Эдвин Хаббл и его вклад в развитие астрономии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 19:53, реферат

Краткое описание

XV и XVI столетия были временем больших перемен в экономике, политической и культурной жизни европейских стран. Бурный рост городов и развитие ремесел, а позднее и зарождение мануфактурного производства, подъем мировой торговли, вовлекавший в свою орбиту все более отдаленные районы постепенное размещение главных торговых путей из Средиземноморья к северу, завершившееся после падения Византии и великих географических открытий конца XV и начала XVI века, преобразили облик средневековой Европы. Почти повсеместно теперь выдвигаются на первый план города. Некогда могущественнейшие силы средневекового мира - империя и папство - переживал глубокий кризис.

Прикрепленные файлы: 1 файл

naturfilosofia.doc

— 195.00 Кб (Скачать документ)

 


 


Нижегородский государственный университет                               им. Н. И. Лобачевского

 

 

 

 

 

Реферат по предмету концепция современного естествознания на тему:

Эдвин Хаббл и его вклад в развитие астрономии

 

 

 

 

 

 

Преподаватель: Щуров В. А.

Студент: Кроткова М.

Группа: 933


 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2011

Таллинн 2001

 

Содержание

 

 

1. Введение.

XV и XVI столетия были временем  больших перемен в экономике, политической и культурной жизни европейских стран. Бурный рост городов и развитие ремесел, а позднее и зарождение мануфактурного производства, подъем мировой торговли, вовлекавший в свою орбиту все более отдаленные районы постепенное размещение главных торговых путей из Средиземноморья к северу, завершившееся после падения Византии и великих географических открытий конца XV и начала XVI века, преобразили облик средневековой Европы. Почти повсеместно теперь выдвигаются на первый план города. Некогда могущественнейшие силы средневекового мира - империя и папство - переживал глубокий кризис. В XVI столетии распадавшаяся Священная Римская империя германской нации стала ареной двух первых антифеодальных революций - Великой крестьянской войны в Германии и Нидерландского восстания. Переходный характер эпохи, происходящий во всех областях жизни, процесс освобождения от средневековых пут и вместе с тем еще неразвитость становящихся капиталистических отношений, не могли не сказаться на особенностях художественной культуры и эстетической мысли того времени.

Гуманистическая традиция и неоплатонизм изживают себя. Ставший достоянием литераторов, гуманистический неоплатонизм становится украшением княжеских дворов раздробленной Италии и находит популярное выражение в изящных и малосодержательных трактатах о любви, в утонченной любовной лирике эпигонов Петрарки. Разумеется, следы воздействия гуманизма и неоплатонической традиции обнаружатся и в последующем развитии ренессансной философской мыслию Однако и содержание и метод философии второй половины ХVI- начала XVII иные: возникает натурфилософия.

 Все перемены в жизни общества  сопровождались широким обновлением культуры - расцветом естественных и точных наук, литературы на национальных языках и, в особенности, философии. Зародившись в городах Италии это обновление захватило затем и другие европейские страны. Появление книгопечатания открыло невиданные возможности для распространения литературных и научных произведений, а более регулярное и тесное общение между странами способствовало повсеместному проникновению новых научных течений, развитию радикально новых взглядов на мир, на проблемы философии.

Натурфилософия становится определяющим движением философской мысли на заключительном этапе Возрождения. Ее отличает не только предмет рассмотрения - прежде всего собственно "философия природы", но и метод подхода к основным проблемам философии. Сами мыслители назвали себя "натуральными философами", подчеркивая этим, что рассматривают и космос и человека с точки зрения автономии природы, вне теологии и схоластической книжной традиции. Натурфилософия использовала во всей полноте возрожденное гуманистами античное философское наследие, прежде всего философию "десократников", но также и платонизм, и отвергаемый ею в его схоластической форме аристотелем. Через головы гуманистов она обратилась и к философской мысли средневековья, в особенности к неортодоксальным, аверроистским и неоплатоническим, пантеистическим течениям. Опираясь на достижения возникаюших эту эпоху и в борьбе со схоластикой естественных наук, исходя из назревших общественных потребностей, натурфилософия стремится создать новую картину мира, свободную не только от авторитета теологии и схоластики, но и от книжной учености гуманизма. Основу ее метода составляет рассмотрение природы исходя из ее "собственных начал", независимо от вне- и сверхприродного вмешательства и от груза книжной учености.

 

2. Органистическая и пантеистическая натурфилософия ренессанса

Гуманистическая культура, первоначально ориентированная главным образом (у многих гуманистов даже исключительно) на человека, все чаще углублялась в истолкование природы. Для интеллектуальной деятельности многих ренессансных ученых такой интерес стал определяющим. Деятельность же Леонардо да Винчи, его научные изыскания свидетельствовали об органической связи его многосторонних интересов к человеку и к природе.

Другим направлением философского интереса к природе в ренессансной мысли была натурфилософия. В XVI в. развитие ее становилось все более интенсивным, по мере того как теряла авторитет аристотелевско-схоластическая интерпретация природы и возрастал интерес к другим, неаристотелевским истолкованиям ее. Умозрительность, присущая подавляющему большинству этих истолкований и в принципе присущая любой натурфилософии, для ренессансной была все же не столь характерна, как для античной. Это объяснялось как более пристальным вниманием ренессансных натурфилософов к обогащавшемуся жизненному опыту той эпохи, так и все более настойчивым их интересом к ее естественно-научным достижениям и учениям.

Для натурфилософии Ренессанса в целом все же характерны не столько методологические изыскания, сколько онтологическая интуиция, преимущественное стремление к интерпретации бытия, к разработке всеобъемляющих картин природно-космической жизни. Отсюда и значительная зависимость ренессансной натурфилософии от учений и идей античной физики (хотя уже в позднем, римском стоицизме появился и синонимичный латинский термин philosophia naturalis, который в конце XVIII в. в связи с деятельностью Шеллинга был видоизменен в термин «натурфилософия»). Однако такая зависимость была относительной, носила творческий характер, ибо ренессансные философы природы подобно многим гуманистам не бездумно возрождали учения и идеи античной физики, а относились к ним избирательно, заимствовали те из них, которые соответствовали их пониманию природы (нередко трансформируя их при этом).

Можно подметить и общие черты, присущие всем натурфилософам Возрождения. Едва ли не важнейшую из них составляет пантеизм, нараставший, как мы видели, в развитии ренессансной философской мысли. Причем общая тенденция этого процесса вела тогдашних философов природы ко все более последовательному подчеркиванию натуралистических черт пантеизма.

О влиянии и распространенности пантеистических идей в XVI в. свидетельствует латинская поэма Мандзолли «Зодиак жизни». Опубликованная впервые анонимно в Венеции в 1534 г., она в этом и в двух последующих столетиях переиздавалась десятки раз (причем еще в XVI в. была переведена на английский, французский, немецкий и польский языки). Общеэтические идеи гуманизма сопровождаются здесь острыми антиклерикальными выпадами и суждениями. Широко затронута онтологическая проблематика, в которой пантеистическая трактовка безличного Бога как выражения целостности мира, объединяемого бестелесным светом, излучаемым Богом, сочетается с убеждением в вечности и безграничности универсума.

Не менее важной идеей ренессансной натурфилософии, вытекавшей из ее пантеистической позиции и во многом порождавшей ее, была также идея тождества микро- и макрокосма. Будучи одной из определяющих идей древнего мировоззрения (и фактически существовавшая уже на его дофилософской, мифологической стадии), разделявшаяся многими неортодоксальными философами Средневековья, она, как мы видели, приобрела интенсивное распространение и в философии Возрождения. Саму же идею этого фундаментального тождества следует рассматривать как одно из главных выражений органистического мировоззрения, трактующего природу, универсум по аналогии с человеком и социумом, в который человек всегда включен. Необходимым элементом органицизма как в древности, так и в ренессансной натурфилософии был гилозоизм, убеждение в универсальности жизни и даже в одушевленности всего бытия (на этом основании он именуется иногда панпсихизмом).

Общую черту ренессансной натурфилософии, сближавшую ее с подавляющим большинством учений античной физики, следует усматривать и в преобладании качественной интерпретации природы. Существовали и другие общие черты ренессансной натурфилософии, ;реди них и такие, которые не столько сближали, сколько отличали ее от античной физики. Однако дальнейшее выявление их лучше всего осуществлять в процессе конкретного рассмотрения возникавших в Италии, в Германии и других странах учений виднейших натурфилософов.

 

3. Натуралистичность принципа тождества  микро- и макрокосма у Парацельса

Примером пантеистического мировоззрения, в котором на базе фундаментальной идеи тождества микро- и макрокосма натуралистическое, природное начало брало верх над божественно-сверхъестественным, могут служить воззрения и деятельность немецкого врача, естествоиспытателя и философа Теофраста Бомбаста фон Гогенгейма, более известного под псевдонимом Парацельс (1493—1541).

Получивший образование в немецких, французских и итальянских университетах, этот профессор медицины, проживший недолгую жизнь, во многих странах Европы завоевал большое доверие как учитель медицины и как практикующий врач. Он глубоко интересовался приемами и средствами народной медицины, изучал целебную силу трав и минералов.

Демократические симпатии Парацельса приводили его в эпоху Крестьянской войны в Германии и в последующие годы к конфликтам с властями. Характерно, что свои произведения он писал преимущественно на немецком языке, на котором вел и преподавание. Собственно философских произведений Парацельс не писал, выражал свои мировоззренческие идеи в сочинениях на медицинские, фармацевтические, химическо-алхимические, астрологические, социально-политические и теологические темы. В центре его философских интересов, как и у многих других гуманистов, находился человек, его отношение к Богу, природе и социальному миру.

Парацельса можно считать родоначальником немецкой на-, турфилософии. Однако на первый план он выдвигал медицину, опирающуюся на философию, астрологию, алхимию и теологию. Характерна и глубокая неудовлетворенность Парацельса состоянием современной ему медицины, ориентировавшейся на древние и средневековые авторитеты. В программе своих курсов по медицине, объявленной им в июне 1527 г. в Базельском университете, он писал, что большинство тогдашних врачей к величайшему вреду для своих пациентов были «слишком рабски прикованы к словам Гиппократа, Галена, Авиценны и других, как если бы они были оракулами, вещающими с треножника Аполлона... Таким путем можно достичь блестящих докторских степеней, но подлинным врачом никогда таким образом не станешь. Врачу потребны не титулы, не красноречие, не знание языков, не чтение многочисленных книг, но только углубленность в тайны природы. Они вполне могут быть открыты человеку, который «проводит свои дни с тайнами и как могущественный мастер земного света живет в Боге и в природе». Приведенные слова скорее всего можно истолковать как свидетельство натуралистического характера пантеизма Парацельса. Первоматерия выступает у него как та «бездна», которая существует независимо от божественного начала и из которой благодаря первоначальному «да будет» возникает первобытная материя (мыслимая и как первовода в соответствии с ветхозаветным мифом), а уж из нее — весь универсум. Познание природных тайн человеком возможно в силу его полного соответствия с природой, которое порой трактуется весьма прямолинейно и упрощенно (например, сердце уподобляется Солнцу, мозг — Луне, печень — Сатурну, почки — Юпитеру). В соответствии с принципом всеобщей связи аналогичные отношения мыслятся и между человеческими органами и растениями, как и минералами, у растений же и минералов — с небесными светилами.

В контексте такого примитивного аналогизма и в интересах медицинской науки Парацельс, опираясь на многовековую практику алхимии, наряду с традиционными стихиями древней физики — землей, водой, воздухом и огнем — признавал наличие трех универсальных начал: ртути, соответствующей духу, соли — телу, и серы — душе. Нарушение нормального соотношения этих начал в человеческом организме приводит его к различным заболеваниям. Принцип соответствия человеческого микрокосма природному макрокосму закономерно приводил немецкого врача и философа к убеждению в том, что против любого заболевания можно найти лекарство в природе. Сколь ни примитивны были такого рода представления, опираясь на них, немецкий естествоиспытатель ввел в медицинскую практику новые эффективные медикаменты.

Его интерес к алхимии дополнялся и интересом к магии. В сущности, сама медицина представлялась ему натуральной магией. Ее научный компонент, возникавший прежде всего из огромной лечебной практики врача, сочетался с фантастическими представлениями о едином универсуме, предметы и явления которого, сконцентрированные в человеке как в его фокусе, сильно зависят друг от друга. Отсюда вера ученого в астрологические представления. Магические же устремления Парацельса были одним из выражений присущей ренессансному гуманизму веры в достижимость «царства человека».

Одним из закономерных следствий фундаментальной идеи тождества макро- и микрокосма у Парацельса стало также его гилозоистическое убеждение во всеобщей одушевленности природы. В каждой ее частице пребывает некий архей («начальник»), распознание которого дает ученому наиболее действенный ключ к пониманию явлений природы, особенно эффективный при лечении заболеваний

 

4. Сенсуализм и гилозоизм натурфилософии  Телезио

К середине XVI в. среди гуманистической интеллигенции Италии усилились стремления к углубленному и более достоверному познанию природы, противопоставленные умозрительным и практически бесперспективным построениям перипатетизирующей схоластики. Весьма ярким выражением таких стремлений стала деятельность и доктрина Бернардино Телезио (1509—1588). Начало натурфилософии положил Бернардо Толезио Имевший хорошее классическое образование, обучавшийся в Паду-анском университете медицине и философии, Телезио основал в своем родном городе Козенце (недалеко от Неаполя) ученое общество, своего рода академию, деятельность которой, однако, в отличие от существовавшей некогда Флорентийской академии состояла не в изучении и культивировании платоновской или других философских доктрин античности, а в наблюдении и исследовании самой природы. Свою натурфилософскую доктрину Телезио изложил в сочинении, в самом названии которого сформулирована .его философская, притом явно натуралистическая, программа — «О природе вещей согласно ее собственным началам» (De rerum natura juxta propria principia, Неаполь, 1565; 2-е изд.—1586).

Информация о работе Эдвин Хаббл и его вклад в развитие астрономии