Расследование убийств, совершенных в состоянии аффекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 16:23, курсовая работа

Краткое описание

Основной задачей первоначального этапа является установление и при необходимости, розыск лица, подлежащего привлечению к ответственности.
На первоначальном этапе расследования нужно установить:
Способ совершения преступления и сокрытия его следов;
следы, указывающие на личность убийцы;
установочные данные потерпевшего;
данные о похищенном имуществ;
мотивы совершения преступления.

Содержание

Введение………………………………………………………………….………3
Глава I ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РАССЛЕДОВАНИЯ УБИЙСТВ СОВЕРШЕННЫХ В СОСТОЯНИИ АФФЕКТА……………………5
Глава II ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ЭТАПА РАССЛЕДОВАНИЯ УБИЙСТВ СОВЕРШЕННЫХ В СОСТОЯНИИ АФФЕКТА
2.1. Первоначальные следственные действия…………………………………...8
2.2. Типичные следственные ситуации, складывающиеся на первоначальном этапе расследования………………………………………………………………9
Глава III ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ПО ДЕЛАМ ОБ УБИЙСТВАХ СОВЕРШЕННЫЕ В СОСТОЯНИИ АФФЕКТА
3.1. Допрос свидетеля………………………………………………………….18
3.2. Задержание, освидетельствование и допрос подозреваемого………….20
3.3. Назначение экспертиз……………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………………...32

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 62.89 Кб (Скачать документ)

Заключение эксперта помогает в  решении вопроса о роде смерти, но само его не решает, и решать не может. Искусство следователя при назначении этой экспертизы в том и заключается, чтобы поставить те вопросы, ответы на которые позволят ему разобраться в характере происшествия и во многих его деталях.

В сложных случаях, когда вопросы  судебной медицины и криминалистики тесно переплетаются, оказывается  полезной комплексная судебно-медицинская  и криминалистическая экспертиза.

По делам рассматриваемой категории  очень распространена и биологическая  экспертиза вещественных доказательств. Исследование крови, слюны, иных выделений  человеческого организма, а также  волос, костей и т.д. открывает перед  экспертом широкие возможности  для решения многих вопросов, а  заключения по ним помогают следователю  соединить в единое целое разрозненные факты, цементируют имеющиеся улики.

Важно поэтому серьезно подойти  к назначению такой экспертизы и  иметь ввиду, что применительно, например, к крови экспертиза может  ответить не только на традиционные вопросы  о ее группе и типу, но и на многие другие - о давности образования  пятен крови, ее регионалом происхождении (из носа, полости рта, половых органов и т.д.) и др.

Сейчас имеется возможность  при благоприятных условиях решать по следам крови, спермы, слюны вопрос идентификации генотипа личности (ДНК). Однако невозможно ожидать хороших  результатов от судебно-медицинской  экспертизы вещественных доказательств, если они были неправильно изъяты, небрежно упакованы, перемешены друг с  другом и т.д. При такой “подготовке” экспертизы ее заключение может в  лучшем случае дать ответы лишь на простейшие вопросы, а в худшем – оказаться  ошибочным и направить следствие  по ложному пути.

д) Первоначальные следственные действия, проводимые по делам об убийствах (осмотр, допросы очевидцев и иных свидетелей, судебно-медицинская экспертиза трупа), всегда служат материалом для выдвижения версии о лицах, которые могут  быть причастны к убийству, а, следовательно, и материалом для целенаправленного  планирования следствия.

Версии не должны быть надуманы и  выдвигаться “для порядка”. Версии призваны служить инструментом раскрытия  преступления, обеспечить правильное планирование следствия. По делам об убийствах, да и о других преступлениях, следователь обязан проверить сведения, полученные из не процессуальных источников. Если же оставить сведения, полученные из этих источников без проверки, то можно упустить правильную версию. Разумеется, нельзя строить обвинения на слухах или анонимках.

Данные, полученные из не процессуальных источников, могут явиться основанием к проведению процессуальных действий, но они не могут заменить процессуальную информацию.

Большую сложность представляют по делам данной категории многие следственные действия, а особенно допрос подозреваемого.

Не час и не два нужно для  того, чтобы встретить допрашиваемого во всеоружии, чтобы не только абсолютно  точно знать все, что может  быть использовано при допросе, но и  предвидеть, как этот человек будет  вести себя, какие доводы он выскажет. Для того чтобы получить у него правдивые показания, нужно досконально  знать, что он собою представляет, каково его прошлое, имеет ли он слабости, каков его характер. Нужно попытаться проникнуть в его психологию.

Хорошо подготовленный и умело  проведенный допрос – одна из гарантий получения правдивых показаний. Однако известно, что даже улики, кажущиеся  вескими, оказываются подчас результатом  случайного совпадения тех или иных обстоятельств и рассыпаются  уже после первых объяснений подозреваемого.

Цель допроса – выяснить фактические  обстоятельства по делу, а отнюдь не получить во что бы то ни стало признание. Если же получено признание, то нужно  тщательно и объективно его проверить. Сделать это можно только в  том случае, когда показания записаны с исчерпывающей полнотой и разъясняют все вопросы.

По делам этой категории, чаще, чем по другим, прибегают к проверке показаний на месте. Это очень эффективное средство не только проверки, но и получения новых доказательств, которое помогает установить, насколько правдивы были показания. Но оно никогда не должно применяться для так называемого “закрепления” показаний, т.е. для того, чтобы подозреваемый повторил свои показания на месте происшествия в присутствии понятых, под “прицелом” видеокамеры. Установить виновную осведомленность сознавшегося, т.е. знание им таких фактов, которые никому, кроме лица, совершившего убийство, неизвестны - вот одна из главных задач этого следственного действия.

По делам об убийстве самым веским оправдательным доказательством является алиби. Человек, который не был там  и тогда, где и когда совершено  убийство, не может быть исполнителем убийства. Эта истина хорошо известна всем. Правда, есть и исключения. Имеются  ввиду некоторые случаи совершения убийства путем отравления, использования заранее подготовленных средств убийства (при поджоге, взрыве и т. д.) и др. Однако эти случаи достаточно редки. Поэтому пока алиби не проверено, не может идти и речи об окончании расследования по делу. Проверяя алиби, нужно достоверно установить одно из трех:

  1. Алиби правильно. Тогда исключается, что обвиняемый - физический исполнитель убийства, а если нет доказательств, что он соучастник, укрыватель или недоноситель, дело в отношении него должно быть прекращено.
  2. Алиби неправильно. Установление этого будет служить одним из уличающих доказательств.
  3. Алиби безразлично, т.е. человек мог совершить убийство, находясь в момент гибели потерпевшего в другом месте.

Наибольшую сложность представляет проверка алиби, когда с момента  преступления прошло много времени  или когда преступник заранее  готовит ссылку на алиби, вступая  в сговор с лицами, на которых  потом указывает как на свидетелей, будто могущих подтвердить, что  в момент убийства он был в другом месте, или даже фабрикует соответствующие  документы.

Однако следователя не должна остановить сложность проверки алиби в этих случаях. Опять же на помощь должны прийти приемы, разработанные криминалистикой  и юридической психологией. В их числе и приемы допроса, которые “оживляют” память свидетелей, и детализированные допросы обвиняемого и лиц, подтверждающих его алиби по таким вопросам, на которые при сговоре они не обратили внимания, проверка документов, на которые ссылается обвиняемый, и т.д.

При проверке показаний обвиняемого, в которых он признает свою вину, иногда оказывается, что эти показания  – самооговор. Столкнувшись с самооговором, следователь не должен остаться безразличным к причинам, которые побудили к  нему обвиняемого, и должен четко  и ясно ответить: что толкнуло (или  кто принудил) человека возвести на себя столь тяжкое обвинение.

е) Важную роль в расследовании  убийств может сыграть помощь местного населения. Значительную помощь следствию (прежде всего предоставлением  не процессуальной информации), могут оказать внештатные сотрудники полиции, сотрудники частных детективных, охранных предприятий, собственных служб безопасности, действующих при коммерческих фирмах (особенно по делам о “заказных” убийствах). Эта помощь может понадобиться с первых же шагов следствия. Уже при осмотре, когда нужно изучить обширные участки, прилегающие к месту происшествия, следует обратиться за содействием к местным жителям. С помощью общественности можно установить принадлежность тех или иных предметов, судя по всему оставленных или брошенных преступниками на месте происшествия, личность убитого, обнаружить вещественные доказательства, выявить очевидцев и иных свидетелей. Особенно ценной помощь такого рода может оказаться при проведении расследования в сельской местности. Многие лица даже не догадываются, что виденное или услышанное ими имеет какое-либо отношение к убийству, часто не знают и о том, что произошло убийство.

В самом деле, разве случайный  свидетель ссоры двух человек  может предполагать, что через  пять минут один из них ударом ножа убьет другого и скроется, или  откуда гражданин может знать, что  следствие разыскивает по подозрению в убийстве человека, приметы которого совпадают с жителем его дома? Только после соответствующего обращения  он, может быть, придаст этим фактам соответствующее значение и возможно, не преминет исполнить свой гражданский  долг.

Существуют определенные рекомендации, выработанные криминалистикой и  относящиеся к содержанию обращений  к общественности:

  1. Они должны носить не сенсационный, а деловой характер, и к ним не следует прибегать по пустякам, а только в случае действительной необходимости.
  2. Не следует их строить таким образом, чтобы создавалось впечатление о беспомощности следствия.
  3. В них не нужно включать данные, которые могли бы помочь преступнику скрыть следы преступления или запутать следствие.
  4. В обращениях не должны высказываться предположения о причастности к убийству лиц, виновность которых не доказана.
  5. В обращениях не должно содержаться сообщения, оглашающего интимные стороны жизни какого-либо лица.

Объем сведений, оглашаемых в обращениях, зависит от того, кому они адресованы. Внештатным сотрудникам МВД, сотрудникам  негосударственных охранных и детективных  служб, которые не должны, например, содержаться в обращениях, адресованных ко всему населению района.

Однако во всех случаях нужно  иметь ввиду, что никакие обращения к общественности не снимают со следователя ответственности за раскрытие преступления. Поэтому нельзя, обратившись к общественности, пассивно ждать откликов. Задача состоит в другом: опираясь на помощь общественности, всегда использовать для раскрытия убийства все достижения криминалистики и смежных наук.

 

Глава III ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ПО ДЕЛАМ ОБ УБИЙСТВАХ СОВЕРШЕННЫЕ В СОСТОЯНИИ АФФЕКТА

3.1. Допрос свидетеля

Свидетели-очевидцы допрашиваются  о причинах, по которым они оказались  на месте происшествия, кого они  встречали по пути к нему или от него, при каких обстоятельствах  наступила смерть потерпевшего, кто  еще присутствовал при этом. Выясняется, в связи, с чем возникла ссора между потерпевшим и преступником, как и чем, наносились телесные повреждения. В ситуациях, когда личность убийцы не установлена, свидетели-очевидцы подробно допрашиваются о приметах внешности преступника, его одежде и т.д.

Нередко, в особенности по делам  о бытовых убийствах, свидетели  знакомы с потерпевшим и преступником. Довольно часто они участвуют  в распитии спиртного перед убийством  или даже в ссоре. В таких случаях  очевидцы нередко дают необъективные, а часто - заведомо ложные показания, пытаясь скрыть свое неблаговидное  поведение, опасаясь мести преступника, или по иным причинам.

В качестве свидетелей по делам об убийствах нередко допрашивают  лиц, которые видели, должны были или  могли видеть потерпевшего перед  наступлением смерти. Если потерпевший  шел с работы, допрашиваются его  сослуживцы. Желательно допрашивать  не только лиц, рабочие места которых  находятся по соседству с потерпевшим, но и руководителей, вахтеров, работников, которые уходили с работы в  это же время.

Если потерпевший уходил из дому, допрашиваются лица, с которыми он проживает: родные, близкие, соседи. Иногда допрашиваются работники жилищно-коммунальных служб, отделений связи, учреждений здравоохранения. У них выясняется, куда направлялся потерпевший, с  кем уходил, не проявлял ли он беспокойства, не торопился ли. В необходимых случаях задаются вопросы о том, каким – маршрутом обычно ходил потерпевший, по какому пути намеревался идти в интересующее следствие время, бывал ли он ранее на месте происшествия, если нет, то, как он мог оказаться в этом месте, не проживает ли у него поблизости кто-нибудь из знакомых и т.д.

В ходе допроса устанавливается, какие  ценности находились у потерпевшего. При обнаружении на месте происшествия каких-либо вещей они могут быть предъявлены для опознания. Свидетели  этой группы могут допрашиваться  и о свойствах личности потерпевшего, а также о его связях, знакомствах  и т.д.

После выяснения пути, по которому потерпевший двигался или мог  двигаться к месту происшествия, должны устанавливаться и допрашиваться  в качестве свидетелей лица, следовавшие  одновременно с потерпевшим аналогичным  маршрутом. При допросе этих свидетелей выясняется, кого они видели на своем  пути, не было ли там лиц, которые  вели себя подозрительно или вызывающе, не встречали свидетели потерпевшего.

В случаях, когда свидетель не знаком с потерпевшим, ему должны быть названы  некоторые приметы внешности, одежды потерпевшего.

В качестве свидетелей могут допрашиваться  лица, видевшие до убийства или после  него подозреваемого. Поэтому должны устанавливаться свидетели, двигавшиеся  той же дорогой, что и подозреваемый. У этих свидетелей выясняется, как  выглядел подозреваемый до убийства, в каком состоянии он находился, куда намеревался пойти, знает ли потерпевшего. Свидетели, встречавшие  подозреваемого после убийства, допрашиваются  о том, при каких обстоятельствах  они его наблюдали, какие повреждения  заметили на одежде и теле подозреваемого, не проявлял ли он беспокойства, как объяснял свое появление на месте встречи, не обращался ли с просьбой подтвердить его пребывание в определенном месте и т.д.

У сослуживцев, соседей и близких  подозреваемого выясняется, не исчезали ли и не появлялись ли у него какие-либо вещи, занимался ли он, а эти дни стиркой, чисткой или починкой одежды и обуви. Таким свидетелям могут быть предъявлены для опознания части или предметы одежды, обуви, личного обихода, орудия преступления, обнаруженные на месте происшествия.

Полезным может оказаться и  допрос граждан, которые знают об обстоятельствах убийства и его  участниках со слов других лиц. Им задаются вопросы о том, при каких обстоятельствах  и от кого стало известно свидетелям об обстоятельствах убийства, его  участниках.

Информация о работе Расследование убийств, совершенных в состоянии аффекта