Великая хартия вольностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 12:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – всестороннее изучение Великой Хартии Вольностей и анализ ее содержания.
Изучая Великую хартию вольностей, следует использовать следующие методы: исторический, описательный, сравнительный.
Исходя из этого, перед нами ставятся следующие задачи: рассмотреть общетеоретические аспекты конституций, их юридические свойства и особенности; изучить исторические предпосылки создания первого конституционного акта в Англии; дать общую характеристику Великой Хартии Вольностей как первому конституционному акту Англии, в частности, выявить характерные черты, особенности, юридические свойства, структуру; проследить исторический путь Великой Хартии Вольностей.

Содержание

Введение 2-4
Глава 1. Общетеоретические аспекты конституций §1 Конституции: юридические свойства и особенности 5-8
§2 Исторические предпосылки создания первого конституционного акта в Англии 8-15
Глава 2. Общая характеристика Великой Хартии Вольностей как первого конституционного акта Англии §3 Характерные черты, особенности, юридические свойства 16-17
§4 Структура Великой Хартии Вольностей 18-25
§ 5 Исторический путь Великой Хартии Вольностей 25-27
Заключение 27-28
Научный аппарат 28-29
Список использованной литературы 29

Прикрепленные файлы: 1 файл

великая хартия вольностей.docx

— 82.23 Кб (Скачать документ)

          С начала ХШ в. в обстановке усиления произвола королевской власти и ущемления оставшихся у баронов привилегий, происходит постепенное оформление баронской коалиции, возрастает напряжённость в её отношениях с королём, расширяются её политические требования8. Не выступая против централизации в целом, бароны видели возможность охраны своих интересов в организации олигархического баронского органа, способного оттеснить короля от рычагов управления. С Великой хартии наблюдаются первые попытки баронов поставить короля под контроль группы феодальных магнатов, достигшие апогея в середине ХШ в.

 От Иоанна Безземельного Англия могла ожидать всего. Ещё при жизни своего отца (Генриха II) и брата (Ричарда Львиное Сердце) он в достаточной мере обнаружил свои душевные свойства, и восшествие на престол этого совершенно лишённого нравственного чувства, необузданного в своих страстях, коварного и жестокого человека, вызвало большую тревогу во всех слоях английского общества. И Иоанн не замедлил вполне оправдать эти опасения. Видя в своей власти исключительно источник сил и средств, необходимых ему для удовлетворения своих личных и династических интересов, и находя одинаково позволительными все способы извлечения из общества этих средств и сил, он не делал никакого различия между феодалами, церковью и народом, всех их в равной мере подвергая безграничным вымогательствам и насилиям. Это своеобразное равенство, если не перед законом, то перед беззаконием, в связи с рядом политических осложнений, внешних и внутренних, вызванных, при этом Иоанном, пробудило, наконец, между разъединёнными и нередко прямо враждебными слоями английского общества сознание солидарности и способность совместной деятельности против общего врага.

          Уже в 1201 году король мог заметить, что среди баронов развивается оппозиционное настроение. В ответ наего требование отправиться с ним в Нормандию графы и бароны собрались на совещание в Лестер и постановили заявить королю, что не пойдут с ним в поход, „пока он не вернёт им их прав”. Тогда король потребовал от них их замки и сыновей в виде заложников.

Это было время расцвета феодального  строя. Централизация ленных отношений  в Англии достигла такого уровня, которого не знал западноевропейский феодализм того времени. Королевская власть осуществляла политическое господство над значительным большинством населения. Противниками сильной королевской власти были феодальные магнаты, которые хотя и не обладали в Англии таким могуществом, как в континентальных странах, но тем не менее с успехом могли противостоять королевской власти. При Иоанне Безземельном 199-1216) борьба баронов приобрела национальный характер и получила поддержку других активных политических сил страны - дворянства и городской верхушки. В стране образовался общий антикоролевский фронт, возглавляемый баронами и высшим духовенством. Ситуация обострилась в связи с неудачной внутренней и внешней политикой.

Неудачные войны с Францией, закончившиеся  потерей Нормандии, ссора с римским  папой из-за назначения архиепископом  Кентеберийским Стефана Ленгтона, которого папа назначил самолично, отлучение от церкви и низложение Иоанна Безземельного, считавшегося вассалом папы, а затем примирение с папой с выплатой большой контрибуции (он признал себя вассалом папы и обязалсяуплачивать в папскую казну ежегодную дань в одну тысячу фунтов стерлингов) - такова внешнеполитическая канва конфликта. Всё это сопровождалось массовыми финансовыми и судебными злоупотреблениями внутри страны, что было обычным явлением и для предшествующей истории Англии. Однако при Иоанне произвольные действия королевской, власти достигли невиданного ранее размаха, и принципиально новой чертой конфликта было объединение баронов со значительными слоями всего свободного населения. О масштабах и глубине недовольства оппозиции королю свидетельствуют следующие факты. Так, часть баронов, выросших на королевской службе или состоявших в близком родстве с королём (графы Пемброк, Солсбери и др., перечисленные, в преамбуле Хартии) не примкнули к оппозиции, однако их вассалы - рыцари единодушно перешли в антикоролевский лагерь. Пытаясь отколоть рыцарство; от участия в коалиции, Иоанн в период подготовки баронского выступления несколько раз собирал представителей от графств для переговоров, однако безрезультатно. В разгар конфликта, в мае 1215г. Иоанн издал Хартию, в которой гарантировал Лондону привилегию ежегодно избирать собственного мэра, но и это не привело к распаду оппозиции (Более успешной была политика Иоанна в отношении церкви, которая вышла из конфликта после дарованной королём Хартии 1214г. с обещанием духовенству „свободы выборов”).

Объединяли оппозицию два общих  повода для недовольства. Прежде всего, это общее недовольство финансовой политикой Иоанна. В поисках средств для ведения войны, Иоанн за 17 лет своего правления облагал подданных различными видами поборов 20 раз (Генрих II за 36 лет - 17 раз). 11 раз собирались "щитовые деньги" в повышенном размере, 5 раз - телья (побор с городов и крестьян королевских доменов). Иоанн впервые ввёл налоги на движимое имущество и собирал их в определённых процентах с баронов, купцов и всех сельских жителей9. Он широко практиковал взимание произвольных и чрезмерных пошлин, штрафов, продажу прав и привилегий за огромные деньги вассалам и городам.

Другим поводом для недовольства всего свободного населения были злоупотребления королевского судебно-административного  аппарата, прежде всего на местах. Шерифы, бейлифы и другие королевские  чиновники, как правило, использовали свои огромные полномочия в целях  личного обогащения.

Говоря о широте оппозиции Иоанну в конфликте 1215 г. нельзя не отметить следующие факты. Во-первых, конфликт имел в основном внутриклассовый (феодалы) и только отчасти межклассовый и межсословный характер (примкнули горожане и верхушка свободного крестьянства). Во-вторых, оппозиция состояла из групп с объективно противоположными интересами. Все слои объединяли лишь требования ограничения указанных выше злоупотреблений. Эти требования для рыцарства и горожан были главными и окончательными. Иная позиция была у баронства. Кроме материальных требований, поддержанных всеми участниками оппозиции, баронствовыдвинуло требования, имеющие политический характер и отражавшие борьбу за политическое влияние в стране. Однако, юридическое закрепление политических претензий баронства, а тем более реализация их, немедленно должны были оттолкнуть от баронов временных союзников. Этим объясняются многие противоречия и неясности ряда положений Хартии, а также, во многом, её историческая судьба.

В таких условиях бароны вместе с  рыцарями и лондонской верхушкой  заставили Иоанна Безземельного - 15 июня 1215 г. подписать Великую хартию вольностей. Образцом для неё послужила Хартия вольностей Генриха I, однако, по своему содержанию Хартия 1215 г. богаче и шире.

 

Глава 2 Общая характеристика Великой Хартии Вольностей как первого конституционного акта Англии

§3 Характерные черты, особенности, юридические  свойства

 

 

Среди всех хартий ХП-ХШ вв. в Англии Хартия 1215г., именуемая Великой, представляет собой  наиболее обширный список не только материальных, но и отличающихся новизной политических требований, предъявленных королю. Её юридическим источником можно  считать, прежде всего, феодальный обычай, на соблюдении которого настаивают многие статьи Хартии, а также Хартию Генриха I. Основным же отправным документом для Хартии 1215г. являлись так называемые Баронские статьи - петиция баронов, датируемая предположительно 10 июня 1215г. и представляющая собой перечень „статей, о которых бароны просят и на которые король даёт согласие”. Окончательная редакция Хартии позволяет судить, что Баронские статьи подверглись значительной редакционной обработке и некоторым дополнениям, хотя основное содержание их осталось неизменным.

Оригинальный  текст Хартии 1215г. изложен на латинском  языке, без подразделения на статьи, и не имеет, чёткой системы изложения.10

Великая Хартия Вольностей представляет, прежде всего, феодальный договор, определяющий права вассалов и сюзерена. Она  в значительной степени повторяет  параграфы грамоты Генриха I, однако в ней есть и особенности, которые  мы не найдём, в три грамоте. Зарождение новых отношений (общества, где граждане подчиняются одним и тем же законам, состоящего из однородной массы  свободных людей) отразилось на составе  Хартии. Некоторые из её параграфов были вызваны желанием положить предел тому произволу и злоупотреблениям, которые опускал король, развивая государственный характер своей  власти. Эти параграфы не только не утратили своего смысла с исчезновением феодализма, но даже получили широкое применение с развитием новых государственных отношений и стали основанием нового государственного порядка.

Сама Великая  Хартия Вольностей имеет форму королевского пожалования. „Пожаловали мы, - читаем мы в конце её первой статьи, - всем свободным людям королевства нашего”. Этот как будто односторонний акт монаршей воли был внушён королю, по его словам, исключительно внутренними мотивами, мистическим путём. Не вполне, правда, согласуются с этими заявлениями слова параграфа 63 Хартии, что „принесена была присяга, как с нашей стороны, так и со стороны баронов, что всё это вышеназванное будет соблюдаться добросовестно и без злого умысла”, а содержание параграфа 61 и вовсе их опровергает, вскрывая истинное положение вещей. Тут уже идёт речь о „раздоре, произошедшем между нами и баронами нашими” и о гарантии, которую король даёт баронам, обеспечивающую им ненарушимое и вечное пользование их вольностями.

Гарантия  эта заключалась в следующем. Бароны, изберут из своей среды 25 человек и на них возложат обязанность  блюстителей „пожалованных” королём вольностей. Если король или кто-либо из его должностных лиц „нарушит какую-либо из статей этого мирного договора”, то об этом должно быть сообщено четырём из этих двадцати пяти баронов, и они обратятся к королю или к его заместителю с требованием в течение сорока дней восстановить нарушенное право. В случае неисполнения королём этого требования, все 25 баронов вместе с „общиной всей земли” постараются силой принудить к этому короля, оставляя, тем не менее, неприкосновенными личность короля, королевы и их детей. Все обязаны были принести баронам присягу, что будут вместе с ними „принуждать и теснить короля”, а25 баронов, в свою очередь, присягали, что будут добросовестно выполнять свои обязанности. Решения в комитете двадцати пяти принимались большинством голосов.

Великая Хартия Вольностей - это настоящий мирный договор между воюющими сторонами, настоящая капитуляция. Она содержит статьи, требующие выдачи королём  взятых им заложников, о роспуске наёмных  отрядов и т.д. Мы не будем заниматься этими: статьями, носившими чисто  временный характер, и прямо перейдём к основным параграфам Хартии, говорящими о правах и вольностях английского  народа и каждой из составляющих его  отдельных групп.

Материальные  требования оппозиции, которые сводились  в основном к требованиям ограничить произвол короны в области вассально-ленных и фискальных отношений и уважать  старинные феодальные обычаи в этом вопросе. Вполне естественно, что бароны как лидеры движения и представители  его на окончательных переговорах  с королём, закрепили в Хартии, прежде всего, свои материальные требования. Другие же участники оппозиции, выступившие  вместе с баронами и доверившие баронам  закрепление своих требований, несмотря на силу и решающую роль этой поддержки, получили неизмеримо меньше, а кое  в чём и понесли ущерб в  угоду крупным феодальным собственникам. При этом следует учесть, что рыцарство не имело своей программы, существенно отличной от баронской, а баронство, добиваясь ограничения произвола со стороны короля, не было заинтересовано в ограничении своих фискальных притязаний в отношении собственных держателей. Поэтому оно ограничилось несколькими весьма абстрактными обещаниями в пользу своих вассалов и, если иметь в виду рыцарство, своих классовых союзников. Горожане же вообще принадлежали к другому классу и сословию, и там, где интересы короля и баронов противоречили интересам горожан, последние были просто обмануты.11

 

 

 

 

 

§4 Структура Великой Хартии Вольностей

 

 

На первом месте Великой Хартии Вольностей находились церковь и бароны. Своим первым параграфом Хартия объявляет свободной английскую церковь и неприкосновенными её права и вольности и подтверждает изданную перед тем Иоанном хартию о свободе церковных выборов (п.1). Согласно этому документу, выборы высших и низших иерархов церкви должны были производиться свободно во всех церквях и король должен утверждать их, если только для отказа не будет основательной причины. В этом Хартия была сходна с грамотой Генриха I, которая точно так же раньше всех других уступок обеспечивала права и мир церкви. Церковь, как самая могущественная часть феодального общества, всегда стоявшая во главе недовольных, естественно, требовала освящения своих прав прежде всего.

Непосредственно следующие за этим 7 параграфов (п. п.2-8) заняты исключительно феодальными  вопросами (о релифах, которые уплачивали королю вступающие во владение своими ленами наследники его военных держателей, о принадлежащих королю правах опеки над несовершеннолетними наследниками, умерших королевских держателей, о правах их наследниц и вдов). Великая Хартия Вольностей устанавливает размер релифа (с графов и баронов - по 100 фунтов стерлингов, с рыцарей - по 100 полновесных шиллингов - п.2), что является продолжением грамоты Генриха I. Хартия требовала, чтобы сюзерен во время опеки держал в хорошем состоянии опекаемые владения, а также подтверждала наставление о вдове вассала, которая должна была получать определённую часть владения после смерти мужа (п. п.4 - 5; 7-8). {12}

Чисто феодальными  отношениями занято ещё более  двенадцати параграфов Хартии, трактующих о повинностях держателей рыцарских  ленов, о землях осуждённых преступников, которые оказались во владении короля, о правах феодальной опеки (п. п.16, 29, 32, 37, 43, 46). Всё это простое констатирование  главных пунктов феодального  права, необходимое в виду их постоянного  нарушения Иоанном Безземельным, но едва ли вносящее в них что-либо новое. Ещё хартия вольностей Генриха I формулировала эти пункты, хоть и с несколько меньшей детальностью.

Иной характер имеют п. п.12, 14 и 34. Параграф 34 постановляет, что впредь королевская курия никому не будет выдавать приказов для перенесения иска о собственности на то или иное держание из феодальной курии в королевскую, нанося тем самым ущерб свободному человеку (!). Здесь бароны пытаются остановить планомерную объединительную работу центральной власти в сфере юрисдикции, начатую Генрихом II, так решительно урезавшим своими, ассизами гражданскую юрисдикцию феодалов. Это была со стороны баронов попытка затормозить тот путь, по которому шло политическое развитие Англии с нормандского завоевания.

Информация о работе Великая хартия вольностей