Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 14:23, курсовая работа
Актуальность исследования. Данная работа посвящена изучению внешней политики Сулеймана Великолепного , человеку, который правил Османской империей в период её наивысшего расцвета, олицетворяя политическую и военную мощь.
Исходя из этого, главной целью является выяснение причин, вследствие которых Османская империя одерживала победы, и поражения в Западной Европе, Азии, острове Родос.
Введение............................................................................................................3
Глава 1. Походы в Западную Европу…………………………………..........5
1.1. Поход на Венгрию, взятие Белграда и битва под Мохачем……….…..5
1.2. Поход на Австрию и осада Вены …………………………...................13
1.3. Возобновление походов на Венгрию и Австрию……….…………...19
Глава 2. Походы на Персию и захват Родоса………………..……………..25
2.1. Персидские кампании……………………………………………………25
2.2. Захват Родоса……….……………………………………………………28
Заключение………………………………………………………………….....30
Список источников и литературы………………..…………………………..33
Это был пик побед Сулеймана на Дунае. Наступило время провести мирные переговоры. Император сам желал этого. В результате братья Габсбурги - Карл и Фердинанд - еще раз объединились в своей попытке придти к договоренности с Сулейманом. После перемирия, достигнутого с пашой Буды, они направили в Стамбул несколько посольств. Прошло три года, прежде чем они принесли плоды, в 1547 г., выразившиеся в подписании Адрианопольского перемирия. По его условиям, Сулейман сохранил за собой все завоевания, за исключением небольшой части Венгрии, которую продолжал удерживать Фердинанд. С этой части он теперь согласился платить дань Порте. Не только император, который добавил свою подпись в Аугсбурге, но и король Франции, Республика Венеция и папа Павел III – хотя он находился в плохих отношениях с императором из-за позиции последнего в отношении протестантов - стали участниками соглашения.49
Однако Адрианопольское перемирие не выдержало пятилетнего срока. Фердинанд не долго сохранил удовлетворенность своей долей того, что, по сути, было одной третью Венгрии, ибо турецкий пашалык Буды отделил его земли от Трансильвании. Здесь, в Липпе, королева Изабелла готовила своего сына наследованию этого маленького, но процветающего государства. Внутри его доминирующим влиянием пользовался монах Мартинуцци. Изабелла пожаловалась на это Сулейману, который потребовал, чтобы монах был отстранен от власти и доставлен в оковах в Порту. Строя теперь тайные планы против султана в интересах Фердинанда, как и в своих собственных, Мартинуцци в 1551 г. тайно убедил Изабеллу уступить Трансильванию Фердинанду в обмен на определенное количество земель где-либо еще.50 Таким образом, Трансильвания превращалась в часть австрийских владений. За это он был вознагражден головным убором кардинала. Но султан, получив это известие, немедленно заключил австрийского посла в тюрьму на берегу Босфора, где он должен был томиться в течение двух лет. Посол вышел оттуда едва живым. Затем, по приказу Сулеймана, пользующийся особым доверием, будущий великий визирь Мехмед Соколу, в конце лета совершил поход в Трансильванию, где захватил Липпу и ушел, оставив гарнизон. 51
Хотя Мартинуцци объединился с Фердинандом в деле осады и освобождения Липпы, он тайно стремился удовлетворить турок, относясь с необычайной снисходительностью попавшему под жестокий пресс турецкому гарнизону, в надежде заслужить прощение и подходящее вознаграждение от султана. Предупрежденный о вероломстве монаха, Фердинанд приказал своим генералам предать Мартинуцци смерти, они выполнили приказ.
В 1552 г. турецкие войска вновь вторглись в Венгрию. Они захватили ряд крепостей, существенно расширив находившуюся под контролем турок венгерскую территорию.52 Также турки нанесли поражение армии, которую Фердинанд выставил на поле боя, захватив половину ее солдат в плен и отправив пленников в Будду, где те были проданы по самым низким ценам на переполненном «товаром» рынке. Однако осенью турки были остановлены героической обороной Эгера, к северо-востоку от Буды, и после долгой осады вынуждены были отступить.53
Сулейман пошёл еще раз против Венгрии и Австрии, где преемник Фердинанда из Габсбургов, Максимилиан II не только не хотел выплачивать причитающуюся с него дань, но и предпринимал набеги на Венгрию. В случае с Венгрией султан все еще горел желанием отомстить за имевшее место отпор турецким войскам под Сигетваром и Эгером.
В результате 1 мая 1566 г. Сулейман последний раз выступил из Стамбула во главе самого крупного войска, которым он когда-либо командовал.54
Его султанский шатер был разрушен перед Белградом во время одного из наводнений. Султан был вынужден перебраться в шатер великого визиря. У Семлина Сулейман церемонно принял юного Иоанна Сигизмунда Запольяи, законные претензии которого на венгерский трон султан признал, когда тот еще был грудным ребенком. Предлагая свою помощь как союзник, Сулейман дал понять юному Сигизмунду, что вполне согласен с такими скромными территориальными претензиями, какие выдвинул венгерский король.
Из Семлина султан повернул к крепости Сигетвар, стремясь отомстить ее коменданту хорвату графу Николаю Зриньи. Злейший враг турок со времен осады Вены, Зриньи только что атаковал лагерь Бея Санджака и фаворита султана, убив его вместе с сыном, увезя в качестве трофеев всю его собственность и большую сумму денег.
Поход к Сигетвару, благодаря несвоевременному усердию квартирмейстера, был завершен вопреки приказам за один день вместо двух.55 Это совершенно измотало султана, находившегося в плохом состоянии, и на столько разгневало его, что он приказал обезглавить этого человека. Но великий визирь Мехмед Соколлу умолил не казнить его. Вместо этого, разгневанный Сулейман приказал казнить губернатора Буды за некомпетентность в своей сфере деятельности.
Затем, несмотря на упорное и дорогостоящее сопротивление Зриньи, установившего в центре крепости крест, Сигетвар была взята в кольцо.56 После потери самого города, Зриньи закрылся в цитадели вместе с гарнизоном, который поднял черный флаг и заявил о решимости сражаться до последнего человека. Восхищенный подобным героизмом, но, тем не менее, расстроенный задержкой с захватом столь незначительной крепости, Сулейман предложил почетные условия сдачи, стремясь соблазнить Зриньи службой в турецкой армии в качестве фактического правителя Кроатии. Однако все предложения были отвергнуты. После этого в ходе подготовки к решающему штурму турецкие саперы по приказу султана за две недели подвели мощную мину под главный бастион. 5 сентября мина была взорвана, вызвав опустошительные разрушения и пожар, что привело к полной потере обороноспособности цитадели.57
Сулейману не суждено было увидеть эту свою последнюю победу. Он скончался той же ночью в своем шатре. Причиной смерти различные исследователи называют апоплексический удар или сердечный приступ, ставший результатом сильнейшего напряжения.58 Великий визирь вначале скрыл факт смерти султана, позволяя воинам думать, что султан просто укрылся в своем шатре. Турецкие батареи продолжали обстрел на протяжении нескольких дней, пока цитадель не была полностью разрушена. Гарнизон её был перебит за исключением 600 оставшихся в живых человек, укрывшихся в одной уцелевшей башне. В последнем бою Зриньи и его единомышленники сражались до последнего. Он успел еще заложить фугас под склад боеприпасов, который взорвался, унеся жизни примерно 3000 турков.
После падения Сигетвара, компания продолжалась так, будто войсками по-прежнему командовал султан. Армия постепенно отходила к турецкой границе. После смерти тело Сулеймана подверглось бальзамированию и доставлено на родину в закрытом паланкине, сопровождаемое его охраной и соответствующими выражениями почтения, полагающимися живому султану.
Вся жизнь султана Сулеймана была посвящена завоеваниям, поэтому смерть в шатре на поле боя стала ее достойным завершением.
Как мы видим, в результате ряда походов большая часть Венгрии оказалась в составе Османской империи и лишь одна треть оставалась формально независимой, к тому же, Османской империей были захвачены отдельные территории Австрии.
ГЛАВА 2. Походы на Персию и захват Родоса
2.1. Персидские кампании
Персия была традиционным наследственным врагом, не только в национальном, но и в религиозном смысле, поскольку турки были ортодоксальными суннитами, а персы – гетеродоксальными шиитами.59Турки провели в 1534-1535 годах целых три завоевательные кампании против Персии. Для подготовки почвы военных действий в Азии Сулейман выслал вперед себя великого визиря империи – Ибрагима. Он преуспел в подготовке сдачи турецкой стороне нескольких пограничных крепостей персов. Подкупив начальников пограничных крепостей, главнокомандующий Ибрагим-паша открыл себе путь на Тебриз. Летом 1534 года, Ибрагим вступил в Тебриз, из которого бежал шах Тахмасп, который предпочел не ввязываться в оборонительное сражение за город. В 1534 году ему практически без боёв подчинились Басра, Хузистан, Луристан, Бахрейн и другие княжества южного побережья Персидского залива. После четырех месяцев похода по засушливой и гористой местности войско султана соединилось с войском Ибрагима под Тебризом, и в октябре объединенные силы двинулись на юг к Багдаду, борясь с тяжелыми зимними условиями в гористых местах.
В конце концов, в последних числах ноября 1534 года Сулейман осуществил свой гордый въезд в Священный город Багдад, освободив его в качестве вождя правоверных от шиитского господства персов. 60Весной 1535 года Сулейман покинул Багдад, следуя более простой дорогой в Тебриз, где разграбил город. Так как Сулейман понимал что, пребывая на столь большом расстоянии от своей столицы, он не мог веровать в то, что сможет контролировать этот город. Так и случилось, на долгом пути домой многочисленные отряды персов не раз нападали на арьергард султана, прежде чем он добрался до Стамбула и триумфально въехал в него в январе 1536 года. Так завершилась первая кампания против персов.
Должно было
пройти более десяти лет, прежде
чем султан решился во второй
раз подвергнуть себя тяготам
второй военной кампании
Таковы
были военные кампании
2.2. Захват Родоса
В 1521 г. великим магистром ордена становится 52-летний француз Фи-
липп Вилльер де л’Иль Адам. Через две недели после вступления в
должность Адам получил письмо от нового турецкого султана Сулей-
мана II, в котором тот хвастался своими новыми завоеваниями, в том
числе и взятием Белграда, и «многих других прекрасных и хорошо
укрепленных городов», где он «большую часть жителей перебил, а
оставшихся в живых продал в рабство».
Фактически это было
предложением вступить в
В начале лета 1522 года на Родос пришло еще одно послание Сулеймана:
«Рыцарям Родоса.
Чудовищные несправедливости, кои вы причинили моему столь
долго страдавшему народу, пробудили во мне жалость и гнев. По сему
я приказываю вам немедленно сдать мне остров и крепость Родос и
дарую вам мое милостивое соизволение удалиться в безопасное ме-
сто, взяв с собой наиболее ценное имущество. Если вам присуща му-
дрость, вы предпочтете дружбу и мир жестокостям войны.»65
Затем говорилось, что те из рыцарей, кто желал остаться на острове, не принося ни дани, ни вассальной клятвы, могли остаться при условии, что признают суверенитет султана. Однако, на это послание магистр не дал ответа. 26 июня 1522 года у берегов Родоса появился османский флот, которым командовал сам султан Сулейман. На острове в это время находилось 700 рыцарей и около 1500 наемников. Участки обороны крепости были закреплены за восемью «языками», которые защищали рыцари из Франции, Германии, Оверня, Кастилии, Арагона, Англии, Прованса и Италии.
В конце
июля турки приступили к
того венецианского инженера Габриэля Тадини вели свои тоннели, че-
рез которые, используя туго обтянутые пергаментом барабаны, можно
было улавливать удар турецких лопат.66 Тадини также ставил в ответ на турецкие свои мины и обезвреживал вражеские мины путем бурения спиральных отдушин, чтобы гасить силу их взрыва.
24 сентября турки сумели все таки подорвать стены у четырех «языков» и пошли на штурм крепости. Янычары водрузили свои знамена на нескольких башнях. Но после боя длившегося шесть часов, рыцарям всё же удалось вытеснить османов за стены города. Туркам не хотелось зимовать на острове, а рыцари понимали, что помощи им ждать неоткуда. И вот 10 декабря 1522 года по приказу султана Сулеймана II был поднят белый флаг на колокольне церкви, находившейся поблизости от крепости.67 Это означало предложение к переговорам. Великий магистр так же созвал совет на котором рыцари аналогично туркам выбросили белый флаг. В результате переговоров было объявлено трехдневное перемирие. Султан Сулейман предложил жителям города и рыцарям покинуть Родос вместе с имуществом, которое те могли унести с собой. Тем же кто решил остаться в городе гарантировалось сохранение их домов и имущества без каких – либо посягательств, предоставлялась полная религиозная свобода и освобождение от уплаты дани в течение пяти лет. После длительных споров большинство совета согласилось, что «для Бога было бы более приемлемой вещью просить о мире и сохранить жизни простых людей, женщин и детей».68Великий магистр по – прежнему был сторонником сопротивления, но наемники и рыцари не хотели больше терпеть.
Капитуляция иоаннитов была подписана на Рождество после 145-дневной осады. Султан подтвердил свои обещания, да к тому же предоставил свои корабли для эвакуации островитян. Сулейман II тщательно соблюдал все выдвинутые им условия, которые были нарушены лишь однажды небольшим отрядом, вышедшим из повиновения. Солдаты успели совершить ряд зверств в городе, прежде чем их призвали к порядку. Но султану об этом случае не доложили.
Турецкие
войска вступили
на, и навсегда покинул остров.69 Этим фрагментом заканчивается военная кампания султана Сулеймана на острове Родос, которая казалось бы началась не очень удачно. Однако из-за блестяще проведеных переговоров османам все же удалось овладеть островом.
Информация о работе Внешняя политика султана Сулеймана Великолепного