Советская Россия и СССР в 1920-х годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 10:27, реферат

Краткое описание

Целью контрольной работы является изучение развития Советской России и СССР в 1920-х годах. Для этого я выполню следующие задачи:
1. Определить сущность и значение НЭПа.
2. Изучить образование СССР и внешнюю политику государства в 1921-1929 гг.
3. Описать идейно-политическую борьбу внутри страны в 1920-е гг.

Содержание

Введение 3
1. НЭП: сущность и значение 6
2. Образование СССР. Внешняя политика государства в 1921-1929 гг. 12
3. Идейно-политическая борьба внутри страны в 1920-е гг. 19
Заключение 27
Список литературы 29

Прикрепленные файлы: 1 файл

Советская Россия и СССР в 1920-х годов ИрГТУ.docx

— 60.39 Кб (Скачать документ)

Их политическая программа была достаточно противоречивой: левые требовали  демократизации партии и отказа от «назначенчества», но выступали против «оживления Советов», которое, по их мнению, вело к «засорению всей советской системы элементами новой буржуазии и бюрократии».

Оппозиция начинает вести активную пропагандистскую работу в первичных  партийных организациях и на предприятиях. В отдельных случаях даже переходит  к нелегальной подпольной работе с печатанием листовок и прокламаций. Кульминацией борьбы стала осень 1927 г., когда сторонники оппозиции во время празднования 10-й годовщины  Октябрьской революции, провели  альтернативные демонстрации. В ноябре 1927 г. Пленум ЦК ВКП(б) исключил из партии руководителей блока, а в декабре на XV съезде из ее рядов были изгнаны еще 93 оппозиционера. Л.Д. Троцкий оказался высланным в Алма-Ату, а вскоре за границу.

Однако парадокс заключается в  том, что, разгромив левый блок, руководство  партии вскоре переходит на его платформу. После XV съезда ВКП(б) в связи с принятием первого пятилетнего плана утверждается планово-распределительный механизм управления, ускоряются и без того высокие темпы индустриализации, начинается свертывание нэпа и наступление на капиталистические элементы города и деревни. В 1928-1929 гг. неоднократно увеличивались ставки прогрессивного налога, что привело к свертыванию частного предпринимательства. В обществе нагнеталось враждебное отношение к крестьянству как к косной и инертной массе, к носителю мелкобуржуазного сознания. Теперь те коммунисты, которые остались на прежних нэповских позициях, оказались справа от «генеральной линии» партии. Они составили так называемый «правый уклон».

Противников свертывания нэпа было немало в самой партии, в государственном  аппарате, в профсоюзах и в кооперации. Впоследствии за принадлежность к этому  уклону было исключено из партии 149 тыс. человек (11%). Их идеологами считались  Н.И. Бухарин, А.И. Рыков, М.П. Томский. Будучи главным редактором газеты «Правда», Н.И. Бухарин выступил с рядом  статей, в которых под видом  борьбы против троцкизма критиковал отказ от нэпа и особенно чрезвычайные меры против крестьянства. Он заявлял  о недопустимости проведения индустриализации за счет разорения страны и развала  сельского хозяйства и обвинял  сталинское руководство в военно-феодальной эксплуатации крестьянства. Тезис Сталина  об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму Н.И. Бухарин назвал «идиотской безграмотной полицейщиной». Широкой дискуссии по поводу «правого уклона» не велось. Лидеры ожесточенно спорили за закрытыми дверями, не посвящая рядовых коммунистов в суть разногласий, чтобы «не выносить сор из избы», внешне демонстрируя единство взглядов. Хотя ноябрьский Пленум 1928 г. объявил «правый уклон» главной опасностью внутри ВКП(б), идейный разгром правых произошел на объединенном расширенном пленуме ЦК ВКП(б) в апреле 1929 года и XVI партийной конференции. Конференция постановила произвести генеральную чистку партии и госаппарата в целях борьбы с бюрократизмом, с извращениями партлинии и для «развертывания критики и самокритики». После этого дальнейшая борьба с «правым уклоном» превратилась в открытую травлю оппозиционеров в печати, на собраниях и митингах. Их исключали из партии, увольняли с работы, заставляли публично униженно каяться в своих заблуждениях и благодарить за «справедливую критику».

В годы террора почти все оппозиционеры  были репрессированы. И только 1990 г. Указом Президента СССР репрессии были признаны незаконными, а их жертвы восстановлены в правах, правда, большинство из них посмертно.

Таким образом, идейно-политическая борьба в 1920-е годы отражала не только поиск  путей строительства социализма в СССР, но и процесс складывания тоталитарного государства.

 

 

Заключение

Во второй половине 20-х гг. развитие нэповской экономики стало носить противоречивый, а порой и кризисный  характер. Столкнувшись с нехваткой  финансовых средств для развертывания промышленности, большевистское руководство пошло по пути все большей централизации в распределении ресурсов, вытеснения частного капитала из торговли при помощи налогового пресса, повышения арендной платы.

Серьезной проблемой была безработица: если в 1923 г. на биржах труда было зарегистрировано 160 тыс. человек, то в апреле 1927 г. безработных  насчитывалось около 1,5 млн. человек.

Не менее противоречивым было развитие сельского хозяйства. Ограничения  в развитии крупного товарного крестьянского  хозяйства приводили к обострению противостояния между властью и  зажиточным крестьянством.

Новая экономическая политика не стала  политикой «всерьез и надолго» прежде всего потому, что лидеры государства  не смогли соединить курс рыночных реформ и социалистическую ориентацию. Новые экономические реалии все  более противоречили коммунистической доктрине. В эти годы не произошло  изменений в политической системе, не исчез террор. Административно-командный  стиль партийного аппарата ВКП (б) делал  нэп сторонником централизации, что вступало в противоречие с  его принципами.

Было и еще одна причина отказа от нэпа: настроения руководящих кадров и большой части общества, которые  рассматривали его как «временное отступление», «тактический маневр».

Во второй половине 20-х гг. восстановительные  резервы в промышленности были исчерпаны, страна столкнулась с необходимостью огромных капиталовложений. Однако привлечь частный капитал не удалось, так  как это было запрещено законодательно. Ускоренное развитие промышленности зависело от крестьянства, которое нужно было заставить отдавать все, что оно  производило. Поэтому вновь возникший  в 1927-1928 гг. кризис хлебозаготовок, повлекший  за собой введение карточной системы, был решен чрезвычайными мерами эпохи военного коммунизма: через  насильственное изъятие зерна и  аресты.

Переход к репрессивным мерам был  обусловлен не в последнюю очередь  политическими причинами - растущей угрозой коммунистической советской  власти со стороны окрепшего зажиточного  крестьянства. Непреодолимые противоречия между экономикой и политической системой, основанной на всесилии административно-командных  методов, обусловили конец нэпа и  переход к массовой коллективизации  крестьянства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Верт Н. История советского государства. 1900-1991: Пер. с фр. - 2-е изд. - М.: Прогресс-Академия, 1994.г.
  2. История России. 1917-1940. Хрестоматия. Под ред. М. Е. Главацкого. Челябинск, 1994. С. 151-154, 163-168.
  3. Островский В.П. История России. XX век. - 7-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002. – 317 с.
  4. Политическая история: Россия-СССР- Российская Федерация: В 2-х т. - М.: Терра, 1996.
  5. История России. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное/ Орлов А.С., Георгиев В.А., Сивохина Т.А. - М.: ООО «ТК Велби», 2002 г.

Информация о работе Советская Россия и СССР в 1920-х годов