Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 20:39, курсовая работа
Соборное уложение 1649 г. является первым письменным сводом законов в российском государстве, который закрепил основы государства путем объединения в себе всех накопленных на тот момент документов, а также определил основные направления его развития. Составление этого свода знаменуется с особым положением внутри страны, которое требовало новых законов.
Введение 3
Глава 1. Внутренняя критика источника. 5
Глава 2. Внутренняя критика источника. 12
Заключение 20
Источники 22
Литература……………………………………………………………………………………………………………………………………………22
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА ДРЕВНЕЙ И НОВОЙ ИСТОРИИ РОССИИ
Соборное уложение 1649 года как исторический источник
Выполнил: студент второго курса
ИПФ направления «история»
Козлов Михаил
Проверил: доцент кафедры древней
и новой истории России, к.и.н.
Плотникова Г.Н.
Пермь 2011
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Внутренняя критика источника. 5
Глава 2. Внутренняя критика источника. 12
Заключение 20
Источники 22
Литература……………………………………………………
Соборное уложение 1649 г. является первым письменным сводом законов в российском государстве, который закрепил основы государства путем объединения в себе всех накопленных на тот момент документов, а также определил основные направления его развития. Составление этого свода знаменуется с особым положением внутри страны, которое требовало новых законов.
Изучение Соборного уложения 1649 года началось в дореволюционный период. В это время о нем писали: В. О. Ключевский1, В. Строев2 и др.
В советский период Соборное уложение рассматривалось главным образом с классовых позиций, что оставило определённый отпечаток на отечественной историографии. Особый интерес представляют исследования А. Г. Манькова3, М. Н. Тихомирова4 и других авторов.
Целью данной работы является изучение Соборного уложения 1649 года как исторического источника.
Из цели вытекают следующие исследовательские задачи: дать внешнюю критику источника – выяснить причины, условия принятия Соборного уложения и его структуру; рассмотреть внутреннюю критику источника – определить основные проблемы, поднятые в источнике и его значение.
Решение поставленных задач поможет сформировать представление об уложении, как о документе не только с прошлых научных позиций, но и заставит взглянуть на него с более современных точек зрения. Есть принципиальное различие между новыми и старыми трудами и сегодня это придает изучению документу особый смысл, ведь не так давно были те времена, когда в нашей стране главенствовала марксистско-ленинская идеология.
При проведении исследования был использован историко-сравнительный метод, который позволил сравнить Соборное уложение с предшествующими сводами законов: Судебник 1497 и 1550 годов.
Сравнивая историографию дореволюционную и советскую можно выделить ряд следующих моментов. Для дореволюционного периода было характерно то, что работы, которые создавались в это время, носили в основном описательный характер и не были наделены тщательным анализом глав источника, в силу определенных причин. Но, так или иначе, такие работы появляются.
В. Строев в 1833 году выпустил специальное исследование по поводу уложения. По мнению А. Г. Манькова автор ведет своё исследование по «историко-юридической линии» и считает, что «Уложение представляет собою не кодекс, а свод прежних законов, основное назначение которых – в установлении «гражданского равенства» «в отношении справедливости», хотя сословия и не уравнивались «в отношении к суду».
В. О. Ключевский ведет свою работу по описательному принципу, при этом затрагивает все основные проблемы, которые были в источнике. У него нет подробнейшего разбора статей Уложения, но, так или иначе, он делает обзор глав и некоторые из них выделяет в особую строку. Его работа очень хорошо помогает представить ситуацию, которая была в Московии тех времен, а также составить определенную структуру в понимании источника.
С Н. Полевым связаны определённые взгляды на Уложение, которые он изложил в своей статье в журнале «Московский телеграф».
Подводя итоги по описанию дореволюционной историографии нужно сказать, что на своем этапе развития она показала хорошие результаты и сделала большие шаги на пути от описательного характера исследования к более тщательному и подробному, что, конечно, приблизило советскую историографию к важному этапу.
Советская историография представлена довольно большим кругом ученых и среди них сильно выделяется А. Г. Маньков, известный своим стремлением преподнести источник с юридической стороны, что очень хорошо получается и делает его труд фундаментальным.
Очень интересна точка зрения Н. Я. Новомбергского, здесь подчеркивается роль Уложения, как первого печатного памятника, что немало важно.
Работа М. Н. Тихомирова и П. П. Епифанова по своему характеру напоминает работу А. Г. Манькова и привлекает тем, что уделено большое внимание анализу отдельных статей.
Труд П. Я. Черных заставляет нас обратить внимание на язык Уложения.
Подводя итоги по советской историографии, следует сказать, что в этот период было написано много различных работ и радует то, что много работ было построено на подробном анализе источника.
16 июля 1648 года «государь
с Боярской думой и Освященным
собором приговорил выбрать «
В грамотах, разосланных по областям летом 1648 года, было объявлено, что «велено написать Уложенную книгу по указу государя и патриарха, по приговору бояр и по челобитью стольников и стряпчих и всяких чинов людей». С этого момента, по мнению В. О. Ключевского, начинается процесс, который впоследствии приведет к возникновению документа, необходимого власти на тот момент.
Проект Соборного уложения 1649 года был составлен кодификационной комиссией из пяти членов, «из бояр князей Одоевского и Прозоровского, окольничаго кн. Волконского и двух дьяков, Леонтьева и Грибоедова». Начиная разговор о комиссии, хотелось бы рассказать о князе Одоевском.
Типичная для представителей
боярских кругов XVII в, служебная карьера
сама по себе едва ли говорит о многом,
но противостояние Одоевского правящей
клике во главе с Б. И. Морозовым
с его послужным списком
Задачи комиссии: сбор, разбор и переработка в единый документ действующих законов, находящихся в различных ведомствах, нормирование случаев, не предусмотренных существующими законами, а так же установление этих случаев и поиск норм для их определения.
Комиссия Н. И. Одоевского сразу же приступила к сбору прошлого законодательства и в сравнительно короткий срок, в два с половиной месяца, составила первоначальный вариант Уложения. Законодательный материал для комиссии собирали и копировали приказы. Имеется свидетельство о подготовке таких материалов подьячими Поместных приказов: « А с указанные книги списав, государевы приказы и боярские приговоры о поместьях и вотчинных землях посланы ис Поместного приказу, по памяти, за дьячьею подписью, в приказ к боярам ко князю Никите Ивановичу Одоевскому да князю Семену Васильевичу Прозоровскому да к околничему князю Федору Федоровичу Волконскому да к диакам Гаврилу Левонтьеву и да к Федору Грибоедову, для государева и земского великого дела». Запись позволяет заключить, что приказы по памяти производили извлечение из своих книг результативной части – указов и боярских приговоров – и отсылали их, удостоверив подписью дьяка, в комиссию. То обстоятельство, что приписывались только приговоры и указы, без докладов, значительно уменьшило работу над Уложением. К сожалению, архива комиссии не сохранилось и поэтому нет возможности составить конкретное представление об этапах этой работы и нё результатах. Весьма скудные имеются данные и о членах комиссии. Вопрос о роли каждого из них в работе над Уложением полностью относится к области догадок, предположений и косвенных построений. Тем не менее всё это заслуживает внимания, поскольку правительственная комиссия является авторским коллективом, которому принадлежит честь составления первоначального варианта Уложения.
Есть различные мнения историков о степени участия двух групп комиссии – знатной и незнатной. Часть историков придерживается того мнения, что ведущую роль в составлении Уложения играли дьяки, а другая часть утверждает, что роль дьяков была большая, но основные заслуги принадлежат Н. И. Одоевскому, как главе комиссии. В труде А.Г. Манькова «Уложение 1649 года – кодекс феодального права России» эти точки зрения хорошо представлены такими дореволюционными авторами, как Н. Полевым, который говорил, что «Одоевский, Прозоровский и Волконский… люди, ни чем не заметные в истории, разумеется, только сидели и толковали; делали и писали Левонтьев и Грибоедов»6. Противоположной точки зрения придерживался В. Строев, которую он высказал в 1831 году. Он утверждал, что Одоевский, Волконский и Прозоровский принимали активное участие в создании Уложения. Н. П. Загоскин посчитал, что для определения роли той или иной группы мало данных, поэтому он решил выделить роль Н. И. Одоевского.
В советской историографии очень хорошо была изучена литература, в которой были представлены различные сведения о комиссии. П. Я. Черных приводит биографические данные, относительно каждого члена комиссии. Например, Н. И. Одоевского. Никита Иванович Одоевский (1601-1689) происходил из древнего и знатного боярского рода, ведя его от Михаила Всеволодовича Черниговского, погибшего в Орде в 1246 году, ближайшие предки и родственники Никиты занимали высшие правительственные должности. Сам Никита Иванович в 1618-1619 годах был уже стольником, а в 1640 году его пожаловали в бояре, минуя промежуточный чин окольничего, так как Одоевские относились к двенадцати аристократическим фамилиям, на которые распространялось это преимущество. До 1643 года Одоевский был воеводой в Астрахани, затем управлял Казанским дворцом и Сибирским приказом. При Б. И. Морозове он впал в немилость и был направлен полковым воеводой в Ливны и Белгород. Падение Морозова открыло ему дорогу в Москву, которую с возвращением царского «дядьки» пришлось оставить снова. В 1651 году Одоевский – воевода в Казани, а затем он принимает активное участие в войне с Польшей 1654-1667 гг. как военачальник и дипломат. После войны Одоевский возглавлял приказы Большой казны, Иноземский, Рейтарский, выполняя дипломатические поручения. В последние годы жизни стоял во главе Аптекарского приказа7.
В результате работы комиссии был создан свод, который состоял из 25 глав, которые включали в себя 967 статей. Документ был составлен и принят за небольшой промежуток времени и принимался в две волны. Принятие первых 12 глав состоялось спустя два с половиной месяца с момента начала составления, то есть с октября 1648 года, а остальные были приняты в конце января 1649 года. Исходя из хронологических рамок источника, можно сделать вывод о том, что появление его было очень быстрым и стремительным. Это говорит о том, что характер принятия уложения был обусловлен многими причинами.
1 сентября 1648 года собрался
Земский собор расширенного
3 октября, согласно предисловию
к Уложению, началось слушание
проекта кодекса на Соборе
в его обеих палатах: в одной
были царь, Боярская дума и
Освященный собор; в другой, получившей
официальное название «
Так или иначе, работа над Уложением продолжалась, и оно было принято 29 января 1649 года.
Главной причиной составления
и принятия Соборного уложения, на
мой взгляд, являлась необходимость
в кодификации, которая была усиленна
приказными злоупотреблениями. Отчасти,
это во многом определило и сам
характер нового свода. Так, например,
были такие случаи, когда более
поздние законы некоторых приказов
совпадали с более ранними
законами, записанными в Судебнике
Ивана IV. «Надобно было объединить эти
ведомственные продолжения
Крайняя запутанность законодательства
создавала благоприятные
Информация о работе Соборное уложение 1649 года как исторический источник