Уголовное право Древней Руси на основе Русской Правды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 19:04, контрольная работа

Краткое описание

Два крупнейших политических центра древних славян (киевский и новгородский) объединились под властью Киева. Образовалось Древнерусское государство.
С конца IX века до начала XI века в это государство вливаются территории славянских племён, а именно, северян, радимичей, древлян, уличей, вятичей, тиверцев.

Прикрепленные файлы: 1 файл

ИГПО ч.1.doc

— 230.53 Кб (Скачать документ)

 

 

Дайте характеристику уголовного права Древней Руси на основе Русской Правды. Опишите систему наказаний.

Ответ:

Два крупнейших политических центра древних славян (киевский и новгородский) объединились под властью Киева. Образовалось Древнерусское государство.

С конца IX века до начала XI века в это государство вливаются территории славянских племён, а именно, северян, радимичей, древлян, уличей, вятичей, тиверцев.

Древнерусское государство становится своеобразной федерацией племён, в центре которого оказывается племя полян.

Государственный строй Киевской Руси представлял собой раннефеодальную монархию, во главе которой стоял киевский великий князь. В своей деятельности он опирался на дружину и совет старейшин. Управление на местах осуществляли его наместники (в городах) и волостели (в сельской местности).

Местное управление осуществлялось доверенными людьми князя, его сыновьями и опиралось на военные гарнизоны, руководимые тысяцкими, сотниками и десятскими. Ресурсы для существования получали через систему кормлений (сборы с местного населения).

Важную государственную и политическую функцию выполняет народное собрание (вече). Для него готовится «повестка дня», подбираются кандидатуры выборных должностных лиц, действуют «старцы градские» (старейшины) в качестве организационного центра. При участии всех свободных (правоспособных) жителей города (посада) и примыкающих поселений (слобод) решались вопросы налогообложения, обороны города и организации военных походов, избирались князья (в Новгороде).

Органом местного крестьянского самоуправления оставалась территориальная община (вервь). В её компетенции были земельные переделы (перераспределение земельных наделов), полицейский надзор, налоговые, финансовые вопросы, расследование преступлений и исполнение наказаний.

Церковные организации и юрисдикция складываются на Руси после принятия христианства в качестве государственной религии. Организационными центрами были епархии, монастыри и приходы. Церковь получила право на приобретение земель, населённых деревень, на осуществление суда по специально выделенной юрисдикции (все дела в отношении «церковных людей», дела о преступлениях против нравственности, брачно - семейные вопросы).

Русская Правда.

Древнейшим источником права на Руси является обычай. И становится нормой обычного права, когда обычай санкционируется государственной властью.

Ранними письменными памятниками русского права считаются тексты договоров Руси с Византией (911г, 944г, 971г). Тексты содержат нормы византийского и русского права, относящиеся к международному, торговому, процессуальному и уголовному праву.

Также к числу древнейших источников права относятся церковные уставы князей Владимира Святославича и Ярослава Владимировича (X-XI вв.), содержащие нормы о брачно-семейных отношениях, преступлениях против церкви, нравственности и семьи.

Частная юридическая жизнь древней Руси наиболее полно и верно отразилась в древнейшем памятнике русского права - Русская Правда. В Русской Правде охвачены чуть ли не все отрасли тогдашнего права. В этом документе достаточно подробно говорится о существовавших в то время договорах: купли-продажи (людей, вещей, коней, а также самопродажи), займа (денег, вещей), кредитования (под проценты или без), личного найма (в услужение, для выполнения определённой работы); в нём чётко регулируется правовое положение отдельных групп населения (зависимые и независимые), зафиксированы основные черты частного права. Но наиболее обширным и подробнее других является раздел, посвящённый преступлению и наказанию, а также судебному процессу в Древней Руси.

До наших дней дошло более 100 списков Русской Правды. Все они распадаются на 3 основные редакции: Краткая, Пространная и Сокращённая (обозначаются в литературе соответственно как КП, ПП и СП).

Древнейшей редакцией (подготовлена не позднее 1054 года) является Краткая Правда, состоящая из Правды Ярослава (ст.1-18), Правды Ярославичей (ст.19-41), Покона вирного (ст.42), Урока мостников (ст.43). Пространная редакция возникла не ранее 1113 года и связывается с именем Владимира Мономаха. Она разделяется на Суд Ярослава (ст.1-52) и Устав Владимира Мономаха (ст.53-121). Сокращённая редакция появляется в середине XV века из переработанной Пространной редакции.

Русская Правда не могла возникнуть на пустом месте, не имея под собой основы в виде источников права. Перечислим и проанализируем эти источники.

Источниками кодификации являются нормы обычного права и княжеская судебная практика. К числу норм обычного права относятся прежде всего положения о кровной мести (ст. 1Краткой Правды) и о круговой поруке (ст. 19 Краткой Правды). Законодатель проявляет различное отношение к этим обычаям: кровную месть он стремится ограничить (сужая круг мстителей) или вовсе отменить, заменив денежным штрафом - вирой; в отличие от кровной мести круговая порука сохраняется как мера, связывающая всех членов общины ответственностью за своего члена, совершившего преступление («Дикая вира» налагалась на всю общину).

Ещё одним из источников Русской Правды был Закон Русский (нормы уголовного, наследственного, семейного, процессуального права). До сих пор не прекращаются споры о его сущности. В истории русского права нет единого мнения об этом документе. Известно, что он частично отражён в договорах Руси с греками в 911и 944 годах и в Русской Правде.

С введением на Руси христианства, под влиянием новой морали происходит замена языческих понятий о преступлении и наказании. В сфере уголовного права Древней Руси проявляется частный характер древних христианско-византийских правовых норм, основанных на римском частном праве. Наиболее ясно такая замена выражается в княжеских уставах и в Русской Правде, где любое преступление определялось не как нарушение закона или княжеской воли, а как «обида», т.е. причинение материального, физического или морального вреда какому-либо лицу или группе лиц. За эту обиду виновный должен был выплатить определённую компенсацию. Таким образом, уголовное правонарушение не отграничивалось в законе от гражданского правового.

Замена языческих понятий о преступлении и наказании новыми понятиями особенно ясно выражается в законодательстве, определяющем наказание за убийство и в постепенном преобразовании института кровной мести.

Так, например, по договору с греками 911 года каждый мог безнаказанно умертвить убийцу на месте преступления. Договор 945 года даёт право жизни убийцы родственникам убитого, независимо от степени родства. Русская Правда, в свою очередь, ограничивает круг мстителей двумя степенями ближайших родственников убитого (отец, сын, братья, племянники). «Аже оубиеть мужъ мужа, то мьстити брату брата, любо отцю, ли сыну, любо брату чадо, ли братню сынови».[1]

И, наконец, «Правда Ярославичей» совсем исключает из своего состава кровную месть, запретив убивать убийцу кому бы то ни было, дозволяя родственникам убитого пользоваться определённой денежной компенсацией со стороны убийцы. Таким образом, расширяется право государства на личность и имущество преступника.

В литературе возникает много споров о правовом основании кровной мести. Являлась ли она досудебной или послесудебной расправой? Прямого ответа на этот вопрос Русская Правда не даёт. Исторически кровная месть сложилась, как обязанность рода потерпевшего расправиться с преступником. Но процесс феодализации Древнерусского государства, увеличение роли князя и княжеского суда внесли значительные изменения в применение обычая кровной мести. Какое-то время княжеский суд сосуществует с общинным, но постепенно, благодаря усилению феодальных отношений, княжеский суд занимает ведущее положение, оттесняя суд общинный на второй план.

Таким образом, становится возможным вмешательство князя в обычай кровной мести. У убийцы появляется возможность выкупать себя при посредничестве князя (хотя он и раньше мог договориться с родственниками убитого). В это время выделяется особая категория лиц, оторванных от своей общины (купцы, изгои), а также многочисленные княжеские дружинники и слуги (гридни, ябетники, мечники, огнищане и др.), нуждавшиеся в особой княжеской защите, т.к., по различным причинам порвав с общиной, они лишились в её лице защитника. Теперь их новым защитником должен был стать князь, поэтому они были заинтересованы в укреплении княжеской власти. В свою очередь, сдерживая самосуд общины, князь вводил свою меру наказания - виру, т.е. денежный штраф в размере 40 гривен, уплачиваемый за убийство в княжескую казну.

Также Русской Правде известен институт дикой или повальной виры (в размере 80 гривен), налагаемой за убийство княжеских служащих. Например, в ст.ст. 19, 22 и 23 КП упоминается штраф в 80 гривен за убийство огнищанина, княжеского тиуна или конюха.

Несомненно, древний обычай кровной мести не устраивал ни князя, который был заинтересован в ослаблении общинных судов, мешавших централизации власти, ни христианской церкви с её новыми нормами морали и нравственности. Но из-за широкого распространения, он не мог быть ликвидирован сразу. Поэтому можно предположить, что князь даёт свою санкцию на кровную месть, закрепляя это положение в ст. Правды Ярослава. Таким образом, кровная месть в Русской Правде носит ярко выраженный переходный характер от непосредственной расправы рода к наказанию, налагаемому и исполняемому государством. Но следует заметить, что кровная месть применяется только в случае убийства свободного человека свободным человеком.

Лишь после смерти Ярослава Мудрого, «снова собравшись, сыновья его Изяслав, Святослав, Всеволод и мужи их Коснячко, Перенег, Никифор отменили кровную месть за убийство, а постановили выкупаться деньгами» (ст. 2 ПП).

Итак, частный характер древнего права наблюдался в сфере уголовного права. Преступление по Русской Правде рассматривалось как обида, причинение морального или материального ущерба лицу или группе лиц. Но ни как нарушение закона или княжеской воли.

Объектами преступления по Русской правде были личность и имущество.

Объективная сторона преступления распадалась на две стадии, а именно, покушение на преступление (наказывался человек, обнаживший меч, но не ударивший) и оконченное преступление.

Субъектами преступления были все физические лица, включая рабов. О возрастном цензе для субъектов преступления в законе не оговаривалось.

Субъективная сторона преступления включала умысел или неосторожность. Чёткого разграничения мотивов преступления и понятия виновности не существовало, но намечались.

Закон пока только намечал понятие соучастия (разбойное нападение «скопом»). Но не было разделения ролей соучастников (исполнитель, подстрекатель и т.д.).

Смягчающие обстоятельства в Русской Правде - состояние опьянения. Отягчающие - корыстный умысел. В законе прослеживается понятие рецедива.

По Русской Правде имущественные преступления включали в себя: разбой (не отличимый от грабежа), кража («татьба»: кража из закрытых помещений, кража холопа, сельскохозяйственных продуктов), уничтожение чужого имущества, угон, повреждение межевых знаков, поджог, конокрадство, злостная неуплата долга.

Закон допускал безнаказанное убийство вора (необходимая оборона). «Если вора убьют после его задержания, спустя некоторое время, когда непосредственной опасности уже не было», то это говорит о превышении пределов необходимой обороны.

Рассмотрим, как преподносит Русская правда некоторые виды преступлений.

Краткую редакцию Русской Правды можно разделить на две основные части: Правду Ярослава (ст.ст.1 -18) и Правду Ярославичей (ст.ст.19 - 43). Первая была составлена при Ярославе Мудром, вторая же - после его смерти. В Правде Ярослава рассматриваются такие преступления как побои, оскорбление, членовредительство. В Правде  Ярославичей - защите феодальной собственности и жизни княжеских людей. Кроме того, в последних статьях КП (ст.ст.42-43) определяется размер и порядок выплат княжеским служащим за исполнение ими своих служебных обязанностей.

 

Побои и оскорбление

Месть в Русской Правде упоминается не только в статьях, говорящих об убийстве. Так, например, по ст.2 КП, в случае избиения человека до крови и синяков, пострадавшему предоставляется альтернатива: либо мстить, либо взять с обидчика 3 гривны за обиду. Причём в этом случае даже не требуется свидетель. «Если же на нём не будет никакого знака, то пусть придёт видок (свидетель); если же не может, то на том конец». Таким образом, в этой статье мы впервые встречаемся с понятием видока, т.е. непосредственного свидетеля - очевидца происходящего. Кроме видока, Русская Правда знает ещё один вид свидетеля - послух, т.е. лицо, которое может ручаться в невиновности обвиняемого, защищать его доброе имя.

В отличие от ст.2 КП, ст.3КП уделяет внимание не характеру нанесённых повреждений, а рассматривает орудия, которыми наносятся побои: батог, жердь, ладонь, чаша, рог, тупая сторона острого орудия. Такой перечень говорит о том, что закон не учитывает степени опасности для здоровья потерпевшего того предмета, которым наносятся побои. Важно не причинённое телесное повреждение, а оскорбление, непосредственно нанесённое ударом. В этом случае потерпевший имеет право на немедленную месть. Если же обиженный сразу не отомстил обидчику по той или иной причине (не настиг), то последний подвергается денежному взысканию в размере 12 гривен.

Также об оскорблении гласят ст.4 КП (удар мечом, не вынутым из ножен) и ст.7 КП (вырывание бороды и усов). Обе эти статьи предусматривают наказание за преступление в размере 12 гривен.

Ст.8 КП гласит: «Ежели кто, вынув меч, не ударит, то тот положит гривну».[2] Преступление, описываемое в данной статье, можно характеризовать как покушение на преступление, либо как оконченное преступление (угроза, оскорбление). Упомянутое деяние является не оскорблением, а угрозой, т.к. в ст.3 КП даётся примерный перечень предметов, удар которыми являлся оскорбительным.

Информация о работе Уголовное право Древней Руси на основе Русской Правды