Традиционная свадебная обрядность белорусов XIX - начало XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 08:03, курсовая работа

Краткое описание

Традиционная культура белорусов XIX – начала XX века изучалась и изучается многими историками и этнологами. Академик Ефимий Карский в работе «Беларусы» исследовал этническую история белорусов. Он не только описал многочисленные обряды, присущие традиционной культуре белорусов, но также рассказывает их историю и раскрывает сакральный смысл. Большой вклад в изучение семейной обрядности и других видов белоруской народной культуры внёс кандидат филологических наук Владимир МиновичСысов

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРЕДСВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ 5
1.1 Сватовство 5
1.2 Помолвка в Беларуси 7
1.3 Девичник в Беларуси 8
1.4 Каравай 10
ГЛАВА 2. СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ 13
2.1 Подготовка невесты к венчанию 13
2.2 Проводы жениха 14
2.3 Выкуп невесты и благословение молодых 14
2.4 Венчание 16
2.5 Встреча молодых на пороге родительского дома 19
2.6 Свадебный стол 20
2.7 Первая Брачная ночь 21
ГЛАВА 3. ПОСЛЕСВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ 23
3.1Тёщин подарок 23
3.2“Перазовы” 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
ЛИТЕРАТУРА 26

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 79.54 Кб (Скачать документ)

Наш каравай удаўся харош!

У нашым караваі палтараста яец,

Ад дзевяці кароў масла,

З сямі крыніц вада,

З сямі палей пшаніца,

Каравайніцы з места,

Укралі трохі цеста,

Цеста укралі, У карманы пахавалі,

Ім на бяду прыйшло,

У карманах цеста падышло.11

Каравай месили только ладонями, а не кулаками,  чтобы молодой никогда не поднимал руку на молодую, делали его густым, сладким, а самое главное большим, чтобы хватила всем участникам веселья.

 

Соль старались не сыпать, а добавляли в тесто водку12.  Покуда каравай подходил в печке, каравайницы угощались, пели песни:

Удался, наш каравай!

Штоб нам із печі вынімаці,

Железнымі прутамі печь паламаці.13

Когда каравай готов, то доставали его из печи и пели:

Печка трасецца, трасецца,

Каравай з печы просіцца:

Вынімайце мяне з печы,

Палажыце мяне ў жыцці,

Штоб маладым харашо было жыцці.14

Вынув, каравай украшали и ставили под иконы, где он и оставался до веселья. Украшали каравай в основном фигурками, испечёнными из теста, и листьями растений. На каравай молодой посередине ставили сделанную из теста  большую шишку или гусыню, а по краям украшали фигурками маленькими цветочками, звёздочками. Так же каравай молодого по середине украшали гусаком или полумесяцем, а вокруг маленькими фигурками в виде петушков, курочек. Оба каравая украшались листьями из мяты, калины, так же ягодами вишни, брусники, рябины.

 Существовало поверье, что чем больше вырастет каравай, тем более счастливым будет  брак. Поэтому каравай готовили  таким, что он едва влезал в  печь. Особенно удачным считался  каравай, который после готовности  можно было вынуть из печи, только выломав из нее несколько  кирпичей. Каравай мог весить  около пуда (16 кг), а то и больше. Помимо основного каравая, пекли  еще и дополнительные каравайчики, которыми угощали детей и гостей во время свадьбы.15

Всё это время к  караваю обращались как к живой сущности с уважением и лаской.  Караваи выпекались по форме разные, но наиболее распространенной была трёхъярусная форма,  которая символизирует три поколения одного рода. Верхний ярус украшали фигурками из теста, и срезая, отдавали молодым. Молодые могли хранить кусок каравая всё жизнь, а могли съесть, но при этом ни с кем  нельзя было делиться.  Средний ярус являлся символом семьи жениха и невесты, и он делился  только между самыми  близкими родственниками  жениха и невесты.  Во время выпечки каравая его охраняла самая старшая каравайница, что бы его не украли.

 Согласно поверьям,  если  кто-нибудь  украдёт кусочек  каравая, у молодожёнов не будет  детей и их ждёт расставание.  Каравай выпекался только при  первом браке, если мужчина или  женщина создают вторую семью, то каравай не выпекался. Практически  во всех регионах Беларуси  каравайный обряд проходил одинаково, существовали лишь некоторые  местные отличия.

Хлеб для белорусов всегда имел важное значение, к нему всегда относились бережно и поклонялись.  Поэтому выпечка свадебного каравая была одной из сложнейших процедур, которая сопровождалась  ритуальными действиями, обрядовыми песнями и сложными словесными формулами.  Испечённый хлеб символизировал законченность одной фазы, а зерно констатировало начало другой.  Каравай – это символ семейного счастья и по этому к его выпечки подходили со собой ответственностью и настороженностью.

Каравайный ритуал – это определённый порог, переступив через который пути обратно уже не будет. Если до каравайного ритуала веселье могло и не произойти, то приготовление каравая означало неотложное веселье.

 

 

ГЛАВА 2.  СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ

Время свадьбы строго определялось церковными канонами. Свадьбу нельзя было проводить во время постов и в период так называемых «крывавых вечароў» с 7 по 21 января, когда игрались только «волчьи свадьбы». Наиболее подходящим для свадьбы  считался период после уборки хлебов и от Крещения до Масленицы во время «маладзіка» и полнолуния.

 

2.1 Подготовка невесты к венчанию

В XIX начале XX века сельская девушка начинала готовиться к свадьбе не за месяц и не за год, а с самого детства.  Девушка должна была уметь шить, ткать, вышивать. Ранним утром в  день свадьбы происходило одевание невесты в строго определённом доме.  Во-первых, дом должен был находиться на стороне дома родителей, так как невесту нельзя было переводить через улицу. Кроме того, жених со своей свитой должны были проехать мимо дома невесты. Но в большинстве деревень  Бобруйского района невесту вели одевать  в дом, который находился на той стороне, что и дом жениха, «чтобы молодые не разошлись» в этом случае выбирали дом, который находился на востоке от дома жениха.  Категорически запрещалось наряжать невесту в доме вдовы или вдовца, разведенных, или где умирали дети, или был пожар. Лучше всего было, когда в доме жила дружная, счастливая и богатая семья.

Невесту собирали ее подружки. К выбору платья невесты подходили очень внимательно. Наряд для свадьбы должен  закрывать грудь, плечи, ноги. Покупали его в среду, а туфли ― в пятницу. Нельзя было давать примерять фату или платье другим девушкам. Белое платье разрешалось надевать только девственницам. В случае, если невеста беременна, а также на второй день свадьбы, после первой брачной ночи, надевали платье красного цвета. Красный в народной традиции ― это цвет защиты от нечистой силы.

Важным атрибутом свадебных нарядов считались обереги. На одежду прикалывали булавки, прятали иконки, в обувь клали листья рябины, а ее плоды ― в карман. У невесты должна была быть освященная на Пасху соль. Девушки заплетали молодой косу, обували красивые красные сапожки, окончательно подгоняли платье, перевязывали невесту самотканым красным поясом. В последнюю очередь надевали фату (вэлюм). Фата состояла из трех частей. Одна часть фаты закрывала длинную косу. Другая часть - тонкая короткая вуаль - опускалась через лоб на глаза и лицо невесты. Поверх этой части крепили венок, который мог быть как из живых цветов, так и из искусственных. Искусственные цветы делали из ленты и бумаги и крепили на картонный обруч. Для плетения венка из живых цветов использовались мята, рута, калина, барвинок. По форме и цветовой гамме веночка можно было судить о социальном положении невесты. Обязательно в венке присутствовала рута - символ девичьей невинности. Если невеста была сиротой, то в венок вплетали зеленый листок мяты. Венок имела право надеть только та невеста, которая сохранила невинность.  Весной и осенью невеста одевала «поддзеўку»  из тонкой шерсти, а зимой шубу из овчины, окрашенную в светло-коричневый цвет.

       2.2 Проводы жениха

Одновременно в доме жениха происходило его одевание и подготовка к отъезду за невестой. Шаферы помогали молодому одеть рубашку-косоворотку с тонкого полотна, штаны тёмного цвета и повязанные поясом.16

Перед тем как отправится со своей дружиной в дом невесты, он должен получить родительское благословение.  Для этого в центре комнаты ставился стол, который застилался новой скатертью, на стол клали Хлеб-соль и зажигали свечу.  Сына благословляют  домашней иконой, а затем  «заручают»  поддержкой своих предков: для этого отец связывает руки сына рушником и трижды по солнцу обводит его вокруг стола, вслед за ними идёт мать  с иконой и свечой.17

После этого отец и мать становятся у порога дома с внутренней стороны, берут в руки свадебный ручник, заворачивают в его концы  по буханке непочатого хлеба.   Мать берёт край рушника с хлебом в левую руку, отец в правую, свободными руками они поднимают середину рушника так, чтобы образовалась арка, и просят сына пройти под ней, не затронув головой, т.е  поклонившись порогу, потому что порог символизирует умерших предков. При этом мать должна стоять слева от входа, а отец справа.  Свечу сват или крёстный отец  берут  с собой в дорогу, что бы она служила оберегом.

       2.3 Выкуп невесты  и благословение молодых

Выкуп невесты являлся одним из наиболее эмоциональных моментов свадьбы. В нем присутствовали характерные черты белорусского "кiрмаша": одной стороне нужно было побольше выторговать за необычный "товар", другой - сбить цену до минимума. Каждая из сторон могла прибегнуть к "запретным" приемам: попытаться унизить соперника, задеть за живое, уличить в скупости и прижимистости. Существовало две разновидности выкупа.

Более древним является тот вариант, когда дружина жениха выкупала невесту у её старшей сестры; позднее "торговаться" доводилось с ее родным братом.

 Приехав в дом, где была невеста, жених со своей дружиной не мог войти, потому что ему путь перегораживали столом или лавочкой за которой стояли девушки, подружки невесты, и требовали  «выкуп» за невесту. На «выкуп»  девушкам жених и его друзья давали деньги, конфеты, всякие пряности, а с напитков – наливку, настойку. Когда обе стороны оказывались удовлетворенными "сделкой", жених брал невесту за руку и вел её в родной дом. Там родня невесты уже ждала гостей. Дружина молодого рассаживалась за столом вдоль стены от улицы, а родные невесты - вдоль стены от двора. Старший сват давал команду налить по чарке и произносил тост. После непродолжительного угощения начинали готовиться к отправлению в храм.  Тогда родители невесты начинали подготовку для «благословения детей под венец» или как ещё называют этот ритуал  « отправлять молодых под венец», родители застилали посреди дома ручник, отец зажигал свечу, а мать брала в одну руку икону  и рядом на стуле ставила небольшой горшочек с освещённым зерном.  Молодые становились на ручник, трижды низко поклонившись родителям и спрашивали разрешение сначала у матери: «Разрешите, мама, под венец ехать», на это мать отвечала: «Бог разрешит!», после этого молодые трижды обращались к отцу: «Разрешите, отец, под венец ехать!», на, что тот отвечал: « Бог разрешит!».   Получивши благословение родителей, молодые трижды целовали икону и выходили во двор. В это время мать брала горшочек с зерном и обсыпала этим зерном молодых, что бы защитить их от злых сил. После чего молодые садились в разные повозки.18

Ритуал «отправление молодых под венец» в XIX – начале XX был очень важен, потому что без благословения родителей молодые не могли обвенчаться в церкви.

После благословения молодые выходят во двор и садятся в свадебную повозку жених в первую, невеста во вторую. Повозки были украшены хвоей и разноцветными ленточками. Ленты были белые (символ целомудрия и невинности) и красные (символ перехода, перерождения, нового статуса). Самым главным украшением считались колокольчики. Посередине висел большой, а по краям поменьше. Праздничный перезвон колокольчиков извещал жителей окрестных деревень об очередном праздничном событии, а кроме того, уничтожал любые чародейства и очищал путь от всякой скверни. Кортеж должен был состоять из семи повозок, так как символика семерки лежит в основе функционирования семьи и рода. Как только молодые рассаживались, отец невесты брал иконку и, держа в руках две зажженные свечи, обходил вокруг свадебного кортежа, двигаясь по ходу солнца. Следом за ним шла мать и обсыпала повозки зерном. Так они "замыкали" участников венчания в магический круг, чтобы по пути туда и обратно никто не мог навредить молодым. Родителям молодых категорически запрещалось присутствовать на венчании в храме. Тем самым они могли разрушить магический круг, который перед отправлением в храм возвели вокруг своих детей. В некоторых регионах свадебный картеж обносят с полным ведром воды, которую потом выливали под первую повозку.  Символика этого ритуала объясняется тем, что молодые переходят из статуса парень-девушка в статус муж-жена, поэтому следовало смыть следы прежней жизни.  

Существует такая  примета, если молодые по дороге  в храм встретят беременную женщину, то очень быстро в семье появятся дети,  а если встретят батюшку или ксёнза, то беды не избежать.  Но наибольшей бедой была встреча с другой молодой парой , потому что происходила драка и даже могли с одной стороны убить невесту, а с другой жениха. В деревне Таневичи Шчучинского района лежат два больших камня, как память  о таких случаях и до сих пор ходит легенда, что на этом месте были убит жених с одной свадьбы и невеста с другой19. 

        2.4 Венчание

Венчание – это традиционное церковное таинство, во время которого молодожены обещают быть верными и всегда помогать друг другу.

При совершении венчания  в православной церкви  требовалось, что бы вступающие в брак были христианами православной веры и  не были родственниками.   Самым лучшим днём для венчания было воскресение. Венчание не осуществлялось в субботу, во вторник и четверг,  на святках (от 7 января на днях перед  Крещенским сочельником), в пасхальную неделю.

Войдя в храм, жених становился по правую сторону, невеста-по левую. Точно так же становились и свидетели молодых: свидетель со стороны жениха – рядом с ним, свидетельница со стороны невесты- слева от неё. В мифопоэтичеcкой модели мирa белоруcов верх являетcя мужcким нaчaлом, низ - женcким. Соответcтвенно рaзделенa и горизонтaльнaя оcь проcтрaнcтвa: прaвaя cторонa - зонa неcущaя мужcкое нaчaло, левaя - женcкое.

Кольца которыми  обручались молодые, во время литургии находятся по правой стороне святого престола вблизи друг друга. 

Диакон, следуя за священником, выносит их на специальном подносе. Священник трижды благословляет молодых и вручает им  свечи.  После этого священник трижды произносит: «Обручается раб божий (имя) рабе Божией (имя), творит над головой жениха крёстное знамение и надевает на четвёртый (безымянный) палец правой руки. А одевали именно на безымянный палец, потому что согласно анатомии человеческого тела: один из тончайших нервов этого пальца непосредственно соприкасается с сердцем – согласно представлениям того времени.  Затем берет другое кольцо и произносит, знаменуя крестом голову невесты, трижды: « Обручается раба Божия (имя) рабу Божиему (имя)» и надевает кольцо на четвёртый (безымянный) палец правой  руки.  После этого священник трижды будет менять кольца на руках жениха и невесты.20

Венчая жениха, священник произносит: «Венчается раб Божий ( имя) рабе Божией (имя) во имя Отца и Сына и Святого Духа».  Он берёт венец, знаменует им крестообразно жениха и даёт ему целовать образ Спасителя, прикреплённый к передней части венца. Благословив таким образом невесту   и дав ей приложится к образу Пресвятой Богородицы, украшающему её венец, священник венчает её, произносит при этом слова: « Венчается раба Божия (имя) рабу Божию (имя) во имя Отца и Сына и Святого Духа».   Венцы могут быть как одеты на голову новобрачным или их могут держать шафер и шаферка над их головами, стоя у них за спиной. Затем приносится чаша с вином, над которой священник читает молитву, осеняя её крёстным  знаменем и даёт её жениху и невесте. Новобрачные по переменно (сначала жених, затем невеста) в три приёма выпивают вино.  Общая чаша – это общая судьба, с общими радостями, скорбями и утешениями.   Далее священник соединяет правую руку мужа с правой жены, покрывает соединенные руки ручником, поверх её – своей рукой и трижды обводит новобрачных вокруг аналоя.  По окончанию торжественного шествия священник снимает венцы с супругов и приветствует  их торжественными словами и благословляет на долгую супружескую жизнь. После этого новобрачных подводят  к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста образ Божией Матери.  По окончанию венчания венчальные свечи и ручник на котором стояли молодые, должны были храниться как залог счастливого супружества. Венчальные свечи заворачивались в платки, через которые держали свечи молодые, связывались красной нитью и ложились за божницу. Разрешалось зажигать свечи только в сложных жизненных  ситуациях: при трудных родах, болезни детей, во время агонии умирающего мужа или жены. 

Обряд венчания является одним из семи обрядов таинства  - этим обрядом церковь признаёт союз двух людей, в котором мужчина и женщина  становятся мужем и женой  и принимают  на себя обязанность жить вместе всю свою оставшуюся жизнь  неразрывно, с целью рождения и воспитания детей, взаимной помощи как в религиозно-нравственном отношении, так и в житейских нуждах.

Информация о работе Традиционная свадебная обрядность белорусов XIX - начало XX века