Укрепление и централизация Российского государства в годы царствования Ивана IV

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 07:38, контрольная работа

Краткое описание

В.Н. Татищев и Н.М. Карамзин рассматривали эту проблему в контексте восстановления в Северо-Восточной Руси самодержавия. По Карамзину, восстановлением государственности Русь обязана монархическому устройству, единственно способному одолеть центробежные тенденции эпохи уделов. В этой связи он подчеркивал влияние ордынского ига, облегчившего воссоздание монархии уничтожением «древних гражданских прав» и политикой ханов. При таком подходе вне внимания исследователей оставалась социально-экономическая тематика, роль народных масс в создании Русского государства.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………..…3
2. Политическая борьба в 30-40-х годах XVI века и начало правления
Ивана IV…………………………………………………………………….…5
3. Реформы Ивана IV Грозного. Создание сословно-представительной мо-нархии…………………………………………………………………………10
4. Основные направления внешней политики России в XVI веке. Укрепление централизованного государства…………………………………………….19
5. Заключение……………………………………………………………...……26
6. Список литературы………………………………………………………..…28

Прикрепленные файлы: 1 файл

Kontrolnaya.docx

— 90.96 Кб (Скачать документ)

 

Тема: Укрепление и централизация Российского

государства в годы царствования Ивана IV.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

  1. Введение……………………………………………………………………..…3
  2. Политическая борьба в 30-40-х годах XVI века и начало правления

 Ивана IV…………………………………………………………………….…5

  1. Реформы Ивана IV Грозного. Создание сословно-представительной монархии…………………………………………………………………………10
  2. Основные направления внешней политики России в XVI веке. Укрепление централизованного государства…………………………………………….19
  3. Заключение……………………………………………………………...……26
  4. Список литературы………………………………………………………..…28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема образования единого  Российского государства принадлежит  к ключевым в исторической науке. Различные исторические направления и школы предлагали свои подходы и пути решения этой важной темы.

В.Н. Татищев и Н.М. Карамзин рассматривали эту проблему в контексте восстановления в Северо-Восточной Руси самодержавия. По Карамзину, восстановлением государственности Русь обязана монархическому устройству, единственно способному одолеть центробежные тенденции эпохи уделов. В этой связи он подчеркивал влияние ордынского ига, облегчившего воссоздание монархии уничтожением «древних гражданских прав» и политикой ханов. При таком подходе вне внимания исследователей оставалась социально-экономическая тематика, роль народных масс в создании Русского государства.

В середине XIX в. этими проблемами занялись историки буржуазного направления. Русское государство рассматривается ими как определенный итог этнического развития народа. Стержнем их построений стала теория выделения государственного начала, которое пришло на место началу вотчинному. В итоге исходной точкой отсчета создания государства для них становилась не Древняя Русь, а Русь Московская. Само же содержание процесса сводилось к борьбе различных общественно-политических форм. Эта схема получила свое воплощение в трудах С.М. Соловьева.

В.О. Ключевский и его последователи дополнили эту схему изучением социально-экономических процессов, обратились к выяснению места «общественных классов». Русское национальное государство выросло, по мнению В.О. Ключевского, из «удельного порядка», из «вотчины» князей. Своекорыстный интерес московских правителей совпал с «народными нуждами» формирующейся великорусской народности - ее стремлением к освобождению и обретению своего независимого государства.

В современной литературе нередко  встречаются работы, скептически  относящиеся к тому, что было достигнуто советской исторической наукой. Действительно, жесткие методологические установки  сильно ограничивали творческие усилия исследователей, определяли тематику и подходы. В их трудах получили подробное освещение вопросы социально-экономического развития, феодального землевладения, что позволяет судить о предпосылках образования государства и централизации, участия различных социальных групп и слоев в образовании Русского государства, политической истории.

Для многих современников Иван Грозный  является загадочной и страшной личностью. Этот период немаловажен для нашей  истории, так как именно в эти  годы Российское государство стало  царством, равным великим империям прошлого. Оно приобрело в XVI веке широкий международный авторитет, имело мощный бюрократический и  военный аппарат, который лично  возглавлял «всея России самодержец».

Тема «Укрепление и централизация Российского государства в годы царствования Ивана IV.» актуальна. Во-первых, потому что процесс становления и развития Российского централизованного государства происходил в сложных условиях. Россия обретала свое место в мире, свое геополитическое пространство в результате кровопролитных побед и умелой политики. Данный процесс сыграл важную роль для истории государства, предопределив его дальнейшее положение, развитие и явился закономерным. Во-вторых, потому что эта тема позволяет проследить две противоположные линии поведения Иоанна Грозного, который начал свое правление как прогрессивный царь-реформатор и провел важные для государства реформы. А закончил он свое правление как абсолютный монарх с неограниченной властью, опирающийся не на советы и соборы, а на опричный террор.

Целью данной контрольной работы является рассмотрение и анализ образования и развития Российского государства XVI веке, уделив особое внимание образованию единого государства, социально-экономическому развитию России в данный период, борьбе за укрепление централизованной власти, опричнине, а также внешней политике Российского государства во время правления Ивана Грозного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Политическая борьба в 30-40-х годах XVI века и начало правления Ивана IV.

 

К концу жизни Василий III сосредоточил в своих руках  огромную власть, подавил сопротивление удельных князей, поставил бояр себе на службу, создал верный слой дворян-помещиков, обеспечил стабильность в стране. Позаботился он и о том, чтобы после его смерти ничто не угрожало трону. Он понимал, что его жена — великая княгиня Елена Глинская —
молода, неопытна в государственных делах. Поэтому Василий III поручил опеку над ней и над сыном своим ближайшим и преданным помощникам — боярам Михаилу Юрьевичу Захарьину, Михаилу Львовичу Глинскому, дяде жены, и дворецкому Шигоне. А поскольку они были людьми новыми в составе правящей верхушки, то Василий III придал им еще нескольких родовитых бояр, членов Боярской думы — в том числе двух братьев князей Шуйских. Все они дали клятву служить княгине и наследнику верой и правдой. Великой же княгине оставили почетную роль председательствовать в Боярской думе и выслушивать доклады бояр.

 Вся власть оказалась в руках опекунского Совета.  Но вскоре выяснилось, что не так уж прочен был порядок, созданный в стране Василием III. Подняли голову князья и бояре — противники централизации и сторонники удельных обычаев. Объясняется это тем, что в России еще не были выработаны прочные и глубокие традиции передачи власти, слишком велики были противоречия между отдельными слоями феодалов. К тому же не последнюю роль играли их личные амбиции и расчеты. Властная, вспыльчивая, красивая Елена Глинская никак не могла согласиться с второстепенной ролью во дворце. Выросшая в Литве, она не привыкла к той слепой покорности, которую проявляли даже высокопоставленные русские женщины. Опираясь на помощь своего фаворита, также члена Боярской думы, князя Ивана Федоровича Овчины-Телепнева-Оболенского, она начала борьбу против опекунов. 

Телепнев-Оболенский был  молодым и решительным человеком. При Василии III он являлся одним из лучших русских полководцев, заслужил боярский чин и вошел в Думу. В борьбе с опекунами он опирался на мощь Боярской думы и московскую правительственную бюрократию, влиятельных дьяков. Они не хотели подчиняться бывшим любимцам покойного великого князя, власть которых продержалась меньше года. Вскоре Михаил Глинский по приказу племянницы был арестован и брошен в тюрьму. Елена Глинская пожертвовала своим дядей и его сторонниками, выходцами из Литвы, ради укрепления собственной власти. Опекунский совет пал. Началось правление матери Ивана IV
Елены Глинской.

Но и среди победителей  не было единства. Часть их во главе  с князьями Шуйскими, представителями старинного княжеского рода, сохранившими
 свою власть в Думе, стояли за былые княжеские и боярские вольности. К тому же они ратовали за войну с Литвой. Другие же во главе с Еленой Глинской и князем Телепневым-Оболенским хотели усиления центральной власти и мирных отношений с соседями. Новое правительство, где получили большой вес сторонники центральной власти, вопреки боярским интересам предприняло ряд мер по усилению государственной власти. Во-первых, они продолжили расправу со сторонниками удельного раздробления России, и прежде всего с их главой, князем Андреем Ивановичем Старицким. Его вызвали в Москву, но он, опасаясь расправы, сказался больным. Свои же войска отправил в распоряжение московских воевод, чтобы показать Елене Глинской и ее фавориту, что он не имеет против них злого умысла. Сторонники Глинской воспользовались этой оплошностью князя Андрея. Московские полки двинулись на Старицу. Предупрежденный ночью о подходе правительственных войск Андрей бежал из Старицы на север, с дальнейшим намерением уйти в Литву. Часть старицкого дворянства поддержала его. Однако Телепнев-Оболенский послал к нему гонцов и обещал прощение за явку в Москву. Но едва Андрей появился в Москве, как тут, же был схвачен и брошен в темницу. Его сторонники в Москве и Старице были арестованы и повешены. С тех пор между Старицким домом и царской семьей возникла смертельная вражда.

      Правительство Елены Глинской несколько стеснило власть бояр-кормленщиков тем, что изъяло из их ведения суд над «лихими людьми»,
разбойниками и передало эти дела в руки судей, выбранных на местах дворянами. В Москве было предпринято строительство новых зданий, и русская столица стала чище и красивее. Новое правительство провело финансовую реформу. В стране до этого ходили старые серебряные деньги, которые порой имели местную чеканку и разный вес. Это вело к появлению поддельных денег, хотя фальшивомонетчиков жестоко преследовали. Теперь ввели новую полновесную монету, одинаковую по всей Руси — знаменитую копейку, на которой был изображен всадник, вооруженный копьем.

   Старое боярство  ненавидело Елену Глинскую и  ее людей за то, что те не  оправдали их надежд и не  дали им той власти, о которой  они мечтали после смерти Василия III. В 1538 г. Елена Глинская внезапно умерла. В Москве считали, что она была отравлена. Ее смерть вызвала ликование боярства. Они тут же расправились с любимцем великой княгини князем Телепневым-Оболенским. Теперь в их руках оставался восьмилетний Иван IV, потерявший не только отца, но и мать. То, что произошло после установления в стране власти различных боярских группировок, их влияния на юного Ивана IV, во многом объясняет последующую историю России, деятельность самого правителя.

 Захватив власть, бояре  начали раздавать своим сторонникам  земли, различные привилегии, освобождать их от налогов, предоставлять судебный иммунитет. Шло расхищение государственной казны, происходили расправы с политическими противниками. Больше всего от этого произвола и самоуправства страдали крестьяне и ремесленники. Но недовольна была и часть боярства и духовенства, которая стояла за порядок и стабильность в государстве, за укрепление центральной власти.

Все свои надежды они связывали с взрослевшим Иваном IV. Пока же он находился в полной власти бояр. Одинокий, всеми брошенный, он во время пышных официальных празднеств  занимал почетное место на великокняжеском троне, одетый в богатые одежды, сидел на торжественных пирах во главе стола и наблюдал, как всесильные бояре угодливо сгибались перед ним, славили его как правителя Русского государства. Потом наступали будни. И, мальчик — великий князь — снова оставался предоставленным самому себе. По существу, боярское самовластие убивало в душе будущего правителя все святое, веру в людей, в незыблемость высоких человеческих чувств. Это ожесточало его, заставляло скрывать свои мысли и чувства. В этих условиях Иван IV рос настороженным, недоверчивым, скрытным, пугливым, нервным. Сцены боярского своеволия, расправы с людьми, которые порой происходили на его глазах, воспитывали в нем чувство жестокости, пренебрежения к человеческой личности.

Нередко он стал разъезжать с ватагой сверстников по московским улицам и  площадям и топтать конями народ. Впервые в облике мальчика промелькнули черты будущего грозного царя. В конце 40-х гг. XVI в. к власти в Москве, на сей раз при поддержке самого  Ивана IV, вновь пришли князья Глинские — бабка царя по матери и  братья Елены Глинской. Как и прежние группировки, они тут же начали делить чины, земли, привилегии, облагать  население тяжелыми данями.

      К 1546 г. Иван IV достиг совершеннолетия. Наконец-то он освободился от опеки придворных и начал править самостоятельно. Совершеннолетие он отметил казнями и ссылками. Уже в это время в уме молодого великого князя, которого долгие годы унижали и оскорбляли, постепенно созревали идеи об исключительности его власти, ее божественном происхождении. Эти мысли он воспринял от деда и отца. Об этом же твердило и окружение, стремящееся укрепить возвышением великого князя собственное влияние. В частых беседах эту мысль внушал ему новый митрополит Макарий,  умный и высокообразованный человек, сторонник сильной централизованной власти, которая бы находилась в тесном союзе с сильной и богатой церковью. Наконец, в среде развивающегося российского дворянства также было много сторонников сильной централизованной власти. Иван IV жадно впитывал эти идеи. Все это привело к тому, что в придворных кругах при активной поддержке самого 16-летнего монарха в 1547 г. созрела мысль принятия им царского титула.

Информация о работе Укрепление и централизация Российского государства в годы царствования Ивана IV