Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 10:48, курсовая работа
Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении возникновения государственности у восточных славян в 9-11 веках.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. Предпосылки возникновения государства у восточных славян;
2. Основные этапы складывания древнерусского государства;
3. Особенности образования государства восточных славян.
Социальные отношения у ранних славянских племен первой половины I тыс. н.э. были характерными и для конечного этапа первообщинного строя, периода зарождения классового общества.
У славянских племен приобрело развитие рабовладение. Византийские историки пишут о десятке тысяч военнопленных, которых анты захватывали с целью превращения в рабов. Рабский труд мог использоваться в ремесленничестве, земледелии. Рабство, как и сбор дани, было начальной формой эксплуатации на этапе становления классового общества.
Племенная верхушка состояла из разных лиц. В неё входили, прежде всего, вожди племен. Зарубежные древние историки называют их королями, старейшинами, «вельможами». Они выделялись своим имущественным состоянием из основной массы населения.
В период становления классового общества славянские племена объединяются в союзы племен. Процесс формирования последних интенсивно происходил в V ст. н.э. Чем сильнее шел процесс расписания первобытной родовой замкнутости, тем крепче и более долговечными становились союзы племен. Во главе этих союзов стояли вожди, которых в источниках называют «рекси», «рикси» (Ардагаст, Удар, Межамир, Добригаст и др.), им принадлежала высшая власть. В Иордана вспоминается о Божье — вожде ант конца IV ст.
Появление у славян союзов племен свидетельствовало о становлении у них между доклассовой и классовой формацией переходной формы управления обществом. Здесь использовалась некоторая родовая форма регуляции социальными процессами, но уже в интересах господствующего класса, который зарождался. Такую форму управления обществом называют военной демократией. На ее стадии находились и анты. Военная демократия включала в себя качества, свойственные как общественному самоуправлению, так и элементам государственного строя. В результате усиления социальной дифференциации в союзах славянских племен все более укреплялась государственно-правовая основа, что предопределяло углубление классового разделения общества и образование государства. Это требовало много времени. Влиял и неблагоприятный внешнеполитический фактор. На развитие славян в известной мере повлияло и нашествие гуннов.
Существенной чертой общественного строя восточных славян VII—VIII ст. было наличие сельской (территориальной) общины — «миру», «верви»— как союзу индивидуальных хозяйств (малой семьи), во владении которых находились жилье, а также орудия и продукты труда. Размеры жилья на 4—6 человек, размещения и размеры хозяйственных зданий, запас продуктов — все это свидетельствует об индивидуальном характере хозяйства славян. Об этом же говорит и факт сбора дани у восточных славян из «дыма», то есть дома, о котором вспоминается в древнерусской летописи. Вместе с тем в пределах территориальной общины существовала коллективная собственность на землю, которая периодически перераспределялась между отдельными семьями.
Появление у восточных славян антагонистичных классовых элементов отобразила достопримечательность древнерусского права — Русская Правда, несколько частей, которой были заключены еще к началу образования Давнерусского государства. Основное внимание в этой достопримечательности уделяется защите интересов «мужей» — так в Русской Правде отражалась социальная верхушка общества славян.
На основе указанных изменений в социально-экономическом строе восточных славян происходило образование государства. Общеславянский процесс накопления хозяйственной и социальной предпосылки государственности достаточно четко отразился в VII—VIII ст.
Вместе с развитием классовых отношений процессы формирования государственности шли от союзов племен к княжеству и других высшего уровня политических объединений и завершились образованием Древнерусского государства.
Следует отметить, что процесс превращения органов общественного самоуправления в государственные органы не был одновременным для всех союзов восточнославянских племен. В одних союзах он шел быстрее, в других — медленнее. В VIII ст., когда славяне вели борьбу с кочевниками в Среднем Приднепровье, состоялось объединение нескольких союзов племен или княжеств, в «союз союзов» под названием «Русь», столицей которого стал полянский Киев. Большим объединением восточнославянских союзов племен был дулибо-волынский союз. Три союза племен — псковских, смоленских и полоцких кривичей — также создали большое объединение.
О формировании у восточных славян объединений из нескольких союзов племен сообщают и арабские источники. У них идет речь о существовании на территории, которую занимали славянские племена трех политических центров, — Куябы, Славии и Артании. Куяба (Куява), наверно, была политическим объединением южной группы славянских племен во главе с поляной и с центром в Киеве. Славия, возможно, — объединение северной группы славян во главе с новгородскими словенами. Относительно Артании, то, наверно, арабские писатели имели в виду южно-восточную группу славянских племен (возможно, что это Причерноморская и Приазовская Русь).
«Союзы союзов», которые состояли из нескольких союзов племен-княжеств, были новыми образованиями и отображали высший этап в процессе восточнославянской консолидации. Приблизительно на рубеже VIII—ЇХ ст. приднепровский «союз союзов» Русь перерастает в еще более сильное объединение — Русская земля, в состав которого входили значительное количество союзов славянских племен: Русь, Поляна, Древляне, Полочане, Дреговичи, Сиверяне. Это уже почти половина восточных славян. Такой союз, который охватывал территорию около 120 тыс. кв. км и протягивался на 700 км на север вплоть до Западной Двини, был настоящим государством. Правила в этом государственном союзе, вполне вероятно, династия Кия, представителями которой в середине IX ст. согласно летописи были князья Дыр и Аскольд. В одном из источников IX ст. сообщается, что «в руссов существует класс рыцарей», то есть знати. О разделении знатных и бедных свидетельствуют и другие источники. По данным арабского ученого Ибн Руста (IX ст.), царь руссов осуждает и иногда высылает преступников «правителям отдаленной области». На Руси существовал обычай «божьего суда», то есть решение спорного дела поединком. Особенно тяжелые преступления карались смертью. Царь руссов ежегодно объезжал свою территорию и собирал дань из населения.
Процесс политической консолидации восточных славян закончился в конце IX веке образованиям большой, относительно единственного средневекового Древнерусского государства — Киевской Руси.
Под властью Киева объединились два огромных славянских политических центра — Киевский и Новгородский. Это событие, которое летопись относит к 882 г., традиционно считается датой возникновения Древнерусского государства. Позже киевскому князю покорилось большинство восточнославянской земли. В рамках Древнерусского государства предпринимали первые шаги в общественно-политическом развитии больше 20 неславянских народов Прибалтики, Севера, Поволжья, Северного Кавказа и Причерноморья. Первым князем Киевского государства стал Олег.
Возникновение Древнерусского государства с центром в Киеве было закономерным результатом внутреннего социально-экономического и политического развития восточных славян. Процесс их политической консолидации предопределенный также рядом других внутренних и внешних факторов: территориальной и культурной общностью восточных славян, экономической связкой и их стремлением объединить силу в борьбе с общими врагами. Интеграционные политико-экономические и культурные процессы привели к этническому консолидированию восточных славян, которые образовали древнерусскую народность. Они характеризировались в первую очередь схожеством языков (с сохранением, однако, местных диалектов), общностью территории (которая в основном совпадала с пределами Киевской Руси), материальной и духовной культуры, религии, определенной экономической целостностью. Этническому сплочению восточных славян в единственную народность способствовали и одинаковая традиция, обычаи, обычное право, закон, суд, военный уклад, общая борьба, против внешних врагов. По-видимому, уже в это время возникают определенные элементы национального сознания, чувства патриотизма.
В процессе формирования древнерусской государственности можно, таким образом, проследить четыре этапа: княжество восточных славян, образования первобытного ядра древнерусской государственности — Русской земли, формирование южного и северного раннегосударственных союзов, объединение этих образований в средневековое государство с центром в Киеве.
2.3 ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ КИЕВСКОЙ РУСИ
Феодалы. Возникновение и развитие феодализма сказываются, прежде всего, в формировании и росте феодального землевладения. Феодальная земельная собственность является экономической основой господства класса феодалов, о чем свидетельствуют письменные источники начала ИХ ст. и археологические достопримечательности. Феодальные отношения развивались в Киевской Руси неравномерно. Были центры, где этот процесс шел быстрее (например, Киевская, Черниговская земли), но были и такие, где он только начинался (земля вятичей, дреговичей). Первобытной формой реализации феодальной земельной собственности было полюдье. Появление последнего можно рассматривать как признак "прыжка из первеснообщинности в «феодализм», перехода восточнославянского общества на новую степень. Полюдье — это институт прямого внеэкономического принуждения населения, в котором главная роль принадлежит отношениям господство и подчинение, начальной фазе превращения земли в феодальную собственность.
В IX ст. формируется господствующий класс феодалов, в который входили киевские князья, местные князья, бояре. Государственное и личное княжеское начало в это время было еще недостаточно дифференцировано. Формирование великокняжеского домена и доменов отдельных князей усилилось в Х ст. Княжеский домен являл собой имение, которое принадлежало не государству, а самому князю как феодалу. Примером княжеского землевладения были села Ольжичи и Будутино, что принадлежали княгине Ольге. О значительных размерах домена Владимира Святославовича свидетельствует летопись, в которой идет речь о его пожертвовании Десятинной «церкве». Княжеское землевладение, как и всякого рода княжеских жителей (огнищане, староста и др.), охранялись правом Киевской Руси в особенном порядке. Об этом говорится, в частности, в статье 19—28, 32—33 Короткой редакции Русской Правды.
Рядом с великокняжеским доменом, владениями местных князей, появляются также боярско - дружинницкие землевладения. В летописном рассказе о походе Ольги в Искоростень вспоминаются древлянские «лучшие мужи», которых, по мнению некоторых исследователей, можно считать владельцами феодальных вотчин. Летопись говорит, что в 1096 г. князь Мстислав Владимирович прекратил военные действия и «разврата жену по селом».
Нужно сказать, что вопрос о времени возникновения на Руси боярского землевладения пока еще через неполноту источников не решён историками. Противоречивыми являются и мнения археологов. Однако высокий штраф за порчу межевого знака свидетельствует об усиленной защите прежде всего частного землевладения.
В Распространенной редакции Русской Правды, которая принадлежит к концу XI, — начале XII ст., но отобразила более ранний период развития общественного строя, идет речь о боярских тиунах, рядовичах и холопах, а также о боярском наследовании. Феодальные землевладение увеличивались за счет как великокняжеских и княжеских пожертвований, так и захватов пустынной земли и земли общинников.
С введением христианства на Руси большим феодалом становилась церковь. Шел процесс формирования духовенства, верхушку которой становили митрополит, епископы и игумены монастырей. Духовенство было делящимся на черное (монашеское) и белое (мирское). Постепенно ширится практика дарования земли монастырям и церкви, что превращала их в больших землевладельцев. В конце XI ст. возникло церковное землевладение.
Административным и хозяйственным центром феодальных владений был феодальный двор. Большой князь жил в главном городе Руси — Киеве, где находились органы верховной государственной власти. Здесь был и великокняжеский двор. Великокняжеские дворы, в которых правили княжеские тиуны и проживали административный персонал, жена, дворня, которая обслуживала хозяйство и двор, существовали также в Белгороде, Вышгороде, Берестовые и других поселениях. Такие города, как Чернигов, Переяслав, Галич, Ростов, Смоленск, являли собой центры отдельных местных княжеств. Более мелкие города были центрами боярских вотчин, церковного землевладения.
В Киевской Руси феодальное землевладение охранялось законодательством. Русская Правда предусматривала наложение больших штрафов (12 гривны) за нарушение предела феодальной пахоты.
Феодалы были связаны между собой системой вассальных отношений, основанных на иерархической структуре феодального землевладения. Система сюзеренитета-вассалитета, в основе которой лежали экономические и политические интересы феодалов, обеспечивала их консолидацию, способствовала классовому единству. Вассальные отношения внутри феодального класса отображены еще в договоре Руси с Византией (в 911 г.). Большой князь опирался на меньших князей и бояр, а они искали у него защиты во время военных столкновений.
За феодалами, которые консолидировались в класс, закреплялись особенные привилегия, зафиксированная в правовой достопримечательности, прежде всего в Русской Правде. За убийство княжеских мужей устанавливался штраф в размере 80 гривны, что вдвое превышало штраф за убийство простого свободного человека . Усиленно защищались честь и достоинство членов семьи феодалов церковным уставом большого князя Ярослава. За принуждение огнищанина без санкции князя испытанию железом (за «муку») штраф был в четыре раз больше, чем за «муку» смерда. Бояре и дружинники пользовались привилегией при передаче имущества в наследство. [7]
Развитие феодализма привело к тому, что только феодалы — князья, бояре и церковь, — владели правом собственности на землю. Феодалы не платили дань, имели и другую привилегию, которая на были зафиксированы в правовой достопримечательности, но складывались в реальной жизни. Все это выделяло их из состава населения Киевской Руси. Таким образом, в Киевской Руси рядом с классовым разделением общества шел процесс формирования сословного строя, то есть юридического оформления замкнутой группы среди населения.
Кроме феодалов, в Киевской Руси существовали свободные крестьяне — общинники, свободное городское население, феодально-зависимое население, рабы.
Свободные общинники. Основную массу сельского и городского населения Киевской Руси составляли «люди». В Русской Правде под этим термином выступают все свободные, преимущественно селяне-общинники, в противовес феодалам. В таком же понимании термин «люди» употребляется. Пр. Сохранение в течение длинного периода срока «люди» относительно свободного населения указывает на то, что процесс феодализации, который проходил, неодинаково задевал интересы отдельной крестьянской общины. Жители многих из них, теряя сословное полноправие, хранили личную волю (свободу). В Киевской Руси существовала общественная собственность на землю.
Информация о работе Возникновения государственности у восточных славян в 9-11 веках