Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 23:47, курсовая работа
Цель данной работы рассмотреть советско-американские отношения с 1917 по 1933 гг., где предметом исследования являются взаимоотношения между США и Советской Россией/СССР, а предметом каждое из государств по отдельности.
Введение 3
Глава I. Отношения СССР и США в 1917-1918 гг. 6
1.1. Проблемы войны и мира в отношениях СССР и США в 1917-1918 гг. 6
1.2. Участие США в интервенции в Советскую Россию 7
1.3. Политика непризнания Советского правительства и ее официальное оформление в 1920 г. 11
Глава II. СССР на пути к признанию 1923-1932 гг. 13
2.1. Конференция в Генуе в 1922 г. и изменение курса США по отношению к СССР 13
2.2. Советский план развития экономических отношений с США и его судьба 16
Глава III. Установление дипломатических отношений между СССР и США в 1933 г. 20
3.1. Причины установления дипломатических отношений между СССР и США 20
3.2. Обострение международной обстановки в начале 1930-х годов 24
3.3. Результаты встречи в Вашингтоне в ноябре 1933 г. 27
Заключение 31
Список литературы и источников
Вопреки достигнутой на переговорах договоренности, согласованный проект мирных предложений так и не был официально направлен советскому правительству странами Антанты. Правившие круги этих стран посчитали, что начавшееся наступление войск Колчака приведет к свержению советской власти и решили не начинать с Советской Россией переговоров о перемирии. Миссия Буллита была фактически дезавуирована, Вильсон запретил публиковать привезенный Буллитом в Париж проект соглашения, а Ллойд Джордж, выступая 16 апреля 1919 года в парламенте, отрекся от своего участия в организации переговоров с советским правительством.
Спустя два года США были вынуждены вывести свои интервенционистские войска. Но американская политика бойкота и непризнания сохранилась.
Несмотря на антисоветскую позицию вашингтонского правительства, в конце 1920 – начале 1921 г. в США развернулась довольно острая дискуссия по вопросу развития торговли и признания Советской России, которая захватила и конгресс1. Сенаторы У.Бора, Дж.Франс, Р.Лафоллет, Д.Норрис и другие выступали в первую очередь за нормализацию советско-американских торговых отношений. Отражением таких настроений было предложение американского промышленника и банкира В.Вандерлипа от имени синдиката, объединявшего 12 капиталистов тихоокеанского побережья США, подписать концессионный договор с Советским правительством на эксплуатацию природных богатств Приморья и Камчатки. В.И.Ленин отмечал в связи с этим, что «в Америке растут голоса за вступление в соглашение с Россией»2.
Тенденция к налаживанию торговых и экономических связей между двумя государствами не возобладала в политике США. Официальные круги страны продолжали держаться курса на непризнание. Повторяя аргументы белогвардейского «посла» Бахметьева, госдепартамент заявлял, что России нечем торговать, она обладает нулевой покупательной способностью, разорена, является «гигантским экономическим вакуумом» и никакое восстановление не предвидится, пока существует советский строй. Определенные политические круги США считали, что нэп открывает возможность содействовать свержению советской власти. Отсюда возникли попытки помощи крондштадскому мятежу, оживление идеи созыва Учредительного собрания1.
Очень интересно посмотреть на позицию США по «русскому вопросу» на Версальской и Вашингтонской конференциях. Известно, что Советская Россия не была приглашена ни на одну из конференций. Если говорит о позиции США по «русскому вопросу», то они действительно хорошо сработали, потому что Советская Россия так и не сумела добиться своих требований, и впоследствии на ряду с Германией стала одним из разрушителей Версальско-Вашингтонская система международных отношений. Вашингтонская конференция, проходившая с 12 ноября 1921 года по 6 февраля 1922 года в конгресс-холле Constitution Hall, в Вашингтоне, расставила все точки над «Ы» в вопросах о разделе сфер влияния государств и разделе мира, а США сумели закрепить за собой мировое лидерство.
Генуэзская конференция - международная конференция по экономическим и финансовым вопросам, первая широкая дипломатическая встреча Советской России со странами западного мира. Проходила в Генуе (Италия) 10 апреля - 19 мая 1922 при участии представителей 29 государств (в т. ч. Великобритании, Германии, Италии, Франции, Японии). Решение о созыве Генуэзской конференции - изыскание мер "к экономическому восстановлению Центральной и Восточной Европы". Однако главным вопросом был по существу вопрос об отношениях между Советским государством и западным миром после провала попыток свержения Советской власти путём военной интервенции. Советское правительство, не получивший приглашения на конференцию, заявило 19 июля и 2 ноября 1921 года протест против устранения её от участия в вопросах конференции, а уже 8 декабря 1921 года и вовсе направило протест против обсуждения на ней вопроса о Китайско-восточной железной дороге. В декабре 1921 года в Вашингтон прибыла делегация Дальневосточной республики, но она не была допущена на конференцию, так как действовала по сценарию, разработанному в Москве, т.е. ДВР пыталась провести в жизнь политику Советской России.
На первом пленарном заседании Генуэзской конференции, которое проходило 10 апреля, советская делегация поставила вопрос о всеобщем сокращении вооружений. Однако как вопрос о сокращении вооружений, так и вопросы урегулирования взаимных финансово-экономических претензий не были разрешены на конференции. В ходе Генуэзской конференции советской дипломатии, использовавшей противоречия в лагере западных держав, удалось прорвать единый фронт государств, пытавшихся добиться дипломатической изоляции Советского государства, и заключить с Германией Раппальский договор 1922 года6.
Конференция была посвящена экономическому возрождению Европы. Она взялась за кусок этого вопроса, за вопрос хозяйственного сближения Советской России, за вопрос о хозяйственном возрождении громадной страны, которая перед войной поглощала с каждым годом все больше товаров и которая являлась все растущим источником сырья. Союзники явились на конференцию с так называемым предварительным отчетом экспертов, которые собрались в конце марта в Лондоне для разработки предложений, долженствующих способствовать компромиссу между Советской Россией и капиталистическими державами.
Экономическое возрождение России должно было начаться с признания долгов, возмещений за все причиненные иностранному капиталу революцией убытки. Россия не только должна была обязаться уплачивать старые долги, она должна была восстановить иностранных капиталистов в их старой собственности.
Восстанавливая иностранных капиталистов в их имуществе, накладывая на Советскую Россию обязательство уплаты всех долгов, союзникам оставалось еще только позаботиться о режиме капитуляции.
Предложения экспертов означают или требования установления в России общих законов, соответствующих интересам иностранного капитала, или же открыто требуют применения иностранных законов в России.
Соединённые Штаты Америки не находились в сношениях с Советской Россией. Америка не принимала участия в Генуэзской конференции. Политика американского правительства по отношению к России определялась до этого времени тремя фактами. Американские фермеры, страдающие от сужения рынка сбыта в центральной Европе, боятся скорого возвращения русского хлеба на мировой рынок. Американские промышленные круги были до войны сравнительно мало заинтересованы в русской промышленности. Американские торговые круги были мало связаны с Россией. При общей осторожности американского капитала по отношению к инвестициям за границей, он пока что не решается на инвестицию в России, в стране революции. Вопрос об отношении к России является для него вопросом о конкуренции с Англией и с Японией. Если Англия и Франция решили бы заангажироваться в России в крупных размерах, тогда на это пришлось бы решиться и американскому капиталу. Но он бы это мог сделать не так скоро, ибо перемена фронта требует известной подготовки. Поэтому "Штандарт Ойль", который до этого времени, согласно вышеназванным причинам, не решался ни на какие окончательные шаги по отношению к русской нефти, несмотря на то, что скупал акции русских нефтяных обществ, находился бы в менее выгодных отношениях, чем "Шелл и Дечь". Уже этот простой факт был достаточен для его враждебного отношения к удаче Генуэзской конференции.
Таким образом, если бы, даже, русское правительство согласилось на требования этого меморандума, на которые оно не может согласиться без того, чтобы не отречься от своего существа, то его капитуляция не дала бы ему не только никаких кредитов, но, даже, не дала бы ему сделки с капиталистической Европой. Она дала бы ему только сделку с Англией и ее вассалами. "Штандарт Ойль", а с ним и американское правительство - ибо "Штандарт Ойль" поддерживалось в своих махинациях американским посланником в Риме Чайльдом, - сыграло в Генуе роль собаки, рассевшейся на сене и не допускающей никого к нему. Генуэзская конференция кончилась тем, что все выдвинутые ею вопросы, были переданы Комиссии экспертов в Гааге. Таким образом, с одной стороны, нефтевики и союзники выиграли время для переговоров между собой, а, с другой стороны, они были убеждены, что дают Сов. правительству время для отступления. То, на что оно не пошло в Генуе на конференции, в которой принимали участие представители сорока народов, на конференции, которая состоялась под наблюдением 500 журналистов, то на то Сов. правительство согласится, вероятно, в тишине "Дворца Мира" в Гааге, в деловых разговорах с экспертами.
Резолюции Гаагской конференции были приняты не только под влиянием уступок, сделанных английским правительством французскому, которое более заинтересовано в вопросе о долгах, чем английское, но и под непосредственным влиянием Америки. "Эндепенденс Бельш", орган бельгийских промышленников, от 7-го августа помещает статью о финансовом сотрудничестве Соединенных Штатов с Европой, в которой говорилось о том что Американское правительство влияло на союзников в том смысле, чтобы не делать никаких уступок России, пока она не признает долгов и возмещений7.
Большую роль в установлении мирных отношений с крупнейшими капиталистическими странами, прежде всего с США и Англией, В. И. Ленин отводил развитию торговых связей и экономического сотрудничества с ними.
В соответствии с этими ленинскими идеями Комиссия по внешней торговле при ВСНХ разработала к 12 мая 1918 г. план широкого развития экономических отношений с США. План содержал подробный список товаров, которые Россия могла продавать США. Ленин просил полковника Робинса доложить американскому правительству советские предложения о развитии торгово-экономических связей и при этом также указал концессии, которые могли бы быть предоставлены американским капиталистам. В их числе были аренда угольных шахт, участие в железнодорожном строительстве в Сибири, в эксплуатации морских богатств Восточной Сибири и на Севере России, в строительстве электростанций на Волхове и Свири и т. п.8
По возвращении в Соединенные
Штаты полковник Робинс представил
государственному секретарю доклад,
озаглавленный «Американское
Правительства США не реагировало ни на доклад Робинса, ни на советский план развития экономических отношений между обеими странами.
О советских предложениях, сделанных США, В. И. Ленин напомнил в интервью, которое он дал американской журналистке Л. Брайант 13 октября 1920 г. Он заявил: «В начале 1918 г. я говорил американцам, в частности полковнику Робинсу, что дружеское отношение к Советской России в интересах Соединенных Штатов. Уже тогда я указывал на желательность торговых отношений — как с нашей точки зрения, так и с точки зрения Америки...»9.
Правительство США продолжало систематически отклонять все советские предложения, направленные на установление нормальных отношений и справедливое урегулирование спорных вопросов. В качестве цены за это американские правящие круги требовали коренного изменения социально-экономического строя Советского Союза.
Отказ правительства США от нормализации отношений о СССР серьезно тормозил развитие советско-американских экономических связей. Тем не менее они росли вследствие расширения советских закупок в США.
Когда в правящих кругах многих стран Европы и в самих Соединенных Штатах наметилась тенденция к нормализации отношений с СССР, американское правительство приняло энергичные меры с целью воспрепятствовать такому развитию событий. Президент США Кулидж обратился 6 декабря 1923 г. к конгрессу с посланием. Вначале он указал, что американское правительство «не имеет ничего против вступления американских граждан в торговую сделку с русскими». Однако вслед за тем он заявил, имея в виду СССР, что американское правительство «не намерено вступать в сношения с правительством, отказывающимся от признания международных обязательств...»10. Кулидж вновь выдвинул в качестве условий нормализации отношений признание долгов, выплату компенсации американским гражданам и прекращение «враждебного отношения к американскому государственному строю», а сверх того, потребовал от Советской России представить США «доказательства своего раскаяния»11.
16 декабря Г. В. Чичерин
направил Кулиджу телеграмму, в
которой указывалось, что
Юз заявил 18 декабря 1923 г. в сенате, что о переговорах с Советским Союзом не может быть и речи, поскольку американское правительство не намерено отказываться от своих требований, предъявляемых правительству СССР. В его заявлении содержались также обвинения в якобы продолжавшейся советской пропаганде за ниспровержение строя, существующего в США. Народный комиссар по иностранным делам предложил передать выдвинутые государственным секретарем обвинения третейскому суду, но американская сторона уклонилась от этого предложения.
Информация о работе Советско-американские отношения в период с 1917 по 1933 гг.