Особенности тактики следственных действий по делам о терроризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 21:02, диссертация

Краткое описание

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является изучение правовых, теоретических и практических проблем, возникающих при расследовании терроризма, анализ причин их возникновения, определение основных путей решения и выработка рекомендаций, направленных на повышение эффективности всего процесса расследования, и в первую очередь, первоначального этапа производства отдельных следственных действий по делам рассматриваемой категории.

Прикрепленные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ 6 КУРСMicrosoft Office Word.docx

— 74.42 Кб (Скачать документ)

В связи с этим в ряде случаев целесообразно предупреждение защитника в порядке ст. 139 УПК о неразглашении сведений, которые ему стали известны при участии в предварительном следствии.

Особенно остро вопрос о сохранении следственной тайны стоит по многоэпизодным делам с несколькими обвиняемыми. К моменту, когда расследование будет проходить с участием защитника, к уголовной ответственности могут быть привлечены еще не все виновные, не установлен окончательно объем преступной деятельности. Осведомленность обвиняемого и защитника с материалами, касающимися этих вопросов и требующими еще проверки, безусловно, нежелательна, а часто просто недопустима, так как это снизит эффективность или сделает невозможным проведение многих следственных действий, основывающихся на эффекте неожиданности и незнании проверяемым лицом, какими доказательствами в отношении него располагает следствие.

В связи с этим по многоэпизодным делам с несколькими обвиняемыми следователю целесообразно, если это не нарушает еготактических соображений, отложить на более поздний срок следственные действия, при выполнении которых обвиняемый может узнать об упомянутых выше материалах. В этом случае позже узнает об этих материалах и защитник, который, как известно, может участвовать лишь в тех следственных действиях, которые проводятся по его ходатайству, либо в тех, в которых участвует его подзащитный.

Приведенные ниже общие положения будут рассмотрены применительно к отдельным следственным действиям.

3.2. Допрос и очная ставка

Допрос обвиняемого <*> является одним из наиболее информативных следственных действий. Участие в нем защитника предоставляет следователю дополнительные возможности в расширении доказательственной базы. На выбор оптимальной тактики проведения допроса оказывает влияние полнота изучения личности обвиняемого. Характерны недоработки следователей в этом вопросе. Так, по материалам исследования, по каждому четвертому делу не анализировалась динамика развития личности, к делу приобщались малосодержательные и формальные характеристики, из характеризующих материалов нельзя было сделать вывод о причинах и условиях, способствовавших нравственной деформации личности. Отмеченные недостатки, в конечном счете, отрицательно отражались на результатах допроса <**>. Исходя из этого, следователю выгодно привлекать защитника, поскольку он способен облегчить исследование обстоятельств преступления.

 

<*> Далее везде  имеется в виду и подозреваемый.

<**> См. Казинян  Г.С., Соловьев А.Б. Проблемы эффективности  следственных действий. - Ереван, 1987. - С. 77 - 78.

Научное изучение следственных ошибок, повлекших вынесение в 80-х годах целого ряда оправдательных приговоров, дало основание для вывода о том, что нарушения законности, допускавшиеся при ведении следствия, могли бы быть своевременно предотвращены. Заявления обвиняемых о применении угроз, насилия в ходе следствия можно было опровергнуть или подтвердить при участии защитника в допросах, очных ставках и других следственных действиях.

Таким образом, смысл участия защитника в допросе, очной ставке состоит в том, чтобы обеспечить их полноту и всесторонность с точки зрения защиты законных интересов обвиняемого, способствовать выявлению фактов, которые оправдывают обвиняемого или смягчают его ответственность. Такая помощь защитника, бесспорно, позитивна.

Защитник участвует в допросе как активный и самостоятельный субъект доказывания. Он реализует предоставленные ему законом права и оказывает непосредственное влияние на содержание деятельности следователя, способствует предотвращению обвинительного уклона. Все это положительные моменты, которые должны объективно заинтересовать следователя в поиске путей по своевременному привлечению защитника к проведению допроса. Именно к такому поведению обязывает следователя и требование закона об обеспечении подозреваемому, обвиняемому возможности осуществлять свою защиту законными средствами и способами.

На следователе, как на лице, отвечающем за расследование и его результаты, лежит обязанность организатора допроса. Поэтому он не может терять инициативу, управляя всем ходом этого следственного действия.

Новые уголовно-процессуальные нормы не требуют разрешения следователя на участие защитника в допросе его подзащитного,расширяют его возможности в этом следственном действии, что делает защитника весьма активной фигурой.

Тактика допроса с участием защитника включает не только приемы, используемые следователем непосредственно в ходе этогоследственного действия, но и меры, которые он предпринимает для подготовки допроса. При этом надо иметь в виду, что подготовка к допросу не является чисто технической работой. Направленная на обеспечение взаимодействия нескольких участников процесса в ходе допроса, эта работа, несомненно, имеет большое психологическое содержание.

К числу мер, которые может принять следователь, с тем, чтобы гарантировать защитнику полное осуществление его права на участие в допросе, относится своевременное информирование о времени и месте допроса, корректировка времени с учетом возможностей защитника. Способствовать этому будет ознакомление защитника с графиком проведения следственных действий по уголовному делу (о чем шла речь в разделе 2.2 настоящего Пособия).

Результаты ознакомления с графиком целесообразно отражать в специальном протоколе, который подписывается следователем и защитником. В этом документе следует указать, желает или нет защитник участвовать в следственных действиях, в каких именно. Если защитника не устраивает дата и время проведения допроса, то в интересах следствия они могут быть скорректированы с учетом возможностей того и другого.

В случае болезни обвиняемого следователь может принять решение о его допросе по месту жительства или лечения. При этом необходимо выяснить, не препятствует ли проведению допроса состояние здоровья этого лица. Следователь может поставить вопрос о присутствии при допросе представителя медицинского учреждения, желательно лечащего врача. Такая инициатива может принадлежать и защитнику.

Важное значение для спокойного проведения допроса имеет создание надлежащих условий, деловой обстановки, устранениеотвлекающих моментов, прекращение, например, телефонных разговоров, удаление лиц, не участвующих в допросе. Присутствие таких лиц нередко лишает обвиняемого возможности использовать допрос как средство своей защиты, не способствует получениюправдивых показаний, сковывает обвиняемого в свободном повествовании, оказывает на него определенное психологическое давление <*>.

 

<*> Порубов Н.И. Научные основы допроса на  предварительном следствии. - Минск, 1978. - С. 93.

Надо так организовать проведение допроса, чтобы он начался в точно назначенное время и не длился слишком долго. Следователь должен учитывать, что у защитника есть свои планы, и лишняя трата времени будет вызывать у него раздражение, неприязнь к следователю, а отсюда - конфликтные ситуации. Можно рекомендовать выяснить у защитника перед допросом, каким временем он располагает.

Продумывая тактику самого допроса, следователю не надо забывать, что и защитник, в свою очередь, вырабатывает линию поведения, тактику защиты. Избранные следователем и защитником тактические линии проведения допроса объективно оказывают взаимное влияние друг на друга. Поэтому очень важна подготовка к допросу, разработка его плана, тщательный отбор и последовательность постановки вопросов, которые следователь предполагает выяснить.

Следователь, разумеется, не обязан знакомить защитника со своим планом допроса. Защитник, в свою очередь, может разработать свой план, который он также не обязан предъявлять следователю. Вместе с тем он может просить следователя скорректировать планы допроса и предъявить дополнительно, например, те или иные доказательства, а также с учетом состояния и личностных особенностей допрашиваемого не задавать ему вопросов определенного характера или не связанных с расследуемым преступлением.

Несмотря на то, что уголовно-процессуальный закон не регулирует эту часть взаимоотношений следователя с защитником, их следует расценивать как правомерные, направленные на охрану прав и законных интересов обвиняемого, способствующие созданию благоприятной атмосферы расследования и формированию положительного отношения к следователю. Не будет нарушением закона и вполне допустимо совместное обсуждение защитником и следователем плана проведения допроса. Это не следует понимать буквально, как предъявление письменного документа. Речь может идти об информировании относительно замысла допроса, его отдельных частей. Эта рекомендация относится, прежде всего, к тем случаям, когда у следователя установлен хороший, деловой контакт с защитником.

Разумеется, следователь вправе аргументированно отклонить доводы защитника, который связан правовой позицией подзащитного на следствии, что зачастую предполагает столкновение интересов адвоката и следователя. Но если защитник в своих ходатайствах не выходит за рамки закона и его поведение отвечает задачам уголовного судопроизводства, то следователь должен прислушаться к его мнению.

Получая из различных источников информацию о действиях обвиняемого, его роли в совершении преступления, об особенностяхего характера, темпераменте, защитник может предложить следователю свою, основанную на этих знаниях, версию. Не исключено, что защитник может рекомендовать и свои пути проверки выдвинутой им версии, выяснения отдельных обстоятельств дела.

Следователь, бесспорно, заинтересован в том, чтобы получить максимум информации от защитника. Эта информация может дать ему основания для формирования представлений о возможной версии защиты по делу или хотя бы о ее отдельных элементах. "Версии защиты, если они не прогнозируются, не включаются в план расследования и не проверяются заранее, то есть на первоначальном этапе расследования или сразу после него нередко "встают" перед следователем неожиданно, как невиданный ранее барьер... Иной раз они возникают слишком поздно, и проверить их всесторонне следователь уже не в состоянии" <*>. Проверка версии до того момента, когда она будет официально выдвинута обвиняемым или его защитником, дает следователю тактические преимущества, позволяет немедленно парировать противоречащие материалам уголовного дела утверждения обвиняемого или принять решение о проведении дополнительной проверки.

 

<*> Бурданова  В.С. Выдвижение и проверка версий  защиты при расследовании преступлений. - Л., 1983. - С. 4 - 5.

Начиная допрос, следователь в соответствии с законом (ст. 149 УПК) обязан разъяснить обвиняемому его права и обратить внимание на то, что он вправе вообще отказаться от показаний. Предотвращая такой отказ обвиняемого, целесообразно подчеркнуть, что показания могут быть не только источником доказательств его вины, но и средством защиты от обвинения. Из тактических соображений, учитывая традиционное недоверие обвиняемого к следователю, разъяснение этих моментов лучше предоставить защитнику, особенно в тех случаях, когда у него установился хороший контакт с обвиняемым.

Если в допросе участвует защитник, то не противоречит закону решение следователя ознакомить обвиняемого также и с правами защитника, используя которые последний будет отстаивать законные интересы своего подзащитного. Это можно расценивать как один из возможных и допустимых психолого-педагогических приемов, который будет способствовать формированию у обвиняемого положительной установки в отношении следователя. Проявление уважительного отношения к защитнику с первого момента их общения не только важно в этическом плане, но и позитивно скажется на их взаимоотношениях в дальнейшем.

Важность установления психологического контакта между следователем и допрашиваемым, следователем и защитником, защитником и обвиняемым - очевидна, так как от этого во многом зависит объем информации, которую рассчитывает получить следователь. На это обращал внимание А.Н. Васильев, который специально выделял среди тактических приемов, используемыхследователем, "прием формирования, психологического контакта с участниками следственных действий". Он писал, что "психологический контакт следователя с другими участниками следственных действий состоит в установлении отношений, характеризующихся точным, добросовестным выполнением всеми участниками (в том числе и следователем) своих процессуальных и нравственных обязанностей, правильным использованием своих процессуальных прав, в результате чего создаются отношения и атмосфера, благоприятствующие решению задачи данного действия" <*>.

 

<*> Васильев А.В. Следственная тактика. - М., 1976. - С. 89.

Представляется очень важным подчеркнуть, что следствие и защита при проведении допроса должны действовать на основесоблюдения общих нравственных ценностей. Вместе с тем следователю при выборе тактических приемов допроса обвиняемого с участием защитника рекомендуется учитывать возможную иногда недобросовестность защитника, его стремление исказить обстоятельства дела в интересах обвиняемого.

В связи с этим особое значение приобретает скрупулезное соблюдение порядка допроса, закрепленного в ч. 5 ст. 150 УПК иобязывающего провести допрос в такой последовательности: спросить обвиняемого, признает ли он себя виновным, выслушать показания по существу обвинения, задать при необходимости вопросы.

Показания обвиняемого состоят из двух частей: свободного рассказа и постановки вопросов с фиксацией ответов на них. Тактически правильно не прерывать свободный рассказ, а все уточняющие, детализирующие вопросы задать после него, что позволит избежать неконтролируемого следователем воздействия защитника на обвиняемого. Это обстоятельство важно подчеркнуть в связи с изменениями, которые были внесены в ст. 51 УПК РФ, регулирующую права и обязанности защитника.

По ранее действовавшему законодательству он мог задавать вопросы только с разрешения следователя.

Действующее законодательство не связывает право защитника задавать вопросы с предварительным получением разрешения от следователя. Иными словами, защитник может задать вопрос в любой момент допроса (после свободного рассказа обвиняемого), что создает определенные сложности для следователя, так как несвоевременно поставленные вопросы способны нарушить логическую последовательность допроса или направить показания обвиняемого в другое русло, переключить его внимание.

Информация о работе Особенности тактики следственных действий по делам о терроризме