Информационно психологичесие войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 23:02, реферат

Краткое описание

Понятие «информационно-психологическая война» становиться всё более популярным. Оно используется не только в научных трудах, но и в художественных фильмах. Появление киноплёнок и выступлений различных общественных деятелей, утверждающих наличие информационных атак и манипуляций сознанием, позволяет констатировать актуальность изучения этого явления [9].

Прикрепленные файлы: 1 файл

Informacionno-psihologicheskie-voyny-kak-sredstvo-realizacii-nacionalnyh-interesov.doc

— 263.00 Кб (Скачать документ)

Введение

 

 

 Понятие «информационно-психологическая война» становиться всё более популярным. Оно используется не только в научных трудах, но и в художественных фильмах. Появление киноплёнок и выступлений различных общественных деятелей, утверждающих наличие информационных атак и манипуляций сознанием, позволяет констатировать актуальность изучения этого явления [9].

Психологическая война как реальный политико-психологический процесс  направлена на подрыв массовой социальной базы политических оппонентов, на разрушение уверенности в правоте и осуществимости идей противника, на ослабление психологической устойчивости, морального духа, политической, социальной и всех иных видов активности масс, находящихся под влиянием оппонентов. Конечной целью психологической войны является поворот массового сознания и массовых настроений от удовлетворенности и готовности поддерживать оппонентов, к недовольству и деструктивным действиям в их отношении. Достижение такой цели может выражаться в разных формах: от подготовки и провоцирования массовых выступлений для свержения политического режима до возбуждения интереса к социально-политическим и идеологическим конструкциям альтернативного характера [15].

Практически «психологическая война» означает перенос идейно-политической борьбы из сферы теоретического сознания в сферу сознания обыденного. В ней обращаются не к научным доводам и логическим аргументам, не к разуму и даже не к фактам, а к иррациональным явлениям. К ним относятся эмоции и инстинкты (социальной и национальной гордости, корыстной заинтересованности, державным амбициям, инстинкту социального и национального самосохранения и т. п.), предрассудки (расовые, национальные) и предубеждения (обычно традиционно-исторического характера). Сюда же относятся разнообразные социально-идеологические мифологические конструкции (от мифов о «русском медведе» до похожих штампов о «мировом империализме», «исламской угрозе», «масонском заговоре» и т. п.). Задача такого переноса борьбы из одной сферы в другую заключается в ее переводе на уровень повседневной, обыденной психологии — таким образом, чтобы эта борьба пронизывала все проблемы жизни людей и «объясняла» их через политическое противостояние. Это достигается за счет массированного внедрения в сознание людей множества ложных стереотипов восприятия и мышления, извращенных представлений о господствующих в их среде взглядах, происходящих в мире событиях и тенденциях их развития.

Целью курсовой работы является анализ результатов информационно-психологических войн, как с участием Российской Федерации, так и с участием других стран, когда Россия выражала свой нейтралитет, определение предпочтений мирового и российского сообществ в рассматриваемых конфликтах, и рассмотрение возможных путей совершенствования информационно-психологической безопасности российского общества.

Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач:

1) исследовать теоретические основы ведения информационно-психологических войн;

2) раскрыть основные аспекты и изучить структуру информационных войн;

3) выявить методы проведения информационных операций в ходе информационных войн;

4) Изучить историю возникновения информационных войн как средства реализации государственных интересов;

5) проанализировать крупнейшие информационные войны современного мира;

6) дать оценку результатов прошедших информационных войн, их отражение в сознании российских граждан;

7) дать рекомендации по обеспечению информационно-психологической безопасности Российской Федерации.

В работе используются следующие  методы научного анализа: экономическое описание, анализ и синтез, системный подход.

Объектом курсовой работы является информационно-психологические войны, прошедшие за последние годы.

Предметом курсовой работы является социально-политические отношения, возникающие в результате ведения информационных войн.

 

1 Теоретические основы ведения  информационно-психологических войн

1.1 Сущность понятий «информационная война» и «государственные интересы», их взаимосвязь

 

 

Практика информационного воздействия получает в современном мире все большее развитие. Термин «информационная война» активно используются политиками и политологами. Существует несколько определений информационных войн.

По определению Н.И Панарина, информационная война – это комплексное совместное применение сил и средств информационной и вооруженной борьбы [14].

Также существует определение  Д.А. Швеца, которое заключается в  том, что информационная война - это коммуникативная технология по воздействию на информацию и информационные системы противника с целью достижения информационного превосходства в интересах национальной стратегии, при одновременной защите собственной информации и своих информационных систем [14].

Имеющиеся сегодня подходы  к информационным войнам можно представить  как основывающиеся на двух возможностях: одна признает первичность объекта реального мира, а информация выступает как аналог объекта, другая - делает первичной информацию, признавая объект вторичным. Первый подход относится к «стандартной» информационной войне, второй – к «стратегической». Их различия описаны в таблице 1

 

Таблица 1 – Различия между стандартной и стратегической информационными войнами

 

Вид

Первичность-вторичность

Определение, использование

Стандартная информационная война

Информация аналогична объекту

Применяется в военных  операциях: внося изменения в информацию, мы можем изменять объект

Стратегическая информационная война

Объект аналогичен информации

Применяется в психологических операциях: имеющаяся среда адаптируется к вводимой информации


Таким образом, можно  сделать вывод о том, что информационно-психологическая война является одной из разновидностей информационных войн.

Информационно-психологическая война – открытые и скрытые целенаправленные информационные воздействия социальных, политических, этнических и иных систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в материальной сфере, направленных на обеспечение информационного превосходства над противником и нанесение ему материального, идеологического или иного ущерба [20].

Информационно-психологическая война также является совокупностью различных форм, методов и средств воздействия на людей с целью изменения в желаемом направлении их психологических характеристик (взглядов, мнений, ценностных ориентации, настроений, мотивов, установок, стереотипов поведения), а также групповых норм, массовых настроений, общественного сознания в целом.

Понятие «Информационно-психологическая война» имеет два основных значения.

В профессиональной среде данное понятие отражает содержание деятельности специальных органов одного государства, оказывающих психологическое воз­действие на гражданское население и/или на военнослужащих другого государства ради достижения своих политических, а также чисто военных целей.

В обыденном понимании  термин «Информационно-психологическая война» обозначает стихийное, неквалифицированное использование средств общения и механизмов социально-психологического воздействия одними людьми против других людей с целью подчинения их себе или создания благоприятных условий для своего существования и деятельности.

В информационно-психологической войне борьба ведется враждующими сторонами в форме проведения тайных информационно-психологических операций с применением информационного оружия [16].

Признаки информационно-психологической  войны:

  • тайные информационно-психологические операции как организационная форма такой деятельности;
  • применение информационного оружия;
  • деятельность с целью нанесения ущерба государственным интересам.

Таким образом, информационно-психологические войны характеризуются стремлением противоборствующих сторон к реализации своих национальных интересов за счет ограничения интересов противника.

Национальные интересы — это объективно значимые цели и задачи государства как целого.

Национальные интересы – это осознанные потребности государства, определяемые экономическими и геополитическими отношениями данного государства в данную эпоху, культурно-историческими традициями, необходимостью обеспечения безопасности, защитой населения от внешней угрозы и внутренних беспорядков, экологических катастроф [1].

Национальные интересы понимают преимущественно как государственные. Выделяют два уровня национальных интересов государства: уровень главных внешнеполитических интересов и уровень специфических интересов. Первый связан с обеспечением его безопасности и целостности как социально-экономической, политической, национально-исторической и культурной общности, с защитой экономической и политической независимости государства. Главные интересы государство обеспечивает всеми военными, экономическими, дипломатическими и идеологическими средствами.

Формирование и реализация национальных интересов – предмет  особого внимания государственных  институтов, политических партий, общества в целом. Это сложный и многоступенчатый процесс, требующий объединенных усилий ученых, политиков, руководителей различных уровней.

 

1.2 Основные  аспекты и структура информационно-психологических войн

 

 

В информационном обществе информационно-психологическая война является неотъемлемой составляющей политических от­ношений и основным инструментом политического принуждения и достижения политических целей. Именно информационно-психологическая война является тем фактором, который может заметно изменить направленность геополитических процессов и отношений в информационном обществе и привести к смещению геополитических центров притяжения национальных интересов субъектов геополитической конкуренции в информационной сфере – стран, лидирующих в разработке информационных и телекоммуникационных технологий, стран, контролирующих стратегически важные «транспортные» магистрали передачи информации, и стран, контролирующих (и использующих в собственных интересах) основные потоки информации.

Сущность профессионально организованной информационно-психологической войны выражена в наставлениях древнекитайского философа и военного деятеля Сунь Цзы. Они сводятся к следующему:

  1. разлагайте все хорошее, что имеется в стране вашего противника;
  2. вовлекайте   видных   деятелей   противника   в   преступные предприятия;
  3. подрывайте престиж руководства противника и выставляйте его в нужный момент на позор общественности;
  4. используйте в этих целях сотрудничество с самыми подлыми людьми;
  5. разжигайте ссоры и столкновения среди граждан враждебной вам страны;
  6. подстрекайте молодежь против стариков;
  7. мешайте всеми средствами работе правительства;
  8. делайте все возможное, чтобы обесценить традиции ваших врагов и подорвать их веру в своих богов;
  9. посылайте женщин легкого поведения с тем, чтобы дополнить дело разложения.
  10. будьте щедры на предложения и подарки для покупки информации и сообщников [15].

Информационно-психологическая война является наиболее агрессивным средством достижения государствами-участниками информационного противоборства безусловного лидерства в информационно-психологической сфере, так называемого, информационного доминирования.

Новые возможности, предоставляемые доминированием в информационно-психологической сфере, имеют, как представляется, ряд следующих принципиальных особенностей:

  1. скрытность и анонимность оперирования информационно-психологическими   воздействиями,   возможность   проведения   их «под чужим флагом» и с любой точки информационного пространства;
  2. плавность» переключения информационных воздействий, регулируемая в широких пределах интенсивность и продолжительность их реализации: от организации информационных «шоков», «ударов», «вбросов», «блокад» до вялотекущих, латентных, растянутых на годы микродозированных воздействий;
  3. многоаспектность и многообъектность воздействия с высокой степенью координации во времени и пространстве;
  4. способность «малыми» информационными воздействиями получить «большие» конечные результаты. При обретении высокого уровня в способности прогнозного моделирования, дающего возможность выявлять тенденции и управлять не уже идущими процессами, а предшествующими им изменениями (тенденциями): государства,   участвующие   в   информационно-психологической войне, в состоянии вносить управляющие воздействия с малой за­ тратой общей «энергетики» в упреждающем режиме;
  5. перенос функций сдерживания на информационную сферу. Ведущие государства мира ориентируются на превентивность действий в реализации функций сдерживания. Достижение информационного доминирования создает базу и необходимые условия для этого. В случае успеха курса на ядерное разоружение мира ин­формационное доминирование может стать главным механизмом сдерживания и обеспечения мирового, в том числе в силовом аспекте, лидерства.
  6. информатизация как главный резерв повышения эффективности силовых (военных) акций. Существенным доводом в пользу этого служит, как представляется, утверждение американских специалистов о том, что стоимость традиционных систем оружия имеет «практический потолок», который уже достигнут большинством стран;
  7. наведение хаоса в подвергающейся информационному воз­действию сфере и последующее управление им (или с помощью его) как один из принципов получения нужных результатов;

Информация о работе Информационно психологичесие войны