Зимняя война в ленинградских периодических изданиях 1939 – 1940 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 15:23, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня с каждым годом все больше появляется работ, посвященной данной теме. В результате огромных усилий российских историков некоторые сюжеты этой войны довольно хорошо изучены. В данной работе стоит задача, состоящая в изучении работы ленинградской прессы в условиях советско-финляндской войны 1939-1940 гг., в связи с тем, что периодическая печать является одним из важнейших исторических источников.
В курсовой работе рассматриваются городские ленинградские газеты «Ленинградская правда» и «Смена».

Содержание

Введение …… С. 3-6

Глава 1. Периодическая печать как один из важных
источников в контексте общей историографии
советско-финляндской войны ………………………………………….. С. 7-13

Глава 2. Советская пропаганда в газетах «Ленинградская
правда» и «Смена» накануне
советско-финляндской войны 1939-1940 гг. ………. С. 14-20

Глава 3. Советская пропаганда в газетах «Ленинградская
правда» и «Смена» в период советско-финляндской
войны 1939-1940 гг. …………………………………………………………С. 21-31

Заключение .. ………..С. 32-34

Список использованных источников и литературы ……………С. 35-39

Прикрепленные файлы: 1 файл

Соболев Курсовая работа.doc

— 185.50 Кб (Скачать документ)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Ленинградский Государственный Университет  имени А. С. Пушкина

 

 

 

 

 

КАФЕДРА ИСТОРИИ

 

 

 

 

 

Курсовая работа по истории  России

 

« Зимняя война в ленинградских периодических изданиях 1939 – 1940 гг.»

 

 

 

 

 

                                                               Выполнил: студент 4 курса

дневного отделения

факультета истории и

социальных наук

Соболев А.Н.

 

                                                                                   Проверил:  к.и.н., доцент

                                                                     Левашко В. О.

 

 

 

С-Петербург 

2009

 

 

 

Содержание

                                                 

Введение ……  С. 3-6

 

Глава 1. Периодическая   печать   как  один   из   важных 
источников в контексте общей    историографии   

советско-финляндской    войны ………………………………………….. С. 7-13

 

Глава 2. Советская  пропаганда в газетах «Ленинградская 
правда» и «Смена» накануне

советско-финляндской  войны 1939-1940 гг. ………. С. 14-20

 

Глава 3. Советская пропаганда  в газетах «Ленинградская 
правда» и «Смена» в период советско-финляндской

войны 1939-1940 гг. …………………………………………………………С. 21-31

 

Заключение .. ………..С. 32-34

 

Список использованных источников и литературы ……………С. 35-39                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Долгие годы у нас  считалось, что Советский Союз вступил во Вторую мировую войну лишь 22 июня 1941г. Поэтому Зимняя война попросту не влезала в искусственно созданные официальной историографией рамки и в результате оказывалась за бортом большинства исследований, посвященных участию СССР во Второй мировой войне. А начавшаяся вскоре Великая Отечественная 1941-1945гг. вообще как бы заслонила собой эту непопулярную войну, которая по своим масштабам и последствиям, естественно, ни в коей мере не могла сравниться с ней.

Советско-финская война  долгое время оставалась "закрытой" темой, своеобразным "белым пятном" (конечно, не единственным) в советской  исторической науке. Совершенно справедливо считается одной из самых малоизученных страниц советской истории.

Большая часть военных действий проходила на Карельском перешейке, где я сам непосредственно живу. И в связи с этим постоянно наталкиваешься то на фундаменты финских домов, колодцы, маленькие кладбища, то на остатки линии Маннергейма, с колючей проволокой, блиндажами, капонирами. Все это послужило немалым стимулом для изучения данной проблемы.

По Советско-финской войне практически нет полных и подробных монографий советского периода, содержащих наиболее достоверную и современную информацию о ней, за исключением разве что нескольких работ финских и других зарубежных историков. Хотя и они вряд ли могут содержать полную и современную информацию, так как дают достаточно однобокий взгляд, равно как и советские историки. В

отечественной исторической литературе вплоть до конца 80-х годов мало уделялось внимания теме советско-финляндских отношений и войне 1939-1940 гг.. Война долгое время рассматривалась лишь как вооруженный конфликт между двумя соседними странами, тем самым подчеркивалась ее незначительность (термин «вооруженный конфликт» применительно к советско-финляндской войне на страницах периодических изданий появился еще в декабре 1939). Новые качественные изменения в изучении данной темы произошли в период Перестройки, когда исследователи получили возможность использовать ранее закрытые фонды архивов. Однако, несмотря на наличие новых документов, проливающих свет на многие аспекты советско-финляндских отношений, до сих пор не была рассмотрена, как исторический источник, ленинградская пресса того времени, хотя она была всегда под рукой.

Основная информация о советско-финской войне, содержавшаяся  в работах 1940-1980х гг., сводилась  к тому, что да, такая война  действительно имела место, она началась 30.11.1939г., закончилась13.03.1940г. и привела к тому, что западная граница СССР отодвинулась на 120км., что сильно укрепило обороноспособность страны на северо-западном  направлении.

Вот, пожалуй, и все, что  разрешалось знать об этой войне.

Среди историков советского периода можно выделить Н.И. Барышникова1, В.Н. Барышникова2,

М.И. Семирягу3. Работы этих авторов определяют два направления в изучении данного периода в истории. В работах Н. И. Барышникова и В. Н. Барышникова советско-финский конфликт рассматривается с обеих сторон, как неизбежное военное столкновение двух сторон. Авторы использовали в своих работах не только отечественные источники, но и финские. М. И. Семиряга  в своих работах придерживается мнения о том, что Финляндия ни как не могла быть агрессором и Ленинграду ничего не  угрожало на тот момент.

Сегодня с каждым годом  все больше появляется работ, посвященной  данной теме. В результате огромных усилий российских историков некоторые сюжеты этой войны довольно хорошо изучены. В данной работе стоит задача, состоящая в изучении работы ленинградской прессы в условиях советско-финляндской войны 1939-1940 гг., в связи с тем, что периодическая   печать   является  одним    из   важнейших исторических источников. 
В курсовой работе рассматриваются городские ленинградские газеты «Ленинградская правда» и «Смена».

Хронологически эта  проблема лежит в следующих рамках: война между СССР и Финляндией, длилась с 30 ноября 1939 года по 13 марта 1940

года (104 дня) получила несколько разных названий: в советских публикациях она именовалась "Советско-финская война", в западных - "Зимняя война", в народе - "Финская война", в публикациях последних 5-7 лет она получила также название "Незнаменитой".

Таким образом, в целом  ознакомившись с проблемой, проанализировав имеющуюся литературу и периодические издания, определив хронологические рамки, можно поставить цель работы – рассмотреть, как освещалась Зимняя  война накануне и в период советско-финляндской войны в периодических изданиях города Ленинграда.

 

Исходя из цели исследования необходимо выделить ряд задач:

 

- изучить работу ленинградских периодических изданий накануне                                                                                                                       войны;

 

- проанализировать ленинградскую прессу в период советско-финляндской войны 1939-1940 гг.;

 

- подвести итоги и в целом охарактеризовать, как пресса реагировала на советско-финский конфликт.

 

Глава 1. Периодическая печать как один из источников в изучении советско-финляндской войны.

Если в  военном и политическом плане  советско-финляндская война 1939-1940 гг. изучена к настоящему моменту достаточно подробно, то тема советской пропаганды в прессе накануне и в период войны не нашла еще своего должного освещения.

В советский  период эта тема изучалась в общих  чертах без детального исследования задач пропаганды в конкретной ситуации. Выходившие работы в основном рассматривали историю советской печати. Здесь следует упомянуть работы Л.К. Белкова4, М.Н. Черноморского5 и ряда других авторов.

Деятельность  советской пропаганды в условиях войны с Финляндией рассматривалась  в этих изданиях поверхностно, как один из военных эпизодов советской политики накануне Великой Отечественной войны. При этом в исследовательской литературе допускалось искажение действительности. Например, про деятельность советских СМИ в период зимней войны говорилось, что «советская печать, выполняя указания Коммунистической партии, развернула борьбу по разоблачению фашистских агрессоров — поджигателей войны и их покровителей в лице правящих кругов Англии, Франции и США»6. Между тем, непосредственный «фашистский агрессор» — Германия в советской прессе того времени выставлялась чуть ли не как лучший друг Советского Союза, что объясняется подписанным между СССР и Германией Договором о ненападении. В целом же, говоря о работе советской прессы в начальный период Второй мировой войны отмечалось, что она «воспитывала народ в духе ненависти по отношению ко всяким махинациям империалистов, организовывала массы на борьбу за дальнейшее укрепление экономической и военной мощи великой социалистической державы»7.

Если говорить непосредственно о советской  прессе накануне и в период советско-финляндской войны, то ее использование в качестве исторического источника началось достаточно давно. Естественно, что в советский период критический подход к тем материалам, которые печатались в прессе, отсутствовал в принципе. Новый подход в этом вопросе стал возможен в конце 80-х годов. Практически всеми исследователями, которые затрагивают тему советско-финляндской войны, используется советская пресса того времени. С позиции сегодняшнего дня, имея на руках многие документы, печать и радио периода Зимней войны являются для исследователей великолепным материалом при показе тех ошибок и просчетов, которые допустило советское руководство, проводя некоторые военные и политические мероприятия, т.к. в советских СМИ чаще озвучивались не реальные, а желаемые результаты.

Однако, несмотря на частое использование в своих работах выдержек из советской печати того периода, мало кто из исследователей рассматривал прессу как самостоятельный источник по изучению советско-финляндской войны 1939-1940 гг.

Попытка разобраться  и оценить эффективность действий советской пропаганды была предпринята в 1997 г. Н.В. Ксенофонтовой. В своей работе, помимо пропаганды, имевшейся в центральных советских газетах, она, отчасти, затрагивает кампанию, проводимую в рядах Действующей Красной Армии и использует при этом ряд документов РГВЛ Н.В. Ксенофонтова справедливо считает, что «к середине ноября советское правительство определило, каким путем необходимо решать разногласия с Финляндией. Для формирования благоприятного общественного мнения стал создаваться образ страны, которая усиленно вооружается, желает развязать войну с СССР и угнетает свой народ»8. С другой стороны, достаточно спорными является целый ряд утверждений Н.В. Ксенофонтовой, в частности о том, что в освещении советской пропаганды в прессе с началом войны «за несколько дней Красная Армия из защитников своих границ превратилась в освободительницу трудящихся другого государства»9. Такой вывод делается на основании того, что «с началом войны изменилась направленность пропагандистской кампании в советских средствах массовой информации. Если в начале советское правительство было обеспокоено безопасностью северо-западной границы и Ленинграда, то после создания правительства ФДР пропагандистская кампания приобрела классовый характер. В сознание людей усиленно внедрялись ложные представления о настроениях трудящихся в Финляндии, убеждение в том, что они одобряют действия СССР. Активно эксплуатировался новый идеологический посыл об освобождении Финляндии от угнетателей»10. С началом войны лозунг об освободительной миссии Красной Армии в Финляндии только начал использоваться советской пропагандой, поэтому он и требовал привлечения к себе большего внимания, но при этом, об обеспечении безопасности Ленинграда никто не забывал. В пропаганде, как правило, старались использовать оба лозунга, и только в конце войны,  когда для руководства стал очевиден ее итог, освободительный мотив стал, как бы дополнением к оборонительному.

 

В целом, Н.В. Ксенофонтова оценивает советскую  пропаганду как примитивную и бессистемную, с чем нельзя согласиться. Говоря об ошибках, приведших к такому результату, Н.В. Ксенофонтова видит главную из них в использовавшейся советской пропагандой версии о создании правительства ФДР, повлекшей неоправданное изменение идеологических установок. Так же провалу пропагандистской кампании способствовало «разочарование, постигшее общественность в результате первого наступления частей ЛВО. Осознание того, что Красная Армия не смогла сразу справиться с войсками такого небольшого государства, как Финляндия, вызывало разочарование и недовольство»11. И как итог: «примитивная, нечеткая, построенная на нереальных предположениях и дезинформации, советская пропаганда не выполнила своих задач в период советско-финляндской войны»12.

Заслуживает внимания также  статья В.А. Невежина специально посвященная советской пропаганде в период «зимней войны». В своей статье автор не соглашается с оценкой Н.В. Ксенофонтовой относительно эффективности работы советской пропаганды. В.А. Невежин считает, что «в преддверии вооруженного столкновения с Финляндией советское руководство активно использовало пропагандистские структуры для идеологического обоснования своих внешнеполитических целей»13. Что уже само по себе отклоняет тезис Н.В. Ксенофонтовой о бессистемности пропаганды. Основываясь на советских пропагандистских материалах, касающихся действий СССР в Западной Украине и Западной Белоруссии, В.А. Невежин     полагает,     что     «особенность     пропагандистских     кампаний, организовывавшихся на начальном этапе Второй мировой войны руководством страны, заключалось в том, что они являлись своеобразной прелюдией к последующим активным наступательным действиям, которые сопровождались использованием крупных контингентов Красной Армии». Говоря о сроках начала пропагандистской кампании по подготовке к открытому вооруженному столкновению с Финляндией В.А. Невежин указывает отправной точкой 3 ноября,     когда     в     «Правде»     появилась     статья    антифинляндской направленности.

Однако при этом надо учитывать то обстоятельство, что до истечения третьего этапа Московских переговоров в прессе не могли звучать открытые призывы к вооруженному решению проблемы. Это объясняется тем, что советское руководство на протяжении всего периода Московских переговоров было заинтересовано в мирном решении. Кампания, проводившаяся в советских СМИ с начала по середину ноября 1939 г. не имела своей целью непосредственной подготовки к военному столкновению с Финляндией, скорее это был переходный этап, когда советская сторона на основе результатов проходивших переговоров выстраивала новые пути решения сложившейся проблемы. Отсюда следовала некоторая неясность в проводившейся кампании. С одной стороны высказывалось негативное отношение к проводимой финляндским правительством политике, с другой стороны, в прессе чувствовалась та неопределенность относительно решения вопроса, которая сложилась в период переговоров. В полной мере антифинляндская кампания, которая подразумевала бы подготовку СССР к предстоящей войне с Финляндией, началась только со второй половины ноября. На что совершенно справедливо указывает В.А. Невежин: «со второй середины ноября антифинляндская кампания советской пропаганды становится все более организованной». При этом «с помощью пропаганды в общественном   сознании   начал   формироваться   враждебный   СССР   образ Финляндии. Создавалось впечатление, что советско-финляндская война уже неизбежна»14.

Информация о работе Зимняя война в ленинградских периодических изданиях 1939 – 1940 гг