Взаимопомощь жителей Красноярского края ленинградцам в годы войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 14:57, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы. Целью дипломной работы является изучение системы взаимопомощи жителей Красноярского края ленинградцам в годы войны.
Задачи дипломной работы.
1. Проанализировать вклад сибиряков в сбор средств жителям блокадного Ленинграда и его защитникам.
2. Показать участие сибиряков в обороне Ленинграда.
3. Рассмотреть состав, численность эвакуированного в край населения Ленинграда

Прикрепленные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 421.00 Кб (Скачать документ)

В конце 1943 года я был переведен на работу в  отдел «Смерш» 42-й армии старшим  оперуполномоченным в периферийное отделение. Моей обязанностью являлось курирование находящихся на Пулковских высотах частей, в которых я должен был регулярно бывать.

В январе 1944 года войсками фронта была осуществлена боевая операция по прорыву блокады Ленинграда. В ней принимали участие и  части 42-й армии на Пулковских высотах. В результате немцы были отброшены от города на 100 и более километров. Защитники города совершили великий исторический подвиг.

Автор: Д. Буданов, полковник КГБ в отставке, участник войны

 

Грозовые  сороковые

"ПОКОЙ  МНЕ ТОЛЬКО СНИТСЯ"

Вот такой девятнадцатилетней девчонкой, студенткой 2-го курса Ленинградского педагогического института имени А. И. Герцена, я встретилась с войной. О том, что она началась, я узнала в городе Пушкине. куда приехала посмотреть Екатерининский дворец, лицей А. С. Пушкина и другие достопримечательности.

В первые же дни  в институте был создан призывной  пункт-штаб по формированию из числа  студентов 1-й дивизии народного  ополчения Куйбышевского района. Я сразу поехала в штаб. Там  уже вовсю шла запись.. В нашей  дивизии было более 18 тысяч ополченцев. Ленинград превращался в город-фронт. Все население жило и работало в режиме военного времени. Город постоянно подвергался массированным налетам бомбардировщиков (более десяти тревог ежесуточно), обстрелам дальнобойных снарядов.

Все население было на голодном пайке: 250 граммов хлеба рабочим, 150 - детям и иждивенцам. В городе нет света, отопления и, как всегда в таких случаях, на редкость холодная зима. Работали круглосуточно, были на казарменном положении. Нас направили на Лужский рубеж в сторону Эстонии. Мы копали противотанковые рвы, окопы, доты, дзоты, делали блиндажи.

Начало сентября. Город в блокаде. Но он жил, работал, сражался. Некоторое время я занималась изготовлением деталей для гранат. Потом в военном авиационном  госпитале ? 19 ухаживала за ранеными и с сентября, когда начались занятия в институте, сразу со смены бежала на учебу. В госпитале я работала в операционной. Тяжело раненных здесь гипсовали прямо в кроватях, кормили в палатах, выдавали лекарства.

Комиссар поручил  мне и получать газеты, письма больным, а вечером приносить в палаты тяжело больным патефон и писать за них письма на родину, в Сибирь и на Урал. И я видела, как раненые в госпиталях незримо участвовали в боях, прислушивались к звукам артиллерии и узнавали, чья армия в боях: "Вот, - говорили, - Федюнинский пошел...". ...Уход за ранеными, перевязки, стоны - эти ужасы забыть нельзя.

Не менее  ужасным был момент, когда снаряд попал в зверинец на Петроградской  стороне. Дикий крик летящих и бегущих от пожара зверей - это нечто невыносимое.

Воды нам  всегда не хватало. Брали из Невы или  из уличных колодцев и, конечно, заболевали. Заболела и я. Меня отвезли в санаторий, и я там быстро поправилась. Определилась на работу по вольному найму в 49-й  батальон аэродромного обслуживания, где располагалась 1-я гвардейская авиационная дивизия маршала авиации А. А. Новикова (кстати, с этого аэродрома наши самолеты через Балтийское море бомбили Берлин). Здесь в феврале - марте 1942 года я работала заведующей библиотекой, телефонисткой, в моем ведении была и полевая почта.

Потом по "Дороге жизни" через Ладожское озеро  я вывезла на Большую землю, в  тыловой госпиталь, раненую студентку: еще 15 сентября 1941 года она потеряла ногу.

В марте 1943 года вернулась в Ленинградскую армию, в г. Монино.

Работала в  воинской части ? 30177 САМ-138 (самолетно-авиационные  мастерские) в должности телефонистки. Мне доверяли выдачу карточек оборонных, продовольственных и промышленных товаров. За карточками я ездила в  Москву. Здесь я, кстати, повстречала  летчиков и техников-авиаперегонщиков Красноярского 22-го бомбардировочного авиационного полка.

Великую Победу я встретила в военном гарнизоне  Монино. Была награждена несколькими  медалями, самой дорогой из них  и памятной считаю медаль "За оборону  Ленинграда".

Очень много  я видела и пережила. Но самые  тяжелые воспоминания, которые никогда  не оставляют меня, о военных госпиталях...

В Сибирь я приехала в 1954 году по призыву на целинные и  залежные земли. Работала директором Канского краеведческого музея. Занималась преподавательской деятельностью. Двадцать лет, с 1963-го по 1984 год, работала в ДК железнодорожников Красноярска библиотекарем, а затем выполняла ее техническое обслуживание до 1995 года. Кстати, снимок, на котором я в центре, с наградами на груди, сделан как раз в этот период - 31 августа 1987 года, в день открытия музея истории Красноярской железной дороги.

...Все годы  я читаю лекции, встречаюсь с  молодежью, рассказываю о своем  участии в Великой Отечественной  войне, пишу воспоминания по  просьбам музеев и других организаций. В общем, "покой мне только снится".

Автор: Н. И. Остроухова, ветеран войны.

 

Мой прадедушка (со слов папы, а он узнал со слов бабушки, своей мамы)

Терешко Семен Васильевич, родился в 1901 году д. Красный Ключ, с/с Павловский, Даурского района, Красноярского края (ныне это д. Красный Ключ, Балахтинского района, Красноярского края). В 1925 году женился на девушке со своей деревни, Наталье. В 1927 году родилась моя бабушка, Наталья Семеновна. В 1929 году родилась Мария Семеновна. В 1931 году родилась Валентина Семеновна. Так получилось, что наследников мужского пола в их семье не родилось, но по словам бабушки, они во всем помогали отцу. После объявления войны Семен Васильевич добровольцем ушел на фронт. Призывался он Даурским районным военкоматом, Красноярского края, Даурского района. Про письма с фронта бабушка не упоминала, рассказала только о том, что весной 1942 года им принесли похоронку, пришла она из под Ленинграда. От чего он умер конкретно не известно, по словам бабушки прадед умер от обморожения, в документах написано, что он получил смертельное ранение. Похоронен был в братской могиле там же под Ленинградом. (Источник информации ЦАМО, Ф. 58 Оп. 818883 Д. 624)

 

В воздухе сибирские  асы. Воздушный таран Николая Тотмина.

Защищая Ленинград, одним из первых в Великой Отечественной  войне совершил воздушный таран  Николай Яковлевич Тотмин, уроженец села Усть-Яруль Ирбейского района.

Вот как это  произошло.

14 июля 1941 года  большая группа вражеских бомбардировщиков  совершила налет на аэродром базирования нашего полка. Наши истребители в это время производили заправку после боевого вылета, и лишь один из них смог подняться по боевой тревоге в воздух.  А его кабине находился летчик, старшина Николай Тотмин. Набирая высоту, он видел, как восемь бомбардировщиков «Юнкерс-88»  сопровождении двух истребителей «мессершмитт-109» уже достигли границы аэродрома и стали заходить на бомбометание. Фашисты действовали спокойно, не видя никаких препятствий на своем пути. В эту минуту Николай Тотмин зашел в хвост бомбардировщикам и открыл огонь. Плоскость одного из «юнкерсов» задымилась, остальные трусливо повернули обратно.

Развернув свою машину, Тотмин вступил в бой с  двумя «мессершмиттами». Он увеличил скорость и пошел в лобовую  атаку против одного из них. Не выдержав столь стремительного натиска советского летчика, «мессер», уклоняясь от боя, стал отворачивать в сторону.

«Испугался!» - отметил про себя Николай. Действительно, лобовой прием воздушной атаки  требует от летчика не только отваги и мастерства. Это, ко всему прочему, еще и готовность пожертвовать собой: противники не имеют преимуществ друг перед другом. Но советский летчик не колебался. В тот момент, когда фашистский стервятник собирался постыдно сбежать с поля боя сражения, Тотмин левой плоскостью своей машины резанул по хвостовому оперению вражеского самолета. «Мессер» развалился на куски и упал на землю. И нашему летчику не пришлось много раздумывать: его самолет также был серьезно поврежден. Тотмин едва успел вывалиться из кабины и дернуть за кольцо парашюта. Земля была уже совсем близко. Он приземлился прямо на своем аэродроме.

Жизнь бесстрашного летчика старшего лейтенанта Н.Я. Тотмина  оборвалась 27 октября 1942 года. Он погиб  в ожесточенной схватке с большой  группой фашистских истребителей, защищая Ленинград.

Газета «Красноярский рабочий».

«В бой идут Сибиряки». Красноярцы на фронтах и в тылу Великой  Отечественной войны. – Красноярск: кн.изд., 1977. – 293 с.

«Полундра, матросы  идут!»

Этот воинственный клич советских военных моряков вызывал у фашистов неописуемый ужас. Да, гитлеровцы на собственной шкуре в боях за Ленинград, Севастополь, Новороссийск и Одессу не раз испытали несокрушимую силу и непобедимость советских матросов. Среди этих героев немало было и красноярцев.

Балтийцы. Много  воинов края беззаветно сражались и  отдали жизнь за колыбель революции  – Ленинград.

О подвиге старшины первой статьи минусинца Ивана Тамбасова  широко известно в городе Ленина.

В книге «Подводники  Балтики атакуют», написанной адмиралом Владимиром Филипповичем Трибуцем, говорится: «5 апреля 1942 года фашисты вели продолжительный артиллерийский обстрел города, сосредоточив огонь на тех участках, где, как они предполагали, находятся корабли флота.  Одновременно они пытались подавить наши зенитные батареи… Небольшой части вражеских самолетов удалось выйти даже к Неве. Атаки следовали одна за другой. Но большого урона они нам не нанесли. В этом была большая заслуга летчиков и зенитчиков, которые не пустили самолеты врага к кораблям. Среди них было и орудие Ивана Тамбасова, расчет которого бессменно нес вахту на борту линкора «Октябрьская революция»…»

 На рассвете 16 апреля вновь начался интенсивный  артеллирийский обстрел города. Один из снарядов разорвался  рядом с орудием Ивана Тамбасова.  Старшина упал и потерял сознание. Очнувшись, он увидел, что горит палубный настил, на котором лежат снаряды. Пожар грозил проникнуть в артиллерийский погреб и взорвать линкор со всем экипажем. Превозмогая боль, собрав все свои силы, Тамбасов подполз к снарядам и стал сбрасывать их за борт. И тут последний снаряд, который взял в руки старшина, взорвался.

Так погиб старшина первой статьи коммунист Иван Тамбасов.

«Аленушка»

Зимой 1942 года в бригаде  морской пехоты, стоявшей в обороне  на подступах к Ленинграду, служила санитарным инструктором девушка из нашего края Елена Карпова.

О своей боевой подруге написала в краевую газету ее однополчанка, бывший командир пулеметного  расчета Р. Пименова: «В крохотном  блиндаже санитарного пункта Аленушка поддерживала идеальную чистоту. Комсорг роты, она была всегда исполнительна и дисциплинированна. Очень привлекательная внешне, беленькая, синеглазая, с грустными вьющимися волосами, стройная, высокая, всегда аакуратно одетая, говорунья и песенница, Аленушка любила людей. Раненых выносила из зоны самого жестокого боя да еще и оружие забирала с собой. И все очень удивлялись: как эй это удалось!... А как она ухаживала за ранеными – их успокаивал ее ласковый голос, умелые и быстрые руки».

«Наша родная Аленушка» - так ласково говорили о ней раненые. А разведчики бригады очень ценили ее за знание немецкого языка, часто брали с собой  (с разрешения командира) в разведку. Особенно, когда шли на подслушивание телефонных разговоров немецких штабов со своими частями. В этом деле Аленушка была незаменима.

Однажды с группой  разведчиков ушла она в ночной поиск. Перед рассветом они вернулись, таща волоком связанного немецкого  офицера. От него шел какой то приторный  запах, а сам он спал. Выяснилось, что по совету Аленушки разведчики привязали гитлеровцу  ко рту и носу вату, обильно смоченную хлороформом.

А на утро вся  бригада  была изумлена необыкновенным зрелищем. В ясном морозном небе над передним краем немецких окопов высоко реяли красные «змейки» - вымпелы, похожие на те, что ребятишки запускают в небо. Яркие язычки красного пламени символизировали непобедимость и стойкость Ленинграда. И что примечательно, «змейки» не улетали. Оказывается, они ночью были прикреплены разведчиками к земле на тонких прочных нитях.

Такие украшения  пришлись немцам не по вкусу. Они пытались их сбить из винтовок, но попасть в тонкие невидимые нити не так-то легко. Тогда гитлеровцы стали ползать по земле, отыскивая места, где были прикреплены красные «змейки». А наши снайперы открыли по ним огонь, и многие навсегда остались лежать на ленинградской земле. 

Инициатором этой затеи так же была Елена Карпова. Отважная девушка не дожила до победы. Она погибла в одном из боев за Ленинград.

Р. Пименова. Аленушка. «Красноярский  рабочий», 1968, 11 сентября.

 «В бой идут Сибиряки». Красноярцы на фронтах и в тылу Великой Отечественной войны. – Красноярск: кн.изд., 1977. – 293 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В Красноярский край были эвакуированы более 11 тысяч  ленинградцев, в том числе более  двух тысяч детей, - рассказывает директор мемориального комплекса «Мемориал Победы» Татьяна Ивлева. - Но предметов, вывезенных из блокадного города, у нас немного. Это понятно: людям, умирающим от голода, главное было спасти своих детей и себя, о вещах они вообще не думали. Из Красноярска, куда они прибывали, их отправляли в разные города и сёла края - от юга до Крайнего Севера. После окончания войны многие из них вернулись в Ленинград, но часть блокадников остались в Красноярском крае. Они стали настоящими сибиряками. Бывшие ленинградцы организовали здесь в 1991 году краевое общество «Блокадник», его основателем стал Гелий Николаевич Боголюбов. Ежегодно блокадники собираются вместе, чтобы отметить этот памятную радостную дату -27 января - пообщаться, вспомнить пережитое. Например, накануне в нашем музейном комплексе для блокадников была организована встреча с учащимися речного училища.

Надо сказать, что общество ведёт активную общественную работу - оказывает социальную поддержку  своим членам, встречается с молодёжью  и так далее. По инициативе организации «Блокадник» в Красноярске в 2005 году был открыт памятник «Детям войны». С каждым годом блокадников становится всё меньше и меньше, ведь самым младшим из них, которые были во время войны маленькими детьми, сегодня уже за семьдесят. Сегодня в Красноярском крае живут около пятисот блокадников. И пока живы свидетели той страшной поры, нужно, чтобы они делились своими воспоминаниями с поколениями, не знавшими войны. В 2008 году в Красноярске была издана книга «Сибирь второй нам родиною стала», посвящённая 65-й годовщине снятия блокады Ленинграда. Её автором выступила Валентина Степановна Антонова, председатель Красноярской краевой общественной организации «Блокадник». Она собрала письма и воспоминания более ста человек, в годы войны связанных с Ленинградом: тех, кто был эвакуирован из Северной пальмиры в Сибирь, и тех красноярцев, кто защищал Ленинград.

Информация о работе Взаимопомощь жителей Красноярского края ленинградцам в годы войны