Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 19:04, контрольная работа
Два крупнейших политических центра древних славян (киевский и новгородский) объединились под властью Киева. Образовалось Древнерусское государство.
С конца IX века до начала XI века в это государство вливаются территории славянских племён, а именно, северян, радимичей, древлян, уличей, вятичей, тиверцев.
Членовредительство.
Следующий ряд статей КП (ст.ст., 6 и 7) посвящён членовредительству. Выделяются три основных вида членовредительства: травма руки, ноги и пальца. Отнятие руки, а также лишение возможности ею пользоваться в древнерусском праве приравнивалось к смерти, поэтому за данное оскорбление назначалось наказание, приравнивавшееся к наказанию за убийство, т.е. налагался штраф в размере 40 гривен. Также в виде наказания за это преступление могла применяться кровная месть. Но в отличие от других статей, по которым предусматривалась кровная месть как вид наказания, в случае причинения увечья мстить могли близкие потерпевшего, т.к. сам он был не в состоянии.
Убийство.
Русская Правда в своих статьях чётко разграничивает правовой статус различных групп населения. Начиная со ст. более чётко выступает классовое деление общества. В законе устанавливаются штрафы за убийство княжеских слуг, за кражу и порчу княжеского имущества.
Ст.18 КП гласит: «Если убьют огнищанина за обиду, то платить за него 80 гривен убийце, а людям не надобно; а за подъездного княжего - 80 гривен». Скорее всего под словами «убийство за обиду» понимается убийство в ответ на действия жертвы. Можно предположить, что речь идёт об убийстве княжеского слуги при исполнении им своих обязанностей.
Следующей разновидностью умышленного убийства по Русской Правде было убийство в разбое. В Древней Руси оно рассматривалось как наитягчайшее преступление. В случае убийства огнищанина обязанность розыска преступника возлагалась на вервь (общину), на территории которой было совершено убийство. Если убийца не был пойман, то вервь обязана была выплатить виру в размере 80 гривен.
Довольно интересная норма изложена в ст.20 КП, посвящённой убийству огнищанина или княжеского тиунца при защите ими княжеского имущества («у клети, или у коня, или у стада, или при краже коровы»). Эта статья обязывает на месте расправиться с убийцей («убить в пса место»), что говорит об особо опасном характере данного преступления и ещё раз подтверждает факт усиленной защиты княжеских слуг.
В ряде следующих статей КП (ст.ст.21-27) перечисляются штрафы, взимаемые за убийство княжеских слуг, а также людей, находящихся в зависимости от князя. Ознакомившись с этими статьями, можно представить социальную структуру того общества, определить положение тех или иных групп населения на социальной лестнице. Разобраться в этом нам помогают перечисленные в этих статьях штрафы. Так, жизнь княжеского тиуна и старшего конюха оценивается в 80 гривен, жизнь сельского старосты, пашенного, рабы-кормилицы или её ребёнка - в 12 гривен, и ниже всех ценятся жизни рядовников, смердов и холопов - всего по 5 гривен.
Кража или порча имущества
Особой защитой пользовались не только княжеские слуги, но и его имущество. Так, ст.25 КП устанавливает размеры штрафов за похищение или истребление княжеского скота. В этой же статье упоминается и о коне смерда. Сразу же бросается в глаза различная сумма штрафа за кражу коня князя и смерда. Закон ставит княжеское имущество под большую охрану по сравнению с имуществом смерда.
Целый ряд статей КП (ст.ст., 31, 32, 35,36, 37, 39, 40) рассматривают различные случаи кражи. В Русской Правде краже отводится значительное место, достаточно подробно разработана система наказаний за неё, что говорит о широком распространении этого антиобщественного явления и в то далёкое время.
Следует заметить, что Русская Правда предусматривает более суровое наказание в случае совершения преступления группой лиц, т.е. уже известно понятие соучастия (ст.29 и ст.40 КП). Независимо от количества преступников, каждый из них должен был заплатить повышенный штраф по сравнению со штрафом, назначаемым за кражу, совершённую в одиночку.
Появляется в.ст.34 и ст.36 КП термин «продажа» - установленный законом штраф, взыскиваемый в пользу князя, т.е. идущий в казну. Помимо продажи устанавливается взыскание «за обиду» в пользу потерпевшего, которое можно сравнить с существующим в современном законодательстве возмещением причинённого вреда.
В ст.38 КП подтверждается правило, установленное обычаем - право убить вора на месте преступления. «Если убьют вора на своем дворе, или у клети, или у хлева, то тот убит, если же вора додержат до рассвета, то привести его на княжеский двор, а если его убьют, а люди видели вора связанным, то платить да него». [3] Но закон ограничивает это право, разрешая убить его только ночью и запрещая убивать связанного вора. В этом прослеживается сходство с существующим ныне понятием превышения пределов необходимой обороны. Данная статья, так же, как и ст.31, ст.32 КП (предусматривающая санкции за физическое насилие в отношении смерда, огнищанина, тиуна или мечника без княжеского разрешения), имеет своей целью укрепление княжеской юрисдикции, ограничивая самосуд.
Говоря о различных группах населения, упомянутых в Русской Правде, следует пояснить, что холоп вовсе не являлся субъектом права, т.е., будучи лично зависимым человеком, он не нёс личной ответственности за свои деяния. За совершённое им преступление должен был отвечать его хозяин. Жизнь холопа ценилась меньше жизни остальных членов общества, и размер штрафа за его увод, т.е. похищение (12 гривен по ст.27 КП), значительно превышал штраф за его убийство (5 гривен по ст.23 КП).
В Краткой редакции Русской Правды изложены основные нормы тогдашнего права, впоследствии вошедшие в Пространную Правду. Последняя редакция Пространной Правды приходится на великое княжение Владимира Мономаха (1113 -1125 г.г.) и его сына Мстислава Великого (1125 - 1132 г.г.).
В это время социально-экономическое развитие страны достигло довольно высокого уровня, но Русь уже стояла на пороге феодальной раздробленности. Пространная Правда образовалась в результате кодификации и тщательного редактирования отдельных законоположений и княжеских уставов. В её основе лежит свод законов Ярослава Мудрого - «Суд Ярославль Владимировича».
Источником Пространной редакции Русской Правды почти полностью выступает текст Краткой Правды. Законодатели, составлявшие Пространную Правду, проделали огромную работу. Кодифицировали и систематизировали предшествующие законы, дополняли и изменяли их. Это свидетельствовало о политическом и социально-экономическом развитии Древней Руси и активном воздействии государства на право.
Пространная Правда
В ст.1 ПП говорится об убийстве свободного человека. Здесь ещё сохраняется кровная месть, но круг мстителей изменяется (в числе мстителей назван сын брата вместо сына сестры по КП). В этой статье говорится о 80-гривенной вире за убийство княжеского мужа и тиуна. Эта статья содержит норму по существу не действующую, т.к. кровная месть была отменена ещё до создания Пространной Правды. Следующая статья ст.2 ПП, отменяет кровную месть.
Первый раздел (ст.ст.3 - 8 ПП) посвящён ответственности за убийство, совершённое на территории верви. В этом разделе просматривается дикая (повальная) вира. Она налагалась на всю общину, если на территории общины был обнаружен труп, а вервь либо не хотела выдавать убийцу, либо не искала его. Вира поступала в княжескую казну, а родственникам погибшего выплачивалось «головничество», равное вире. Однако общество только тогда платит за своего члена, если он ранее участвовал в вирных платежах за своих соседей. Вира выполняла полицейскую функцию. Она связывала всех членов общины.
Просматриваются мотивы преступлений. Так, ст.4 ПП упоминает убийства «на пиру явно», а ст.5 - убийство «на разбое без всякой ссоры».
«ст.4. Которая ли вервь начнеть платити дикую веру, колико леть заплатить ту виру, зане же безъ головника имь платити. Будеть ли головникъ ихъ въ верви, то зань к нимь прикладываеть, того же деля имъ помагати головнику, любо си дикую веру; но оплати имъ во обчи 40 гривень, а головничьство самому головнику; а въ 40 гривень ему заплатити ис дружины свою часть. Но оже будеть убилъ или въ сваде или в пиру явлено, то тако ему платити по верви ныне, иже ся прикладывають вирою».[4]
«ст.5. Будеть ли сталь на разбои безъ всякая свады, то за разбойника люди не платять, но выдадять и всего съ женою и с детми на потокъ и на разрабление».[5]
В первом случае подразумевается неумышленное, открыто совершённое убийство (и в состоянии опьянения). Во втором случае - разбойное, корыстное, предумышленное убийство (хотя на практике умышленно можно убить и на пиру, а неумышленно в разбое).
За такое убийство в разбое (ст.5 ПП) по закону могла назначаться высшая мера наказания - «поток и разграбление». Такое же наказание применялось и за поджог (ст. 83 ПП) и за конокрадство (ст. 35 ПП). Это наказание включало конфискацию имущества и выдачу преступника (вместе с семьёй) «головой», т.е. в рабство.
Покон вирный (ст.7 ПП) завершает список статей о взимании виры с членов верви. Указываются отчисления в пользу вирника от 80-гривенной виры. И устанавливается размер платы «за голову», т.е. родственникам убитого. «ст.7. А се покони вирнии были при Ярославе: вирнику взята 7 ведерь солоду на неделю, же овень, любо полоть, любо 2 ногате; а в середу куна же сырь, а в пятницю тако же; а курь по двою ему на день; а хлебовь 7 на неделю; а пшена 7 уборковь, а гороху 7 уборковь, а соли 7 голважень; то то вирнику со отро-комь; а кони 4, конемь на роть сути овесь; вирнику 8 гривень, а 10 кунь перекладная, а метелнику 12 векшии, а съсадная гривна. Аже будеть вира во 80 гривень; то вирнику 16 гривень и 10 кунь и 12 векши, а переди съсадная гривна, а за голову 3 гривны.»[6]
Ст.10 начинает следующий раздел (ст.ст.10 - 14), устанавливающий ставки штрафов за убийство представителей социальных групп, начиная от высокопоставленных тиунов и кончая холопом. В этом разделе вводится следующая система штрафов за убийство:
огнищанин, тиун, конюший - 80 гривен;
княжеский отрок, конюх, повар - 40 гривен;
сельский тиун, ремесленник, кормилица - 12 гривен;
раба - 6 гривен;
смерд, холоп, рядович - 5 гривен.
Следующая группа статей (ст.ст.17-22 ПП) является заключением темы, посвящённой убийству. Здесь раскрывается понятие поклёпной виры, т.е. обвинение в убийстве тогда, когда обвиняемый не пойман с поличным, или нет прямых доказательств совершения им преступного деяния.
«cт.17. Искавше ли послуха не налезуть, а истьця начнеть головою клепати, то имъ правду железо. Тако же и во всех тяжахъ, в татбе и в поклепе; оже ли не будеть лиця, то тогда дати ему железо из неволи до полугривны золота; аже ли мне то на воду, оли то до дву гривень; аже мене, то роте ему ити по свое куны. (...)»[7]
Пространная Правда знает институт ордалий, т.е. «божьего суда». В ст.ст.17 и 22 ПП упоминается об испытании железом и водой тех лиц, которые не могут найти свидетелей (послухов) для свержения поклёпа.
Послухи - это не свидетели преступления, а свидетели доброй славы обвиняемого, которые могут отвести от него обвинение.
Следующий комплекс статей (ст.ст.23-31 ПП) посвящён оскорблению действием и телесным повреждениям. Качественно новой является лишь ст. ПП, в которой говорится об отсутствии наказания за нанесение ответного удара. Содержание этой статьи можно интерпретировать как месть и как оборону (сходство с современным УК). В этом разделе мы сталкиваемся с новым видом штрафа - продажей, размер которого составлял 1, 3 или 12 гривен. Продажа поступала в казну, а потерпевший получал «урок» - денежное возмещение за причинённый ему ущерб.
Рассмотрев некоторые статьи Русской Правды, можно сделать вывод о системе наказаний, вернее о видах наказания.
Высшей мерой наказания является «поток и разграбление», которые назначались за убийство в разбое (ст.7 ПП), поджог (ст.83 ПП), конокрадство (ст.35 ПП) и включало конфискацию имущества и выдачу преступника (вместе с семьёй) «головой» - рабство.
Следующий вид наказания - «вира» - штраф (назначался только за убийство). Она была одинарной (за убийство простого свободного человека) и двойной (за убийство привилегированного человека ст. 19,22 КП, ст.3 ПП). Вира поступала в казну княжескую. Родственники потерпевшего получали «головничество», которое равно вире. Также существовала вира «дикая» или «повальная» (выполняла полицейскую функцию), которая налагалась на всю общину за простое не разбойное убийство. Община платила виру в том случае, если преступник ранее участвовал в вирных платежах за своих соседей.
Существовал ещё один вид наказаний - «полувирье» (ст.27, ст.88 ПП - 20 гривен). Применялся за нанесение увечий, тяжких телесных повреждений.
Преступления против личности, имущественные преступления наказывались штрафом - «продажей» (размер зависел от тяжести преступления). Продажа поступала в казну, а потерпевший получал «урок» - денежное возмещение за ущерб.
Смертная казнь, хотя и не прописывается в Русской Правде, но имела место. Как было сказано выше, скорее всего, это связано с тем, что смертная казнь, наверное, была как продолжение кровной мести, это, во-первых. А во-вторых, сказалось влияние христианской церкви, которая выступала против смертной казни.
Практическое (ситуационное) задание №13
Русское (Московской) государство в XVI в. являлось феодальным. В чем заключались особенности феодального землевладения в XVI в. и его правовых форм?
Ответ:
В XVI веке происходит юридическое оформление сословий (привилегий и обязанностей). Феодальная аристократия (бояре) и служилое сословие (дворяне) составляют правящий класс. Экономической базой бояр было вотчинное землевладение, а дворян - поместное землевладение. Вотчина была наследственной собственностью, а поместье давалось на срок и при условии службы. Вотчины превосходили по своим размерам поместные дачи. Понятно, почему помещики стремились интенсивно эксплуатировать землю проживающих не ней крестьян. Ведь земля дворянам давалась на срок и в ограниченном количестве. Между вотчинниками и помещиками шла борьба за рабочие руки.
В середине XVI веке происходит попытка юридически уравнять вотчину и поместье, устанавливается единый порядок государственной (военной) службы. С определённых размеров земельных угодий хозяева должны были выставлять одинаковое количество экипированных и вооружённых людей.
Информация о работе Уголовное право Древней Руси на основе Русской Правды