Учение о рациональном естественном праве Г. Гроция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 17:46, реферат

Краткое описание

Цель трактата — решение актуальных проблем международного права. Разбор теоретических проблем войны и мира потребовал решения более общих вопросов о праве, справедливости, источниках, формах существования права, методах изучения. В результате Гроцием была разработана политико-правовая доктрина, основанная на новой методологии, содержащая оригинальные решения проблем общей теории права и государства, а также некоторые радикальные для того времени программные положения.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Политология.doc

— 126.00 Кб (Скачать документ)

   На  закон и законность Дж. Локк возлагал очень большие надежды. В установленном  людьми общем законе, признанном ими и допущеным по их общему согласию в качестве меры добра и зла для разрешения всех коллизий, он усматривал первый конституционный государственный признак. Титул закона имеет лишь тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу, а отнюдь не любое предписание, исходящее от гражданского общества в целом или от установленного людьми законодательного органа. Закону обязательно должно быть присуще стабильность и долговременность действия. Государственная власть, писал Локк, не может брать на себя право поваливать посредством произвольных деспотических указов, она должна  управлять согласно установленным постоянным законом, провозглашенным народом и известным ему, а не путем импровизированных указов . Законы тогда способствуют достижению главной и великой цели  государства, когда все знают и выполняют. В  государстве абсолютно никто, никакой орган не может быть изъят из подчинения его законам. Высокий престиж  закона проистекает из того, что он - решающий инструмент сохранения и расширения свободы личности, который  также гарантирует индивида от произвола и деспотической воли других лиц.  Там, где нет законов, там нет и свободы . Как само государство, позитивные законы создаются по воле и решению большинства.   

     Локк определял государство как  совокупность людей, соединившихся  в одно целое под эгидой  ими же установленных законов  и создавших особые органы  для улаживания конфликтов и  наказания нарушителей  законов. Особенность государства он видел в наличии политической власти, которая отличается от других видов  власти.  Власть должностного лица над подданными, следует отличать от власти отца над своими детьми, от  власти хозяина над своими слугами, от власти мужа над своей женой и от власти господина над своим рабом. 

   Политическая  власть   эта власть, которая издает законы и которая применяет силу для проведения законов в жизнь, а также для защиты от внешней опасности. Создавая государство, общественным договором народ определяет объем прав, которые он ему вручает. Государству дается столько политической власти, сколько необходимо ему для обеспечения естественных прав и политических свобод своих граждан. Локк выступает против гоббсовского наделения государства неограниченной, абсолютной политической властью. Он предлагает ограничить власть государства принципами: согласия граждан, неотчуждаемость свободы, разделения властей и сопротивления тирании. 

   Выбор формы государственного правления, по представлению Локка, должен определяться на основе народного согласия. Кроме основных форм (демократия, олигархия, монархия) им допускается возможность существования промежуточных и сменяемость одной формы на другую по воле народа. Наилучшей формой государственного правления для него является та, которая эффективно осуществляла свои главные задачи и четко следовала основным принципам ограничения политической власти. Ведущим принципом такого ограничения Локк считал принцип разделения властей. Согласно ему   верховная, законодательная, исполнительная и церковная власть должны были быть отделены друг от друга. Законодательная власть это власть, доверенная народом избранному им парламенту. По мнению Локка, парламент должен быть двухпалатным (палата лордов и палата общин) для того, чтобы выражать интересы различных сословий. Парламент, издавая всеобщие законы, сам обязан неукоснительно следовать им. Исполнительная власть   эта власть, в введении которой должен находиться контроль за осуществлением принятых законов, защита на основе законодательства прав и свобод граждан, наказание преступивших закон, поддержание дипломатических отношений с другими государствами, реализация военной стратегии. По мнению Локка, главой исполнительной власти должен быть король, который возглавляет правительство, назначает судей и осуществляет федеральную власть    внешнюю политику. Локк, как сторонник свободы совести и веротерпимости, настаивал на отделении церкви от государства, а государства от церкви. Церковная власть не может распространяться на гражданские дела. Государство имеет право вмешиваться в дела церкви только тогда, когда возникают религиозные явления, опасные для всего общества или несовместимые с законами и нормами морали, принятыми в данном государстве. 

   Образцовой  формой государственного устройства, с точки зрения осуществления принципа разделения властей, он считал конституционную монархию. Верховная власть   это власть народа, которая остается у него и не передается никакому государственному органу или правителю. Верховная власть решает вопрос о выборе или смене формы государственного правления, устанавливает условия и ограничения политической власти. 

   По  существу, нормальная  структура правления  рисовалась Дж. Локку комплексом официальных нормативно закрепленных сдержек и противовесов. Законодательная власть   высшая власть в том отношении, что законы строго обязательны для правительства, чиновников и судей. Монарх   глава исполнительной власти, поэтому имеет право распускать и созывать парламент, право вето, право в интересах общего блага совершенствовать избирательную систему для более равного и пропорционального представительства. Но деятельность монарха и правительства должна быть строго подзаконна.  

     То есть: идеи Локка о естественном  праве, о принципах государственного  устройства послужили теоретическим фундаментом для создания английского буржуазного законодательства. К ним обращались и творцы американской конституции. Локк оказал значительное влияние на просветительскую идеологию и свободомыслие во Франции, Германии, России ХVIII века. 

     Политическое учение Локка оказало  большое влияние на последующее  развитие политической идеологии.  Особенно широкое распространение  имела теория естественных неотчуждаемых  прав человека, использованная Джефферсоном  и другими теоретиками американской  революции и вошедшая затем во французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 г. Большое влияние на развитие государственно-правовой идеологии и конституций оказала также теория разделения властей, которую вслед за Локком развивали Монтескье и другие теоретики.

 

Дж.Локк считал собственность  естественным правом человека. П.Ж.Прудон заявлял, что «собственность – это кража». Каковы основания  этих диаметрально противоположных  позиций? В чем, по вашему мнению, состоит  правота и неправота  каждого из мыслителей?

     ПРУДОНИЗМ, доктрина мелкобуржуазного социализма, основу которой составляют экономические, философские и социологические  взгляды П. Ж. 
Прудона. Прудон и его последователи считали крупную капиталистическую собственность "кражей", но отвергали коммунизм и отстаивали "владение" — мелкую собственность, не связанную с эксплуатацией чужого труда. 
Рассматривая антагонизм труда и капитала сквозь призму жизненных условий и интересов мелких товаропроизводителей и не понимая действительных источников классовой эксплуатации, они объясняли ее существующим в буржуазном обществе неэквивалентным обменом. В результате, по их мнению, крупные денежные капиталисты, финансисты и банкиры, монопольные владельцы средств обращения, грабят все трудящиеся классы, в т. ч. "трудящуюся буржуазию", взимая со всех дань, — ссудный процент и вычеты из заработной платы производителей. Отсюда делался вывод о возможности уничтожения классовой эксплуатации посредством экономической реформы в сфере обращения, организации безденежного обмена товаров и беспроцентного кредита при сохранении частной собственности на средства производства и наёмного труда. 
Прудонисты доказывали, что такая реформа приведёт к преобразованию капиталистического общества в строй равенства, т. к. превратит всех людей в работников, обменивающихся равными количествами труда, и откроет каждому возможность стать самостоятельным производителем. Ввиду этого "социальная революция", полагал Прудон, может и должна осуществляться мирным путём, на основе сотрудничества пролетариата и почти всей буржуазии, при отказе от политической борьбы, являющейся, по его мнению, важнейшим источником обострения классовых антагонизмов, и при уничтожении государства, которое 
Прудон считал главным орудием раскола общества, паразитизма и угнетения. 
"Не уничтожить капитализм и его основу — товарное производство, а очистить эту основу от злоупотреблений, от наростов и т. п.; не уничтожить обмен и меновую стоимость, а, наоборот, “конституировать” ее, сделать ее всеобщей, абсолютной, ”справедливой”, лишенной колебаний, кризисов, злоупотреблений — вот идея Прудона". Прудонисты делали вывод о том, что противоречия и антагонизмы буржуазного общества могут быть разрешены только посредством их уравновешивания. Они отказались от всякого ограничения частной собственности, в вопросе о социальном преобразовании переносили центр тяжести на осуществление идеи справедливости и моральное совершенствование личности. В проекте "прогрессивной ассоциации" (1845—47), объединяющей на принципах "мютюэлизма" (взаимопомощи) ремесленников, торговцев, рабочих и владельцев мелких предприятий для "эквивалентного обмена", Прудон признавал необходимость перехода предприятий крупной промышленности и железнодорожного транспорта в собственность и управление коллективов рабочих и служащих, но продолжал отстаивать сохранение частной собственности на средства производства в мелкой промышленности и в сельском хозяйстве.

     Прудонизм получил в 19 в. распространение во Франции и некоторых других странах  с мелкобуржуазным составом населения  и значительной, мелкобуржуазной прослойкой в рабочем классе. Распространению прудонизма способствовало то, что его реакционная сущность маскировалась псевдореволюционной фразеологией (в критике пороков капитализма, буржуазного государства и крупной собственности). Прудон отражал действительное положение мелкой буржуазии во Франции, в условиях промышленного переворота: с одной стороны, её протест против разорения и гнета крупного капитала и буржуазного государства, с другой — её стремление сохранить мелкую собственность и пойти назад, к мелкобуржуазному 
"маленькому капитализму". Это обусловливало его принципиальную общность с буржуазным социализмом, сущность которого "...как раз и заключается в желании сохранить основу всех бедствий современного, капиталистического общества, устранив в то же время эти бедствия". Закономерно поэтому в 
"Манифесте Коммунистической партии" отнесение Прудона к создателям систем буржуазного социализма.

     Под руководством прудонистов оказались  на первых порах французские секции 1-го Интернационала. Решительная борьба против них Маркса, Энгельса и их сторонников закончилась полной победой марксизма над прудонизмом. Эту победу закрепил опыт Парижской Коммуны, который до конца раскрыл порочность и вред прудонизма, давший себя знать во многих ошибках и слабостях Коммуны, и заставил участвовавших в ней прудонистов делать "...как раз обратное тому, что им предписывала доктрина их школы". В дальнейшем прудонистские идеи сохранялись в бакунистском анархизме, а после краха бакунизма использовались различными течениями "мирного" анархизма, а также анархо- синдикализма. Теоретики последнего заимствовали у Прудона буржуазно- анархистские идеи, отрицательное отношение к государству, политической борьбе и др. Ряд идей Прудона вошёл в арсенал буржуазных теорий 
"солидаризма", "радикал социализма" и тому подобных проповедей сотрудничества классов.

     Распространение прудонистских идей в России объяснялось  тем, что в стране социальной базой  общественного движения было крестьянство, отражавшее мелкобуржуазной тенденции  экономического развития. Произведения 
Прудона изучались в кружке М. В. Петрашевского. Последний, прочитав 
"Философию нищеты", подверг критике прудоновскую трактовку капитала и его значения в социальном преобразовании. Участник кружка И. Ястржембский не соглашался с анархистскими взглядами Прудона. Петрашевцы с интересом восприняли прудонистские идеи о производительных ассоциациях. В конце 40-х гг. 19 в. мальтузианские идеи Прудона были развенчаны В. А. Милютиным. 
Оценка Прудонизма нашла место в "Колоколе". В 1866 Л. И. Мечников поместил ряд статей о новой теории собственности Прудона. А. И. Герцен, хотя и критиковал отдельные положения Прудона, все же долгое время находился под его влиянием. В 1867 П. Н. Ткачёв в рецензии на работу Прудона "Французская демократия" оценил автора книги, несмотря на его революционную фразеологию, как представителя буржуазной экономической науки, защитника буржуазного строя. Н. К. Михайловский, критикуя Прудона за признание необходимости частной собственности, соглашался с ним в вопросе об "идее личности". 
Следуя за Прудоном, он допускал, как и В. В. Бервифлеровский, возможность мирного сотрудничества классов. В 1860—1870 в России делались попытки организовать производительные ассоциации (Ишутинская организация, ассоциация Христофорова в Саратове и др.), распространялись идеи о введении беспроцентного кредита, о равномерном распределении собственности. В нелегальной книге "Историческое развитие Интернационала" (1873) провозглашалась мысль Прудона о целесообразности непосредственного обмена продуктов между производителем и потребителем, отрицалась возможность введения среди крестьянства коллективной собственности на землю.

     Некоторые прудонистские идеи распространялись среди участников революционно-демократического движения 1870-х гг. ("чайковцы", черниговские народники), особенно антигосударственная теория Прудона. Созвучны воззрениям участников "хождения в народ" были рассуждения сторонников прудонизма о всеобщем равенстве, о важности связи с народной средой, о необходимости обращения к народному разуму. Мирная антигосударственная анархическая проповедь прудонизма подготовила почву для восприятия в России идей М. А. Бакунина, превратившего реформистские взгляды своего учителя в бунтарскую теорию революции. Бакунисты заявляли в 1874, что, в противоположность Прудону, они хотят "...революции посредством масс, без и против государства". Следы Прудон содержались в документах "Народной воли", где провозглашались местная автономия и федерация, утверждалось, что при устранении государства откроется свободная деятельность для народа, говорилось, что "продукты общего труда должны делиться... между всеми работниками", для поддержки общин "учреждается русский государственный банк с отделениями.

   Ревизионисты, начиная с Э. Бернштейна, пытались воскресить в 
Европейском социал-демократическом движении прудонистский реформизм, облекая его в псевдомарксистские одежды. Утончённую форму этих попыток представляли центристские идеи К. Каутского, противопоставившего империалистическому агрессивному капитализму мелкобуржуазному утопию 
"мирного", "здорового" капитализма, что В. И. Ленин охарактеризовал как 
"новый прудонизм". В то же время прудонистская критика демократии, партийной системы и классовой борьбы использовалась идеологами империалистической реакции, фашизма и необонапартизма в Италии, Франции, 
Германии, Испании и странах Латинской Америки. Характерно в этом отношении и усиление интереса к прудонизму со стороны представителей современной реакционной буржуазной политической экономии, философии и социологии, католических и протестантских теологов, стремящихся "примирить" его с религией и церковью, теоретиков монополистического "Общего рынка". 
Современный буржуазный реформизм, правый и "левый" ревизионизм в борьбе против марксизма-ленинизма также прибегают к возрождению прудонистских идей, усиленно модернизируя некоторые из них для проповеди "организованного капитализма", патернализма, "человеческих отношений". По словам Ленина, европейский реформист и оппортунист "...когда хочет быть последовательным, неизбежно договаривается до прудонизма".

Информация о работе Учение о рациональном естественном праве Г. Гроция