Внешняя политика Франции 1799-1814гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 13:25, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – изучить внешнюю политику Франции 1799-1814гг.
Объект изучения – империя Наполеона Бонапарта.
Предмет изучения – внешняя политика Франции 1799-1814гг.
Задачи данной работы:
– проанализировать основную научную литературу, использованную в данной работе;
– в основной части данной работы описать внешнюю политику Франции 1799-1814гг;
– разделить основную часть данной работы на отдельные разделы, соответствующие определённому историческому периоду;
– сделать выводы на основе материала, содержащегося в основной части данной работы.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Основная часть.doc

— 197.50 Кб (Скачать документ)

 


 


ВВЕДЕНИЕ:

 

1799-1814 – годы правления Наполеона  Бонапарта (до его первого отречения). В течение этого времени Франция  заняла доминирующее положение  на международной арене. Под её контроль попала практически вся Европа; она приобрела огромное влияние на восточные страны. Наполеон вершил судьбами многих стран и народов, вёл с ними войны, предписывал им свои законы. Поэтому внешняя политика Франции 1799-1814гг. является важной темой всемирной истории.

Цель данной работы – изучить внешнюю политику Франции 1799-1814гг.

Объект изучения – империя Наполеона Бонапарта.

Предмет изучения – внешняя политика Франции 1799-1814гг.

Задачи данной работы:

– проанализировать основную научную литературу, использованную в данной работе;

– в основной части данной работы описать внешнюю политику Франции 1799-1814гг;

– разделить основную часть данной работы на отдельные разделы, соответствующие определённому историческому периоду;

– сделать выводы на основе материала, содержащегося в основной части данной работы.

Теоретическое значение данной работы: расширение знаний в сфере внешней политики Франции 1799-1814гг.

Практическое значение данной работы: усвоение исторического опыта в сфере внешней политики.

Данная курсовая работа состоит из введения, трёх разделов, заключения, списка использованных источников и литературы.

Среди научной литературы, использованной в данной курсовой работе, основной упор сделан на монографию Е.В.Тарле «Наполеон», А.З. Манфреда «Наполеон Бонапарт» и Ю.В. Борисова «Шарль-Морис Талейран».

Евгений Викторович Тарле – известный советский историк. В 1936г. вышла его монография «Наполеон». В этой работе автор стремится воссоздать картину жизни и деятельности Наполеона Бонапарта, показать его место и роль в истории. При этом Е.В. Тарле обращает внимание не только (и не столько) на мотивы его поступков, сколько на их историческое значение. Не отрицая значимости личных качеств Наполеона, автор объясняет феномен наполеоновской эпохи общими закономерностями исторического развития. «Наполеон как история, – пишет Тарле, – явление, которое уже никогда и нигде повториться не может, потому что уже никогда и нигде не будет той обстановки в мировой истории, которая сложилась во Франции и в Европе в конце XVIII в.» [12, 8] Будучи марксистом, Е.В. Тарле оценивает внешнюю политику Наполеона неоднозначно. Он положительно говорит о походах Бонапарта как о средстве разрушения феодализма в Европе, но в то же время называет наполеоновские войны «империалистическими» («война хищников за раздел добычи»). «Политическое порабощение и ничем не сдерживаемое, проводимое под всевозможными предлогами, ограбление – вот, что означали для покорённых стран наполеоновские завоевания. Крупная французская буржуазия должна экономически царить над порабощённым европейским континентом. Она помогает Наполеону удерживать неограниченную власть в своей стране и над Европой» [12, 7]. Такова была, по мнению Тарле, политическая система наполеоновской империи.

Альберт Захарович Манфред – известный советский историк. В 1971г. вышла его монография «Наполеон Бонапарт». В этой работе впервые за всю историю исследования было привлечено литературное наследие Бонапарта для изучения его политических взглядов. Автор по цепочке прослеживает эволюцию Наполеона как политика (от ревностного республиканца до ярого деспота) и приходит к выводу, что восхождение и падение Бонапарта были вполне закономерны: «До тех пор, пока в действиях Наполеона Бонапарта… элементы прогрессивного оставались преобладающими, удачи, победы сопутствовали ему. Когда же наполеоновские войны, полностью утратив свойственные им ранее… элементы прогрессивного, превратились в чисто захватнические, империалистические войны, нёсшие порабощение и гнёт, тогда никакие личные дарования Наполеона, ни огромные усилия, прилагаемые им, не могли уже принести победу» [9, 695]. В своих оценках Манфред менее резок, чем Тарле. По его мнению, Наполеон Бонапарт «воспринимается прежде всего как сын своего времени – … эпохи перехода от старого феодального мира к новому… буржуазному» и поэтому «его образ воплотил все противоречия той поры» [9, 694].

Юрий Васильевич Борисов – известный советский историк. Его знаменитая монография «Шарль-Морис Талейран» посвящена видному государственному деятелю Франции, который при Наполеоне долгое время (до 1807г.) занимал должность министра иностранных дел. Именно ему поручались важнейшие дипломатические задания, и по этому изучение внешней политики Франции без Талейрана равносильно изучению наполеоновских войн без Наполеона. Автор стремится показать место и роль своего героя в истории Франции. Он говорит о том, что Талейран являлся орудием в руках Наполеона, но вместе с тем сообщает о его огромном влиянии в сфере внешней политики. Будучи марксистом, Ю.В. Борисов неоднозначно подходит к исторической оценке внешней политики Франции «талейрановской» эпохи. Автор положительно оценивает роль французской дипломатии в борьбе с феодализмом, но вместе с тем негативно отзывается о её представителях, таких как Наполеон, Талейран и др., т.е. «власть имущих, сменявших друг друга у руля государственного корабля», внешняя политика которых служила «эксплуататорскому строю» и защищала интересы лишь узкого класса общества – буржуазии.

 

РАЗДЕЛ 1. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ФРАНЦИИ АМЬЕНСКОГО ДО ПРЕССБУРГСКОГО МИРА (1799-1805гг.)

 

Когда Наполеон Бонапарт пришёл к власти (конец 1799г.), Франция находилась в очень сложной внешнеполитической обстановке: силы 2-й антифранцузской коалиции причинили серьёзный ущерб французам, которые фактически лишились влияния на Апеннинском полуострове, а также потеряли такой важный опорный пункт как Ионические острова; от полного разгрома Францию спасли лишь русско-австрийские противоречия в армии союзных сил, которые всё ещё представляли угрозу; англичане практически полностью контролировали французские гавани; египетская экспедиция окончательно провалилась, а брошенная Наполеоном армия была полностью изолирована от Франции действием английского флота.

Принимая во внимание все эти факторы, Наполеон Бонапарт обратился к монархам Англии, Австрии и России с предложением прекратить военные действия и признать за Францией сохранение всех её завоеваний (Бенгалия, Голландия, левый берег Рейна) [7, 460]. Однако глава английского правительства Уильям Питт отклонил эти предложения, заявив, что такой мир "не надёжен" и что "он не может быть заключён" [7, 461]. Австрия и Россия приняли ту же позицию. Наполеон осознавал, – пишет известный советский историк Е.В. Тарле, – что война с Англией должна была вестись не у английских берегов, а на континенте, против союзников Англии, в первую очередь против Австрии [12, 93]. Во главе французской армии он выступил против австрийцев и 14 июня 1800г. нанёс им поражение в битве при Маренго.

Военные успехи создали широкую перспективу для Наполеона. Наученный опытом первых двух антифранцузских коалиций, Наполеон отлично понимал необходимость поиска союзников. Он останавливает свой выбор на России. По мнению А.З. Манфреда, такой выбор был связан в первую очередь с тем, что между Россией и Францией не было на то время серьёзных противоречий ввиду хотя бы того, что они не имели общей границы [9, 322]. К тому же Россия представляла собой значительную военную силу, которую французы ощутили на себе в 1799г.

Напротив, Англия была вековечным врагом Франции и имела с ней массу противоречий. Столкновение их интересов начиналось с территориальных проблем: от ближайших – Бельгии и Голландии до далёких – колониальных владений в Азии, Африке и Америке. В любом уголке мира интересы обеих держав вступали в противоречие. Это было соперничество двух экономически наиболее развитых держав [9, 322].

Внешнеполитическая обстановка в 1800г. благоприятствовала Наполеону в осуществлении задуманных планов. Англия своими захватами о. Мальты и Египта вызывала крайнее недовольство русского правительства [11, 217]. Противоречия России и Австрии из-за Италии (Павел настаивал на восстановлении самостоятельности итальянских государств, а правительство Австрии было против этого) привели к отзыву армии Суворова из Италии [11, 217]. Таким образом, Россия вышла из 2-й антифранцузской коалиции.

Приняв курс на сближение с Россией, Наполеон Бонапарт летом 1800г. распорядился возвратить на родину русских пленных, захваченных в кампании 1799г. [7, 461]. Чтобы рассорить Павла I с англичанами, Наполеон предложил царю стать великим магистром Ордена мальтийских рыцарей и «подарил» ему остров Мальту, который был отнят у французов после двухлетней блокады английским десантом в октябре 1800 г. [6].

Дипломатический манёвр Наполеона имел успех: между Россией и Францией начали складываться дружеские отношения. В декабре 1800г. Павел I обратился с прямым письмом к Бонапарту. «Господин Первый Консул. Те, кому бог вручил власть управлять народами, должны думать и заботиться об их благе» – так начиналось это письмо. Сам факт обращения к Бонапарту как к главе государства и форма обращения были сенсационными. Они означали признание де-факто и в значительной мере де-юре власти того, кто ещё вчера был заклеймён как узурпатор. «То было полное попрание принципов легитимизма», – пишет Манфред [9, 326]. Отказавшись от принципа легитимизма, Павел I круто изменил свой внешнеполитический курс, вступив на путь сближения с Францией. Он был инициатором создания Лиги вооружённого нейтралитета против Англии, в которую вошли Россия, Дания, Швеция, Пруссия [4, 170]. Однако царь сам стал жертвой заговора, соучастником которого был английский посол Уитворт.

С восшествием на престол Александра I в русской внешней политике наметились серьёзные перемены. Новый император принялся проводить политику «всеобщего умиротворения» [4, 170]. Принципы вооружённого нейтралитета потеряли силу. Наполеону пришлось круто изменить свой внешнеполитический курс, приняв установку не на продолжение войны с Англией, а на скорейшее заключение мира с ней. Для этого необходимо было примириться с другими странами, входящими в коалицию. Что касается Австрии, то с нею мирные переговоры велись уже давно. После битвы при Гогенлиндене (2-3 декабря 1800г.), когда был открыт путь на Вену, австрийцы вынуждены были просить мира. Подписанный 9 февраля 1801г. в Люневиле мирный договор снова закреплял за Францией Бельгию, Люксембург и левый берег Рейна. Австрия признавала создание Наполеоном Батавской республики (т.е. Голландии), Гельветической республики (т.е. Швейцарии), Цизальпинской и Лигурийской республик (т.е. Генуи и Ломбардии), которые, естественно, попадали под сильное влиянии Франции [12, 108]. Вместе с тем Наполеон вынудил неаполитанских Бурбонов подписать во Флоренции мирный договор с Францией, что позволило закрепить за последней Апеннинский полуостров [7, 461].

8-10 октября 1801г. Франции удалось подписать два важнейших документа с Россией: договор о мире между Францией и Россией и секретную конвенцию между ними. Секретные статьи представляли особую важность. Они предусматривали совместные действия двух держав в вопросе вознаграждения (путём секуляризации церковных земель) германских князей, лишившихся в соответствии с Люневильским договором своих земель на левом берегу Рейна. Стороны обязывались не допускать существенных перемен в Германской империи, сохранять равновесие между Австрией и Пруссией, предоставить Баварии и Вюртембергу, находившимся под покровительством царя, компенсации за их территориальные потери. Французское правительство обязывалось сохранить неприкосновенность Неаполитанского королевства, а после решения судьбы Египта – признать нейтралитет неаполитанской территории и вывести оттуда свои войска. Статья, посвящённая Сардинскому королевству, была сформулирована неопределённо. Она лишь обязывала стороны «заняться дружески и доброжелательно» интересами короля Сардинии. Обе державы признавали независимость созданной русскими на Ионических островах «Республики семи островов». Одна из статей, явно направленная против Англии, предусматривала совместные действия для восстановления равновесия в различных частях света и обеспечения свободы морей [4, 176].

9 октября Бонапарт подписал  мирный договор с турками, согласно  которому Франция обязывалась возвратить Турции Египет, которым фактически уже не владела [7, 462].

Лишившись своих последних союзников, Англия вынуждена была подписать с Францией и её союзниками – Испанией и Батавской республикой мирный договор, который и был заключён 25-27 марта 1802г. в Амьене. Основные его статьи предусматривали: возвращение Французской республике и её союзникам всех принадлежащих им ранее владений, которые были захвачены британскими войсками в течение войны, за исключением о. св. Троицы и голландских владений на о. Цейлоне; мыс Доброй Надежды остаётся в суверенном владении Батавской республики; о-ва Мальта, де-Гозо и де-Комино подлежат возвращению ордена св. Иоанна Ерусалимского для владения ими на тех же условиях, как это имело место до войны; французские войска должны эвакуировать Неаполитанское королевство и Римское государство; равным образом английские войска должны эвакуировать Порто-Феррайо и вообще все порты и острова, занятые ими на Средиземном и Адриатическом морях [2, 236 ]. Главное же было то, – пишет Тарле, – что Англии пришлось признать все европейские завоевания Франции [12, 110].

Амьенский мир оказался кратковременной передышкой в длительной и упорной борьбе Англии и Франции. Все противоречия, все спорные вопросы, которые были не преодолены, а лишь отсрочены, должны были рано или поздно снова стать предметом спора [9, 384]. Однако возникает вопрос: кто же первым сделал неизбежным разрыв?

Амьенский мир – пишет Манфред – был значительно выгоднее Франции, чем Англии, и тогда как во Франции он был встречен всеобщим удовлетворением, в Англии его восприняли как бесславный, плохой мир; с первых же дней он подвергся резкой критике. Английский посол в Париже лорд Уитворт, который явно не питал симпатий к Наполеону, признавался: «Я замечаю у Бонапарта сильное желание продолжать переговоры и по возможности избежать разрыва» [9, 385].

Тем не менее, Наполеон вовсе не собирался отягощать себя взятыми в Амьене обязательствами. Уже в августе 1802г. к Франции была присоединена Эльба, а в сентябре-октябре – Пьемонт и Парма. В то же время были увеличены французские гарнизоны в южноитальянских портах. В октябре того же года французские войска оккупировали Швейцарию, превращённую в "дочернюю" Гельветическую республику [7, 463]. В Германии влияние Франции распространилось на восток гораздо далее Рейна, а ряд южногерманских государств (Бавария, Вюртемберг, Баден, Гессен) стали её послушными вассалами [7, 464]. Наполеон принимал все меры к недопущению английских товаров в зависимые от него страны [6]. Кроме того, Наполеон Бонапарт всё ещё имел виды на турецкие владения в Африке и Малой Азии: в сентябре 1802г. он направил туда миссию полковника Себастиани с целью разведать силы англичан и подготовить почву для нового французского вторжения в страны Ближнего Востока [7, 464]. В апреле 1803г. была направлена миссия генерала Декана в Индию; тайная инструкция предписывала генералу вступить в соглашение с вождями индийских племён для организации совместной борьбы против англичан [9, 386].

Информация о работе Внешняя политика Франции 1799-1814гг