Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 18:52, реферат
Андрей Юрьевич Боголюбский (около 1111 - 29 июня 1174), князь владимиро-суздальский и великий князь киевский (с 1157). Благоверный князь Андрей был старшим сыном Великого князя Георгия Владимировича Долгорукого и дочери половецкого хана Аепы Осекевича, внуком Мономаха и в шестой степени происходил от князя Владимира Святого крестившего землю Русскую.
Введение 3
Глава I. Начало княжения и личность Андрея Боголюбского.
1. Первые удачи. 4
2. Основание Боголюбова 4
3. Образ Андрея Боголюбского 6
Глава II. Великое княжение.
1. Особенности правления Андрея Боголюбского 7
2. Культура при Андрее Боголюбском 8
3. Отношения с церковью 10
4. Владимирское княжение. 10
5. Заговор 14
Заключение 17
Список литературы 18
М.П.Погодин считал, что Андрей Боголюбский женился около 1135 г. Этот вывод он сделал на основании того, что в 1159 г. Андрей выдал свою дочь замуж за вщижского князя Святослава Владимировича и послал зятю в помощь своего сына Изяслава с войском. Аргументация М.П.Погодина не противоречит, однако, предположению, что женитьба Андрея произошла позже 1135 г. Следует иметь в виду, что княжеские сыновья могли выполнять ответственные поручения в очень юном возрасте (например, Мономах писал, что он с тринадцати лет в походах), в раннем же возрасте князья могли женить и выдавать замуж своих детей. Поэтому нельзя считать невероятным для женитьбы Андрея даже начало 40-х гг.
1. В правление Андрея Боголюбского пробивается тенденция к восстановлению государственно-политического единства. Княжение Боголюбского связано с началом борьбы суздальских князей за политическую гегемонию (1157-1174) над остальными землями. Его главной целью было унизить значение Киева, перенести старшинство на Владимир. Киев был взят 12 марта1169 года коалицией из10 князей под руководством Андрея.[4]
Попытки Андрея, претендовавшего на титул князя всей Руси, подчинить себе Новгород и принудить других князей признать его главенство не принесли успеха. В 1173 году бояре саботировали поход на
Волжскую Болгарию, в 1174 году киевские бояре отказались называть Андрея "государем" и оскорбили его послов в Киеве.[1]
В попытках подавить бояр отразилась стремление восстановить государственное единства страны. Став в оппозицию Ростовскому боярству, Андрей переносит столицу во Владимир на Клязьме. Владимир ему наверняка давно приглянулся, а скорее именно тогда когда он проезжал через в него везя икону Божьей Матери. Небольшой город, основным преимуществом которого было то, что в нем отсутствовали бояре и Андрей мог единолично править в нем. Иначе пришлось бы засесть В Ростове( бывшем и понемногу загнивающем центре) и страдать от бояр норовивших вмешаться во все твои дела. Пытался Андрей установить во Владимире и отдельную от Киева, подчинённую непосредственно Константинополю митрополию. Патриарх этого не позволил, но разрешил перенести епископский престол во Владимир. Андрей
Боголюбский проводил активную внешнюю политику (за 5 последних лет его войском пройдено ок.8 тыс.км). То есть как мы можем понять воевал князь много и как мы знаем успешно.
В методах его правления было много нового, прежде на Руси невиданного.
Со своими братьями Андрей обошелся как истый самовластец. Никому из них он не дал волости в Суздальской земле, а в 1162 году вовсе выгнал из княжества свою мачеху, греческую царевну Ольгу, вторую жену Юрьеву, вместе с ее детьми Мстиславом, Васильком и восьмилетним Всеволодом, потом удалил и племянников, двух сыновей Ростислава Юрьевича. С боярами Андрей также жил не по-товарищески, не советовался с ними, к чему привыкли бояре старой Руси. С боярами он не церемонился так как знал, что дай им волю они всю власть сосредоточат в своих руках и влияние их станет безразмерным, что естественно Боголюбскому не хотелось, не желал он чтобы во Владимире обосновались бояре, также как и в Ростове.
Многих Юрьевых бояр он выгнал, других заключил в темницу. По многим причинам он может считаться первым подлинным великорусским государем.
Следуя в дальнейшем его примеру, владимирские князья постепенно превратили северную окраину Древней Руси в центр великого государства нового времени. Андрей Боголюбский дал сильный толчок вперед и при нем начался расцвет уже Владимиро-Суздальского княжества.
2. В годы правления Андрея Боголюбского во Владимире и пригородах развернулось широкое строительство: в 1164г. были построены Золотые ворота (подобно киевским, константинопольским и иерусалимским), город-замок Боголюбово, а также ряд храмов, в том числе знаменитые Успенский собор (1158-1161гг.), Покрова-на-Нерли (1165г.), Рождества Богородицы в Боголюбове (1158-1165гг.).
Дворец в Боголюбове (1158-1165гг.)
представлял собой
Частично сохранились земляные валы, рвы и следы белокаменных укреплений замка; внутри находились большой дворец (сохранились два яруса "лестничной" башни с переходом и дворцовая церковь).
Неподалеку сохранился бесподобный архитектурный памятник тех времен - церковь Покрова на Нерли.
Церковь построена как памятник удачного похода Андрея Боголюбского на болгар в 1164. В то же время она была памятником старшему сыну князя Андрея Изяславу, погибшему в этом походе.
Посвящение храма Покрову Богородицы было, возможно, первым для русских земель, так как этот праздник был установлен Андреем Боголюбским без согласия Киевского митрополита.
Она поставлена при впадении Нерли в Клязьму, у ворот Суздальской земли; (теперь - на берегу озера - старицы Клязьмы), и была первым владимирским храмом, который могли видеть корабли, приходившие с Волги и Оки.
Как показали раскопки Н.Н. Воронина
1954-55 гг., церковь приподнята на искусственном
холме, что защитило ее от весеннего
половодья - в основании холма
заложены фундаменты-субструкции
Церковь по праву считается одним из шедевров древнерусской архитектуры. В облике небольшого храма подчеркивается его высота и стройность - вынос апсид минимален, они подчинены основному объему; прясла восточных стен настолько узкие, что едва вмещают элементы аркатуры, пояс которой поднят, вопреки обыкновению, выше уровня хор, а колонки поставлены очень часто. Стены церкви немного наклонены вовнутрь, что, благодаря эффекту перспективного сокращения, усиливает впечатление высоты храма. Вертикальное движение особенно заметно в интерьере, где высота арок превышает их ширину почти в десять раз.
Церковь была расписана, пол украшен цветными майоликовыми плитками.
В 1803 году шлемовидная глава была заменена луковичной.[7]
По мнению ряда исследователей,
Андрей Боголюбский стремился
3. Церковная политика Андрея Боголюбского также имела своей целью возвышение Владимира, превращение его в новый духовный центр Руси. За короткий период времени из Ростова (центра епархии) было изгнано несколько епископов, очевидно, не устраивавших князя: Нестор (1156/57), Леон (два или три раза: 1160, 1161, 1164). Известно, что в 60-е гг. 12в. Андрей обращается к константинопольскому патриарху Луке Хрисовергу (ум. 1170) с просьбой вывести г. Владимир из подчинения ростовскому епископу и образовать новую Владимирскую митрополию, подчиненную непосредственно константинопольскому патриарху; Андрей предлагал и своего кандидата на место митрополита Владимирского — некоего Феодора (Феодорца). До нас дошла ответная грамота Луки Хрисоверга князю Андрею, из которой следует, что патриарх отверг обе просьбы, а также оправдал ростовского епископа (неизвестно, Нестора или Леона), ранее осужденного князем, и потребовал от Андрея вновь принять его на кафедру.[3]
Впоследствии Андрею удалось
сделать Феодора ростовским епископом
(но не митрополитом), причем без санкции
киевского митрополита. Это вызвало
резкое осуждение большинства русских
иерархов. Об обличениях в адрес "лжеепископа"
Феодора упоминается в
4. В мае 1157 года Юрий умер в Киеве. Андрей принял власть в Суздале и Ростове, но не поехал в эти старые города, а сделал стольным городом
Владимир. Княжение Владимирское,
созданное им в родовой области,
послужило в страшную эпоху ига
зародышем новых сил для
Простившись навсегда с дальним Киевом, он стал украшать новую свою столицу и прежде всего соорудил благолепный златоверхий храм во имя Успения Богоматери, который в то время по красоте мог посоревноваться с храмами Святой Софьи Киевской и Новгородской и до сих пор служит украшением земли Русской, как один из самых величественных ее храмов. Ничего не пощадил Боголюбский , чтобы устроить святилище достойным того заветного сокровища, которое вверял ему чудотворной иконы Богоматери Божией и она послужила на будущие времена залогом спасения нашего отечества, по преданию спасла от нашествия Тамерлана, которое кстати говоря могло явиться чрезвычайно болезненным для еще неокрепшей Руси и утвердила своим присутствием первопрестольную столицу. Благочестивый князь выписал зодчих из Царьграда для прочного основания соборного храма, украсил его стенным писанием и столь же драгоценной утварью, как и Боголюбскую обитель. По сказанию Киевской летописи, трое было дверей церковных в храме, сиявших золотом, и пять позлащенных глав на соборе Владимирском; золотые и серебряные паникадила висели пред иконостасом, украшенным жемчугами и драгоценными камнями; из серебра слит был амвон пред царскими вратами и позолочены все внутренние арки; вся утварь была из чистого золота, и три великолепные дарохранительницы, или иерасалимы, как их тогда называли, украшали алтарь. Богатство украшений наружных не уступало внутренним; много имений и десятину княжеских стад и со всякого торга отделил Боголюбский созданному им храму. В этом святилище, уподобляемом летописцами Соломоновому, поставил благочестивый князь Андрей чудотворную икону Божmей
Матери, получившей от того наименование Владимирской.
Уже при Андрее северо-восточная Русь начинает оказывать все более возрастающее влияние на жизнь окружающих земель. В 1164 году Андрей с сыном Изяславом, братом Ярославом и муромским князем Юрием удачно воевал с камскими болгарами, перебил у них много народу и взял знамена. Князь болгарский с малой дружиной едва успел убежать в Великий город (Булгар).
После этой победы Андрей взял болгарский город Бряхимов и пожег три других города. Но главной и постоянной целью Андрея было унизить значение Киева, лишить его древнего старшинства над русскими городами, перенести это старшинство на Владимир, а вместе с тем подчинить себе вольный и богатый Новгород(не он первый не он последний хотел захватить, разграбить и подчинить этот богатый город). Он добивался того, чтобы по своему желанию отдавать эти два важных города с их землями в княжение тем из князей, которых он захочет посадить и которые, в благодарность за это, будут признавать его старейшинство.[6]
Однако чрезмерная крутость помешала ему достичь желаемого. В 1158 году
Андрей послал сказать новгородцам: «Будь вам ведомо: хочу искать Новгорода и добром и лихом». Новгородцы смутились, на первый раз уступили требованию Андрея и прогнали от себя Давида и Святослава Мстиславичей, а на их место взяли от Андрея его племянника Мстислава Ростиславича. Но потом Андрей вдруг переменил свое решение, отозвал Мстислава и велел новгородцам взять обратно Святослава. С немалой досадой новгородцы согласились опять на Святослава, но мира с этим князем у них быть не могло. Споры и бурные веча переросли в настоящую войну. . Святослав, изгнанный из Новгорода, сжег Новый Торг и Луки. Новгородцы несколько раз просили Андрея сменить князя, но тот неизменно отвечал: «Нет вам другого князя, кроме Святослава».
Упорство Андрея наконец ожесточило новгородцев: в 1168 году они перебили сторонников Святослава и взяли себе в князья Романа Мстиславича, сына ненавистного Андрею Мстислава Изяславича. Это было знаком открытого неповиновения, и зимой 1169 года владимирский князь отправил на Новгород огромное войско во главе со своим сыном Мстиславом. Страшно опустошив окрестности Новгорода, Андреева рать должна была отступить, ничего не добившись. Однако в Новгороде начался голод. Подвоза хлеба не было ниоткуда, и горожане сдались, показали Роману путь (то есть прогнали от себя) и послали к Андрею за миром, и Андрей направил к ним Рюрика Ростиславича, а после того, как поссорился с Ростиславичами, сына Юрия.[3]
Сходным образом складывались отношения с Киевом. В 1168 году, по смерти Ростислава Мстиславича, в Киеве сел старый враг Андреев, Мстислав
Изяславич. Андрей ждал только повода, .чтобы начать против него войну, и повод вскоре нашелся – в том же году, как уже говорилось, Мстислав, вопреки воле Андрея, посадил в Новгороде сына Романа. Тогда Андрей отправил на юг сына Мстислава с ростовцами, владимирцами и суздальцами и нанятыми специально чтобы точно взять город половцами, которым уж точно было не жалко резать русских людей.
После трехдневной осады войско ворвалось в Киев и впервые в истории взяло его «на щит»: два дня победители грабили город, не щадя никого и ничего: жгли церкви и грабили жителей, одних били, других хватали, жен разлучали с мужьями и уводили в плен. Половцы зажгли было и монастырь Печерский, но монахам удалось потушить пожар. Были в Киеве тогда, говорит летописец, во всех людях стон и тоска, печаль неутешная и слезы непрестанные. Андрей достиг своей цели. Древний Киев потерял свое вековое старейшинство. Некогда город богатый, заслуживавший .от посещавших его иностранцев название второго Константинополя, он уже и прежде постепенно утрачивал свой блеск из-за междоусобий, а теперь был ограблен, сожжен, лишен значительного числа жителей, перебитых или уведенных в неволю, поруган и посрамлен от других русских земель. Андрей посадил в нем своего брата Глеба с намерением и впредь сажать там такого князя, какого ему угодно будет.[6]