Преступная субкультура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 16:33, дипломная работа

Краткое описание

За последнее десятилетие общество пережило глубокие формационные преобразования, охватившие все сферы общественной и государственной жизни, обусловленные политическими, экономическими и социальными реформами. Эти преобразования не могли качественно и количественно не отразиться на преступности. Наряду с количественными изменениями, произошло обострение ее качественных характеристик. Усилилась преступная идеология, в различные сферы социальной жизни внедряются нормы поведения криминальных сообществ - так называемые "понятия". Тревожным симптомом является распространение в обществе элементов преступной субкультуры.

Содержание

1. Введение. с.3-7
2. Преступная субкультура: понятие, структура.
2.1. Понятие преступной субкультуры. с.8-17
2.2. Структура и функции преступной субкультуры. с.17-26
2.3. Элементы преступной субкультуры. с.26-30
2.4. Атрибуты преступной субкультуры. с.30-51
3. Причины и условия распространения преступной субкультуры.
3.1. Генезис преступной субкультуры. с.52-58
3.2. Факторы самовоспроизводства преступной субкультуры. с.58-68
3.3. Феномен тюремной и «армейской» субкультур. с.68-71
3.4. Общество и преступная субкультура. с.71-79
4. Основные направления противодействия преступной субкультуре.
4.1. «Нейтрализация» преступной субкультуры. с.80-88
4.2. Статистический опрос. с.88-99
5. Заключение. с.99-103
6. Список литературы. с.104-111

Прикрепленные файлы: 1 файл

Преступная субкультура - ДИПЛОМНАЯ РАБОТА с планом.doc

— 523.00 Кб (Скачать документ)

В противодействии преступной субкультуре огромную роль могут сыграть общественные организации, которые путем проведения митингов, концертов, выступления на телевидении будут выражать свое негативное отношение к этому явлению.

Следует проводить  фильтрацию материала, который преподносят средства массовой информации нашему обществу. По единодушному мнению участников научного форума, мир уголовных преступников становится привлекательным для молодого поколения, прежде всего благодаря воздействию средств массовой информации. Многократно увиденные на телеэкране сцены насилия, вседозволенности и правового произвола внушают подрастающему поколению мысль жить по принципам: «Сильный - всегда прав», «Имущий не наказуем», «Власть предержащим позволено все без ограничения», «Закон что дышло…» и «Победителей не судят».                  Демонстрируемая в кинофильмах красивая и беззаботная жизнь богачей, беспрестанно курящих, без меры употребляющих алкогольные напитки и регулярно принимающих различные виды наркотиков, вводит молодых малообразованных, неискушенных и слабых духом людей в опасное заблуждение. Последние готовы безоглядно следовать примеру новых украинцев, подражать им во всем и уверовать в возможность получить блага ценою нарушения закона, совершения преступления и обмана родных, близких, больных, престарелых, малоимущих и беззащитных.

  Криминологи давно отметили роль средств массовой коммуникации в формировании личности и ее морально – психологических качеств. Еще в начале XX века появилась работа, специально посвященная изучению «влияния недоброкачественной литературы на детскую преступность и самоубийства». Немецкий ученый Макс Гамбургер, осуществивший эти исследования, обнаружил прямую связь между распространенностью в одном из округов преступлений против нравственности и количеством распроданной в нем литературы на эту же тему. П.И. Люблинский почти сто лет назад писал, что нездоровое чтение сенсационных, уголовных и порнографических романов является «немаловажным социальным фактором детской преступности» [75; С. 11].

В современной криминологической литературе нет единства мнений в оценке последствий чрезмерного увлечения подростками детективным (криминальным) жанром и эротическими произведениями.

Одни утверждают, что  отрицательное воздействие книг и кинофильмов, «пропагандирующих» преступны образ жизни, можно считать непосредственными причинами совершения подростками преступлений. Другие полагают, что через каналы средств массовой информации подростки усваивают только стандарты внешнего вида и поведения, в том числе и социально неодобряемого, черпают знания о способах совершения преступлений и т.п. Другая группа ученых полагает, что мнения о существенном значении детективных фильмов и «вестернов» как непосредственных поводов для совершения подростками преступлений в подражание героям фильмов является несостоятельным, так как «… гораздо чаще оценка подростком фильма производна от уже сложившейся в той или иной степени направленности личности; с другой стороны, такая избирательность в свою очередь способствует дальнейшему упрочению нравственности, созданию стереотипа отношения к кино. Дело, следовательно не в «шоковом» влиянии отдельных боевиков, а в воздействии системы, «отбираемых» подростком и способствующих укоренению и развитию у него представлений о допустимости и обыденности в человеческих отношениях грубости, жестокости, насилия, пьянства и т.д.»

Согласно точке зрения польского криминолога Бруно  Холыста, криминогенное воздействие  демонстрации жестоких сцен и актов  агрессии можно рассматривать с  двух сторон: влияние на личность и влияние на информационную функцию. Первое заключается в воздействии на процесс формирования установок и ценностных ориентаций, а второе – в распространении сведений о методах совершения и сокрытия следов преступления. Пропаганда новых методов совершения преступлений средствами массовой информации, полагает он, играет все же значительно меньшую роль, чем влияние этих средств на формирование установок и ценностных ориентаций.

Западногерманский ученый М.Е. Штайн – Хильберс, изучавший влияние телевидения на формирование знаний о преступности, преступном поведении и системе социального контроля над ним, обращает внимание на то, что на основе информации складываются обыденные представления о преступности, выступающие впоследствии как основа неформальной оценки отклоняющегося поведения. Такая информация, по его мнению, черпается из различных источников: из семейной и школьной специализации, собственного опыта, межличностных отношений, знаний специалистов и, прежде всего, из различных форм массовых коммуникаций.

Приведенные доводы позволяют выделить два важных обстоятельства: а) источником криминогенной информации являются как лица с криминальным прошлым, так и средства массовой коммуникации; б) средства массовой коммуникации могут способствовать появлению или закреплению установки на преступников не как носителей социально- негативных качеств, а наоборот, позитивных, в некотором роде даже выделяющих их из общей массы людей («сильная личность») [28; С. 80 - 81].

К сожалению, обществом  приобретены злокачественные очаги поражения, над ликвидацией которых придется трудиться уже сегодня. Не могут не вызывать особого беспокойства не прекращающиеся процессы сращивания криминальной субкультуры с молодежной. Нельзя понять людей, в том числе и занимающих ответственные государственные посты, которые не видят в этом ничего страшного. Более того, утверждается, что такое взаимопроникновение является прямым следствием демократизации общества, и в этом есть определенная социальная польза. Мол, преступный мир через культурные пласты общества станет более цивилизованным. Надо сознавать, что криминальная субкультура не проникает, а уничтожает общую (официальную) культуру.

Кстати, в этой плоскости  хотелось бы сказать и о другой проблеме. Как одно из достижений рассматривается  решение руководителей некоторых исправительных учреждений предоставлять возможность осужденным обучаться. Я всегда выступал последовательным сторонником обучения осужденных полезным специальностям и предоставления им возможности получения высшего образования. Но обучение осужденных юриспруденции является чем-то совершенно необычным. Трудно себе представить, где будет работать такой юрист. Даже если это будут не правоохранительные органы, все равно любая должность юриста всегда сопряжена с принятием решений о судьбе значительных материальных ресурсов и ценностей. Предугадывая упреки в нарушении прав человека, если лишать осужденных лиц права обучаться в области юриспруденции, могу сказать, что заранее установленные правила, когда человеку известно, что если он совершит преступление, то не станет юристом, ставят всех в равные и справедливые условия. Хочешь получить дефицитную специальность – не совершай уголовно-воспрещенных поступков. Низкое число совершаемых преступлений, например, в Западной Европе, обусловлено в первую очередь тем, что каждый знает − если он совершит преступление, он никогда в жизни не сможет устроиться на хорошую работу. Кроме того, обучая осужденных лиц юриспруденции, не копает ли общество себе могилу? Думаю, что юридическая специальность многим из преступников нужна не для того, чтобы защищать собственные интересы, а для того, чтобы продвигаться во властные структуры, и уже через них защищать корпоративные интересы преступного мира.

Проникновение криминальной субкультуры в общую культуру преследует те же цели.

В теории права выдвигается точка зрения, что для того, чтобы нейтрализовать преступную субкультуру, необходимо в  первую очередь оказывать противодействие  криминальной идеологии. В частности  предлагается провести следующий комплекс мероприятий:

- снижение уровня преступности и повышение ее раскрываемости;

- обеспечение высокого уровня жизни всего населения, преодоление поляризаций по уровню доходов;

- стабилизация  развития экономики, обеспечение  экономического роста;

- борьба  с коррупцией;

- повышение эффективности работы государственных органов;

- преодоление  аномии (бездействия) законодательства;

- совершенствование  уголовно-исполнительной системы.   

Наряду  с общесоциальными мерами, необходимы также профилактические меры психологического характера, такие, как:

- создание  и пропаганда общественной идеологии  соблюдения законности и правопорядка;

- повышение  уровня правовой культуры населения;

- повышение  материальной базы культурной  деятельности, увеличение бюджетных  ассигнований на финансирование организаций культуры.

Необходимы также правовые и организационно-технические меры, направленные непосредственно против самого явления, в том числе запретительные и карательные мероприятия, пресекающие  деятельность различных носителей  и проводников криминальной идеологии,

Следует сказать о  невозможности полного искоренения  преступной субкультуры из жизни  нашего общества. Преступная субкультура, как и любая другая культура, характеризуется  наличием ее носителей. Ее носителями являются как лица, которые активно ее пропагандируют, исполняют все ее предписания, так и те лица, у которых элементы данной субкультуры заложены в сознании. Сегодня можно смело утверждать, что носителями данной субкультуры являются все члены нашего общества: как лица, имеющие непосредственное к ней отношение, так и люди интеллигентные. Дело в том, что все люди в той или иной степени осознанно или неосознанно приобщаются к данной субкультуре: перенимают элементы жаргона,  татуировки и т. д. Иногда это происходит мимо воли человека. Например, в период нахождения в общественном транспорте можно часто услышать так называемые «блатные песни», которые безостановочно ставит водитель. Для того, чтобы искоренить полностью субкультуру,  нужно, прежде всего, искоренить всех ее носителей. Ведь, если вспомнить историю, то можно сказать, что культура того или иного древнего народа исчезала тогда, когда происходили крупные сражения, в результате которых этот народ практически полностью уничтожался. Но все – равно, эта культура не уничтожалась полностью, о чем свидетельствуют сведения о древних культурах, которые сохранились по настоящее время.

Существенно уменьшить вред криминальной субкультуры  вполне вероятно. Для этого необходимо:

    1. постоянное пролонгированное изучение криминальной субкультуры в целях своевременного выявления в ней новых тенденций и установление степени их привлекательности для подростков и юношей;
    2. прогнозирование динамики преступности в стране и динамики криминальной субкультуры в целях выработки упреждающих мер;
    3. максимальное обесценивание "воровского закона" и других норм и традиций кримина<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-size:

Информация о работе Преступная субкультура