Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 23:30, курсовая работа
Первое упоминание о властных институтах, действовавших на территории Северо-Западной Руси, мы встречаем в летописном сообщении о призвании варягов.
Во-первых, это какое-то собрание представителей племен, пригласивших варягов. Можно предположить, что речь идет об организации, близкой к той, которая позднее стала известно как вече.
I. Вече
1.1. Периодизация вечевых собраний
1.2. Социальный состав вечевых собраний
1.3. Компетенция веча. Соотношение властных полномочий веча и князя
II. Дружина
2.1.Этнический состав княжеской дружины
2.2. Княжеско-дружинные отношения и источники существования дружины
2.3. Численность, структура и функции дружины
2.4. Статус дружины и механизм взаимного влияния князя и дружины
III. Князь и княжеская власть
IV. Форма правления в Древнерусском государстве: точки зрения историков
3.3. Компетенция веча. Соотношение властных полномочий веча и князя
С.Г. Пушкарев: «Власть веча [в XI–XII вв.], его состав и компетенция не определялись никакими юридическими нормами. Никакой закон не определял и не ограничивал компетенции веча. Вече могло обсуждать и решать любой вопрос, его интересовавший».
Круг вопросов, которые могли решаться на вече:
1) судьбы княжеского престола
2) состав княжеской администрации;
3) вопросы войны и мира;
4) вопросы, связанные с денежными сборами с горожан и распоряжением городскими финансами.
1. Вопросы, связанные с судьбой княжеского престола
Самым главным и обыкновенным предметом компетенции вечевых собраний было признание, призвание, или принятие князей и изгнание князей, не угодных народу.
Решающее влияние на взаимоотношениях веча и князя играл вопрос об отношении горожан к личности правящего князя.
– В мирное время, при вступлении на престол князя по праву наследства, князя, угодного горожанам, согласия горожан принять князя выражалось в крестном целовании и в торжественном посажении его народом на стол. Обыкновенно обе стороны ограничивались обоюдным крестным целованием, в котором они обещали соблюдать верность друг другу, “любити и добра хотети”.
Но иногда обе стороны заключали при этом какие-либо дополнительные условия (“ряд”, т.е. договор). Князей даже нередко заставляли присягать народу.
В полной мере система договоров народа с князем развивалась только в Новгороде.
«Весьма часто население старших волостных городов на вече решало вопрос об изгнании князя, нелюбимого народом и о приглашении на княжение какого-нибудь популярного князя». При этом вече не обращало никакого внимания на родовые счеты князей.
Вече посылало своих послов к избранному кандидату на престол с приглашением: “поидите, княже, хочем тебе”, а к нелюбимому князю обращались с кратко мотивированным требованием: “поеди, княже, прочь, не хочем тебе…”.
Перемена князей на престоле (призвание или принятие народом угодного ему князя, равно как и изгнание князей неугодных) было обычным явлением в XI–XII вв. на всем обширном пространстве тогдашнего русского мира.
Перемена князей были не только политическими фактами, проистекавшими из реального соотношения сил, но были общепризнанным правом населения. Право это признавали и сами князья и их дружины.
2. Состав княжеской администрации
В летописях приводятся много примеров отстранения от должностей (главным образом, судебных) чиновников, обидевших народ.
Наиболее часто цитируемый историками сюжет связан с события в Киеве в 1146 г., когда вече обсуждало вопрос о приглашении нового князь Игоря. Игорь послал своего брата Святослава в Киев обсудить с вече условия его вступления в княжеские права. Кияне жаловались Святославу на тиунов Ратшу и Тудора:
"Ратша "погуби" Киев, а Тудор Вышгород; так теперь князь целуй нам крест с братом своим, что если кого из нас обидят, то ты разбирай дело". И Святослав отвечал "Я целую вам крест за своего брата что, что вам не будет никакого насилия, а тиун вам будет по вашей воле", т.е., очевидно, по избранию веча.
Описанные события – один из примеров содержания условий договоров, которые нередко заключались между веча и князем при вступлении последнего на престол.
3. Вопросы войны и мира
Вопрос об объявлении, продолжении или прекращении военных действий:
– иногда народ сам брал на себя инициативу объявления войны, иногда наоборот, отказывался от участия в войне, которую начинал или затевал князь;
– иногда требовал более энергичных военных действий, иногда требовал их прекращения.
Вопрос о созыве народного ополчения и финансировании военной операции:
– Для войны собственным средствами, с помощью своей дружины и охотников из народа, князь не нуждался в согласии веча
– Для войны средствами волости, когда требовался созыв народного ополчения, нужно было согласие веча.
Только войны против половцев, – по-мнению историков, – организуются иногда без предварительного обсуждения на вече: им население всегда сочувствует.
Заключение международных договоров вече тоже держало под присмотром.
4. Вопросы, связанные с денежными сборами с горожан и распоряжением городскими финансами
В письменных памятниках вече выступает в качестве распорядителя государственных финансов фондов.
По-видимому, князь обсуждал с вече вопросы о размере налогов с населения (возможно, вопрос о размере налога оговаривался уже в условиях вступления князя на престол).
Вече определяла размеры дополнительных средств с населения для ведения военных операций.
Круг вопросов, решавшихся на вечевых собраниях, совпадал со сферой тех проблем, которые князь обсуждал со своей дружиной.
Следовательно, князь, дружина и вече могли совместно (или напротив, порознь и совершенно по-разному) решать одни и те же задачи. При этом, несомненно, должны были рано или поздно возникать конфликты.
Центральная проблема истории веча – соотношение властных полномочий вече и князя.
В догосударственный период:
– вече возникло раньше княжеской власти, вече как властный орган старее княжеской власти.
– племенной вождь (князь), по-видимому, выборная должность.
В период политического единства: историки, признающие существование веча в Х- XI вв. вопрос о соотношении властных полномочий князя и веча обходят. В работах приводятся лишь самые общие формулировки: «князья правили русской землей иногда при содействии, а иногда и с противодействием последнего». Механизм взаимного влияния двух ветвей власти при этом не раскрывается.
Историки анализируют проблему взаимоотношений веча и князя главным образом в период политической раздробленности.
С.Г. Пушкарев: «В России в это время демократический элемент в государственном управлении играет важную, зачастую решающую, роль в жизни всех русских земель от Киева до Новгорода и от Волыни до Ростово-Суздальской земли <…> После смерти Ярослава (1054 г.), когда Русская земля разделилась на несколько княжеств, вече главных волостных городов нередко выступает в качестве носителей верховной власти в государстве. Когда князь был достаточно сильным и популярным (вроде Владимира Мономаха), вече бездействовало и предоставляло князю ведение правительственных дел. Только в Новгороде и в Пскове вече стало постоянно действующим органом государственного управления, в остальных областях оно обычно не вмешивалось в правительственную деятельность князя в нормальное время. Зато чрезвычайные случаи, как перемена на княжеском престоле или решение вопросов о войне и мире, вызывали властное вмешательство веча, и голос народного собрания в этих делах был решающим».
А.Е. Пресняков: «видна как зависимость князя от веча, так и малая дееспособность веча без князя <…> Известные нам проявления силы и значения веча носят всецело характер выступлений его в чрезвычайных ситуациях. Властно вмешивается оно своими требованиями и протестами в княжеское управление, но не берет его в свои руки. Оно судит и карает неугодных ему людей, вмешивается иногда по своему почину, иногда вследствие обращения князя в междукняжеские отношения и в политику князей, но все эти проявления вечевой жизни не выработались нигде, кроме Новгорода и Пскова, в постоянную и систематическую организаторскую правительственную деятельность».
Основные положения:
1. В мирное время, когда у власти был сильный и популярный князь, вече не вмешивалось в правительственную деятельность князя.
2. В чрезвычайных ситуациях (межкняжеские усобицы, перемена на княжеском престоле или решение вопросов о войне и мире) и когда у власти слабый, непопулярный в народе князь, вече играет важную, зачастую решающую роль
3. Во всех русских княжествах, кроме Новгорода и Пскова, деятельность вече не превратилось постоянную и систематическую организаторскую правительственную деятельность.
На ранних этапах развития государства городские вечевые собрания существовали повсеместно. Позднее их судьба в разных землях была различной. Если на Северо-Западе вече с XII в. переживало своеобразный расцвет, то на Северо-Востоке оно, видимо, уже к концу XII в. прекратило свое существование[3].
II. Дружина (княжеская)
Дружина – буквально означает отряд воинов и происходит от слова «друг», которое первоначально было очень близко словам «товарищ», «соратник».
Видимо, князя и дружинников первоначально действительно связывали дружеские узы, которые подкреплялись взаимными личными обязательствами.
Типы дружин:
1. Княжеская:
Б.Д. Греков: "Наличие дружины у русских князей подтверждено таким большим количеством летописных сообщений, что доказывать это положение не нужно. Оно совершенно очевидно".
2. Дружины у знатных людей, русских вельмож
Б.Д. Греков: "О дружинах русских вельмож Х–ХI веков сведений у нас меньше, но все же, достаточно, чтобы считать и это явление столь же обычным, как и дружины у князей. Вот знаменитейший и могущественнейший вельможа, способный конкурировать с самим князем, – знаменитый Свенельд. Его дружина своим обмундированием и вооружением превосходила княжескую и даже вызывала у последней зависть".
Отличие:
– Члены княжеской дружины выполняли функции военные и властные (политические, административные, судебные)
– Дружина знатных людей – военное формирование
2.1.Этнический состав княжеской дружины
1. В советской литературе вопрос об этническом составе княжеской дружины не поднимался. В рамках господствующей в советской науке антинорманской теории славянский состав дружины принимался за аксиому.
2. В западной и современной российской литературе исследователи отмечали сложный этнический состав.
– Первоначально (по меньшей по до Ольги), княжеская дружина была норманнской (варяжской) по-своему составу.
– В дальнейшем княжеская дружина пополняется за счет местных князей племенной знати, переходивших на службу к киевскому князю.
Варяги-дружинники в течение нескольких поколений ославянились.
Ричард Пайпс (английский историк) об ассимиляции варягов («Россия при старом режиме»):
«Норманны нигде не выказывали сильного сопротивляемости ассимиляции, и по крайней мере в этом смысле, их русская ветвь не была исключением. Это племя неотесанных пиратов, вышедшее из отсталого мира, повсеместно имело склонность пропитываться культурой народов, покоренных ими силой оружия. Киевские варяги ославянились к середине XI в…."[4].
…Славяне и варяги находились приблизительно на одном уровне социального развития. В этих условиях норманны, разумеется не могли принести славянам ни более высокой культуры, ни государственности. Зато одностадийность развития способствовала более легкому общественному синтезу пришельцев и аборигенов (славян и финнов). Варяги быстро ославянились, вступая в брачные связи с местным населением и сливаясь с ним уже в следующем поколении.
2.2. Княжеско-дружинные отношения и источники существования дружины
Отношения строились на основе взаимных личных обязательств, на договорной основе.
1. Форма договора:
– Маловероятно, условия договора определялись в письменной форме т.е. формально, в форме юридического договора).
– Видимо между князем и дружинниками устанавливалось устное соглашение, которое основывалось на нормах традиции, обычного права.
2. Условий договора предусматривали взаимные обязательства князя и дружинников:
– Князь брал на себя справедливое распределение средств, добытых совместно с дружиной.
– Дружина, в свою очередь, должна была поддерживать и защищать князя.
Нарушение одной из сторон условий такого договора влекло за собой его расторжение:
– князь снимал с себя обязательства выделять часть полученной дани и защищать бывшего дружинника,
– дружинник соответственно прекращал служить прежнему князю (право отъезда и переход на службу другому князю)
Такая система личных связей напоминала вассальные отношения Западной Европы. Однако дружинно-княжеские связи принципиально отличались от них:
Информация о работе Властные институты Древнерусского государства