Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 21:51, курсовая работа
Цель работы - на основе выявленных источников изучить жизненный путь и военную деятельность А. П. Ермолова в контексте общих проблем развития России конца XVIII - начала XIX века.
В ходе написания работы следует решить следующие задачи:
— уточнить некоторые противоречиво освещаемые биографические факты из жизни А. П. Ермолова;
— изучить военную деятельность А. П. Ермолова в годы Отечественной войны 1812.
Введение……………………………………………………………….3
Глава 1. Историография……………………………………………5
Глава 2. Жизненный путь генерала А. П. Ермолова………….12
Глава 3. Военная деятельность генерала А. П. Ермолова
в компании 1812 г…………………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………24
Библиографический список………………………………………….26
Приложение А………………………………………………………...27
23 апреля 1861 года в Москве Алексей Петрович скончался.
В духовном завещании он сделал следующие распоряжения о своем погребении. «Завещаю похоронить меня как можно проще. Прошу сделать гроб простой, деревянный, по образцу солдатского, выкрашенный желтою краской. Панихиду обо мне отслужить одному священнику. Не хотел бы я ни военных почестей, ни несения за мною орденов, но как это не зависит от меня, то предоставляю на этот счет распорядиться, кому следует. Желаю, чтобы меня похоронили в Орле, возле моей матери и сестры; свезти меня туда на простых дрогах без балдахина, на паре лошадей; за мною поедут дети, да Николай мой, а через Москву, вероятно, не откажутся стащить меня старые товарищи артиллеристы». Москва провожала генерала двое суток, а жители Орла по прибытии тела на Родину устроили ему грандиозную панихиду. Площадь перед Троицкой церковью, где шло отпевание Ермолова, и все прилегающие улицы были заполонены людьми. В Санкт-Петербурге, на Невском проспекте, во всех магазинах были выставлены его портреты.
Ермолов похоронен в Орле, рядом со своим отцом, в особом приделе Троицко-Кладбищенской церкви. На одной из стен могильного склепа вделана доска с простой надписью: «Алексей Петрович Ермолов, скончался 12 апреля 1861 года».
Глава 3. Военная деятельность генерала А. П. Ермолова в компании 1812 г.
С началом Отечественной войны 1812 г. Ермолов был назначен начальником штаба 1-й Западной армии Барклая-де-Толли [12, с. 120]. Как и командующий 2-й Западной армией П. Багратион, Алексей Петрович тяготился отступлением и планом Барклая, но все же смирял свое самолюбие "во имя пользы отечества". По личной просьбе Александра I писал ему обо всем происходившем. Как начальник штаба, он много сделал для сглаживания отношений между Барклаем-де-Толли и Багратионом и для успешного соединения двух армий под Смоленском; явился организатором обороны этого города, затем удачно руководил войсками в бою при Лубине, был произведен в генерал-лейтенанты.
В сражении у Бородино Ермолов
находился при
Неприятель сделал «под прикрытием сильнейшей канонады… атаку на центральную батарею (Раевского), прикрываемой 26-й дивизиею. Ему удалось оною взять… но генерал-майор Ермолов… взяв один только 3-й батальон Уфимского полка, остановил бегущих и толпою в образе колонны ударил в штыки. Неприятель защищался жестоко… но ничто не устояло» — М. Б. Барклай-де-Толли [9, с. 344].
Кутузов высоко ценил боевые качества Ермолова, но, считая его доверенным лицом императора, не очень благоволил к нему (за Бородино Барклай-де-Толли представил Ермолова к ордену святого Георгия 2-й степени, но главнокомандующий ограничился орденом святой Анны 1-й степени). В свою очередь, энергичный Ермолов сетовал на оборонительную стратегию Кутузова и вызвал его неудовольствие, когда на военном совете в Филях высказался против оставления Москвы без сражения.
После ухода из Москвы Алексей Петрович, исполняя обязанности начальника объединенного штаба 1-й и 2-й армий, сыграл видную роль в сражении под Малоярославцем, где он отдавал распоряжения от имени главнокомандующего. Выдвинув корпус Дохтурова на Калужскую дорогу, он преградил путь армии Наполеона и сражался весь день до подхода главных сил. Наполеон был вынужден отступать по разоренной Смоленской дороге.
После перехода через Неман Ермолов возглавил артиллерию союзных армий, с апреля 1813 г. командовал различными соединениями. 2 мая 1813 года после неудачного сражения при Лютцене Ермолов был обвинен генералом Петром Витгенштейном в нераспорядительности и переведен на пост командира 2-й гвардейской пехотной дивизии [9, с. 345].
21 мая в сражении при Бауцене союзные войска вынуждены были отступить. Арьергард был поручен Ермолову, и только его решительные действия обеспечили отход армии без крупных потерь.
22 мая Ермолов был атакован
войсками генералов Латур-
В сражении под Кульмом, состоявшемся 29-30 августа, возглавлял 1-ю гвардейскую дивизию, а после ранения генерала А. И. Остерман-Толстого принял его сводный отряд. Находился в центре сражения. В самый критический момент, сражаясь, целый день против вдвое превосходящего по численности противника, гвардия Ермолова спасла своим геройским самопожертвованием всю союзную армию, обеспечив ей конечную победу [9, с. 345].
Прямо на месте сражения Ермолов был награжден орденом Святого Александра Невского. От прусского короля за Кульм он получил крест Красного орла 1-й степени. По словам Дениса Давыдова, «знаменитая Кульмская битва, которая в первый день этого великого по своим последствиям боя, принадлежала по преимуществу Ермолову, служит одним из украшений военного поприща сего генерала».
В кровопролитной «битве народов» в октябре 1813 года под Лейпцигом Ермолов, командуя русской и прусской гвардиями, решительной атакой вклинился в центр позиций Наполеона, лишив его возможности маневра [12, с. 262].
В сражении за Париж в марте 1814 года Ермолов командовал объединенной русской, прусской и баденской гвардией. После капитуляции французов ему, как одному из самых образованных русских генералов, Александр I поручил написать манифест о взятии Парижа. Награждён орденом святого Георгия 2-й степени [12, с. 265].
После подписания в мае 1814 года Парижского мира Александр I, перед выездом из Парижа в Лондон, отправил Ермолова в Краков (находившегося на границе с Австрией) в качестве командующего 80-тысячного сильного авангарда, состоявшего из большей части резервной армии, формировавшейся в Герцогстве Варшавском. Войска на границе нужны были России, поскольку в преддверии запланированного конгресса в Вене ожидалось несогласие со стороны Австрии при определении новых границ.
3 января 1815 года Англия, Австрия и Людовик XVIII, привезенный в Париж в обозе интервентов, заключили военный союз против России и Пруссии. От новой войны Россию спасло бегство Наполеона с острова Эльба и возвращение в Париж в марте 1815 года. После этого война возобновилась. Против наполеоновской империи выступила антифранцузская коалиция с участием многих европейских стран. Кроме того 21 апреля (3 мая) 1815 года в Вене были подписаны русско-прусский и русско-австрийский договоры о разделе Герцогства Варшавского.
В апреле месяце 1815 года Ермолову в подчинение вместо резервных войск был передан 6-й корпус временно составленный из двух пехотных, одной гусарской дивизий и нескольких казачьих полков. Тогда же он по приказу выдвинулся из Кракова и перешёл границу, направившись во Францию. 21 мая он уже был в Нюрнберге, а 3 июня — в пограничном с Францией городе Аюб. Но принять непосредственное участие в военных действиях против войск Наполеона корпусу Ермолова не пришлось [12, с. 267].
Однако в ходе этого второго похода во Францию сражений русских войск с французскими не произошло, так как английскими и прусскими войсками после ряда сражений Катр-Бра, Линьи, Вавр армия Наполеона была окончательно разгромлена в битве при Ватерлоо 18 июня 1815 года.
Ермолов с войсками всё же вступил во Францию, а Александр I отправился в Париж.
После прибытия на Рейн Ермолову, вместо 6-го корпуса, с которым он пришёл, был дан гренадерский корпус, часть которого последовала в Париж для содержания при государе караула, так как гвардии при армии не находилось. В Париже Алексей Петрович испросил увольнение в отпуск по болезни на шесть месяцев [12, с. 268].
С гренадерским корпусом Ермолов возвратился в Царство Польское. 20 июля 1815 года он находился в Варшаве, где состоялось торжественное объявление о восстановлении Царства Польского и обнародование конституции, и был свидетелем, как войска польской армии присягнули императору Александру I как царю польскому.
Через некоторое время, в ноябре 1815 года, Алексей Ермолов сдал корпус генералу Ивану Фёдоровичу Паскевичу, выехал в Россию. В самом начале 1816 года он находился в Орле у своих престарелых родителей.
Заключение
В результате решения конкретных задач исследования сформулирован ряд основных выводов. При рассмотрении мемуарной, и научной литературы точно нельзя сказать о вхождении Алексея Петровича Ермолова в активные деятели Смоленского (Несвижского) кружка. Являясь членом Несвижского кружка, он не входил в ядро заговорщиков, так называемый «канальский цех». Тщательное расследование по делу офицеров Смоленского гарнизона не обнаружило серьёзных улик против А. П. Ермолова. Письма, на основании которых А. П. Ермолов был арестован, не имеют политического подтекста, а содержат лишь «несколько дерзкие» выражения в адрес командования Несвижского полка. «Дерзких» выражений, а также родственной близости к одному из руководителей политического кружка A. M. Каховскому, однако, было достаточно для ареста и последующей ссылки.
Изучая материалы о совете в Филях, стоит подвергнуть сомнению известную в науке точку зрения о том, что А. П. Ермолов участвовал в некоем заговоре против М. И. Кутузова и именно поэтому проголосовал за повторный бой. Можно считать, что наиболее вероятной причиной, заставившей А. П. Ермолова проголосовать за новое сражение, являются вполне естественные карьерные соображения. Появилась реальная возможность получить новое назначение, так как после Бородино образовалось большое количество вакансий. Тем более что дальнейшей перспективы служебного роста на должности начальника штаба при Барклае де Толли у А. П. Ермолова не было.
Включаясь в известную дискуссию по вопросу о причастности генерала А. П. Ермолова к декабристскому движению, говорится, что «Проконсул Кавказа» не является сторонником и тем более участником декабристского движения. Несмотря на то, что он активно общался с членами секретных обществ и оказывал им всякого рода услуги (к примеру, предупредил членов декабристского движения о том, что император знает о них и интересуется ими), а также то, что декабристы планировали предложить ему должность в будущем либеральном правительстве, - в результате предпринятого исследования фактических доказательств его причастности не обнаружено.
Рассмотрев все имеющиеся
В условиях все возрастающего интереса к истории России, ее выдающимся деятелям, обращение к личности А. П. Ермолова и его участию в жизни государства на различных постах в разные годы активной деятельности оказывается весьма поучительным и полезным. Как видно деятельность генерала А. П. Ермолова в войне 1812 г. четко проследить нельзя из-за отсутствия материалов. Также много информации не дано по биографии генерала. Многие моменты из личной жизни опущены. Большинство научных работ посвящены государственной деятельности генерала Ермолова на Кавказе.
Библиографический список
Приложение А
Портрет Алексея Петровича
Ермолова
работа Джорджа Доу.
Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург).