Взаимопомощь жителей Красноярского края ленинградцам в годы войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 14:57, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы. Целью дипломной работы является изучение системы взаимопомощи жителей Красноярского края ленинградцам в годы войны.
Задачи дипломной работы.
1. Проанализировать вклад сибиряков в сбор средств жителям блокадного Ленинграда и его защитникам.
2. Показать участие сибиряков в обороне Ленинграда.
3. Рассмотреть состав, численность эвакуированного в край населения Ленинграда

Прикрепленные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 421.00 Кб (Скачать документ)

Сформировали  дивизию и возглавили ее на первом этапе военных действий комдив, полковник, а затем генерал-майор Г.П. Сокуров, начальник штаба полковник А.И. Раков, комиссар В. Шелепин.

Большую помощь командованию в формировании и материальном снабжении дивизии оказали местные партийный и советские органы.

В первой половине ноября 1941 года,  почти на год раньше 78-й добровольческой бригады, 382-я  сибирская выехала на Волховский фронт и вошла в состав 59-й армии.

К концу 1941 года  немецко-фашистские войска добились блокады  Ленинграда, отрезав его со всех сторон от советской земли. Выполняя личный приказ Гитлера, они прилагали  все усилия, чтобы любой ценой  «покончить с этой цитаделью большевизма».

  Учитывая исключительно тяжелое положение, в котором оказались войска и население Ленинграда, советское Верховное Главнокомандование поставило задачу как можно быстрее снять блокаду с осажденного города. Войска Волховского и Ленинградского фронтов было приказано нанести поражение немецкой группировке войск «Север», вышедшей к Ладожскому озеру в районе Мги.

В «Истории Великой  Отечественной войны Советского Союза» говориться: «Главная роль в  освобождении Ленинграда от блокады  отводилась Волховскому фронту. Наступая в северо-западном направлении, войска фронта во взаимодействии с 54-й армией Ленинградского фронта должны были  окуржить и уничтожить выдвинувшуюся к Ладожскому озеру крупную немецкую группировку, частью сил нанести удар в направлении на Лугу и Сольцы, разгромить новгородскую группировку врага и освободить древний русский город Новгород». История Великой Отечественной войны Советского союза. Военное издательство Министерства обороны СССР, М., 1961, т.2, стр. 333.

В решении этой общей задачи на своем участке фронта принимала участие и 59-я армия. К приходу в эту армию 382-й стрелковой дивизии соединения Волховского фронта громили тихвинскую группировку фашистских войск. Наступление здесь началось еще в конце ноября 1941 года, и 9 декабря город Тихвин был освобожден от немецких захватчиков.

В сводке Совинформбюро  отмечалось, что разгром немецко-фашистских войск под Тихвиным явился нашей  первой крупной победой с начала войны. В этих боях сибиряки получили  свое первое боевое крещение. Пройдя походным маршем через разрушенный Тихвин, они двинулись к передовым позициям фронта.

Сибиряки видели сожженные города и села, опустошенные деревни и хутора. Местные жители выходили из лесов, из подвалов сожженных  домов и рассказывали о зверствах, творимых фашистами. Бойцы рвались в бой, чтобы скорее отомстить за поруганную честь советских людей.

Первая военная  зима была холодной и снежной. По бездорожью, в бураны, помогали лошадям тянуть артиллерию. Кратковременный отдых  они проводили в лесах, так  как деревни были сожжены врагом. Наскоро устраивали шалаши, спали поочередно у костров.

Тылы далеко отставали от передовых частей. Поэтому  воинам иногда приходилось  получать вместо хлеба муку, разводить ее водой, без соли и печь на лопатах  лепешки. Но сибиряки не унывали. Они понимали всю сложность обстановки и были заняты одной мыслью – как можно скорее сразиться с врагом, топтавшим священную советскую землю.

За время  походного марша с 25 декабря 1941 года по 10 января 1942 года дивизия прошла большой путь от Тихвина в юго-западном направлении через станции Будогошь и Гряды, село Папортное и скрытно подошла к линии фронта. Приведя свои части в порядок, она вместе с другими соединениями 59-й армии вышла в район населенных пунктов Спасская Полись – Мостки Ленинградской области.

15 января 1942 года  перед сибиряками была поставлена  задача: во взаимодействии с другими  частями 59-й армии прорвать  немецкую оборону южнее и восточнее  Спасской Полисти. Затем овладеть  важным опорным пунктом пунктом  противника – крупным узлом железнодорожных и шоссейных дорог Спасская Полисть – Большая Вишера – Малая Вишера с последующим выходом Синявино. Разведка установила, что перед дивизией находиться сильно укрепленный  район врага. К этому нужно добавить абсолютное превосходство немцев в танках и особенно авиации по всей линии фронта. Это был первый этап войны, когда Красная Армия вообще испытала недостаток танков и самолетов.

Несмотря на то, что солдаты еще не успели отдохнуть после изнурительного похода и что артиллерия была не полностью готова поддержать действия пехоты, сибиряки с хода вступили в бой. Первые боевые действия оказались вполне успешными. Особенно отличились 1267-й и 1269-й  пехотные полки. Отбивая контратаки противника, они овладели совхозом «Большевик», южной окраиной Спасской Полисти,  населенным пунктом Ольховка и перерезали железную дорогу Новгород – Чудово. Гитлеровцы понесли большие потери в живой силе и технике. АМО СССР, ф. 382-й стрелковой дивизии, д. 29, лл. 7-8.

В это время  соседний кавалерийский корпус генерала Гусева прорвал оборону противника в районе Мостки – Мясной Бор и пошел по тылам врага. Для уселения  прорыва 382-я сибирская дивизия была выведена из подчинения 59-й армии (за исключением 1269-го пехотного полка), вошла в состав  2-й Ударной армии и в ночь на 23 февраля 1942 года вошла в горловину прорыва. Общая задача всех соединений  2-й Ударной армии состояла в преследовании противника, овладении железнодорожным узлом станции Любань и соединений с 54-й армией, оборонявшей Ленинград.

Однако, несмотря на первые успехи, развить наступление дальше не удалось. Немецкое командование подтянуло свежие резервы и остановило дальнейшее продвижение наших частей.

Завязались  ожесточенные бои. Немецкие танки с  белыми крестами десятками двигались  к нашим позициям. В воздухе волна за волной шли бомбардировщики. Сотрясалась и гудела земля от огня и металла. Но сложить мужество и стойкость сибирских воинов враги не смогли. Сибиряки стояли на смерть.

В боях за село Спасская Полисть части 382-й дивизии  вели уличные бои на его окраинах. На участках 1265-го пехотного полка батальон под командованием старшего лейтенанта Рыбакова не только отразил несколько атак врага, но сам перешел в контратаку и истребил свыше трехсот фашистов. Второй батальон этого же полка принял бой с атакующим противником силою в четыреста солдат и офицеров.  Враг был опрокинут и преследовался на протяжении четырех километров. АМО СССР, ф. 382-й стрелковой дивизии, д. 29, лл. 8.

В ходе январских и февральских  боев 1942 года на отдельных участках фронта в окружении попадали как наши, так и немецкие части. Однажды в кратковременном окружении оказался наш 1267-й полк. Немцы выжгли вокруг него артиллерийским и минометным огнем весь лес, но сибиряки, заняв круговую оборону, продолжали удерживать позиции до подхода других частей дивизии.

Так же упорно сопротивлялись и гитлеровцы, когда попадали в  окружение их части. И было немало случаев, когда сбрасываемые с самолетов  мешки с продовольствием падали на стыках двух дерущихся сторон. Тогда  в борьбе за их обладание дело доходило до рукопашных схваток.

В зимних боях отличились артиллеристы 946-го артиллерийского полка и  минометчики дивизии. Слаженно действовал минометный расчет сержанта Шипиленко. Он заметил, что большая группа немцев засела в бане, находившейся невдалеке от их позиций, и оттуда ведет огонь из пулемета и автоматов. Командир расчета Шипиленко и наводчик Ганжа прямым попаданием нескольких мин уничтожили баню вместе с фашистами.

О том, как отважно действовали  бойцы саперного батальона, рассказал в  1968 году в богучанской районной газете  бывший политрук роты Н.Ф. Мутовин.

«В нашей роте было 18 богучанцев, - писал он. – Нам было приказано  взорвать мост через реку на шоссе. Для выполнения задания со мной ночью вышли младший лейтенант Федоров, бойцы Чекулаев, Павлов и другие.

Когда добрались до опушке леса, впереди взвилась белая ракета.  Минут через десять опять. Так  повторялось несколько раз. При  свете ракеты мы определили по карте, что немцы освещают мост. А когда  уже часов в 11 они навели на него прожектор, заметили, что невдалеке блестят рельсы. Значит, железная дорога. Хорошо бы и ее взорвать, решили мы.

Ночь была спокойной, и  немцы не ожидали подвоха. Нам  понадобилось полчаса, чтобы подложить  связанные шашки и все приготовить  к взрыву. Первым взлетел мост. А за ним и дорога. Вскоре мы рапортовали об этом своему командованию». Н.Ф. Мутовин. Мост противника взорван. «Ангарская правда», - орган Богучанского райкома партии и районного Совета депутатов трудящихся, 1968, 9 мая.

Однако, несмотря на достигнутые успехи, 382-я дивизия не выполнила полностью поставленной  перед нею боевой задачи: не овладела опорными пунктами врага Спасская Полисть – Большая Вишера – Малая Вишера. Произошло это потому, что командный состав дивизии не имел  еще достаточного опуты управления войсками в крупных боевых операциях. В сложной обстановке, в условиях лесистой местности, без согласования и артиллерией и другими средствами усиления.

И все же в осуществлении  общего стратегического плана командования Волховского фронта дивизия сыграла важную роль. Сибиряки нанесли противнику огромный урон. Они перемололи несколько его отборных частей, значительно ослабили немецко-фашистскую  группировку войск и тем самым внесли свой вклад в последующие операции Волховского и Ленинградского  фронтов в дело освобождения Ленинграда.

Солдаты и офицеры  дивизии проявили в зимних боях 1941-1942 годов массовый героизм, выдержку и  организованность, железную волю и настойчивость в достижении поставленной цели. Особенно отличились командиры пехотных полков товарищи Красуляк и Дормидонтов (последний погиб в одном из боев), командир артиллерийского полка Миловидов, командир дивизиона Кудрин, командиры батальонов Стародубцев и Рыбаков и многие другие офицеры, сержанты и бойцы.

За два месяца напряженных январско–февральских боев, при неравенстве сил и  боевой техники, 382-я сибирская дивизия  понесла большие потери. Люди устали. Поэтому в первой половине марта 1942 года дивизия была выведена из боев на доформирование и кратковременный отдых.

Чтобы иметь  ясное представление о дальнейших боевых действиях 382-й дивизии и  трагических обстоятельствах, в  которых она оказалась, необходимо коротко ознакомиться с общей  обстановкой на этом участке фронта.

Командующий Волховским фронтом, в то время генерал армии, позднее Маршал Советского Союза, К.А. Мерецков так характеризует обстановку:

«59-я армия  еще в середине февраля 1942 года вплотную подошла к Спасской Полисти, возле  которой пол года кипели ожесточенные бои. А 2-я Ударная армия, развивая наступление, после трехдневных атак овладела селением Мясной Бор и прорвала  на этом направлении главную полосу немецкой обороны. Чтобы закрыть образовавшуюся брешь, немецкое командование бросило сюда различные части, снимая их с других участков фронта, в том числе непосредственно из-под Ленинграда. Тем самым вместо подготовки к штурму Ленинграда немецкая группа армий «Север» вынуждена  была сама защищаться. Только за первые три месяца 1942 года эта группа пополнилась шестью дивизиями, переброшенными из Франции, Дании, Югославии и самой Германии». К.А. Мерецков. На службе народу. Страницы воспоминаний. М., Издательство политической литературы, 1968, стр. 267, 271.

В соответствии с общим  планом наступления, находящяяся в составе Ударной армии 382-я сибирская дивизия в конце апреля получила задание – овладеть станцией Глубочки  и выйти к городу Любань. Возмужавшие и закаленные в предшествующих боях, сибиряки блестяще выполнили первую половину своей задачи. Вместе с другими соединениями они прорвали линию обороны противника. Но дальше развить наступление им не удалось. Все попытки наших войск расширить плацдарм на левом берегу Волхва успеха не имели. Командование немецкой группы армий «Север» сумело подтянуть крупные силы и, сосредоточив их у основанитя Любанского плацдарма, создола угрозу окружения находившимся на этом плацдарме соединениям 2-й Ударной армии.

  В конце апреля 1942 года Волховский фрон решением Ставки был преобразован в Волховскую оперативную группу войск Ленинградского фронта. Соответственно 2-я ударная Армия вошла в подчинение Ленинградского фронта. 

В «Истории Великой  Отечественной войны Советского союза» говориться:

«14 мая Ставка приказала отвести 2-ю Ударную  армию на восточный берег Волхва. Однако командование Ленинградского фронта не проявило необходимой оперативности при выполнении этого указания, и в конце мая противнику удалось отрезать 2-ю Ударную армию от главных сил фронта. С тяжелыми боями её части до начала июля пробивались из окружения. Эти бои хотя и кончились неудачно для советских войск, но на длительное время  сковали силы врага. Неблагоприятный исход любанской операции в значительной степени был определен трусостью и бездействием командующего 2-й Ударной армии генерал-майора А.А, Власова, который, боясь ответственности за поражение армии, изменил Родине и добровольно перешел к гитлеровцам». История Великой Отечественной войны Советского Союза. Военное издательство Министерства обороны СССР, М., 1961, т. 2, стр. 470.

Так 2-я Ударная армия  и  в ее составе 382-я сибирская  дивизия оказались в глубоком длительном окружении врага. Из всех частей дивизии не попал в окружение  лишь ее 1269-й стрелковый полк, который  находился в то время в подчинении 59-й армии Волховского фронта.

Начались тяжелые  дни в и ночи в кольце врага… Боеприпасы и продовольствие скоро  кончились. В конце мая – начале июня продовольствие еще в какой-то доставлялось нашей авиацией и сбрасывалось с воздуха. Но так продолжалось  до 5-7 июня.  После этого гитлеровцы усилили наблюдение в воздухе и, пользуясь численным превосходством авиации, закрыли последнюю возможность снабжения продовольствием.

Во второй половине июня 1942 года подготовка к прорыву  была закончена. Связи со штабом армии  не было, но командование Ленинградского фронта было поставлено сибиряками в известность о времени начала боя.

Информация о работе Взаимопомощь жителей Красноярского края ленинградцам в годы войны