Внешняя политика Франции 1799-1814гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 13:25, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – изучить внешнюю политику Франции 1799-1814гг.
Объект изучения – империя Наполеона Бонапарта.
Предмет изучения – внешняя политика Франции 1799-1814гг.
Задачи данной работы:
– проанализировать основную научную литературу, использованную в данной работе;
– в основной части данной работы описать внешнюю политику Франции 1799-1814гг;
– разделить основную часть данной работы на отдельные разделы, соответствующие определённому историческому периоду;
– сделать выводы на основе материала, содержащегося в основной части данной работы.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Основная часть.doc

— 197.50 Кб (Скачать документ)

Не имея возможности сокрушить Англию путём вторжения на Британские острова или в Индию, Наполеон решил теперь задушить Англию, закрыв для её товаров европейские рынки. «Английский народ, – говорил Наполеон, – народ купеческий, только и всего; но именно в торговле и состоит его могущество» [1, 71].

Экономическая блокада Англии, – пишет Тарле, – могла дать сколько-нибудь существенные результаты, только если бы вся Европа попала или под прямую власть, или под неукоснительный и властный контроль Наполеона. В противном случае достаточно было одной стране не повиноваться и продолжать торговать с Англией, как и весь декрет о блокаде сводился к нулю, потому что из этой непослушной страны английские товары (под неанглийскими марками) быстро и легко распространились бы по всей Европе. Вывод отсюда ясен: если для победы над Англией нужно неукоснительное соблюдение континентальной блокады всеми европейскими государствами, то необходимо покорить воле Наполеона всю Европу и прежде всего захватить все европейские берега [12, 173].

Во все вассальные и полувассальные страны было разослано повеление Наполеона о блокаде. В то же время император приказал маршалам произвести возможно полный систематический захват побережья Северного (Немецкого) и Балтийского морей. Он велел оккупировать старые приморские города – Гамбург, Бремен, Любек [12, 174-175]. Стремясь опередить русскую армию, французские войска уже в ноябре вступили в Польшу. Здесь Наполеона встретили с восторгом, видя в нём восстановителя польской самостоятельности, погибшей при трёх разделах Польши в конце XVIII в. Среди поляков Бонапарт последовательно распространял революционные традиции буржуазной Франции. «На самом же деле, – пишет Тарле, – Наполеон относился к идее самостоятельности Польши довольно прохладно. Поляки были ему нужны только как некоторый аванпост или буфер при столкновении с Россией и Австрией на востоке Европы (в данный момент как источник пополнения и снабжения армии)» [12, 176-177].

Значительно активизировалась французская дипломатия в Турции. Используя реваншистские настроения турецких феодалов, их недовольство тем, что Россия поддерживала сербское восстание, заверяя, что при поддержке Франции турки могут вернуть себе Крым (принадлежащий России), французский посол в Константинополе генерал Себастиани побудил Селима III отказаться от подписанного им в 1805г. союзного договора с Россией. Вслед за тем правительство султана сменило господарей Молдавии и Валахии, обвинив их в помощи сербскому восстанию. Таким образом, Турция, по сути, нарушила условия русско-турецких договоров, согласно которым господари этих княжеств должны были назначаться с согласия России. В конце 1806г. началась русско-турецкая война. Вскоре последовал разрыв Турции с Англией  [5, 77-78].

Усилилась активность французской дипломатии также в Персии. В это время Иран находился в состоянии войны с Россией, чем и воспользовалась Франция. В мае 1807г. был подписан ирано-французский договор, по которому шах обязывался прервать политические и торговые отношения с Англией, склонить Афганистан к совместному объявлению Англии войны, оказать содействие французской армии в случае её похода на Индию через Иран, открыть все порты Персидского залива для французских военных кораблей. В свою очередь Наполеон обещал добиться передачи Грузии (принадлежащей России) во владение Ирана и прислать вооружение и инструкторов для реорганизации иранской армии. При ратификации договора шах предоставил новые торговые привилегии французским купцам [5, 176-177].

Усиление угрозы со стороны Турции и Ирана отвлекло часть русских сил от Вислы и Немана, где должна была решиться судьба кампании. 14 июня 1807г. под Фридландом Наполеон разгромил войска союзников. Александр I вынужден был просить мира.

Первая встреча двух императоров состоялась 25 июня 1807г. на плоту на реке Неман. Основные документы (мирный и союзный договоры) были подписаны 7 июля, а 9 июля – договор с Пруссией. Мирный договор с Россией предусматривал признание всех изменений, которые произвёл или произведёт в Западной Европе Наполеон, а также очищение от русских войск «Республики семи островов» и бухты Каттаро, поступающих отныне «в полную собственность и обладание императора Наполеона» (1 и 2 отдельные и секретные статьи) [7, 473].  Огромное значение здесь уделялось судьбе Пруссии и её польских владений. Наполеон предлагал произвести полюбовный раздел всех этих земель по Висле. Однако Александр I, не мог этого допустить, поскольку исчезновение Пруссии с карты Европы привело бы к новому соотношению сил, более благоприятному для Франции и опасному для России. Дружбу с царём в это время Наполеон ценил превыше всего и поэтому уступил [4, 229]. Прусская династия сохраняла за собой часть своих бывших владений (ст. 4); почти все польские земли Пруссии отходили от неё, и из них образовывалось новое «Великое герцогство Варшавское» (ст. 5). Россия ограничивалась лишь приобретением Белостокского округа (ст. 9) [7, 472-473].

Подписанный одновременно союзный договор предусматривал: совместные действия обеих держав против всякой враждебной им третей европейской державы; посредничество России при заключении англо-французского мирного договора и в случае неудачи – разрыв дипломатических отношений с Англией; присоединение России к континентальной блокаде; посредничество Франции в русско-турецком споре и в случае совместной войны Турции – раздел её европейских провинций, за исключением Румелии и Константинополя [7, 473]. При этом на словах Наполеон обещал не настаивать на выводе русских войск из Молдавии и Валахии, хотя и добился того, чтобы формально такие обязательства существовали (ст. 21-22) [7, 473].

Франко-прусский мирный договор предусматривал отчуждение от Пруссии заэльбских, западных, польских восточных владений, а также г. Данцига (её территория уменьшалась почти вдвое) [7, 474]. Из западных областей Пруссии и некоторых других немецких государств образовывалось вассальное Вестфальское королевство (во главе с королём Жеромом Бонапартом), а из отобранных у Пруссии польских земель – герцогство Варшавское (во главе с королём саксонским) [11, 223]. Пруссия обязывалась примкнуть к континентальной блокаде и уплатить огромную контрибуцию [7, 474].

Итак, стремясь установлению гегемонии Франции в Европе, Наполеон в данный период уже мог вычеркнуть из списка своих внешнеполитических задач борьбу с Австрией, которая теперь не представляла серьёзного противовеса Франции, и сосредоточить все усилия на борьбе с Англией. Необходимым условием этого, как считал Наполеон, являлся союз с Россией. Однако добиться выполнения этих двух важнейших внешнеполитических задач, столкнув Россию с Англией, ему не удалось. Напротив, рост могущества Французской империи порождал в Европе страх, дипломатические интриги – недоверие, а прямые политические акции объективно влекли за собой столкновение интересов Франции с другими державами. Так, в числе недовольных оказалась Пруссия (обеспокоенная созданием Рейнского союза  и двойной игрой Бонапарта в отношении Ганновера), а также Россия (встревоженная ослаблением Австрии, усилением Франции (особенно в Средиземном и Адриатическом морях), ростом её влияния на Турцию и др.). Всё это обусловило создание 4-й антифранцузской коалиции. Военные успехи Франции в этой кампании (чему во многом способствовали действия французской дипломатии в Турции и Иране) позволили Наполеону, оказывая давление на другие страны, объявить континентальную блокаду Англии, а также заключить с Пруссией и Россией выгодные для Франции мирные договоры. Главным же успехом Бонапарта было достижение франко-русского союза и присоединение России к континентальной блокаде.

 

РАЗДЕЛ 3. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ФРАНЦИИ ПОСЛЕ ТИЛЬЗИТСКОГО МИРА ДО РЕСТАВРАЦИИ БУРБОНОВ (1807-1814гг.)

 

Первые трещины в здании франко-прусского союза стали обнаруживаться очень скоро. Уже осенью 1807г. французский посол в Петербурге генерал Савари стал настаивать на быстрейшем выполнении статей 21-22 мирного договора (эвакуация дунайских княжеств). В ответ на напоминание со стороны русского посла в Париже графа Петра Толстого об «устной договорённости», имевшей место в Тильзите, Наполеон ответил, что он продолжает придерживаться «Тильзитской песни», но что признаёт только «песни, положенные на ноты», т.е. текст договора [7, 474]. Впрочем, невозможность примирения с Англией заставляла Наполеона дорожить союзом с Россией и миром на востоке Европы. Нуждаясь в поддержке со стороны России он обратился к Александру I с предложением раздела Оттоманской Порты. Оставляя Александру I полную свободу действий на севере для завоевания Финляндии, Наполеон предлагал также осуществить совместный военный поход в Индию [7, 474-475]. Однако переговоры между Румянцевым и Коленкуром, состоявшиеся 12 марта 1808г. остались безрезультатными [7, 475].

Александр I не без оснований опасался усиления господства Наполеона в Европе. Аппетиты Французской империи росли по мере роста её могущества, а последнее представлялось уже безграничным. 19 ноября 1807г. французские войска без единого выстрела заняли Лиссабон. Португалия оказалась во власти Наполеона [9, 528]. 23 ноября 1807г. французскими войсками без единого выстрела была захвачена Флоренция; королевство Этрурия преобразовалось в Великое герцогство Тосканское, престол которого заняла Элиза (сестра Наполеона). 30 мая 1808г. Тоскана была включена в состав Французской империи на правах автономии [9, 525-526]. В феврале 1808г. французы заняли Рим; и вновь без единого выстрела. В мае того же года «вечный город» был присоединён к Франции [9, 526]. 10 мая в Байонне Наполеон, разыграв крупнейшую политическую интригу, завладел испанским троном [9, 531]. Дело в том, что в Испании в то время происходила борьба придворных партий за власть. Во главе одной из этих партий стоял сам Фердинанд (сын короля). В результате народного бунта король Карл IV вынужден был отречься от престола в пользу Фердинанда. Через несколько дней Карл IV признал своё отречение вынужденным и обратился с жалобой к Наполеону [1, 213]. «Ежели бы отречение короля Карла IV не было вынуждено силою, – говорил Наполеон, – я признал бы королём Испании Фердинанда» [1, 91]. Возможно, так бы оно и было. Тем не менее, Наполеону нужен был лишь повод, и он его получил из рук самих же испанцев. 6 июня Жозеф Бонапарт (брат Наполеона) был провозглашён королём Испании [9, 531]. Все самые дерзкие, почти невероятные мечты Наполеона превращались в действительность. Четыре столицы, четыре знаменитых города мира – Флоренция, Рим, Лиссабон, Мадрид – без боя в течение нескольких месяцев признали первенство и власть французской короны.

Тем не менее, внешнеполитические условия становились всё хуже и хуже для Франции. Это проявлялось в массовых восстаниях покорённых народов (Испания, Португалия, Германия). 23 июля французская армия капитулировала в Байлене (Испания), а 30 августа – в Синтре (Португалия). Особую угрозу представляла Австрия, которая явно готовилась к выступлению против Франции и уже завязала тайные переговоры с Англией о создании новой антифранцузской коалиции [7, 476]. Всё это вынуждало Наполеона искать поддержки у своего союзника – Александра I. Однако как раз в этом  вопросе Александр I проявил непоколебимое упорство, чему во многом способствовал Шарль-Морис Талейран (бывший министр иностранных дел Франции), который был противником союза с Россией и приверженцем союза с Австрией. В Эрфурте он советовал русскому царю не подписывать договора, который гарантировал бы участие России на стороне Наполеона в предстоящей войне Франции с Австрией [7, 477]. Впрочем, Александр I и сам был такого же мнения, и поэтому с особой любезностью принял представителя Франца I, заверяя его в своём расположении к Австрии [7, 477].

В результате сложных переговоров между Францией и Россией всё же было достигнуто некое соглашение. Они взаимно гарантировали друг другу как все прежние завоевания, так и те, которые были осуществлены после Тильзита: французские – на юге Европы, русские – на севере и востоке. В специальной статье предусматривалось, что «Его Величество император Наполеон соглашается с тем, что император России располагает суверенной властью в княжествах Валахии и Молдавии, что границей его владений является Дунай, и признаёт к настоящему времени присоединение этих областей к Российской империи». Определялась взаимная помощь, которую две державы должны были предоставить друг другу в действиях против Австрии, и намечались меры против Англии в случае её отказа заключить мир [8, 84-85].

Заключение новой конвенции с Россией позволило Наполеону бросить свои силы против Испании и снова овладеть Мадридом. Здесь, узнав о вступлении в войну Франца I, Наполеон немедленно отреагировал, выступив во главе французского войска против Австрии. В этой войне Россия, как союзник Франции, должна была поддержать Наполеона. И вот тут-то как раз проявилась непрочность франко-русского союза. Русская армия, вызывая гнев французского императора, фактически не принимала против австрийцев никаких военных действий [7, 478]. Однако военный гений Наполеона не подвёл его и в этот раз: 6-7 июля в решающей битве при Ваграме он одержал победу над Австрией.

14 октября 1809г. был подписан т.н. Шёнбруннский мирный договор, согласно которому Австрия обязывалась выплатить 85 миллионов флоринов золотом в качестве контрибуции; ей запрещалось иметь армию больше 150 тыс. человек [12, 217]; она лишалась Западной Галиции (которая присоединялась к герцогству Варшавскому) и целого ряда своих земель (Зальцбурга, части Верхней Австрии и Крайны, Каринтии, Хорватии, Триеста). Из бывших австрийских земель на побережье Адриатического моря (в т.ч. тех, которые достались Франции по итогам Прессбургского мира) были теперь образованы т.н. Иллирийские департаменты (провинции) Французской империи. Таким образом, Австрия была полностью отрезана от моря [7, 478-479].

Россия же, фактически не принимавшая участия в боевых действиях, вынуждена была довольствоваться лишь сравнительно небольшим Тарнопольским округом [7, 478].

Триумфальная победа под Ваграмом и Шёнбруннский мир стали апогеем славы и могущества Наполеона Бонапарта. Практически вся Западная Европа была подчинена ему. И тем не менее на пути стояла всё та же Англия. Блокада, – пишет Тарле, – больно била одним концом по Англии, а другим по континенту [12, 231].  Европейские правители, будучи не в силах соблюдать условия континентальной блокады, не всегда придерживались берлинского декрета. Гнев Бонапарта в эти годы был направлен, прежде всего, против нарушителей континентальной блокады. В июле 1810г. к Франции было присоединено Голландское королевство, в декабре – швейцарская территория Валлис, а в феврале 1811г. – герцогство Ольденбургское, части герцогства Берг и королевства Ганноверского. Почти одновременно лишились своей независимости три ганзейских города – Гамбург, Бремен и Любек. Франция становилась балтийской державой [7, 482]. Все эти захваты создавали непосредственную угрозу России, которая, между тем, вела такую же захватническую политику, как и Франция (в 1809г., например, к России была присоединена Финляндия).

Информация о работе Внешняя политика Франции 1799-1814гг