Внешняя политика султана Сулеймана Великолепного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 14:23, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Данная работа посвящена изучению внешней политики Сулеймана Великолепного , человеку, который правил Османской империей в период её наивысшего расцвета, олицетворяя политическую и военную мощь.
Исходя из этого, главной целью является выяснение причин, вследствие которых Османская империя одерживала победы, и поражения в Западной Европе, Азии, острове Родос.

Содержание

Введение............................................................................................................3
Глава 1. Походы в Западную Европу…………………………………..........5
1.1. Поход на Венгрию, взятие Белграда и битва под Мохачем……….…..5
1.2. Поход на Австрию и осада Вены …………………………...................13
1.3. Возобновление походов на Венгрию и Австрию……….…………...19
Глава 2. Походы на Персию и захват Родоса………………..……………..25
2.1. Персидские кампании……………………………………………………25
2.2. Захват Родоса……….……………………………………………………28
Заключение………………………………………………………………….....30
Список источников и литературы………………..…………………………..33

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 207.50 Кб (Скачать документ)

Его уход оставил в Венгрии политический и дипломатический вакуум. Два соперничающих претендента стремились заполнить его, оспаривая корону умершего короля Людовика. Первым был эрцгерцог Фердинанд Габсбург, брат императора Карла V. Его соперником-претиндентом был Ян Запольяи, правящий князь Трансильвании. Как венгр, он мог привлечь на свою сторону закон, исключающий участие иностранцев в борьбе за трон его страны.27 Запольяи, с его по-прежнему свежей и неизмотанной в боях армией контролировал большую часть королевства. Сейм, состоявший в основном из венгерской знати, избрал Запольяи и тот вошёл в Будапешт, чтобы быть увенчанным короной.28 Это устроило Сулеймана, который мог рассчитывать, что Запольяи выполнит своё обещание. Запольяи получил материальную поддержку от Франциска I и его антигабсбургских союзников. Однако несколько недель спустя соперничающий сейм, поддерживаемый прогерманской частью родовой знати, избрал Фердинанда, который был уже избран королём Богемии, королём Венгрии. Это привело к гражданской войне.29 Фердинанд пошёл походом на Запольяи, нанёс ему поражение и отправил его в изгнание в Польшу. Фердинанд был коронован как король Венгрии, оккупировал Буду и начал строить планы создания центральноевропейского государства Габсбургов, образованного из Австрии, Богемии и Венгрии.

Подобные планы, должны были зависеть от турок, дипломатия которых влияла на курс европейской истории. Из Польши Запольяи отправил в Стамбул посла, ища союза с Сулейманом. Сначала он встретил со стороны Ибрагима и его коллег-визирей высокомерный приём. Но в конечном итоге султан согласился дать Запольяи титул короля, фактически даря ему земли, которые завоевали его армии, и обещая ему защиту от Фердинанда и всех его врагов.30

Был подписан договор, по которому Запольяи взял на себя обязательства выплачивать султану ежегодную дань, выделять в его распоряжение каждые десять лет десятую часть населения Венгрии обоих полов и навечно предоставить право свободного прохода через его территорию вооружённым силам турок. Это превратило Яна Запольяи в вассала султана, а его часть Венгрии – в королевство-сателлита под протекторатом Турции.31

Фердинанд в свою очередь направил в Стамбул послов в надежде достичь перемирия. Но султан отказал им в их требованиях, и они были брошены в тюрьму.

 Таким образом, можно заключить, что первые военные компании Сулеймана были удачными, т.к. безпрепятственно у Венгрии был отобран Белград (1521 г.), большой сербский город, который раннее ей принадлежал. Необходимо заметить, что остальная часть Сербии давно уже принадлежала Турции. Что же касается непосредственно Венгрии, то после битвы при Мохаче и соперничества между Фердинандом Габсбургом и Яном Запольяи, на престоле воцарился поддерживаемый султаном Запольяи, чья политика соответствовала интересам Сулеймана Великого.

1.2. Поход на Австрию и осада Вены

Теперь Сулейман готовил военные планы в верхней части долины Дуная, целью которой была защита Запольяи от Фердинанда и вызов самому императору Карлу V. 10 мая 1529 г. он покинул Стамбул с армией, вновь под командованием Ибрагима-паши. Дожди были сильные, и экспедиция достигла предместий Вены на месяц позже, чем планировалось. Тем временем Запольяи  пришёл приветствовать своего господина на поле Мохача с 6 тысячами человек.32 Сулейман принял его с подобающей церемонией, увенчав короной святого Стефана. После захвата осажденной Буды Запольяи  еще раз въехал в город, чтобы занять трон в качестве короля Иоанна. 27 сентября султан прибыл к стенам Вены.

Фердинанд столкнулся с трудностями в мобилизации сил, необходимых для обороны Вены. Все обещали свою помощь. В Австрии был призван каждый десятый мужчина. Он также получил поддержку от принцев императорской семьи в Германии.

Фердинанд направил просьбу о помощи в общих интересах сейму города Шнейера. На голосовании проголосовали за выделение войск для обороны империи. На мобилизацию потребовалось время, и не задержи Сулеймана дожди, войска могли бы не успеть прибыть вовремя для оказания поддержки в спасении  города. Численность гарнизона увеличилась до 20 тысяч человек.

Оборонительные рубежи Вены были достаточно хорошо укреплены. Задача обороняющихся заключалась в том, чтобы превратить в надежную крепость наполовину разрушенный город, окруженный средневековыми стенами едва шести футов толщиной с хрупким внешним частоколом.33 Чтобы нейтрализовать преимущества атакующих, было решено пожертвовать всеми зданиями, расположенными вне городских стен на расстоянии пушечного выстрела. Для этого предали огню все городские пригороды, городскую больницу, несколько монастырей и церквей, замок на вершине холма, который мог бы служить туркам, укрепленным пунктом. Внутри города были возведены новые укрепления, новая стена с новым рвом. Берег Дуная укрепили и прикрыли частоколом. В окрестностях собрали всё продовольствие, чтобы иметь запасы провианта. Все городские ворота, кроме одних, служивших местом для вылазок, заложили кирпичом. Стариков, женщин, детей и священников эвакуировали из города, чтобы уменьшить расходы провианта. Когда началась осада, Фердинанд находился в Линце, добиваясь помощи от германских принцев. К счастью для обороняющихся, Сулейман из-за непогоды вынужден был оставить позади себя основную часть своей тяжелой осадной артиллерии. Он имел только легкие пушки, способные нанести лишь незначительные повреждения укрепленным стенам. Он недооценил стоящую перед ним задачу, когда предложил осажденным сдаться, заявляя, что он стремиться лишь преследовать и обнаружить Фердинанд. Но прошли две недели, а венцы все еще держались. День святого Михаила принес новые дожди, от которых турки страдали в своих легких палатках. Мушкетный огонь турок был настолько метким и постоянным, что делал невозможным появление любого защитника на стенах без риска получить рану или быть убитым. Их лучники, прятавшиеся среди руин пригородов, выпускали бесконечный град стрел, настолько убийственный, что они попадали в бойницы и амбразуры в стенах, не давая возможности горожанам выйти на улицы. Турецкие саперы взрывали мины и, несмотря на активное контрминирование через городские погреба, в стенах города образовались большие бреши. Постоянные атаки турок мужественно отражались защитниками города.

Вечером, 12 октября, в ставке Сулеймана был созван Диван - военный совет, для решения продолжения или снятия осады. Ибрагим, выражая взгляды большинства, предпочел бы снять ее, т.к. моральный дух армии был низок, приближалась зима, припасы заканчивались, янычары проявляли недовольство, противник ожидал подкрепления. Было решено предпринять четвертый и последний главный штурм с предложением войскам исключительных денежных вознаграждений за успех. 14 октября янычарами и отборными частями армии султана был начат штурм, который наткнулся на отчаянное сопротивление.

В итоге, атакующим не удался штурм бреши в стенах. Потери турок были настолько тяжелыми, что они породили широко распространившееся разочарование.34

Армия султана, способная успешно воевать только в летнее время, не могла выдержать зимней компании не потеряв своих лошадей и, следовательно, была ограничена сезоном военных действий продолжительностью едва ли больше 6 месяцев. Но и сам султан и сопровождавшие его министры не могли столь долгое время отсутствовать в Стамбуле. Сулейман снял осаду и отдал приказ на отступление.

Сердце христианской Европы не было отдано в руки турок. Султан Сулейман потерпел свое первое поражение, будучи отброшенным, от стен великой столицы силой в три раза меньшей его собственной. Султан стремился сохранить свой авторитет, преподнося все так, будто он не собирался овладеть Веной, а лишь хотел сразиться с эрцгерцогом Фердинандом, который не осмелился выйти против него и кто, как впоследствии выразился Ибрагим, был «всего лишь маленьким венским обывателем, не заслуживающим серьезного внимания».35

Авторитет султана в глазах всего мира был спасен прибытием в Стамбул послов Фердинанда, предложившим перемирие и ежегодный «пансион» султану и великому визирю, если они признают его в качестве короля Венгрии, уступят Буду и откажут в поддержке Запольяи.  В ответ на это, Ибрагим  распахнул окно и с гордостью показал на знаменитый Семибашенный замок, где хранились несметные богатства Сулеймана. И никакая личная взятка, добавил он, не заставит его предать своего господина. Несмотря на все его высокомерие, упоминание эрцгерцога просто как «Фердинанд», его отказ называть  Карла – императором, - титул, который он оставлял только для одного султана, - атмосфера была более дружественной, чем раньше.36

Тем не менее, послам дали понять, что мир будет принят только на условиях, которые изложит сам султан. Сулейман по-прежнему выражал решимость скрестить оружие с императором Карлом. Поэтому, 26 апреля 1532 г. он еще раз двинулся вверх по Дунаю со своей армией и речным флотом. Прежде чем достичь Белграда, Сулейман был встречен новыми послами Фердинанда, который предлагал теперь мир на еще более примирительных условиях, увеличив размеры предложенного «пансиона» и выразив готовность признать отдельные претензии Запольяи. Но султан, приняв послов в роскошно обставленном помещении и дав им почувствовать себя униженными тем, что их разместили ниже посланника Франции, подчеркнув только, что его врагом, был не Фердинанд, а Карл. На этот раз император, вернувшийся в свои германские владения, временно находясь в мирных отношениях с Францией, полностью осознав серьезность турецкой угрозы и свое обязательство защитить от неё Европу, собрал самую крупную и наиболее сильную императорскую армию из всех, когда-либо прежде противостоящих туркам.37 Вдохновляемые сознанием того, что это есть решающий, поворотный пункт в борьбе между христианством и исламом, солдаты толпами стекались к театру военных действий из всех уголков его владений. Чтобы собрать такую армию, Карл  вынужден был придти к согласию с лютеранами, которые до этого делали напрасными все усилия  по обороне империи своим нежеланием выделить соответствующие  денежные средства, военное снаряжение и припасы для этой цели. В июне 1532 года, в Нюренберге было достигнуто перемирие, по которому католический император  в обмен на такую поддержку сделал протестантам важные уступки. Он на неопределенное время отложил  окончательное решение религиозного вопроса. Теперь Сулейман, вместо того, чтобы идти, как и раньше, долиной Дуная прямо на Вену, выслал вперед нерегулярную кавалерию. Султан хотел продемонстрировать перед городом свое присутствие и опустошить его окрестности. Сам же он вел свою армию несколько южнее, в открытую  местность, возможно с желанием выманить врага из города и дать ему сражение на местности более благоприятной для его регулярной кавалерии. Примерно в 60 милях от города Сулейман был остановлен перед небольшой крепостью Гюнс, последним городом Венгрии перед австрийской границей.38 Здесь султан столкнулся с неожиданным и героическим сопротивлением небольшого гарнизона, который под руководством хорватского аристократа  по имени Николай Юрисич стойко держался до конца, задержав продвижение Сулеймана почти на весь август месяц.39 Ценное для турок время было потрачен впустую, а погода все ухудшалась. Тем не менее, Сулейман мог еще пойти на Вену. Вместо этого он, возможно, в последней надежде выманить своих врагов из города на открытую местность, дал знать, что он не жаждет города, а ему нужен сам император, который, как он надеется, выйдет со своей армией, чтобы противостоять ему на поле битвы. Карл, в это время, находился в Ратисбоне. Он не имел намерение быть втянутым в какое-либо решительное противостояние туркам. Так что султан повернул прочь от города в южном направлении. Он начал свой поход домой, ограничивая себя значительными разрушительными набегами по долинам и горам Штирии, где он, избегая главных крепостей, разрушал деревни, разорял крестьянство, превращая в пустыни в большие участки сельской местности Нижней Австрии.

Пришло время для мирных переговоров. С Фердинандом было достигнуто соглашение, который в формулировке, продиктованной Ибрагимом, обращался к Сулейману как сын к отцу и тем самым удовлетворил гордость и престиж Османов. Со своей стороны, Сулейман обещал отнестись к Фердинанду как к сыну и даровал ему мир «не на семь лет, не на двадцать пять лет, не на сто лет, а на два века, три века, в действительности навсегда, если Фердинанд сам не нарушит его».40 Венгрия должна была быть разделена между двумя суверенами, Фердинандом и Запольяи.

В действительности соглашение оказалось труднодостижимым - Сулейман, с одной стороны, натравливал Запольяи «моего раба», на Фердинанда и настаивал, что «Венгрия моя». Ибрагим настаивал на том, что каждый должен иметь то, что имел. В конце концов, к полному замешательству Сулеймана, вдобавок ещё и за его спиной, Фердинанд и Запольяи заключили собственное соглашение: каждый правит как король в своей части страны до смерти Запольяи, после чего всей страной будет править Фердинанд.41

Таким образом Сулейман, в конечном счете, так и не смог проникнуть в сердце Европы - Вену. Это было первое крупное поражение Сулеймана Великого в его западноевропейских походах.

 

1.3. Возобновление походов  на Венгрию и Австрию

В 1540 г. скончался Ян Запольяи, бывший совместно с Фердинандом королем Венгрии. Договор предусматривал, что в случае, если Запольяи умрет бездетным, его часть страны должна отойти к Габсбургам. В этот момент он не был женат, следовательно, не имел детей. Но до этого, вскоре после подписания договора, вероятно, по подсказке советника, монаха Мартинуцци, который был ярым венгерским националистом и противником Габсбургов, он женился на Изабелле, дочери короля Польши. На своем смертном одре в Буде он получил известие о рождении сына, который в его предсмертном завещании наряду с повелением обратиться за поддержкой к султану провозглашался королем Венгрии по имени Стефан.42

Немедленной реакцией на это со стороны Фердинанда было идти в поход на Буду с теми средствами и войсками, которые он смог мобилизовать. Однако его войск оказалось недостаточно, чтобы осадить город, и он отступил, оставив гарнизон в Пеште, а также удерживая за собой несколько небольших городов. В ответ на это Мартинуцци и его группировка - противники Габсбургов - обратились по имени короля - инфанта к Сулейману, который, будучи в гневе по поводу тайного договора, заметил: «Эти два короля недостойны, носить короны, они не заслуживают доверия».43 Султан принял венгерских послов с почетом. Они попросили его поддержки в пользу короля Стефана. Сулейман гарантировал признание в обмен на уплату ежегодной дани. Но сначала он пожелал быть уверенным в том, что Изабелла действительно родила сына и направил к ней высокопоставленного чиновника, чтобы тот подтвердил его существование. Она приняла турка с инфантом на руках.

На протяжении зимы султан готовился к еще одной компании против Венгрии.44 Летом 1541 г. он вошел в Буду, которую вновь атаковали войска Фердинанда, энергичную и успешную оборону против которых возглавил Мартинуцци. Здесь после переправы через Дунай, чтобы занять Пешт и тем самым обратить в бегство нестойких солдат своего противника, султан принял Мартинуцци и его сторонников. Затем, сославшись на то, что якобы мусульманский закон не позволяет ему лично принять Изабеллу, он послал за ребенком, которого принесли ему в шатер в сопровождении трех нянек и советников королевы. Внимательно рассмотрев ребенка, Сулейман приказал отослать его обратно к матери.45

Позже её заверили, что её сын, которому дали имена его предков, Иоанн Сигизмунд, должен будет править Венгрией по достижении надлежащего возраста. Но в данный момент ей предложили удалиться вместе с ним в Липпу, в Трансильвании. Теоретически юный король должен был иметь статус данника в качестве вассала султана. Но на практике скоро появились все признаки постоянной турецкой оккупации всей страны. Буда и прилегающая к ней территория были преобразованы в турецкую провинцию под началом паши, с администрацией, целиком состоящей из турок, а её церкви начали переделывать в мечети.46

Это беспокоило австрийцев, у которых появились опасения относительно безопасности Вены. Фердинанд направил в лагерь султана послов с мирными предложениями и подарками. Тем не менее, подарки не убедили султана принять чрезмерные требования послов, господин которых все еще стремился стать королем всей Венгрии. Спросив своего визиря: «Что они говорили?» - он прервал их вступительную речь приказанием: «Если им нечего больше сказать, отпусти их». Визирь в свою очередь упрекнул их: «Вы считаете, что падишах не в своём уме, что он должен оставить то, что в третий раз завоевал своим мечом?» 47

Фердинанд вновь приступил к боевым действиям в попытке отвоевать Пешт. Но предпринятая им осада потерпела неудачу и его войска разбежались. Затем Сулейман весной 1543 г. еще раз совершил поход в Венгрию. Захватив после непродолжительной осады Гран и превратив кафедральный собор города в мечеть, он приписал его к турецкому пашалыку Буды и укрепил его в качестве своего северо-западного аванпоста в Европе. После этого его армии приступили к отвоеванию у австрийцев нескольких важных опорных пунктов. Турки также захватили под свое господство участок территории настолько обширный, что султан смог разделить его на двенадцать санджаков.48 Тем самым основная часть Венгрии была незамедлительно включена в состав Османской империи. Ей предстояло оставаться в этом состоянии на протяжении грядущих полутора веков.

Информация о работе Внешняя политика султана Сулеймана Великолепного