Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 18:52, реферат
Андрей Юрьевич Боголюбский (около 1111 - 29 июня 1174), князь владимиро-суздальский и великий князь киевский (с 1157). Благоверный князь Андрей был старшим сыном Великого князя Георгия Владимировича Долгорукого и дочери половецкого хана Аепы Осекевича, внуком Мономаха и в шестой степени происходил от князя Владимира Святого крестившего землю Русскую.
Введение 3
Глава I. Начало княжения и личность Андрея Боголюбского.
1. Первые удачи. 4
2. Основание Боголюбова 4
3. Образ Андрея Боголюбского 6
Глава II. Великое княжение.
1. Особенности правления Андрея Боголюбского 7
2. Культура при Андрее Боголюбском 8
3. Отношения с церковью 10
4. Владимирское княжение. 10
5. Заговор 14
Заключение 17
Список литературы 18
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Владимирский Государственный университет»
Кафедра истории и музеологии
Ст.гр. Иб-108
Владимирский князь Андрей
Введение
Глава I. Начало княжения и личность
Андрея Боголюбского.
1. Первые удачи.
2. Основание
Боголюбова
3. Образ Андрея
Боголюбского
Глава II. Великое княжение.
1. Особенности правления Андрея Боголюбского 7
2. Культура
при Андрее Боголюбском
3. Отношения
с церковью
4. Владимирское
княжение.
5. Заговор
Заключение
Список литературы
Андрей Юрьевич Боголюбский (около 1111 - 29 июня 1174), князь владимиро-суздальский и великий князь киевский (с 1157). Благоверный князь Андрей был старшим сыном Великого князя Георгия Владимировича Долгорукого и дочери половецкого хана Аепы Осекевича, внуком Мономаха и в шестой степени происходил от князя Владимира Святого крестившего землю Русскую. По своей глубокой мудрости он заслужил от современников имя Русского Соломона. Был женат первым браком на Улите Стефановне, дочери первого владельца Москвы Стефана Ивановича Кучки, а вторым на пленнице, привезенной из похода 1164 года на Волжско-Камскую Булгарию. Имел трех сыновей: Изяслава, Мстислава и Юрия.[2] Первый, погиб в 1165 году при походе на Волжскую Булгарию. Второй был талантливым полководцем но умер в 1173 году. Третий же был изгнан и успел пожить у половцев и затем стать мужем грузинской царицы Тамары, но и там не заладилось и он был опять-таки изгнан , но уже в Константинополь и после долгой борьбы за власть и ничего не добившись куда-то пропал.
Выбрав данную тему я не строю грандиозных планов и хочу просто немного побольше узнать о князе когда-то жившем в нашем крае и активно развивавшем его. Почти 20 лет княжил он здесь, многое успел сделать и заставил расцвести северо-восточную Русь, а главное Владимир, а уже эстафету подхватил Всеволод Большое Гнездо, добившийся еще большего.
Так вот, что можно сказать насчет актуальности? Тема несомненно очень хорошо изучена и множество работ по ней написано и по Андрею Боголюбскому и владимирской земле и я уверен, что сейчас пик ее популярности прошел.
Цели и задачи:
показать последовательно все этапы деятельности начиная с того времени как Боголюбский попал в наш край, чем занимался здесь, какую жизнь вел, как обустраивал княжество, чем прославился и соответственно чем закончил, а конец был весьма печален.
1. В 1149г. Андрей получил от отца в держание Вышгород. В том же году, в походе против Изяслава II Мстиславича Андрей проявил удивительную доблесть, которой от него, кажется, никто не ожидал. Вместе с братьями он подступил к Луцку, где затворился брат Изяславов, Владимир. Когда они приблизились к городу, то из ворот его выступил отряд пехоты и начал с ними перестреливаться; остальные Юрьевичи никак не думали, что Андрей захочет ударить по этой пехоте, потому что и стяг его не был поднят; не величав был Андрей на ратный чин, говорит летописец, искал он похвалы от одного Бога; и вот он въехал прежде всех в неприятельское войско, дружина его за ним, и началась жаркая схватка. Андрей сломал свое копье и даже находился в опасности: неприятельские ратники окружили его со всех сторон; лошадь под ним была ранена двумя копьями, третье попало в седло, а со стен городских сыпались на его камни, как дождь; один немец хотел проткнуть его рогатиной, но повезло. Отец, дядя и все братья после битвы очень обрадовались, увидев его живым, а бояре отцовские осыпали его похвалами, потому что он дрался храбрее всех в этом бою. Конь его, сильно раненный, только успел вынести своего господина и пал; Андрей велел погрести его над рекой Стрыем. Позже, в Руцкой битве, лишь только с обоих сторон стали сходиться для битвы, Андрей, схватив копье, поехал вперед и прежде всех столкнулся с неприятелем; копье его было изломано, щит сорван, шлем упал с головы, конь, раненный в ноздри, начал метаться под ним в разные стороны.[6] Первоначально как мы видим Андрей показал себя храбрым и доблестным воином, не боясь вступать в битву и врываться в самую гущу сражения, находясь порою на волосок от смерти. Так частенько погибали смелые и безрассудные князья, на стороне которых в тот момент не было удачи. Но Андрей с молодых лет ходил в походы с отцом, да и сам затем пограбил земли Волжских Булгар. Но не суждено ему было умереть порубленным в бою.
2. Помогая отцу во всех его походах, Андрей, как можно думать, не одобрял его настойчивого желания овладеть Южной Русью. В 1156 году он бросил свой Вышгород и без отцовского позволения уехал в Суздальскую волость. Из Выштородского женского монастыря он увез с собой знаменитую икону св. Богородицы, которая впоследствии стала почитаться как величайшая русская святыня. Как гласит легенда, путь иконы на север сопровождался многими чудесами, а неподалеку от Владимира кони под иконой вдруг встали. Князь решил здесь заночевать. Ночью Божья Матерь явилась ему во сне и запретила вести икону в Ростов, как он прежде собирался (или делал вид, что собирался), а велела оставить ее во Владимире. Андрей так и поступил, на месте видения построил село, названное Боголюбовом. Позже Андрей построил там богатую каменную церковь и терем. Со временем Боголюбово сделалось его любимым местопребыванием.
Вот как описано основание Боголюбова в киевской летописи:
«Благородный князь, оставляя навсегда южные пределы, чтобы водвориться в северных, не хотел, однако, расстаться с драгоценною для него святыней в бывшем уделе Вышгорода. Там, в девичьем монастыре, находилась чудотворная икона, писанная, по священному преданию, евангелистом Лукою, которая принесена была из Царьграда одним именитым греческим гостем в дар князю Юрию Долгорукому. Неоднократные знамения прославили ее в обители инокинь и возбудили к ней особенное усердие благочестивого князя Андрея; и сам он был свидетелем чудного ее знамения, ибо, входя однажды в храм, где стояла икона, увидел лик ее, светящийся сильнее всех, и со слезами умиления пал пред ней на землю»
Оставляя Вышгород в 1155 году, благоговейно приступил он к иконе св. Богородицы и принял ее в свои руки, как бесценное сокровище, долженствовавшее осенять его на всю жизнь. Пригласил он с собой и священнослужителей для соблюдения святыни, иерея Николая и дьякона Нестора, затем тайно ночью вышел из Вышгорода с княгинею своей и всем двором, опасаясь, чтобы не удержали жители Вышгорода икону, так бессовестно и без предупреждения увезенную. «Мати Христа Бога нашего, можешь, если хочешь, быть мне помощницей и в Ростовской земле, куда направляем путь наш; и там утверди, Владычица, новопросвещенных людей твоих!» - так взывал князь к иконе увозя ее с собой. Матерь Божия вняла молитве благочестивого князя и многие показала на пути знамения от честной своей иконы, исцеляя недужных и спасая от смерти погибавших; но величайшее знамение явила она на том месте, где подобало водвориться самому благоверному князю.[5]
Уже позже он миновал Владимир на Клязьме, считавшийся тогда пригородом Суздаля, так как был он еще тогда простым городом, но до статуса столицы весьма недолго оставалось. Клир и жители Владимира с крестами встретили и провожали князя своего, который нес с собою чудотворную икону, направляясь в Суздаль вниз по берегу
Клязьмы, где тогда пролегал более удобный путь. «Но за десять поприщ от
Владимира, на том месте, где теперь обитель Боголюбская, стали внезапно кони под священным кивотом чудотворной иконы; новые сильнейшие кони впряжены были в ту же колесницу, но никакая сила не могла ее сдвинуть.
Уразумел благоверный князь тайное извещение Божие и велел совершить на том месте молебное пение пред чудотворною иконою, а сам, простершись на землю, дал обет соорудить тут церковь и благолепно ее украсить. Тут же раскинут был княжеский намет, и когда, после теплой молитвы, успокоился князь на одре своем, явилась ему в ночном видении сама пречистая Дева, стоящая под шатром с хартией в руке своей; она сказала: «Не хочу, чтобы ты нес образ мой в Ростов, поставь его во Владимире, а на сем месте воздвигни церковь каменную во имя рождества Моего и составь обитель иноков»[6].
Утром проснувшись, князь Андрей дал обет исполнить то, что сказала ему Матерь Божья и вскоре заложил каменную церковь на месте явления которое ему привиделось. Церковь эту он богато украсил дорогими иконами и стенною живописью.
Там поставил он, но пока временно, чудотворную икону, принесенную им из Вышгорода, и велел написать еще священный лик Матери Божией в том виде, каком она ему явилась на этом боголюбезном месте. В итоге место где все это чудо произошло назвали Боголюбовым, где кстати говоря вскоре обосновался князь, поставив свой княжеский терем близ обители, а сам он получил прозвище, которое прочно закрепилось за ним в истории, то есть Боголюбский. А 18 июня, в день этого явления, на память святого мученика Леонтия, стали ежегодно праздновать праздник иконы Боголюбской Божьей Матери.[3]
Киевский летописец рассказывает о сооружении Боголюбской церкви, и оказывается что князь удивил ею всех, что немудрено, сделав похожей на святилище Соломона, так как украсил ее внутри золотом, драгоценными камнями и священною утварью, осыпанной жемчугом, а так же её двери и столпы обложил золотом. Около нее поставил другую церковь, во имя святого мученика Леонтия, а над святыми вратами во имя ангела своего первозванного Апостола, и первым игуменом обители избрал священноинока Сергия. Явление Божьей Матери в Боголюбове Андрею Боголюбскому было весьма знаменательно было для всей Руси, так как оно не только решило участь самого князя, но имело влияние и на судьбу северной Руси, тем более народ был достаточно верующий и таким символами придавал большое значение.
3. Современники видели в Андрее набожного и благочестивого человека. Его часто можно было встретить в храме на молитве со слезами умиления на глазах. Нередко по ночам он входил в храм, сам зажигал свечи и долго молился перед образом. При этом он оставался человеком жестким и самовластным. Да, походы и убийства не мешали быть глубоко верующим человеком, и все таки не зря дали ему такое прозвище – Боголюбский.
Татищев так описывает внешность и характер Андрея: «Сей князь роста был не вельми великого, но широк плечами и крепок, яко лук едва кто подтянуть мог, лицом красен, волосы кудрявы, мужественен был в брани, любитель правды, храбрости его ради все князья его боялись и почитали, хотя часто и с женами и дружиной веселился, но жены и вино им не обладали. Он всегда к расправе и распорядку был готов, для того мало спал, но много книг читал, и в советах и в расправе земской с вельможи упражнялся, и детей своих прилежно тому учил, сказуя им, что честь и польза состоит в правосудии, расправе и храбрости».[5] Следует учитывать, что Андрей был сыном половецкой княжны, а это очень хорошо заметно на бюсте воссозданном выдающимся советским антропологом М.М. Герасимовым. На нем видно узкий разрез глаз и грозное лицо. Назвать красивым человеком я бы его не отважился. Татищеву в плане описания внешности вполне стоит доверять, так как свои данные брал он из летописей, которые увы до нас не до дошли. Но не стоит думать, что летописцы при дворе Боголюбского не желали ему угодить и писали только правду. Да многое из написанного правда, но вот лицо то уж точно не прекрасно. Среди хороших его качеств можно отметить миролюбие, которое он продемонстрировал как раз таки при осаде Луцка, упоминавшейся выше. Именно Андрей выступил инициатором заключения мира между отцом и князем Изяславом Мстиславичем (март 1150 года). Вскоре после этого Юрий выводит Андрея из Вышгорода и сажает сюда на княжение своего старшего брата Вячеслава. Повторяться не буду, но свою храбрость он неоднократно доказывал и летописи не раз это отмечали.[3]