Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 20:59, курсовая работа
Представленная курсовая работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы.
В первой главе за наименованием «Основные этапы развития суда в СССР» рассматриваются качественно определенные периоды развития советских судов. Во второй главе, которая носит название «Виды судов в СССР» будет рассмотрена структура советской судебной системы, виды судов и их общая характеристика. В третьей главе за наименованием «Развитие процесса в СССР» будут выделены и рассмотрены основные этапы развития советского процессуального права. В четвертой главе «Виды процессов в СССР» будет дана характеристика гражданскому и уголовному процессам Советского Союза.
§ 2.3. Военные трибуналы СССР:
Задачи, устройство и компетенцию определяло Положение о военных трибуналах, утверждённым 1958 г.
Организация Вооружённых Сил СССР имела свои особенности. В армии и на флоте уставы, наставления, инструкции и приказы подробно регламентируют все стороны жизни, быта и службы военнослужащего, поведение при исполнении воинских обязанностей и при нахождении вне службы. Такая подробная регламентация имелась только в Вооружённых Силах. Воинская дисциплина обязывала каждого военнослужащего строго соблюдать законы и точно выполнять требования военной присяги, воинских уставов, приказы и приказания начальников.
Поэтому перед военными трибуналами, наряду с общими для судов задачами, стояла задача по укреплению воинской дисциплины.21
Деятельность военных трибуналов протекала в тесном взаимодействии с командованием и политическими органами армии и флота.
В армии и на флоте в соответствии с воинскими уставами вся полнота власти принадлежала командиру, несущему ответственность за состояние данного подразделения, части или соединения, за их боеспособность, боевую и политическую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину личного состава.
Военное командование, отвечавшее за состояние вверенных ему войск, прежде всего было заинтересовано в борьбе с нарушениями воинской дисциплины, в искоренении преступлений среди военнослужащих. Оно располагало рядом прав, непосредственно связанных с уголовным судопроизводством.
Командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений являлись органами дознания.22
В соответствии с законом рассмотрение и разрешение конкретных уголовных дел военными трибуналами должно было протекать в условиях, исключающих вмешательство военного командования, политорганов, а также каких-либо других органов или должностных лиц.
Военные трибуналы, рассматривая конкретные уголовные дела, выясняли причины и условия, способствовавшие совершению того или иного преступления, и ставили о них в известность командование и политорганы, вносили конкретные предложения, направленные на устранение установленных на судебном процессе недочётов в жизни воинских частей.
Кроме того, каждый председатель военного трибунала изучал и обобщал судебную практику по отдельным воинским частям, соединениям и о результатах информировал командование и политорганы. Такая информация, а также предложения, вносимые председателями военных трибуналов, использовались в проводимых командованием и политорганами мероприятиях по предупреждению правонарушений, по укреплению воинской дисциплины.
Военные трибуналы армий, флотилий, воинских соединений и гарнизонов являлись низовым звеном в системе военных трибуналов и действовали только как суды первой инстанции.
Вышестоящие военные трибуналы - вида Вооружённых Сил, военного округа, группы войск, флота - помимо рассмотрения отнесённых к их ведению дел по первой инстанции являлись судами второй инстанции, а также пользовались правом рассматривать дела по протестам в порядке судебного надзора.
В соответствии со своей компетенцией Военная коллегия Верховного Суда СССР рассматривала дела как по первой инстанции, так и в кассационном и надзорном порядке.
Каждый военный трибунал состоял из председателя военного трибунала, его заместителя и членов.23
Непосредственное руководство трибуналами соединений и гарнизонов осуществляли председатели военных трибуналов видов Вооружённых Сил, округов, групп войск, флотов, которые организовывали проверку деятельности нижестоящих военных трибуналов, руководили изучением судебной практики и ведением судебной статистики, давали указания по организационной работе.
§ 2.5. Верховный Суд СССР:
Верховный Суд СССР был введён в соответствии с положением первой советской конституции 1924 г.
С введением Верховного Суда фактически завершилось формирование новой советской судебной системы.24
Верховный Суд осуществлял надзор за деятельностью судебных органов Союза ССР, а также судебных органов союзных республик в пределах, установленных Положением о Верховном Суде СССР.
В соответствии с Положением Верховный Суд был наделен правом проверять решения, постановления и приговоры судов союзных республик по делам, рассмотренным Верховными судами этих республик.
Причём проверка законности и обоснованности решений, приговоров и постановлений Верховных судов союзных республик могло иметь место только в том случае, если эти приговоры, решения и постановления противоречили общесоюзному законодательству или нарушали интересы других союзных республик.
Верховный Суд СССР был не вправе истребовать дело из любого суда республики и принять его к своему производству, минуя Верховный суд союзной республики.
Деятельность Верховного Суда СССР, как высшего судебного органа Советского государства, имело исключительно большое значение для установления единообразия в применении всеми судами законов при рассмотрении гражданских и уголовных дел.
Верховный Суд СССР действовал в составе:
2) Судебной коллегии по уголовным делам;
3) Военной коллегии;
4) Пленума Верховного Суда СССР.
Судебная коллегия по гражданским делам и Судебная коллегия по уголовным делам рассматривали в качестве суда первой инстанции соответственно гражданские и уголовные дела исключительной важности, отнесённые законом к их ведению.25
В порядке судебного надзора протесты Председателя Верховного Суда СССР, Генерального Прокурора СССР и их заместителей на решения и приговоры Верховных судов союзных республик по гражданским и уголовным делам в случае противоречия этих решений и приговоров общесоюзному законодательству или нарушения интересов других союзных республик.
Военная коллегия Верховного Суда рассматривала в качестве суда первой инстанции уголовные дела исключительной важности, дела о преступлениях военнослужащих, имеющих воинское звание генерал (адмирал), а также военнослужащих, занимающих должность командира соединения и выше, и им равных;
Военная коллегия также рассматривала кассационные и частные жалобы и протесты на приговоры, решения и определения военных трибуналов видов Вооружённых Сил, округов, групп войск, флотов и отдельных армий в случаях, предусмотренных законом.26
Пленум Верховного Суда СССР разрешал споры между судебными органами союзных республик. Он утверждал также составы судебных коллегий Верховного Суда СССР - председателей коллегии и их членов, заслуживал доклады Председателя Верховного Суда СССР и его заместителей по вопросам организации работы Верховного Суда СССР и отдельным вопросам судебной практики, а также отчёты председателей судебных коллегий Верховного Суда СССР.
Таким образом, Верховному Суду СССР принадлежала исключительно важная роль в советской судебной системе. Он обеспечивал единство системы советских судебных органов, осуществлял верховный контроль за деятельностью нижестоящих инстанций судебной власти.
Глава III. Развитие процесса в СССР.
§ 3.1. Начальный этап развития гражданского и уголовного процесса в СССР (1917-1922 гг.):
Страна переходила от чрезвычайных условий гражданской войны и иностранной военной интервенции к мирным условиям. Право должно было способствовать восстановлению разрушенного войнами хозяйства, гарантии сохранности союза рабочего класса и крестьянства, укреплению Советского государства и законности.
Вместо этого было начато «отступление» с возрождением буржуазии, новым социальным расслоением. В ряде мест возникают «красные банды», вступавшие в борьбу с Советской властью.
Работа над Уголовно-процессуальным и Гражданско-процессуальным кодексами РСФСР велась в Наркомате юстиции. За необычайно короткий срок была поведена кодификация. Даты введения в действие основных кодексов:
Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР вступил в силу 25 мая 1922 года, Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР - 1 сентября 1923 года.27
Суд обязан исследовать все доказательства следствия - не только в поддержку обвинительной стороны, но и обстоятельства, смягчающие вину подследственного. Суд выносил приговор простым большинством голосов. Судья или судебный заседатель мог иметь особое мнение, которое оформлялось письменно, приобщалось к приговору, но оглашению не подлежало. Апелляционный порядок обжалования приговоров отменялся и заменялся кассационным.
За период с конца 20-х гг., до начала 40-х гг. к различным видам уголовной ответственности только по РСФСР было привлечено свыше 30 млн. чел. (1/4 часть населения).28
В октябре 1922 г. были приняты Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик.
Гражданский процессуальный кодекс РСФСР был принят ВЦИК 10 июля 1923 г. и вступил в действие с 1 сентября этого же года. ГПК состоял из пяти частей, 36 глав и 316 статей.
Таким образом, ГПК РСФСР последовательно регламентировал все стадии гражданского процесса: от возбуждения дела до исполнения решения, определял права и обязанности всех лиц, участвующих в этом процессе, применительно к каждой стадии движения дел в суде и особенностям судопроизводства по отдельным категориям дел.
ГПК РСФСР закреплял ряд действенных гарантий объективного и всестороннего рассмотрения гражданских дел судами.
§ 3.2. Гражданский и уголовный процесс в 20-30-х гг. XX века:
До середины 30-х гг. и по этим делам, в принципе, соблюдается закон, к тому же в основном общий для всех родов преступлений. Иначе начинают действовать карательные органы с 1934 г.
ЦИК СССР установил,
что по делам о
Совершенно очевидно - все эти меры резко сокращали процессуальные гарантии для обвиняемых и подсудимых, что расширяло возможность вынесения необоснованных приговоров, которые нельзя уже было исправить.
В сентябре 1937 г. подобные меры были распространены и на дела о вредительстве и диверсиях. Правда, с некоторым смягчением. Новое постановление ЦИК СССР допустило все-таки ходатайство о помиловании, но при отклонении его приговор приводился в исполнение немедленно.
Жесткие условия, в которые ставились следователи, часто приводили к тому, что они старались добиться признания обвиняемого в совершении преступления любой ценой, полагая в то же время признание царицей доказательств. Даже столь не щепетильный юрист, как А.Я. Вышинский, в 1937 г., выступая на февральско-мартовском Пленуме ЦК ВКП(б), заявил о недопустимости такого подхода к следствию. Он отметил, что основной недостаток в работе следователей НКВД и прокуратуры - стремление "построить следствие на собственном признании обвиняемого".
При всей жесткости названных законов главная беда была, однако, не в них. Куда хуже было применение репрессий вообще без суда - уже упоминавшимся особым совещанием, а также "тройками" и "двойками". В этих органах отсутствовали всякие процессуальные гарантии.30
ГПК предоставил широкие полномочия прокурору в гражданском процессе. В частности, он мог по своей инициативе начать дело или вступить в него с любой стадии процесса, если полагал, что подобные действия являются необходимыми для охраны интересов государства или защиты прав трудящихся. Участвуя в процессе, прокурор давал свое заключение по делу, а в случаях нарушения закона или вынесения незаконного, необоснованного решения должен был внести протест на такое решение в вышестоящую судебную инстанцию.
§ 3.3. Гражданский и уголовный процесс в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.):
Война потребовала внесения изменений в уголовно-процессуальное законодательство. Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г., установило новый порядок рассмотрения дел этими трибуналами.
Приговоры военных трибуналов кассационному обжалованию не подлежали и могли быть отменены или изменены лишь в порядке надзора. При этом повышенное внимание уделялось проверке дел в отношении приговоренных к высшей мере наказания.
Приговор о расстреле приводился в исполнение, если от председателя Военной коллегии Верховного Суда или соответствующего прокурора в течение 72 часов не поступало телеграфного уведомления о приостановлении исполнения приговора.
Существовали и некоторые другие особенности судопроизводства по уголовным делам в годы войны.
Так, по отдельным категориям дел, связанным с нарушением законодательства о трудовой мобилизации, о самовольном уходе с предприятий, предварительное следствие не производилось.
Были сокращены сроки
расследования по фактам