Установления социального режима в Венгрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 12:33, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить предпосылки и процесс установления социализма в этой стране, определение основных факторов, предопределивших ее путь развития во второй половине 40-х годов.

Задачи, вытекающие из цели исследования, следующие:

1) показать расстановку сил на политической арене в Венгрии указанного периода;

2) изучить политику коммунистической партии, ее тактику и стратегию;

2) определить роли советского фактора в выборе Венгрией пути развития.

Содержание

Введение………………………………………………………………... 3
Глава I. Вторая мировая война и вхождение Венгрии в сферу советского влияния………..…………………………………………… 7
§1. Роль СССР в освобождении Венгрии и создании новой государственной власти………………………………………… –

§2. Программа демократического восстановления и подъема Венгрии ВКП……………………………………………………16

§3. Создание центральных органов власти Венгрии – Временного национального собрания и Временного правительства……….…………………………………………. 19

Глава II. Выбор пути (лето 1945 – лето 1947 гг.)..………..…..……. 24

§1. Компартия Венгрии и роль СССР в усилении ее влияния.. –

§2. Борьба левого блока и правых сил в 1945 – первой половине 1947 г….…………………………………………….. 30

§3. Начало «холодной войны» и борьба Запада и СССР за влияние в Венгрии……….…………………………………….. 39

Глава III. Установление социализма в Венгрии.…………………….47

§1. ВКП и борьба за власть в «год перелома» (лето 1947 – лето 1948 гг.)……………..…………………………………………… –

§2. Установление диктатуры пролетариата и венгерское общество……..……..……………………………………………53

Заключение………..…………………….…………………………….. 56

Список источников и литературы………..………………………….. 58

Примечания…………………………………………………………… 61

Прикрепленные файлы: 1 файл

Установление социализма в Венгрии.doc

— 236.50 Кб (Скачать документ)

 

Недаром Гитлер, узнав  о смерти Рузвельта, решил, что произошло  чудо и Германия спасена: он ожидал, что, как и в первую мировую, союзники рассорятся и можно будет заключить  мир на гораздо более выгодных для Германии условиях.

 

После окончания второй мировой войны имевшиеся противоречия в политике ведущих держав антигитлеровской коалиции – СССР, США, Великобритании – вспыхнули с новой силой. Главной осью конфронтации в послевоенном мире на долгое время стали отношения между двумя сверхдержавами – СССР и США. После войны в мире было только две державы, которые могли бы взять на себя роль мирового лидера – США, невиданно разбогатевшие на военных поставках по ленд-лизу, и СССР, разоренный, но имеющий огромный авторитет победителя (сразу же возросло число компартий в Европе).[43]

 

Уже с осени 1945 г. в  Москве и Вашингтоне стали раздаваться  довольно резкие высказывания в адрес  друг друга, а с 1947 г. – открытые угрозы и обвинения; разрабатывались планы, военно-политические концепции, конечной целью которых было уничтожение противника, причем США разрабатывали варианты прямого военного нападения. Спустя несколько лет бывший американский посол в Токио и заместитель государственного секретаря Дж. Грю писал: «Война с Советским Союзом в будущем  так же определена, как все, что в этом мире может быть определено».

 

Вторая мировая война  положила конец изоляционизму как  влиятельному направлению во внешней  политике США. Вскоре после окончания  войны, 19 декабря 1945 г., президент Трумэн в послании конгрессу  США заявил: «Нравится ли это нам или нет, мы все должны признать, что победа, которую мы одержали, возложила на американский народ постоянное бремя ответственности за руководство миром».

 

На протяжении 40-х годов  происходило постоянное возрастание  напряженности в отношениях Восток – Запад, в результате чего послевоенная Европа оказалась разделена на две противостоящие друг другу группировки государств с различной идеологической направленностью, на базе которых впоследствии были созданы НАТО (Североатлантический союз) в 1949 г. под эгидой США и ОВД (Организация Варшавского договора) в 1955 г. при доминирующей роли СССР.

 

В Западной Европе, оккупированной войсками Соединенных Штатов и Великобритании, стали формироваться основы социально-экономической  и политической структуры по образцу «западных демократий». Большое значение в связи с этим имело принятие администрацией США в 1947 г. «плана Маршалла», суть которого заключалась в возрождении западноевропейской экономики с помощью предоставления финансовых средств и новейших технологий из-за океана, а также в обеспечении политической стабильности и военной безопасности (создание Западного союза в 1948 г.).[44]

 

Одновременно в странах  Восточной Европы, оккупированных советскими войсками, складывалась социально-политическая система, аналогичная сталинской модели «государственного социализма».

 

После победы при поддержке  СССР так называемых народно-демократических  революций во второй половине 40-х  годов у власти в этих странах  укрепились правительства, ориентированные  на Советский Союз. Такое положение стало основой для формирования у западных границ СССР «сферы безопасности», что было закреплено в ряде двусторонних договоров Советского Союза с Польшей, Чехословакией, Венгрией, Румынией, Болгарией, Албанией и Югославией, заключенных в 1945 – 1948 гг.

 

Западными странами формирование сферы советского влияния было встречено  однозначно. 5 марта 1946 г. бывший английским премьер-министр Уинстон Черчилль (просоветски настроенный во время  войны) выступил с речью в американском городе Фултоне. Он обращался к студенческой аудитории, причем, среди слушателей находился президент США Гарри Трумэн. «От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике, произнес Черчилль свои знаменитые слова, - опустился над Европейским континентом железный занавес... Страны Восточной Европы лишены права «свободно выбирать свое будущее… Это не та Европа, ради создания которой мы боролись»,[45] - сделал вывод оратор. Таким образом, У. Черчилль откровенно заявлял уже в 1946 году, что СССР оказывал давление на выбор пути развития в странах Восточной Европы.

 

И. Сталин вскоре ответил  на нее в не менее жестком тоне. Он заявил: «Нации проливали кровь  в течение пяти лет жестокой войны  не для того, чтобы заменить господство гитлеров господством черчиллей». Советский  Союз не собирался уступать «завоеванные» земли, выпускать их из сферы своего влияния.

 

Однако в первые годы после войны западные страны пытались повлиять на выбор пути Восточной  Европой, в частности, Венгрией.

 

Западноевропейские страны, которые до этого отказывались официально признать Венгрию, после выборов 1945 года, на которых коммунисты получили всего 17%гголосов, установили с ней дипломатические отношения. Теперь они уже утверждали, что Венгрия стала «самой демократической страной в восточной Европе». Окрыленные результатами выборов, представители буржуазных кругов перешли в наступление.

 

И. Замерцев вспоминает, что «одновременно с кампанией  запугивания реакция начала усиленно распространять слухи о том, что  русские по настоянию американцев  в ближайшем будущем покинут  Венгрию».[46]

 

В условиях борьбы левых  и правых за выбор пути развития страны многое зависело от того, какой  внешнеполитический курс будет вести  правительство. Расстановка сил  в парламенте после выборов вызвала  глубокое удовлетворение в правящих кругах западноевропейских держав. Победу на выборах ПМСХ они восприняли как сигнал для активизации своих усилий по сохранению буржуазного строя в Венгрии. Правительство Великобритании решило восстановить дипломатические отношения с Венгрией и фактически прекратило выдвигать препятствия в подготовке мирного договора для Венгрии. Поддержка антикоммунистических сил в Венгрии была связана и с началом «холодной войны» между СССР и ее западными союзниками в годы второй мировой войны.

 

Весной 1946 года Министерство иностранных дел Венгрии продолжало готовить материалы к мирным переговорам. Основная цель, которую ставила перед собой специально созданная правительством комиссия для этой цели, заключалась в том, чтобы добиться пересмотра условий перемирия по территориальным, экономическим и другим вопросам. Политические представители буржуазии в венгерском правительстве, в руках которых находилось и министерство иностранных дел, надеялись добиться пересмотра этих условий при поддержке стран Западной Европы. Поэтому МИД считал первоочередной задачей открытие миссий в тех капиталистических государствах, которые выразили готовность обменяться дипломатическими представительствами с Венгрией. Причем представлять Венгрию в Вашингтоне, Лондоне и Париже стали прежние хортистские дипломаты.

 

Как отмечает М. Сабо, западные дипломаты поддерживали правых в  убеждении, что Запад поможет  им в борьбе с коммунистами: «… ни один из западных дипломатов в беседах  с ними [лидерами ПМСХ] ни словом не обмолвился о решениях Ялтинской  конференции, на которой руководители трех великих держав договорились о послевоенном устройстве Европы, и в частности о том, что Венгрия, освобожденная Советской Армией, должна стать демократическим государством (то есть попасть в зону советского влияния – прим. Н. М.). Напротив, западные дипломаты всячески подталкивали и подбадривали нас, венгров, к тому, чтобы изменить договорное статус-кво».[47]

 

Тем не менее, как известно из учебников истории, победа осталась за Советским Союзом: «Победе социалистической революции в Венгрии в огромной мере способствовало то обстоятельство, что рабочий класс во главе с коммунистами и другими левыми силами опирался на помощь Советского Союза и других стран, становившихся на путь социализма».[48]

 

Так, один из исследователей, Франц Боркенау не придавал ни малейшего значения избирательной победе ПМСХ в 1945 году – по его мнению, парламентское и правительственное большинство, полученное этой партией, было всего лишь фасадом, который обманул не только Запад, но и самих лидеров ПМСХ. Другой, Ференц Фейтэ, говоря о «дуализме власти» в Венгрии и в других странах народной демократии в первые послевоенные годы, утверждал, что наряду с борьбой партий и жаркой полемикой в парламентах существовала еще и «тайная власть», не зависевшая от исхода выборов и от общественного мнения.[49]

 

С одной стороны, нельзя все-таки настолько однозначно и  схематично подходить к борьбе левых  и правых в Венгрии: у правых была большая поддержка населения, влияние  в старне. С другой нельзя отрицать роль СССР в построении новой венгерской государственности: присутствие в Венгрии советских войск и советской администрации во многом обеспечивало левым силам возможность успешного продвижения к власти.

 

Так, именно советская  военная администрация не позволила  ПМСХ, получившей на выборах 1945 года абсолютное большинство, сформировать однопартийное правительство без коммунистов. Советская военная администрация в Венгрии и в последующем оказывала коммунистам прямую помощь в политической борьбе, в частности, арестом лидера ПМСХ Белы Ковача, вызвавшим панику в консервативном крыле партии. Ковач обвинялся в организации террора против советских войск на территории Венгрии: обвинения в адрес Б. Ковача оказались несостоятельными, но мало кто сомневался, что он был арестован и осужден для того, чтобы сломить сопротивление большинства венгерского парламента.[50]

 

М. Сабо пишет, что «нельзя  сбрасывать со счетов и тот факт, что после освобождения Венгрии  и победы над фашизмом на территории страны находились крупные соединения советских войск, и одно только их присутствие оказывало самое благотворное влияние на соотношение внутриполитических сил».[51]

 

Не удивительно, что  Конституция 1949 года в своей вступительной  части прямо заявляла: «Вооруженные силы великого Советского Союза освободили нашу страну от немецко-фашистского ига, разгромили антинародную государственную власть помещиков и крупных капиталистов, открыли перед венгерским народом путь демократического развития».[52]

 

 

Глава III. Установление социализма в Венгрии

 

 

 

§1. ВКП и борьба за власть в «год перелома» (лето 1947 – лето 1948 гг.)

 

Летом 1947 г. на политической  арене Венгрии действовали 10 партий, претендовавших на места в парламент. Шесть из них состояли в оппозиции  к правительственной коалиции, но лишь одна имела своих представителей в Национальном собрании. По предложению компартии четыре правящие партии заключили избирательное соглашение, согласно которому они обязывались воздерживаться от нападок друг на друга и вместе выступать против оппозиционных буржуазных партий.

 

К выборам 1947 г. ВКП шла как партия «мира, труда и подъема», как партия, игравшая ведущую и активную роль в восстановлении страны, в проведении земельной реформы, преодоление инфляции, разработке и принятии 3-летнего плана и в решении вопроса о досрочном возвращении домой венгерских военнопленных. Что касается других партий правительственной коалиции, то левые их деятели придерживались соглашения, а правые фактически вели предвыборную кампанию в том же духе, что и в 1945 г.

 

Возглавляемая исключенным  из ПМСХ Золтаном Пфейффером Партия венгерской независимости выступала с позиций защиты крупного капитала. Созданная в июле 1947 г. и руководимая Иштваном Балогом Независимая венгерская демократическая партия требовала неприкосновенности городской буржуазии и кулачества. Предвыборные лозунги Демократической народной партии во главе с Иштваном Баранковичем отражали ее стремление защитить «святую веру» от «посягателей». Аналогическую пропаганду вели и остальные оппозиционные партии.

 

Диаметральная противоположность  избирательных программ ряда партий, отражавшая непримиримость интересов тех или иных классов и социальных групп, представляемых этими партиями, вызвала острую предвыборную борьбу в июле – августе 1947 г.

 

На выборах 31 августа  победу одержала компартия Венгрии, получив более 1 млн. голосов (22% против 17% в 1945 г.) 3а 22 месяца ВКП увеличила число своих приверженцев почти на 40%. С этого времени фактически происходит прямое установление диктатуры пролетариата и укрепление этой диктатуры путем полного вытеснения представителей буржуазии из высших органов государственной власти.

 

Действительно, мелкобуржуазные  партии на этих выборах потерпели  явное поражение. Особенно сильно пошатнулся престиж ПМСХ: она потеряла 71% голосов. Число голосов, поданных за СДП, снизилось  на 10%, а НКП собрала на 92 тыс. голосов больше, чем в 1945 году.

 

 

Четыре партии избирательного союза – ВКП, СДП, НКП, ПМСХ – собрали  более 3 млн. голосов, или 60,9% всех принимавших  участие в выборах, и получили 271 мандат в парламент, а оппозиция  – 140 мандатов.[53] Итоги выборов в Государственное собрание свидетельствовали об укреплении левых сил. Вместе с тем почти 40% голосов, отданных партиям оппозиции, свидетельствовали о сохранении правыми силами значительного влияния в стране, что предвещало обострение борьбы за власть.

 

Интересно отметить, что  в августе 1947 года компартия, фактически уже правившая страной, имела  за собой всего лишь 23% голосов  избирателей. Необходимо согласиться  с В. Алексеевым, что «то обстоятельство, что компартия сумела взять власть в стране, имея за собой прямую поддержку менее четверти общего числа нации, даже учитывая помощь извне, само по себе свидетельствовало об искусно проведенной политической тактике».[54]

 

Победа левых сил  на выборах привела к коренным переменам в деятельности правительства и Государственного собрания. Отныне важнейшие мероприятия в политической и экономической областях осуществлялись более решительно и были целиком направлены на завершение социалистической революции в стране. по существу, народно-демократическое государство с этого времени стало выполнять функции диктатуры пролетариата. В дальнейшем, в течение так называемого года перелома, происходил процесс укрепления этой диктатуры путем полного вытеснения представителей буржуазии из высших органов государственной власти и установления решающего влияния рабочего класса в органах управления на местах.

 

Тем не менее сразу  же после выборов коммунисты и  их сторонники встретили ожесточенное сопротивление со стороны приверженцев капиталистического пути развития. Оппозиционные партии вступили в переговоры с правыми руководителями трех партий коалиции в целях образования нового политического блока и создания правительства без коммунистов. В результате 3-недельной борьбы 23 сентября было сформировано новое правительство партиями прежней коалиции, т. е. партиями ВНВН, но по существу к этому времени проводившими политику Народного фронта. Премьер-министром нового правительства остался Лайош Диньеш. В него вошли еще три члена ПМСХ, пять коммунистов, четыре социал-демократа и два представителя Национально-крестьянской партии. Это распределение постов соответствовало результатам парламентских выборов.

Информация о работе Установления социального режима в Венгрии