Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 00:20, контрольная работа
Владимиро-Суздальское княжество расценивается как классичес¬кий образец русского княжества периода феодальной раздробленнос¬ти. К этому есть ряд оснований. Во-первых, оно занимало огромную территорию северо-восточных земель — от Северной Двины до Оки и от истоков Волги до впадения Оки в Волгу. Владимиро-Суздальская Русь стала со временем центром, вокруг которого объединялись рус¬ские земли, складывалось Русское централизованное государство. На территории Владимиро-Суздальского княжества образовалась Моск¬ва, ставшая со временем столицей великого государства .
Введение ____________________________________________________________ 3
1. Природные условия Владимиро-Суздальского княжества _________________ 5
2. Общественный строй _______________________________________________ 8
3. Политический строй и право ________________________________________ 10
Заключение ________________________________________________________ 17
Владимиро-Суздальская Русь:
особенности политического и
социального развития
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Природные условия
Владимиро-Суздальского
2. Общественный строй ______________________________
3. Политический строй
и право ______________________
Заключение ______________________________
Причины возникновения феодальной раздробленности были предметом споров, как среди дореволюционных, так и среди советских и современных ученых. Дворянские и буржуазные авторы были склонны видеть главную причину дробления Руси в изменении порядка наследования княжеств. Действительно, наследственное дробление феодальных владений имело определенное значение. Однако главная причина была глубже. Она вытекала из естественного процесса развития феодальных отношений. К XII в. местные князья и их бояре почувствовали себя настолько сильными, что могли обходиться без помощи великого князя киевского в борьбе с соседями, и особенно в подавлении сопротивления эксплуатируемых крестьян, которое уже в XI в. выливается порой в крупные восстания. Вместе с тем просторы страны настолько расширились, что великий князь и при желании не всегда мог помочь своим окраинным вассалам. Трудно их было и приструнить, если они не хотели повиноваться Киеву. Разумеется, объективная возможность обособления создавалась натуральным характером раннефеодального производства, возможностью обеспечить себя всем необходимым даже в рамках маленького княжества.
Процесс выделения удельных княжеств начался еще в период расцвета Древнерусского государства. При сыновьях Владимира Мономаха дробление развернулось с особой силой, в результате чего уже скоро относительно единая Древняя Русь распалась на полтора десятка самостоятельных княжеств, границы которых в основном совпадали с границами древних племенных союзов. В дальнейшем это дробление шло все дальше и дальше1.
К причинам
феодальной раздробленности
Нужно отметить, что при всей прогрессивности феодальной раздробленности она имела один существенный отрицательный момент. Постоянные то стихавшие, то вспыхивавшие с новой силой усобицы между князьями, истощали силы русских земель, ослабляли их обороноспособность перед лицом внешней опасности.
Распад
Руси не привел, однако, к распаду
древнерусской народности, исторически
сложившейся языковой, территориальной,
экономической и культурной
В период
феодальной раздробленности в
русских землях выделились три
центра: Владимиро-Суздальское,
Галицко-Волынское княжества
и Новгородская феодальная
Ростов Великий и Суздаль — два древнейших русских города, первый из которых упоминается в летописи под 862 г., второй — под 1024 г. Эти важные северо-восточные русские центры издревле давались великими киевскими князьями в уделы своим сыновьям. Владимир Мономах основал в 1108 г. г. Владимир на Клязьме и дал его в удел семнадцатилетнему сыну Андрею. Город вошел в состав Ростово-Суздальского княжества, великокняжеский престол которого занимал старший брат Андрея — Юрий Владимирович Долгорукий. После смерти Юрия Долгорукого его сын Андрей Боголюбский (1157 — 1174) перенес столицу из Ростова во Владимир. С тех пор и берет свое начало Владимиро-Суздальское княжество.
Следует сказать,
что Владимиро-Суздальское
Северо-восточная Русь — Владимиро-Суздальская или Ростово-Суздальская земля (как она называлась сначала)—располагалась в междуречье Оки и Волги. Здесь к началу ХП в. сложилось крупное боярское землевладение. В Залесском крае имелись плодородные почвы, пригодные для земледелия. Участки плодородной земли получили название ополий (от слова «поле»). Один из городов княжества даже получил название Юрьев-Польской (т. е. находящийся в ополье).
Здесь росли старые и возникали новые города. У впадения Оки в Волгу в 1221 г. был основан Нижний Новгород — крупнейший опорный и торговый центр на востоке княжества. Дальнейшее развитие получили старые города: Ростов, Суздаль, Владимир, Ярославль. Строились и укреплялись новые города-крепости Дмитров, Юрьев-Польской, Звенигород, Переяславль-Залесский, Кострома, Москва, Галич-Костромской и др.
В Ростово-Суздальской земле исторически сложилось ядро будущего Русского централизованного государства, основой и инициатором которого была Москва.
Южные рубежи
Ростово-Суздальской земли
Ростово-Суздальское
княжество досталось младшему сыну
Ярослава Мудрого Всеволоду
Доступные для добычи
месторождения железных руд
способствовали развитию
Основным занятием населения, особенно в плодородной Ополъщине, было земледелие. Из хлебов сеяли рожь, как свидетельствует летопись, например, под 1229г.; судя по актам, вывозили в Новгород лен и хмель. Остатки льняных одежд сохранились в славянских погребениях Ростово-Суздальской земли. В курганах находят серпы. Наряду с земледелием было развито скотоводство.
В описаниях феодальных войн второй половины XII в. в северовосточном крае не раз говорится, что победители угоняли челядь и скот. Инвентарь погребений свидетельствует об овцеводстве (найдены ножницы для стрижки овец). Население занималось также рыболовством, бортничеством, бобровыми промыслами, солеварением. Охота как промысел сохранялась, вероятно, преимущественно на севере Ростово-Суздальской земли, откуда привозили пушнину, и в других лесных местах, особенно по окраинам. Наряду с городским ремеслом, производившим изделия высокого мастерства, было широко распространено ремесло сельское. В XII в. и в первых десятилетиях XIII в. во Владимире-на-Клязьме и некоторых других городах существовало многочисленное торгово-ремесленное население.
Обилие находимых в пределах Ростовского края монет и вещей восточного происхождения (VIII—XI вв.), а также западноевропейских монет (X—XI вв.) свидетельствует о торговых сношениях с Востоком по Волге и с Западом по системе рек, связывавших Ростовскую землю с Балтийским морем. Географические названия этой области показывают, что край со временем вошел в сношения с южными русскими землями. Здесь два Переяславля (Рязанский и Залесский), причем каждый из них, как и Переяславль южный, стоит на одноименных речках (Трубеж); есть здесь и города Стародуб, Звенигород, Галич, Вышгород, и речки Лыбедь (во Владимире и Рязани), Ирпень (приток Клязьмы).
После образования древнерусского государства господство киевской знати распространилось на северо-восточную землю, откуда шла дань. Во второй половине XI в. началась христианизация края, который в церковном отношении находился (с перерывами) также в зависимости от Киева.
ГЛАВА II
Дворянско-буржуазным историкам обычно представлялось, что н Ростово-Суздальской земле установился какой-то социально-политический строй, в корне отличный от Киевской земли. Ссылались при этом на особые географические условия, на этнический состав населения. Говорили, что Ростово-Суздальская земля выросла «на своем корню», отличном от земель южной Руси, что это был дикий край, не знавший порядков, знакомых югу, что колонизация края будто бы обусловила особенно демократический состав населения, и т. п.
Советская наука установила, что Ростово-Суздальская земля отнюдь не была диким краем, когда в г. Владимире-на-Клязьме летопись впервые упоминает великого князя. С развитием производительных сил там сложились отношения, в основе своей общие всем «землям» Восточно-Европейской равнины; очень рано, уже в XI в. на северо-востоке существовала местная землевладельческая знать, в половине XII и в XIII в. служилые феодалы являлись опорой возраставшей великокняжеской власти, использовавшей поддержку богатых горожан.
Летописец XI—XII вв. передает, что «перьвии насельници» на Белом озере «весь», а в Ростове «меря» принадлежали к восточнофинским племенам. Но данные археологии свидетельствуют, что в IX—X вв., в связи с успехами в общественном развитии местного славянского населения, другие жившие здесь не славянские племена — весь, меря, мурома растворялись в его массе. Кроме того, население края пополнилось славянскими переселенцами, во-первых, с северо-запада, со стороны Новгородской области — новгородскими словенами; во-вторых, с запада, преимущественно с верховьев Волги — смоленскими кривичами. Юго-западную часть территории занимали вятичи.
Информация о работе Владимиро-Суздальская Русь: особенности политического и социального развития