Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:39, курсовая работа
Таким образом, целью настоящего дипломного исследования является изучение вопросов рецидива преступлений с точки зрения уголовного законодательства РФ и выработанных криминологической наукой форм и методов противодействия рецидивной преступности. Для достижения указанной цели, нами сформулированы следующие задачи исследования:
сформулировать понятие рецидивной и профессиональной преступности и дать их криминалистическую характеристику;
изучить практику деятельности правоохранительных органов в борьбе с рецидивной преступностью и проблемные вопросы квалификации рецидива;
изучить и обобщить судебную практику по назначению наказаний за особо опасный рецидив;
изучить меры по совершенствованию законодательства о борьбе с рецидивом преступлений, а также обобщить международный опыт борьбы с рецидивной преступностью.
Введение………………………………………………………………………………
Глава 1. Понятие и криминологическая характеристика рецидивной преступности
1.1. Понятие рецидива преступлений……………………………………………….
1.2. Криминологическая характеристика и профилактика рецидивной
преступности……………………………………………………………………..
1.3. Профессиональная преступность……………………………………………….
Глава 2. Назначение наказания при рецидиве преступлений и анализ практической деятельности
2.1. Назначение наказания при рецидиве преступлений……………………………
2.2. Проблемные вопросы квалификации и назначения наказания при
рецидиве преступлений…………………………………………………………..
2.3. Судебная практика по назначению наказания особо опасным
рецидивистам………………………………………………………………………
Глава 3. Меры по повышению борьбы с рецидивом преступлений. Международный опыт
3.1. Совершенствование законодательства о борьбе с рецидивом преступлений…
3.2. Международный опыт борьбы с рецидивной преступностью………………….
Заключение…………………………………………………………………………….
Список использованной литературы……
Сложность рецидива в его неоднократности и устойчивости. Из уголовного права в криминологии чаще всего используется терминология об «общем и специальном» рецидиве. В теории всегда шла дискуссия, какой рецидив опаснее? Подавляющее большинство дискутирующих полагало, что, при прочих равных условиях, специальный рецидив опаснее, ибо свидетельствует о «специализации» преступника. С этой позицией можно соглашаться, но иметь ввиду, что общий рецидив может быть более опасным и тяжким, чем специальный. Например, изнасилование, убийство, в одном случае и две кражи в другом). Однако криминологически специальный рецидив сближается с профессионализмом и, как правило, смыкается с ним. Об этой части преступников мы будем говорить ниже. Правоохранительные органы «несли и несут крест» ответственности за рецидивную преступность, которая росла и продолжает расти в нашей стране вместе с преступностью в целом. Иначе быть и не может, ведь рецидивная преступность, как преступность вообще, корнями своими уходит в «поры» общества, отражая его наиболее тяжкие болезни. Именно рецидивисты были всегда носителями и распространителями воровских традиций, неоднозначных, как и преступники вообще.9
По степени общественной опасности можно выделить рецидив: не представляющий большой общественной опасности, менее тяжких, тяжких и особо тяжких преступлений. Группу особо опасного рецидива образуют преступления, совершенные лицами, признанными ООР. В случае принятия нового уголовного кодекса эта классификация, как представляется, будет несколько иной, т.е. соответствовать новой классификации преступлений.
В специальной литературе отмечается, что рецидивная преступность характеризуется, как в качественном, так и в количественном отношениях, определенным постоянством.10 Остановимся на этих данных:
В связи с тем, что Вам в своей профессиональной деятельности практически не придется сталкиваться с рецидивистами, глубокие знания о личности рецидивиста, причинах и профилактике рецидивной преступности не столь важны.
Рецидивисты - это наиболее постоянная часть тюремного (колонийского) населения, с прерванными социально-полезными связями, разрушенными семьями. В условиях свободы им намного сложнее приспособиться к труду. Обычные люди сторонятся отбывших наказание вообще, а рецидивистов в особенности.
В период плановой экономики трудоустройство бывших осужденных, а особенно рецидивистов, представляло немалые трудности из-за нежелания администрации учреждений, предприятий и организаций связываться с этим контингентом, то теперь это положение дел не только усложнилось, но и ухудшилось.
Между тем без социальной реабилитации общество никогда не добьется успехов в борьбе с рецидивной преступностью. В то же время становление рецидивистов на преступный путь зависит и от них самих. Они зачастую неглупые люди, и сами многое, если не все, понимают. Поэтому помогать, но не нянчиться с ними общество обязано. Всегда необходимо помнить, что слишком много еще честных людей, живущих в нашей стране ниже уровня бедности, в никуда негодных социально-бытовых и культурных условиях, и не совершающих преступлений, хотя, если кто-то встает на преступный путь при этом, понять таких людей можно. Общество пока еще далеко от нейтрализации этой негативной ситуации.11
Конечно, протягивая руку помощи даже очень запущенным своим членам, общество обязано это делать спокойно, готовясь к издержкам и неудачам.
Истории известны громкие рекламные компании, когда Хрущев (да и после него) выбирали «Его», давали ему все, представляли образцом «исправления и перевоспитания», пишущего мемуары... Конец же этих компаний умалчивался, т.к. он был один - сначала медвытрезвитель, затем проблемы с уголовным розыском и т.д.
Вывод здесь один - рецидивная преступность сложнейшая и болезненная социальная проблема, которую компаниями не возьмешь. Это надо трезво оценить и осознать.
Надо вспомнить и о том, что преступник формируется в рецидивиста с раннего возраста. Там, в числе прочего, и надо искать корни рецидива. Вот может быть здесь, в период взросления (морального и физического), свойственного для службы в армии (в т.ч. и, особенно, в ПВ РФ) и Вам надо вложить свой труд в общее дело.
Общество обязано анализировать многие свои недостатки, т.к. оно само (и государство тоже) способствует наличию и росту рецидивной преступности. Это не обвинение, а констатация.
Для борьбы с преступностью издаются законы. Парадокс заключается в том, что эти же законы бывают источником преступности. Но не в том, традиционном виде, когда говорят: раз будет новый закон, будут и новые преступники, этот закон нарушившие, а в другом.
Речь здесь идет о различных (по закону!) ограничениях после отбытия преступником наказания... Не принимается практически никаких социальных мер. Даже в царской России были, так называемые, работные дома...
Собрав выше сказанное можно определиться, что воздействие государства и общества на рецидив лежит, прежде всего, в плоскости продуманных экономических и социальных мер, подкрепленных разумным законодательством. В то же время опасный рецидив исключает какие либо поблажки. Закон должен быть справедлив, но суров.
Нельзя для рецидивистов устраивать бесконечные качели: вошел в место лишения свободы, быстренько вышел. И так без конца, нельзя устраивать им там легкую жизнь, прощать преступления, допускать терроризирование других осужденных... Это конечно очень сложно делать на практике.
Правилом при общении с устойчивым и опасным рецидивом должно быть не приравнивание гуманности и всепрощения.
Некоторые авторы, такие как Гуров, Кудрявцев связывают рецидив преступлений с так называемой профессиональной преступностью.12 В следующем вопросе мы более подробно остановимся на данном понятие.
1.3. Профессиональная преступность
После достаточно продолжительного периода умолчания (с 40-х годов) отечественные криминологи впервые смогли открыто заявить о существовании в нашей стране «профессинальной» преступности (это можно отнести и к организованной) лишь после известных событий... Исследования (в части организованной преступности) проводились ныне доктором юридических наук, профессором А. Гуровым, во ВНИИ МВД СССР (РФ). Всем известны громкие публикации в журналах «Родина», «Огонек» и книга «Империя страха».13 Реакция на них, как у специалистов, так и у «обывателя» конечно не одинаковая. В учебниках раздел «Криминологическая характеристика профессиональной преступности» появился лишь в 1994 году (под ред. Кузнецовой и Миньковского /с.с. 312-332/).14 В последнем (под ред. Кудрявцева и Эминова /с.с. 233-256/) он именуется «Профессиональная преступность и ее предупреждение».15 Оба, вышеуказанные, разделы написаны одним автором - А.Гуровым. Но было бы неверно утверждать, что она не изучалась. О ней упоминалось либо как о пережитке, либо как о части рецидивной. Конечно же о ее существовании не писалось и не говорилось вслух. Но каждый «обыватель» знал и знает, что кошелек при входе в общественный транспорт надо убрать подальше.
Итак, из книг, художественных фильмов, истории криминологии нам известно, что еще в конце 19-го века Парижская тайная полиция выделяла профессиональных преступников (лиц, систематически совершающих кражи, мошенничества и другие преступления против собственности, достигая при этом известной ловкости и мастерства); тип «профессионального преступника» был выделен в классификации правонарушителей на Гейдельбергском съезде международного союза криминалистов в 1897 году (основной его чертой называлось - упорство, нежелание отказываться от своего поведения и с использованием определенных навыков); Ч. Ломброзо выделял этот тип преступника; в России ряд правоведов, в т.ч. С. Познышев и И. Фойницкий) выступали против употребления термина «профессиональный»; их еще называли «привычными, упорными, хроническими, неисправимыми» и т.д.
Из истории этого вида преступности в дореволюционной России ученые отмечали:
В связи с политическими и социальными изменениями в стране, а также развитием техники круг преступных «профессий» значительно расширился. Авторы выше указанных учебников единодушны в утверждении, что в число специфического рода профессиональной преступной деятельности можно включить и, свойственную только отечественной криминальной среде, «неформальную группировку» - «воры в законе».
Ниже автор лекции остановится на одной из версий возникновения этого достаточно сложного преступного института, о его изменениях и современном состоянии. А пока определимся с имеющейся в нашем активе теорией «профессиональной» преступности вообще.
Сопоставим в таблице четыре признака, характеризующие в русском языке понятие «профессия» (как общее) и криминальная профессия (как частное). Сопоставление до «единичного» можно продолжить самостоятельно, применяя эти признаки к конкретным преступным профессиям.
Род трудовой деятельности (занятий). Устойчивый вид преступного занятия (специализация).
Показателем его является специальный рецидив, но не всегда в уголовно-правовом смысле, т.к., например, мошенники или карманные воры «со стажем» систематически совершавшие преступления в виде промысла, но являющиеся латентными.
Следующим показателем является множественность. Здесь имеется ввиду повторность однородных преступлений (а не идеальная совокупность, разница между которыми во времени преступных деяний), которые совершаются в течении длительного времени. Она еще называется «криминальный стаж».
Профессиональные преступники могут быть неработающими; считающими работу как «хобби»; числиться на какой-либо должности, но не работать; использовать свою работу как условие для преступной деятельности и отдельного выделения «заслуживают» лица, занимающиеся бродяжничеством.
Определенная подготовка
Определенные познания и навыки (квалификация).
Каждый профессиональный преступник в зависимости от выбранного вида преступлений с учетом степени и характера знаний, подготовки, физических возможностей определяет для себя более узкую специализацию, т.е. квалификацию (использование отработанных до автоматизма практических навыков, с использованием специальных приемов, знание специальных слов, сигналов и пр.). Как в любой деятельности, так и в преступной наблюдается профессиональное разделение труда (специализация). Подготовка строится на: криминальном опыте и совершенствуется методом проб и ошибок.
Специалисты выделяют следующие основные преступные квалификации: карманные, квартирные, магазинные воры, похитители автомашин, антиквариата (в каждой из них насчитываются десятки различных «специальностей»). Например, карманники подразделяются на работающих в разных местах (наземном общественном транспорте, метро, рынках и пр.) Различие можно провести и по способам совершения карманных краж (с помощью тех. средств, прикрытия и пр.); существуют и вспомогательные, более мелкие квалификации (карманник, принимающий похищенное (пропальщик), вор, отвлекающий жертву - тырщик, обучающий новичков (козлятник) и пр. Карманные воры в России всегда отличались высоким профессионализмом. Их раскрываемость «очень высока» - от 0 до 3%%.
Больших успехов в настоящее время добились т.н. «домушники».
У «мошенников» насчитывается около 40 категорий «специалистов», среди которых наибольшее распространение получили шулера, наперсточники и кукольники.
В одном из учебников выделена среди корыстно-насильственных преступников, как обладающая высоким профессионализмом, группа вымогателей (рэкетиров). Позволю себе не согласиться с этим положением. Рэкет - это низший уровень криминальной специальности, где действуют только стаей и отсутствует индивидуальное мастерство, стойкость и мужество переносить лишения и физическую боль. «Профессионалы» из преступников брезгуют рэкетом и презирают рэкетиров - сытую и еще не битую молодежь.
Информация о работе Криминологические проблемы борьбы с рецидивной преступностью