безграничным и угрожающим. Потеряв свое определенное место в этом мире, человек потерял и ответ на вопрос о смысле его жизни, и на него обрушились сомнения: кто он, зачем он живет? Рай утрачен навсегда; индивид стоит один, лицом к лицу со своим миром, безграничным и угрожающим».
Список использованной литературы.