Значение Указа от 8 июля 1944 года в истории развития советского семейного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2015 в 20:04, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы - рассмотреть изменения, произошедшие в советском семейном праве в годы Великой Отечественной Войны.
Достижение цели работы предполагает решение ряда задач:
- изучить предпосылки реформирования семейного права в годы Великой отечественной войны;
- показать основные изменения в советском семейном праве в военное время;

Содержание

Введение 3
1 Предпосылки реформирования семейного права в годы войны 5
2 Особенности семейного права СССР в годы войны 9
2.1 Коренной переворот в советском семейном праве 10
2.2 Проблемы реализации Указа от 8 июля 1944 года 13
3 Значение Указа от 8 июля 1944 года в истории
развития советского семейного права 17
Заключение 19
Список использованных источников 21

Прикрепленные файлы: 1 файл

Контр. история отеч. гос-ва и права.docx

— 51.64 Кб (Скачать документ)

 

           2.1 Коренной переворот в советском семейном праве

 

Значительную роль в укреплении советской семьи, ее материального благосостояния и правовой устойчивости сыграл Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства»  (далее по тексту «Указ от 8 июля 1944 года», «Указ»). Медалью награждались матери, родившие и воспитавшие пять и шесть детей, а семь и более - орденом, десять - почетным званием "Мать-героиня". Указ установил выплату государственного пособия многодетным матерям с рождений не седьмого, а третьего ребенка. Денежные суммы единовременного и ежемесячного пособия возрастали при рождении каждого последующего ребенка. Изданное в развитие Указа Положение СНК СССР от 18 августа 1944 года устанавливало, что при определении государственного пособия по многодетности учитываются все дети - как проживающие совместно с матерью, так и отдельно от нее. Государство приняло на себя расходы по содержанию детей одиноких матерей, выдавая им денежные пособия, принимая их на безвозмездное воспитание в детские дома. Мать имела право взять обратно своего ребенка из детского учреждения. За время нахождения ребенка в детском учреждении государственное пособие на ребенка не выплачивалось.

Кроме поощрения многодетных матерей Указ увеличил отпуска по беременности и родам с 63 до 77 календарных дней с правом присоединять свой очередной отпуск, освобождал беременных женщин от сверхурочных работ, а женщин, имеющих грудных детей, - от ночных работ, снизил наполовину плату для низкооплачиваемых родителей, имеющих трех и более детей, за помещение детей в детские ясли и сады, утвердил план расширения сети детских воспитательных учреждений.

Наряду с этим, Указ внес серьезные, а по некоторым вопросам коренные изменения в законодательство о семье и браке. Исходя из целей дальнейшего укрепления советской семьи как основной ячейки коммунистического воспитания подрастающего поколения, Указ установил, что только зарегистрированный брак порождает права и обязанности супругов. Лица, фактически состоявшие в брачных отношениях до издания указа от 8 июля 1944 года, могли оформить свои отношения путем регистрации брака с указанием срока фактической совместной жизни. Поскольку в условиях военного времени фактические брачные отношения не всегда могли быть зарегистрированы вследствие смерти или безвестной пропажи на фронте одного из супругов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 ноября 1944 года предусматривалась возможность оформления брачных отношений в судебном порядке. Установление факта регистрации брака через суд практиковалось и в случае брачного свидетельства. При этом право обращения в суд для установления факта состояния в брачных отношениях не ограничивалось каким-либо сроком. Отменялось существовавшее ранее право обращения матери в суд с иском об установлении отцовства и о взыскании алиментов на содержание ребенка, родившегося от лица, с которым она не состояла в зарегистрированном браке. Устанавливалось также, что при регистрации в органах записи актов гражданского состояния рождения ребенка от матери, не состоявшей в зарегистрированном браке, он записывался по фамилии матери с присвоением ему отчества по указанию матери.

Усложнился процесс развода: он производился не путем регистрации в органах Загса, а производился в судебном порядке. Для возбуждения судебного производства необходимо было обязательное соблюдение ряда условий, в частности подача в народный суд заявления о желании расторгнуть брак с указанием мотивов развода (при подаче заявления взыскивалось 100 руб.); вызов в суд другого супруга для ознакомления его с заявлением и установления свидетелей, подлежащих вызову на судебное заседание; публикация в местной газете объявления о возбуждении дела о разводе (за счет супруга, подавшего заявление). Процесс о расторжении брака проходил две стадии судебного разбирательства. Сначала народный суд принимал меры к примирению супругов. В случае не достижения примирения истец мог подать заявление в вышестоящий суд - областной, краевой, окружной, городской и Верховный суд союзной или автономной республики. Этот суд выносил решение по делу, затрагивая одновременно вопросы положения детей, раздела имущества, оплаты развода (сумма сборов с разводящихся значительно увеличивалась - от 500 до 2000 руб.). Упрощенный порядок развода (без предварительного рассмотрения в народном суде) допускался лишь в случае безвестного отсутствия или пропажи без вести на фронте, осуждения к длительному сроку лишения свободы (не менее трех лет), хронической душевной болезни супруга. Однако и эти обстоятельства не являлись абсолютными поводами для прекращения брака. Обоснованность требования развода каждый раз определялась судом.

Массовая гибель людей потребовала расширения круга наследников по закону. Указ от 14 марта 1945 года потребовал расширения, установил очередь наследования по закону, имел название «О наследниках по закону и по завещанию». Ввел новые категории наследников по закону: нетрудоспособных родителей, а также братьев и сестер наследодателя.

Были установлены следующие очереди: 1) дети, супруг, лица, нетрудоспособные, находящиеся на иждивении наследовали в первую очередь; 2) трудоспособные родители; 3) братья и сестры.

Наследство должно делиться между наследниками соответствующей очереди на равные доли. Каждый гражданин мог завещать свое имущество одному или нескольким лицам, а также государственным и общественным органам.

При отсутствии наследников по закону имущество могло быть завещано другому лицу.

Анализ Указа от 8 июля 1944 года убеждает, что поворот в советском семейном права был действительно коренным. Если до Указа основой семьи признавалось кровное происхождение (ст., 133 КЗАГС и ст. 25 КЗоБСО), то после 8 июля 1944 года только регистрация брака стала считаться юридическим фактом, образующим семью. Соответственно, фактические брачные отношения уже не имели никакого значения для возникновения прав и обязанностей у их участников. Указом были установлены нормы, призванные должным образом обеспечить последовательное воплощение нового конститутивного значения регистрации: возможность регистрации фактических брачных отношений с указанием срока их возникновения, запрет матери устанавливать отцовство и взыскивать алименты с лица, с которым она не состоит в зарегистрированном браке; запись отчества внебрачного ребёнка по указанию матери и т.д. Глубину преобразований, произведённых Указом от 8 июля 1944 года, подчёркивает придание ему обратной силы. Это обстоятельство свидетельствует о желании законодателя раз навсегда решить проблему фактических брачных отношений, не допускать их охраны, даже если они возникли до 8 июля 1944 года.

В целом, характер внесённых в семейное право изменений приводит к выводу о том, что в 1944 году произошёл коренной поворот в правовом регулировании брачно-семейных отношений.

 

          2.2 Проблемы реализации Указа от 8 июля 1944 года

 

Придание Указу от 8 июля 1944 года обратной силы, некоторые его юридико-технические огрехи, а также правосознание населения (в том числе, части судейского корпуса) вызвали уже в первые недели применения Указа много недоумения среди практических работников. Большинство дел об установлении отцовства и взыскании алиментов с фактических отцов было приостановлено производством. Даже более или менее ясные статьи Указа о процедуре развода не до конца разъясняли новый порядок разрешения этой категории дел. Данное обстоятельство объясняет применение судами в течение четырёх месяцев проекта специальной инструкции НКЮ СССР, которая была принята лишь 27 ноября 1944 года.

Трудности с применением Указа от 8 июля 1944 года. обусловили начало новых законодательных работ с целью разъяснить действующий закон. Первоначально планировалось издать именно "Разъяснения", однако по содержанию они являлись скорее дополнением Указа. Поэтому последующие проекты составлялись в виде Указов Президиума Верховного Совета СССР.

Основные трудности возникали применительно к обстоятельствам, существовавшим до 8 июля 1944 года Большинство предложений, высказанных в процессе подготовки этих Указов, было отвергнуто, ибо они устанавливали изъятия из общего порядка. Так, неоднократно предлагалось освободить от двухстадийного бракоразводного процесса тех граждан, брак которых фактически распался задолго до 8 июля 1944 года. Или, например, также неоднократно Наркомюст СССР предлагал обязывать фактических отцов содержать внебрачных детей, если они, пользуясь Указом, перестали оказывать им поддержку.

С самого начала предполагалось создать один документ, разъясняющий все возникшие вопросы. Поэтому проекты выходили весьма объёмные по содержанию. Однако в дальнейшем сочли целесообразным решить сначала вопрос о признании фактических брачных отношений, когда зарегистрировать их не представлялось возможным. Это было сделано Указом от 10 ноября 1944 года. Поскольку в судах постепенно накопилось огромное количество дел о взыскании алиментов с фактических отцов, то в 1945 году был урегулирован и этот вопрос. Указом от 15 марта права внебрачного ребёнка по отношению к отцу возникали лишь в том случае, когда последний был записан таковым в книгах ЗАГС. Кроме того, этот Указ допустил добровольное признание отцовства, что ранее неоднократно предлагалось Наркомюстом СССР. Однако необходимым условием для этого являлся брак родителей ребёнка.

В соответствии с изменениями, внесёнными Указом от 8 июля 1944 года, был изменён и КЗоБСО РСФСР. Большинство новых норм в Кодексе представляло собой дословное воспроизведение соответствующих статей Указа. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 апреля 1945 года, изменивший КЗоБСО и ГПК РСФСР, готовился почти девять месяцев. Наибольшие разногласия в законодательной комиссии возникли из-за нежелания отказываться от принципа "кровного происхождения" как основы семьи. В итоге "опасные" формулировки были попросту изъяты из Кодекса. Длительную полемику комиссии по подготовке изменений в КЗоБСО пришлось вести с НКЮ СССР из-за формулировки абзаца 1 статьи 1 Кодекса (о значении регистрации брака).

Кроме того, из КЗоБСО было изъято всякое упоминание об установлении и оспаривании отцовства, несмотря на отсутствие такой нормы в Указе от 8 июля 1944 года. Таким образом, устанавливалась презумпция, что отцом ребёнка замужней женщины является её супруг, а у внебрачного ребёнка отца (в юридическом смысле) нет.

Судебная практика послевоенных лет знает немало случаев "обхода" Указа от 8 июля 1944 года. Так, например, одинокая мать не могла по Указу взыскивать алименты с фактического отца, но часто такой отец всё-таки обязывался к уплате алиментов по судебному решению на основании ст. 42 КЗоБСО (как фактический воспитатель). Поскольку критерии для признания лица фактическим воспитателем были более чем туманны, сочувствующие одиноким матерям судьи в большом количестве случаев удовлетворяли такие иски, несмотря на их необоснованность. Данная практика полностью поддерживалась даже такой высокой инстанцией как Верховный Суд РСФСР. Установленный Указом от 8 июля 1944 года. порядок рассмотрения в судах дел о расторжении брака зачастую не соблюдался. Примирительное производство превращалось в пустую формальность, а случаев отказа в удовлетворении иска о разводе практически не было. Требование тщательно осуществлять примирительное производство под угрозой отмены судебного решения постоянно звучало в Постановлениях Пленума Верховного Суда СССР тех лет. Между тем это не всегда было возможно (например, при рассмотрении иска, где одной стороной являлось лицо, проживающее за границей). Разводящиеся супруги придумали средство против уплаты значительной суммы за регистрацию развода: они просто не платили её. Поскольку закон не установил, с какого момента брак считается расторгнутым: с момента вступления решения в законную силу или с момента регистрации развода в органах ЗАГС, это умолчание было истолковано гражданами в свою пользу.

В целом, реформа семейного права в 1944 году дала положительные результаты: сразу резко упало число разводов, уменьшилось число матерей, не состоящих в браке, увеличилось число рождений в первые 7-8 месяцев брака и т.д. Однако, последовательной реализации реформы препятствовали огрехи законодательства и правосознание населения, в том числе работников суда, прокуратуры и государственных органов, воспитанных на либеральном КЗоБ-СО 1926 году. Иногда неприятие идей Указа от 8 июля 1944 года было вызвано именно его юридико-технической недоработкой, отсутствием ясности в ряде его норм, что и привело к необходимости издания последующих Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 ноября 1944 года и 15 марта 1945 года.

Некоторый пересмотр идей Указа от 8 июля 1944 года произошёл вследствие смены советскими руководителями политического курса после смерти И.В. Сталина и XX съезда КПСС.

"Оттепель" дала возможность  активизироваться противникам Указа, которые в конце 50-х годов развернули в печати бурную дискуссию о необходимости изменения некоторых его норм. Кодификация законодательства союзных республик способствовала возобновлению прерванных в начале 50-х годов законопроектных работ над общесоюзными Основами законодательства о браке и семье. "Либеральное" направление выработанных законопроектов было определено активным участием в их создании принципиальных противников Указа от 8 июля 1944 года (Л.И. Пергамент, Г.М. Свердлов и др.). Однако Основы законодательства о браке и семье Союза ССР и союзных республик, принятые в 1968 году, подтвердили принципиальные положения Указа и изменили лишь нормы, вызывавшие в те годы особую критику (о двух стадиях бракоразводной процедуры и т.д.).

 

3 Значение Указа от 8 июля 1944 года в истории развития

советского семейного права

 

В середине - второй половине 50-х годов ХХ века развернулась непримиримая дискуссия о необходимости изменить некоторые нормы семейного права. При этом законодательству военного времени давалась резко отрицательная оценка.

Расширение прав союзных республик в области законодательства вызвало в середине 50-х годов массовую кодификацию. Возобновилась и работа по созданию общесоюзных Основ о браке и семье, которая сосредоточилась в юридической комиссии при Совете Министров СССР. Проект Основ вырабатывался в общей сложности около пяти лет.

Многочисленные редакции проекта, сводные таблицы внесённых в него изменений и другие архивные материалы позволяют видеть, как идеи Указа от 8 июля 1944 года постепенно трансформировались в ходе законодательного процесса. Однако признание лишь зарегистрированного брака - главный принцип, заложенный Указом, - был сохранён в Основах без изменений.

Основы законодательства о браке и семье Союза ССР и союзных республик 1968 году закрепили основные принципы, заложенные Указом от 8 июля 1944 года, "смягчив" при этом нормы о внебрачных детях и разводе. Такое отступление произошло, прежде всего, потому, что новое время дало возможность активизироваться тем несогласным с идеями Указа (в основном, учёным-юристам), которые ещё помнили политику "раскрепощения" семьи. Они в своём большинстве, конечно, не могли приветствовать жёсткую семейную политику государства, установленную Указом от 8 июля 1944 года. Практика обхода Указа в судебных инстанциях сложилась как раз по причине неприятия судейским корпусом непривычно жёстких норм Указа, поэтому те семейно-правовые нормы, которые были "смягчены" в 1968 году, судебная практика отчасти преодолела значительно раньше. Это тоже сказалось при выработке проекта Основ.

Информация о работе Значение Указа от 8 июля 1944 года в истории развития советского семейного права