Владимиро-Суздальская Русь: особенности политического и социального развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 00:20, контрольная работа

Краткое описание

Владимиро-Суздальское княжество расценивается как классичес¬кий образец русского княжества периода феодальной раздробленнос¬ти. К этому есть ряд оснований. Во-первых, оно занимало огромную территорию северо-восточных земель — от Северной Двины до Оки и от истоков Волги до впадения Оки в Волгу. Владимиро-Суздальская Русь стала со временем центром, вокруг которого объединялись рус¬ские земли, складывалось Русское централизованное государство. На территории Владимиро-Суздальского княжества образовалась Моск¬ва, ставшая со временем столицей великого государства .

Содержание

Введение ____________________________________________________________ 3
1. Природные условия Владимиро-Суздальского княжества _________________ 5
2. Общественный строй _______________________________________________ 8
3. Политический строй и право ________________________________________ 10
Заключение ________________________________________________________ 17

Прикрепленные файлы: 1 файл

Владимиро-Суздальская Русь. Особенности политического и социального развития.doc

— 132.00 Кб (Скачать документ)

Русские люди, переселившиеся с юга, размещались  на земле, которую издавна заселяли финские племена. Однако они не вытесняли древнее население края, в основном мирно уживались с ним. Дело облегчалось тем, что у финских племен не было своих городов, а славяне строили города-крепости. Всего в XII — начале ХШ в. было возведено около ста городов, ставших центрами более высокой культуры6.

Общественный строй  Ростово-Суздальской земли в основном носил черты, характерные и для других частей древней Руси. Община и здесь, несмотря на сопротивление крестьян, заметно осваивалась феодальной знатью. На захваченных у крестьян землях обосновались феодалы, светские и духовные, владения и политическое значение которых непрерывно росли.

Владимирский  летописец свидетельствует, что  в XII—XIII вв. «сильные бояре» творили «насилье», обижали «менших» и порабощали «сирот», т. е. крестьян. Об этом же «порабощении» «сирот», в начале XIII в. говорил владимирский епископ Серапион2. Ответом на это были крестьянские движения. Из случайно уцелевших в летописных сводах известий мы узнаем о восстаниях, вспыхивавших на почве обострения классовых противоречий в связи с неурожаем и голодом и направленных против зажиточных слоев населения области. Летописный рассказ под 1071 г. указывает местопребывание некоторых «лучших» людей Ростово-Суздальской земли в погостах по Волге и Шексне и на их имущество (хлеб, мед, рыбу и «скору », т. е. меха). Это — указание на местною феодальную знать, владевшую землями и промысловыми угодьями. Продолжавшееся наступление класса феодалов на крестьян наталкивалось (как и в XI в.) на новое сопротивление последних, вызывая вспышки восстаний, вроде восстания 1174 г., когда были разграблены дома посадников и тиунов.

 Структура класса феодалов во Владимиро-Суздальском княжестве мало отличалась от киевской. Однако здесь появляется новая категория мелких феодалов — так называемые дети боярские. В XII в. появляется и новый термин — «дворяне»7.

Особенно сильное сеньориальное боярство сложилось в областях старейших городов края — Ростова и Суздаля, служивших оплотом феодальной власти. Вечевые решения старейшего города (Ростова), подсказанные ростовским и суздальским боярством, были по сути дела обязательными для других городов и всего княжества.

Города играли весьма значительную роль в политической, классовой борьбе. «Младшие» города — Владимир-Залесский и Переяславль-Залесский—оказывали поддержку великокняжеской власти, выступавшей против сеньориальной боярской знати, связанной преимущественно со «старшими» городами Новые города энергично заявляли о своем существовании и начинали вызывать беспокойство старой ростово-суздальской знати.

Население посада и, вероятно, окрестные крестьяне  искали себе защиты в укреплениях своего родного города. Они выступали против произвола и постоянных распрей старинной местной знати. С другой стороны, и князья суздальские в борьбе с местным крупным сеньориальным боярством опирались не только на рядовых феодалов, но использовали и силу горожан — купечества и ремесленников.

К господствующему  классу относилось также и духовенство. Духовенство во всех русских землях было организовано по правилам Номоканона и по церковным уставам первых христианских князей — Владимира Святого и Ярослава Мудрого. Разрушив русские города и превратив Русь в подчиненное государство, монголо-татары сохранили тем не менее организацию православной церкви. Так легче было управлять покоренным народом. Привилегии церкви оформлялись ярлыками, выдаваемыми ханами. Древнейший из дошедших до нас — ярлык хана Менгу-Темира (1266 — 1267). Согласно ханским ярлыкам гарантировались неприкосновенность веры, богослужения и канонов русской церкви, подсудность духовенства и других церковных лиц церковным судам, за исключением дел о разбое и убийстве, освобождение от податей, повинностей и пошлин.

 

 

 

ГЛАВА III

ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ И ПРАВО

 

Владимиро-Суздальское  княжество представляло собой раннефеодальную монархию с сильной великокняжеской властью. Уже первый ростово-суздальский князь — Юрий Долгорукий — характеризуется как сильный монарх, сумевший покорить в 1154 г. Киев, где он посадил своего сына Андрея, бежавшего, правда, оттуда через год.

После смерти Ярослава Мудрого  Ростово-Суздальская земля досталась его сыну Всеволоду (короткое время до этого она находилась под властью Святослава Ярославича черниговского). В 1068 г. Всеволод посылал сына своего Владимира (Мономаха) «к Ростову» через землю вятичей («сквозе вятиче»). Незадолго до своей смерти (1093) Всеволод направил в Ростовскую землю своих внуков, сыновей Мономаха — Мстислава и малолетнего Юрия. Судя по письму Мономаха к Олегу, они «сидели» там в 1096 г. и «ели дедовский хлеб». В 90-х годах XI в. Ростов считался волостью сыновей Мономаха, а Муром оставался за сыном Святослава, Олегом. Сын Мономаха Изяслав без ведома отца пытался занять Муром, но был разбит Олегом и пал в битве. Олег в свою очередь обнаружил намерение захватить Ростовскую область, но был изгнан Мстиславом, выступившим из Новгорода. Мономах и отец его Всеволод владели, кроме Ростово-Суздальской земли, также Переяславлем южным и Смоленском. В свою четвертую поездку на северо-восток Владимир Мономах в 1108 г. заложил укрепление вокруг поселения, названного в его честь городом Владимиром; в окружности поселение имело около двух километров.

По смерти Мономаха Ростово-Суздальский край достался его сыну Юрию Долгорукому (умер в 1157 г.). Еще при жизни Мономаха Юрий предпринял поход на волжских болгар (1120), защищая от них северо-восточный край. Сидя в Ростовской земле, Юрий не сделался местным, областным князем в полном смысле этого слова. Он стремился на юг, к Киеву (впоследствии его стали называть «Долгая рука»). В 1134 г. Юрий взял у великого князя Ярополка Переяславль южный в обмен на Ростов и Суздаль и «прочюю» волость свою, но «не всю». Однако, потерпев неудачу на юге, он возвратился в Ростов. Столкновения Юрия с Новгородом были вызваны отчасти, желанием князя, чтобы новгородцы действовали в его интересах. Оказывая давление на новгородцев, Юрий не раз захватывал Новый торг и прекращал подвоз поволжского хлеба с «Низу». В 1149 г. Юрий начал борьбу за Киев, двинулся на великого князя Изяслава и разбил его под Переяславлем. Заняв Киев, он рассадил своих сыновей   по   южным    городам,    но    Василька   послал   в    Суздаль. Однако  уже в 1150 г.    Юрий   принужден    был   оставить Киев и вернуться   в   Суздальскую   землю.  В последующие годы  он   упорно добивался киевского стола и, наконец, в 1155 г. вновь занял Киев.

После смерти Юрия  Долгорукого  князем  Ростово-Суздальского княжества  стал его сын Андрей Юрьевич Боголюбский,  правивший  до 1174 года. Он, как и  его отец, продолжал  борьбу  с  Новгородом  и Волжской Булгарией, стремился расширить границы  своего княжества. Именно Андрей Боголюбский начал борьбу за гегемонию  ростово-суздальских князей в русских землях. Он, претендуя на титул  великого князя всех земель Руси, в 1169 году захватил Киев и учинил там полный разгром, превзойдя в этом половцев. Но,  завладев  титулом великого киевского князя, Андрей Боголюбский в  отличие  от  отца княжить в Киеве не остался, а вернулся в свое княжество. Еще при жизни отца сын Юрия — Андрей понял, что Киев утратил прежнюю роль. В темную ночь 1155 г. Андрей со своими приближенными бежал из Киева. Захватив «святыню Руси» — икону Владимирской богоматери, он поспешил в Ростово-Суздальскую землю, куда был приглашен местным боярством. Отец, пытавшийся образумить своего непокорного сына, вскоре умер. Андрей больше не вернулся в Киев8.

К половине XII в. в Ростово-Суздальской земле значительно выросло княжеское, боярское и церковное землевладение. При Юрии даже в Киеве упоминаются «суздальские» бояре. У боярина, поставленного из Киева Юрием Долгоруким на должность тысяцкого в Суздальскую землю, Георгия Симановича, были свои собственные бояре. Одновременно росли новые города; увеличивалось число ремесленников и торговцев. Город Владимир-Залесский настолько разросся, что Андрею Боголюбскому в 1158 г. пришлось возвести с юго-запада на значительном протяжении добавочный пояс укреплений.

На северо-востоке  феодалы и города нуждались в  местной сильно и княжеской власти. Андрей Боголюбский (1157—1179) не мог не учесть условий, сложившихся в Ростово-Суздальской земле, которые обеспечивали возможности роста княжеской власти именно здесь. Андрей не поехал в Киев даже после взятия города его войсками в 1169 г. Старший и самый могущественный князь утвердил свою столицу на северо-востоке — во Владимире. Он стремился упрочить свое положение на северо-востоке, чтобы добиться господства на Руси, и старался учредить во Владимире особую митрополию. Он вел успешную борьбу с местной феодальной знатью. Правители Владимиро-Суздальского княжества носили титул великих князей. Центр русской политической жизни переместился на северо-восток. В 1169 г. старший сын Андрея захватил Киев и подверг его жестокому разграблению. Попытки честолюбивого и властолюбивого  князя  подчинить  себе  Новгород, князей всех русских земель,  объединить  их  вокруг  Ростово-Суздальского княжества потерпели крах. Именно в этих действиях  князя Андрея Боголюбского проявилась идея объединения  земель,  т.е. установления государственного единства. Но она была осознана далеко не всеми князьями. Андрей Боголюбский в своем княжестве  проводил властную политику. Усиливая свою власть, он наступал на  права и привилегии боярства. Между ними и князем развернулась  нешуточная борьба. Андрей Боголюбский расправлялся с непокорными боярами, изгонял их из княжества, лишал вотчин.  В  борьбе  с  боярством он опирался на торгово-ремесленное  население  городов,  на служилых людей - дружинников. Стремясь еще больше  отделиться  от бояр и опереться на горожан, Андрей перенес столицу из  боярского Ростова в молодой торгово-ремесленный город Владимир.

Отношение Андрея к южным князьям носило необычный для южной Руси того времени характер. Мстислав Ростиславич резко упрекал Андрея за то, что тот прислал к нему с приказанием «не акы ко князю, но акы к подручнику и просту человеку». Оставаясь на северо-востоке, Андрей распоряжался Киевом как хозяин. Упомянутый поход 1169 г., взятие и разгром Киева были вызваны стремлением князя Мстислава Изяславича удержать киевский стол и посадить своего сына в Новгороде против воли Андрея. Южные князья должны были «ходить в воле» Андрея. Роман Ростиславич смоленский находился если не в зависимости, то под полным влиянием Андрея Боголюбского. Когда в 1173 г. владимирское войско шло на Киев мимо Смоленска, то Роман, по рассказу южной летописи, «нужею», т. е. неволей, отпустил с ними сына со смольнянами; по повелению Андрея пошли также князья полоцкие,туровские, пинские, городенские.

Новгородская  феодальная республика получала «от  руки» Андрея князя и даже посылала Андрею военную помощь. Избрание новгородцами князя Романа Мстиславича и последовавшее затем столкновение новгородцев с суздальской ратью из-за Заволочья, где новгородские феодалы соперничали с ростовскими, вызвали большой поход Андрея Боголюбского в 1170 г. на Новгород. Суздальское войско не смогло взять Новгород, но Андрей запер торговые пути, по которым шел в Новгород поволжский хлеб. В Новгороде начался голод, и новгородским боярам пришлось уступить и принять в князья ставленника Андрея.

Одной из основных задач политики владимирских князей была борьба с местными болгарами за волжский путь.

Во внутренних делах Ростово-Суздальской земли  Андрей действовал так, что заслужил прозвище «самовластца». Самовластное поведение Андрея проявлялось в междукняжеских отношениях и в отношениях его к местному, ростово-суздальскому боярству. Владимиро-суздальский князь вел борьбу с сильными местными боярами-феодалами, опираясь не только на своих собственных бояр и дворян, но и на горожан. Он окружил себя большим военно-служилым «двором», включавшим уроженцев из других земель.

Политика князя Андрея натолкнулась на сопротивление местной знати, которая, использовав измену верхушки княжеской «дворянской» дружины, устроила заговор во главе с Кучковичами, и князь был убит (1174). Тогда же вспыхнуло народное движение.

На короткое время полными господами положения в Ростово-Суздальской земле оказались ростовские и суздальские бояре. Съехавшись во Владимире, они, чтобы гарантировать себя от великокняжеского «самовластия», решили посадить на княжение не одного, а двух князей, остановив свой выбор на племянниках князя Андрея — Ростиславичах — Мстиславе и Ярополке,

Горожане Владимира  пытались посадить у себя брата Андрея—Михаила. Но ему пришлось покинуть пределы Владимирской земли. Ставленники ростовского и суздальского боярства вели себя во Владимирской земле, как в завоеванной стране, грабили население. Владимирцы обратились сначала с жалобой к ростовцам, но те, по вполне понятным мотивам, остались глухи. Тогда владимирцы поднялись против грабителей и пригласили князей Юрьевичей — Всеволода и Михаила. Борьба возобновилась. Ростовское и суздальское боярство пыталось снова посадить на княжение Мстислава Ростиславича, но он потерпел поражение от владимирцев и бежал в Рязань, откуда попробовал нанести Владимиру удар, но был разбит в битве на Колакше (1177). Переяславцы пошли заодно с владимирцами, и владимирцы остались победителями.

Михаил скоро  умер, и в Ростово-Суздальской  земле стал княжить Всеволод Юрьевич, по прозванию Большое Гнездо (1176—1212). Всеволод Большое Гнездо — крупнейшая политическая фигура на Руси конца XII и начала XIII в. Двадцатидвухлетний сын византийской принцессы Всеволод жестоко расправился с боярами-заговорщиками, убившими его брата. Борьба между князем и боярством закончилась в пользу князя. Власть в княжестве окончательно установилась в форме монархии.

У разбитых в феодальной войне пленных бояр были конфискованы села, кони, скот в пользу князя и его «двора»; тогда же торгово-ремесленные верхи Владимира, Переяславля, Ростова и некоторых других городов добились получения по «ряду» от великого князя льгот, охранявших их привилегии от покушений феодальной знати. За этим (в 1180 г.) последовал победоносный поход Всеволода на Рязань, союзную ростовскому и суздальскому боярству.

Информация о работе Владимиро-Суздальская Русь: особенности политического и социального развития