Зимняя война в ленинградских периодических изданиях 1939 – 1940 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 15:23, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня с каждым годом все больше появляется работ, посвященной данной теме. В результате огромных усилий российских историков некоторые сюжеты этой войны довольно хорошо изучены. В данной работе стоит задача, состоящая в изучении работы ленинградской прессы в условиях советско-финляндской войны 1939-1940 гг., в связи с тем, что периодическая печать является одним из важнейших исторических источников.
В курсовой работе рассматриваются городские ленинградские газеты «Ленинградская правда» и «Смена».

Содержание

Введение …… С. 3-6

Глава 1. Периодическая печать как один из важных
источников в контексте общей историографии
советско-финляндской войны ………………………………………….. С. 7-13

Глава 2. Советская пропаганда в газетах «Ленинградская
правда» и «Смена» накануне
советско-финляндской войны 1939-1940 гг. ………. С. 14-20

Глава 3. Советская пропаганда в газетах «Ленинградская
правда» и «Смена» в период советско-финляндской
войны 1939-1940 гг. …………………………………………………………С. 21-31

Заключение .. ………..С. 32-34

Список использованных источников и литературы ……………С. 35-39

Прикрепленные файлы: 1 файл

Соболев Курсовая работа.doc

— 185.50 Кб (Скачать документ)

 

В контексте  изучения освещения советско-финской  войны в периодических изданиях Ленинграда необходимо отметить составленную П.В. Петровым и В.Н. Степаковым весьма подробную библиографию публикаций за 1939-1941 гг. касающихся зимней войны. Составители разбили обширный материал газетных и журнальных публикаций на несколько разделов в которые вошли: статьи в журналах и сборниках; газетная публицистика; очерки, статьи, заметки, памятки и наставления по боевым действиям, воспоминания участников боев; очерки, статьи и заметки по внешней политике, официальные указы, сообщения и выступления, ноты и приветствия; отклики советского народа на события войны; отклики зарубежной печати на события войны; рецензии и отклики на книги, выставки и фильмы по увековечиванию войны; газетные очерки и статьи о героях войны; поэзия; публикации в журналах и сборниках; газетные публикации.

 

Таким образом, в литературе крайне мало изучена  тема советской пропаганды накануне и в период советско-финляндской войны 1939-1940 гг. Более того многие исследователи пошли по неверному пути, когда выводы об эффективности советской пропаганды в целом делаются без учета ее конкретной направленности на то или иное общество. Эта тема требует более детального и более внимательного изучения.

Объективное изучение советско-финляндской войны 1939-1940 гг. стало возможным только с конца 80-х годов. До этого момента этот вопрос изучался крайне мало. В работах выходивших в 40-70-е годы, как правило, Зимняя война не являлась темой специального рассмотрения. Сложившиеся после Великой Отечественной войны отношения между СССР и Финляндией способствовали тому, что многие «острые» вопросы, и в их числе советско-финляндская война, по возможности были «отодвинуты» на задний план. Поэтому к 80-м годам назрела необходимость тщательно изучить советско-финляндскую войну, которая к тому времени являлась в полном смысле «белым пятном» отечественной истории. Началу всестороннего и объективного изучения Зимней войны в первую очередь способствовали обстоятельства изменения политической ситуации внутри Советского Союза, в результате которых, начиная с конца 80-х годов, исследователи получили широкий доступ ко многим ранее закрытым фондам отечественных архивов. На первом этапе этого исследовательского «бума» историками и публицистами были в основном еще только поставлены многие вопросы, ответы на которые были даны в 90-е годы. При этом многие общие и частные вопросы остаются открытыми до сих пор. Среди как отечественных, так и зарубежных исследователей нет единого мнения по целому ряду вопросов. Это свидетельствует о том, что советско-финляндская война 1939-1940 гг, так же как история советско-финляндских отношений в 20-30-е годы в целом, требуют к себе самого пристального внимания. Многие моменты хотя и перестали быть «белыми пятнами», однако требуют к себе детального и всестороннего подхода в изучении.

 

Глава 2. Советская пропаганда в газетах «Ленинградская 
правда» и «Смена» накануне советско-финляндской войны 1939-1940 гг. 

Областные и  городские газеты «Ленинградская правда»  и «Смена», как исторический источник, дают определенное представление о характере советско-финляндских отношений и войне 1939-1940 г.г. Эти издания в значительной степени дублируют друг друга, что, в свою очередь, является их характерной особенностью.

Газета «Ленинградская правда», как орган ленинградского областного и городского комитетов ВКП(б), Облисполкома и Ленинградского Совета РК и КД, выходила 6 раз в неделю. Поскольку содержание её касалось не только городских и областных дел, но и вопросов всесоюзного значения, было бы уместно рассмотреть публикации не только периода советско-финляндской войны, но и предшествующие номера, начиная с конца октября 1939 г., когда с определенной периодичностью начинают появляться материалы, касающиеся советско-финляндских отношений. Эта тема теряет свою актуальность не сразу после окончания войны (13 марта 1940 г.), а лишь в конце марта.

Газета «Смена», как орган ленинградского областного и городского комитетов ВЛКСМ выходила 5 раз в неделю и тоже затрагивала вопросы общесоюзного значения.

При анализе данных газет  учитывались как официальные материалы (указы Президиума Верховного Совета СССР о награждении, Оперсводки Штаба ЛВО и т.п.), так и материалы неофициального характера (сообщения о сборе подарков бойцам Действующей Красной Армии, о работе по выполнению оборонных заказов на предприятиях города и т.п.).

На примере  газет « Ленинградская правда»  и «Смена» можно легко проследить, как обостряются отношения между двумя соседними странами в период Московских переговоров, которые проходили в октябре-ноябре 1939 года. Причем видно, что негативное отношение к Финляндии в советской печати появляется после неудачного второго этапа переговоров (23-24 октября 1939 г.), где уже стало ясно, что переговоры зашли в тупик. При этом надо учесть, что к переговорам с самого начала с советской стороны был проявлен весьма серьезный подход. Советскую делегацию возглавил председатель Совета Народных Комиссаров СССР И.В.Сталин, а ее членами были народный комиссар     иностранных     дел     В. М. Молотов,     его     правый     заместитель В.П.Потемкин и полпред СССР в Финляндии В.К. Деревянский. Как пишет В.Н. Барышников: «весьма короткий второй раунд переговоров и то, что обе стороны при этом ни о чем не договорились, предопределил резкий поворот в их дальнейшем ведении. Советское руководство, исходя из того, что в Финляндии просто затягивают время, чтобы «спустить на тормозах» достижение договоренности, взяло курс на более решительные действия»15. Этот курс отразился в свою очередь и в советской печати.

Но перед тем, как  перейти к рассмотрению событий  связанных с осенними переговорами между СССР и Финляндией, нужно учитывать, что, согласно заключенным договорам о взаимопомощи с Прибалтийскими странами, уже «в октябре в Латвию, Литву и Эстонию были введены, в каждую из стран, контингенты Красной Армии численностью 20-25 тысяч человек, что приблизительно соответствовало численности их национальных армий»16. С учетом этих событий следует помнить, что (как впоследствии говорил сам глава финской делегации Паасикиви) Сталин с самого начала переговоров отказался от обсуждения двухстороннего договора о взаимопомощи. «На этих переговорах, в отличие от предыдущих, проходивших с делегатами прибалтийских государств, Сталин высказался за то, чтобы осуществить обмен территориями.»17 Другими словами, никакой настойчивости в отношении договора с Финляндией Советский Союз на первых двух этапах переговоров (12-24 октября) не проявлял. Здесь, несомненно, чувствовалось стремление идти на компромисс.

Если говорить уже  конкретно о советской печати того периода, то перелом в негативную сторону произошел после публикации 1 ноября 1939 г. доклада по внешней политике В.М. Молотова, сделанного 31 октября 1939 г. на внеочередной 5-ой сессии Верховного Совета 1-го созыва. В своей речи Молотов высказывал надежду на мирное урегулирование отношений. В частности в докладе говорилось: «при наличие доброй воли, финляндское правительство пойдет навстречу нашим минимальным приложениям, которые не только не противоречат национальным и государственным интересам Финляндии, но укрепляют ее внешнюю безопасность и создают широкую базу для дальнейшего широкого развития политических и хозяйственных отношений между нашими странами.»18 Именно в этот период, в одном ряду с обнадеживающими и доброжелательными словами Молотова, появляются статьи, содержание которых должно было показать присутствие некоторого волнения в самой Финляндии. Заголовки этих статей говорят сами за себя; «Конфискация запасов кофе в Финляндии» , «Рост безработицы в Финляндии»19. Кроме того, сразу же после публикации доклада Молотова, появляются статьи о реакции на этот доклад иностранной печати. Так, говоря о финской печати, отмечалось, что большая ее часть (г. «Хельсинг сапомат», г. «Ууси Суоми», г. «Ляп Суунта») высказывалась против договора с СоветскимПравительством. Все эти материалы, несмотря на миролюбивый тон по отношению к Финляндии в докладе Молотова, должны были показать, что стремления Советского правительства к мирному решению проблемы не находят поддержки среди правящих кругов Финляндии. Собственно, можно говорить, что именно доклад Молотова, опубликованный I ноября 1939 г. и стал тем первым камнем, который был заложен в основание антифинляндской кампании в советской прессе.

Показательно  еще и то, что именно после второго  неудачного этапа Московских переговоров, когда руководство СССР было вынужденно искать новые пути решения, в печати наблюдается всплеск публикаций, касающихся Финляндии и советско-финляндских отношений. Если в период 1-го этапа Московских переговоров этому событию уделяется в советской прессе весьма незначительное место (лишь небольшие заметки о приеме Молотовым в Москве Паасикиви20, где не раскрывалось

содержание  и цель беседы, то в период 3-го решающего этапа, который проходил с 3-го по 13-ое ноября 1939 г., в газетах «Смена» и «Ленинградская правда» значительный материал посвящен проблеме отношений двух соседних стран. И в первую очередь меняется сам тон публикаций. Впервые на страницах газет дается оценка деятельности финского правительства. В период, когда только начался 3-ий этап переговоров, появляется резкая характеристика этой деятельности. Так, в газетах сообщалось, что на фоне переговоров с Советским Союзом «министр иностранных дел Финляндии призывает к войне с СССР.»21.

Характерно, что негативный настрой по отношению к политике Советского Союза, приписывался в советской  прессе не всей Финляндии в целом, а лишь ее правящим кругам. В свою очередь такая интерпретация имела далеко идущие планы. Тезис о том, «что финляндские правящие круги не хотят соглашения с СССР, что они придерживаются своей антисоветской политики»22, противоречащей политике мира и добрососедства, будет использоваться на всем протяжении советско-финляндской войны и особую актуальность приобретет с момента образования Народного правительства Финляндской Демократической Республики, которое якобы являлось результатом волеизъявления народа, угнетаемого своим правительством.

Для дальнейшего  обзора газет «Смена» и «Ленинградская правда» необходимо рассмотреть документ, который во многом объясняет причину предшествующей и последующей антифинляндской кампании в советской прессе. Так, в докладной записке полпреда СССР в Хельсинки В. Деревянского Молотову от 17 ноября 1939 года, рекомендуется «принять ряд мер для оказания давления на финнов с целью склонить их на уступки: создать обостренно-напряженную обстановку на советско-финляндской границе, начать антифинляндскую кампанию в советской печати, оранизовать демонстрации советских трудящихся под соответствующими лозунгами.»23 Таким образом, видно, что после окончания Московских переговоров, которые не привели к соглашению между двумя странами, можно говорить о том, что в советской печати официально началась антифинляндская кампания. Она, главным образом, выражалась в негативном и резком отношении к деятельности правительства Финляндии и имела целью оказать воздействие на финских представителей, подтолкнув их к решению пойти на компромисс с Советским руководством.

Рассматривая конкретно газеты «Ленинградская правда» и «Смена» можно выделить три темы, касающиеся советско-финляндских отношений, на которые в советской прессе во второй половине ноября 1939 года было обращено пристальное внимание.

Во-первых, особый акцент делался на то, что именно «правящие круги Финляндии провоцируют войну с СССР.» 24 При этом отмечалось, что Финляндию охватила «волна военного психоза, который здесь усиленно раздувался с 7 октября еще до поездки Паасикиви в Москву.»25 Таким образом, в советской печати политика Финляндии была представлена, как изначально направленная на разжигание войны еще до начала переговоров в Москве.

Во-вторых, па страницах  советских газет сообщалось о  том, что в Финляндии развернулась широкая антисоветская кампания. В частности, сообщалось о репрессиях против тех печатных органов в Финляндии, которые поддерживали политику СССР.26

В-третьих, в печати особенно подчеркивалось тяжелое положение  рабочих и простого народа Финляндии, а также упоминалось о «росте недовольства финляндского народа политикой своего правительства»27. Говорилось о тяжелом положении семей резервистов и эвакуированных финских жителей; об усилении налогового гнета и снижении зарплаты финским рабочим. Все это представляло в глазах советской общественности внутреннее   положение  Финляндии,   как  борьбу   или   противостояние  двух враждебных   классов:   правящего-буржуазного  и  угнетаемого-рабочего.  Тем самым   уже   в   начале   третей   декады   ноября   1939   г.   со   страниц   газет «Ленинградская правда» и «Смена» завуалировано начали звучать призывы к освобождению народа Финляндии от гнета «капиталистов и помещиков».

 

Подводя итог, следует сказать, что советскую  печать накануне Зимней войны (с начала октября по конец ноября 1939 г. (до 27.11.39 г.)) можно разбить натри этапа:

  1. С начала октября по конец октября 1939 г., когда действия финского правительства не подвергались критике со стороны советской прессы,
  2. С публикации доклада В.М. Молотова (I ноября 1939 г.) до середины ноября 1939 г., когда завершился 3-ий этап Московских переговоров. Начинает появляться резкая критика действий финского правительства, но при этом не скрывается надежда на мирное решение проблемы.

С середины ноября 1939 г. до сообщения о выстрелах  близ д. Майнила, когда не только критиковалось  правительство Финляндии, но и появляются публикации, целью которых было показать присутствие напряженной ситуации внутри Финляндии. Однако, на этом этапе не было открытых призывов к военным действиям, как это было после инцидента, произошедшего близ д. Майнила. «Вторая половина ноября 1939 г. была временем, когда методы дипломатии шаг за шагом уступали место в отношениях между СССР и Финляндией угрозам и бряцанию оружием. Постепенно нарастала острая конфликтная ситуация»28.

Информация о работе Зимняя война в ленинградских периодических изданиях 1939 – 1940 гг