Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 23:44, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине " История восточных славян"
С именем Екатерины II связан
длительный и значимый период отечественной
истории. Воцарением Екатерины в
России завершилось время дворцовых
переворотов. Время Екатерины II –
это период становления и развития
в России «просвещенного абсолютизма».«
«Золотой век
российского дворянства» и
21 апреля 1785 г. Екатерина
дала Жалованную грамоту
36 «Наказ» Екатерины 2 Уложенной комиссии
Документ, излагавший взгляды Екатерины II на будущее законодательство и устройство России; издан 30 ИЛ 1767 в качестве руководства для депутатов Уложенной комиссии. В течение двух лет (1764-1765) императрица работала над составлением "Наказа" депутатам. Императрица использовала идеи и советы мыслителей европейского Просвещения. В его основу был положен знаменитый трактат французского мыслителя Монтескье "О духе законов". Документ состоял из 22 глав и 655 статей, вступления, заключения и двух дополнений; посвящён государственному, гражданскому и уголовному праву и суду. В наказе была отмечена необходимость крепкой самодержавной власти, "...т.к. никакая др. власть на таком пространстве не может действовать и была бы не только вредна, но прямо разорительна для граждан". Наказ предполагал равенство граждан перед законом и "вольность" их в пределах законности. "Наказ" оправдывал установление в России самодержавия на том основании, что в столь огромном государстве др.политический строй невозможен. Гарантией от превращения неограниченной монархии в тиранию могли бы служить органы управления, стоящие м.народом и верховной властью и действующие на основе законности. Однако сами эти органы д.б. создаваться и действовать по воле самодержца. В более глубоких изменениях нуждалась судебная система. "Наказ" отвергал пытки, ограничивал применение смертной казни предлагал отделить судебную власть от исполнительной. В управлении наказ проводил начало разделения властей. В уголовной области он отрицал употребление пытки, выступал против смертной казни и жестокости наказаний. Екатерина II составляла Наказ ок.двух лет, показывая по частям своим приближённым, но он пугал придворных, и они старались его ограничить. В итоге труд был сокращён, из него были исключены упоминания об ограничении крепостного права, улучшении положения крестьянства. Книга распространялась не только в России, но и за рубежом, где не всегда пропускалась цензурой как излишне либеральная. Главным вопросом российской действительности того времени было крепостное право. Екатерина, воспитанная на идеалах Просвещения, отрицательно относилась к крепостному праву, видя в нём "человеческому роду нестерпимое положение". Она также понимала, что освобождения крестьян требует хозяйственный прогресс. В манифесте по случаю своего вступления на престол царица заявляла: "Намерены мы помещиков при их имениях и владениях ненарушимо сохранять, а крестьян в должном им повиновении содержать". Это объяснялось, по-видимому, стремлением Екатерины заручиться поддержкой дворянства. В первоначальном проекте "Наказа" говорилось о необходимости смягчить положение крепостных и предоставить им право собственности на имущество. В окончательный вариант эти слова не попали.
37 Положение
дворянства и его требования
по наказам депутатов
«Обряд» выборов депутатов. Указ определял «обряд» избрания депутатов. От дворян и горожан предусматривались прямые выборы: от первых — по одному депутату от уезда, от вторых — от города, независимо от числа в нем выборщиков. Кроме того, по одному депутату отправляло каждое центральное учреждение: Сенат, Синод, коллегии. Для свободного сельского населения, т. е. не находившегося в крепостной зависимости от помещиков и дворцового ведомства, устанавливались трехстепенные выборы. Право выбора депутатов предоставлялось государственным и экономическим крестьянам, а также оседлым «инородцам» — народам Поволжья и Сибири.
Депутатам предоставлялось множество льгот и привилегий, превращавших депутатскую должность в престижную и респектабельную. Депутат, «в какое бы прегрешение ни впал», освобождался от казни, пыток и телесных наказаний. Он не мог быть привлеченным к ответственности без санкции императрицы, его имение подлежало конфискации только за долги.
Интерес к депутатской
должности поощрялся
Депутатские наказы. Наказы будут рассматриваться по сословной принадлежности депутатов. Но в них нетрудно обнаружить несколько общих черт. Одна из них состоит в существенном отличии от «Наказа» императрицы. Та витает в облаках, рассуждает об обществе и государстве в целом, высказывает общие суждения, в то время как депутатские наказы, из какой бы сословной среды они ни вышли, отличаются прагматизмом, приземленностью, взглядами, не выходящими за границы уезда и города.Вторая общая черта, образно сформулированная историком М. М. Богословским, состоит в том, что наказы — «надежный фонограф, записавший хор провинциальных голосов». Иногда в этом хоре появлялись запевалы и солисты. В подавляющем же большинстве наказов, составители которых не имели опыта участия в общественной жизни и в формировании сословной идеологии, неординарные мысли отсутствуют.
Дворянские наказы. Эти наказы, составленные самой образованной частью общества, к тому же располагавшей некоторым опытом выражения сословных притязаний, дают наиболее полный перечень нужд дворянства.Ни один из дворянских наказов не протестовал против крепостнического режима. Напротив, чаяния дворянства были направлены на его укрепление, расширение своего права на личность крестьянина, результаты его труда и на владение землей.Большинство дворянских наказов считали «главнейшим изнеможением» бегство крестьян и беспомощность местной администрации в пресечении этого явления. Дворяне требовали создания в уездах сословных корпораций, предоставления им права контроля за неукоснительным соблюдением законов местной администрацией.Составители некоторых дворянских наказов проявляли заботу о крестьянах. Боровские дворяне убеждены: «Ничто так крестьян не разоряет, как в сборе подвод, паче в работную пору». Немало жалоб было высказано в адрес рекрутской повинности. Орловских дворян беспокоило отсутствие на селе медицинской помощи: они «соболезновали о жизни человеческой, взирая на сей бедный народ, который умирает, как скоты, без всякого призрения, иногда от самой малой раны, которую можно было бы и пластырем залечить». Все наказы сетовали на обременительность не владельческих, а государственных повинностей.Итак, дворянские наказы защищали сословные интересы дворян, требуя, чтобы их привилегиями запрещено было пользоваться представителям других сословий. В то же время дворянские наказы вторгались в жизненно важные интересы горожан — они требовали не только исключительного права владеть населенными имениями, но и прав заниматься промышленной и торговой деятельностью, которую горожане считали своей монополией.
38 Положения купечества и его требования по иго требования по наказам депутатов Уложенной комиссии
Городские наказы. В свою очередь, городские наказы, помимо сохранения за горожанами традиционного права заниматься торговлей и промыслами, претендовали на дворянские привилегии. Подобная позиция горожан имела глубокие исторические корни: экономически слабое и столь же организационно беспомощное российское купечество издавна пользовалось доходами, предоставленными ему самодержавием. Поэтому не следует искать в городских наказах требований отменить крепостное право и изменить политическую систему. Напротив, они зарились на привилегию дворян, суть их притязаний четко и образно выразил С. М. Соловьев: в Уложенной комиссии раздавался «дружный и страшно печальный крик: «Рабов!».Энергичнее всего городские наказы выступали против крестьянской торговли, которую считали главной помехой благополучию купцов. Борьбу с крестьянской торговлей наказы предлагали вести полицейскими мерами: закрыть в селах и деревнях торжки, конфисковать у торгующих крестьян продаваемый товар, подвергать крестьян штрафам и даже истязаниям
39 Положения работных людей и приписных крестьян. Их требования к наказам депутатов Уложенной комиссии
Наказы крестьян. Скуднее дворянских и городских оказалось содержание наказов государственных крестьян. Все они напоминают обычные челобитные, авторы которых проявляли заботы, не выходившие за околицу погоста или деревни. Общим для всех наказов государственной деревни являлась жалоба на «изнеможение» от подушной подати, которую им доводилось платить и за беглых, и за стариков, и за больных, и за детейНаказы черносошных крестьян Севера содержали два-три пункта. Более основательными были наказы однодворцев, жаловавшихся на помещиков, захватывавших у них земли, на произвол местной администрации. Жалобы на «изнеможение» от податного бремени у них на втором плане.Самым обстоятельным изложением своих нужд отличались наказы государственных крестьян, приписанных к металлургическим заводам Урала. Основательность наказов объяснялась огромным опытом подачи челобитных, в которых они из года в год жаловались на произвол заводовладельцев и их приказчиков и на обременительность отрабатывать подушную подать на рубке дров и заготовке древесногоугля.
40 Обсуждение
крестьянского вопроса в
Резкая критика помещичьего произвола, протесты против захвата земель и закрепощения государственных крестьян, против несправедливостей в судебных и административных учреждениях раздавались и на заседаниях Уложенной комиссии. Выступления дворянских депутатов Г. С. Коробьина, Я. П. Козельского, крестьянских депутатов И. Чупрова, И. Жеребцова, казака А. Алейникова и др. были актами большого гражданского мужества, ибо их оппонентами были генералы, князья и сенаторы. Императрица меньше всего была склонна допускать обсуждение положения крестьян и крепостного права на заседаниях комиссии. Во главе ее она поставила князя А. А. Вяземского и А. И. Бибикова, незадолго до этого жестоко расправившихся с волновавшимися помещичьими и приписными крестьянами. Оба они не остановились бы перед тем, чтобы заставить наиболее «непослушных» депутатов сложить с себя депутатские полномочия. В выступлениях депутатов, осуждавших крепостничество, проводилась мысль о том, что «невольническое рабство» является несчастьем для крестьян , что на Украине оно «привело бедный малороссийский народ почти в крайнее угнетение и разорение» и принесло ему «крайнее отягощение, нестерпимые налоги и озлобление». Побеги крестьян, по их мнению, вызывались не ленью, склонностью к пьянству и другими пороками, как утверждали крепостники, а действиями помещиков, которые «несносны земледельцам, вредны всем членам общества и государству пагубны». На обвинения крестьян в «пьянстве, лености и мотовстве» Козельский ответил, что крестьянин «разумеет и вперед знает, что все, что бы ни было у него, то говорят, что не его, а помещиково». Самый трудолюбивый человек «сделается нерадивым во всегдашнем насилии и не имея ничего собственного»[11]. Ликвидировать побеги можно не жестокими наказаниями крестьян, а работой «вольной и не томной». По мнению Козельского, повинности не должны превышать двух дней в неделю, а Поленов утверждал, что для выполнения крестьянами повинностей на землевладельцев вполне достаточно и одного дня. Управление крестьянами надлежало передать их собственным выборным. Однако позиция прогрессивных депутатов и участников конкурса была непоследовательна и внутренне противоречива. Защищая интересы крестьян и предлагая меры улучшения их положения, они, по меткому выражению Г. В. Плеханова, «споткнулись о порог», которым был вопрос «о личной зависимости крестьян»[12]. Первым попытался перешагнуть этот порог белгородский однодворец Андрей Маслов. По его мнению, помещики «безмерно отягощают крестьян», которые «каждый день беспосредственно на их работе находятся». Помещик «того не думает, что чрез его отягощение в крестьянских домах дети с голоду умирают; он же веселится, смотря на псовую охоту, а крестьяне горько плачут, взирая на своих бедных, голых и голодных малых детей». От этой «пагубы» крестьян не спасут ни отделение их земли от помещичьей, ни регламентация их повинностей, ни расширение их имущественных прав. Единственный выход Маслов видел в лишении помещика права на труд крестьянина, в передаче земли крестьянам, в уничтожении всякой возможности вмешательства помещика в их экономическую деятельность. Землевладельцам следует оставить только часть податей, собираемых государством с сельского населения. В этом случае помещиками «никто обижен не будет . и крестьяне от невинных бед все избавиться могут законом»[13]. Депутаты Уложенной комиссии и участники конкурса не выступали с требованием немедленной ликвидации крепостничества. Они лишь предлагали меры по его смягчению, ограничению и постепенному изживанию. Но даже и эти предложения были отвергнуты, а конкурсные работы оказались в архиве.
41Крестьянская война 1773—1775 гг. под предводительством Е.И. Пугачева
К моменту вступления Екатерины II на престол в волнениях участвовало до 220 тыс. крестьян, и дальше классовая борьба не прекращалась. Накануне Крестьянской войны волна восстаний приписных крестьян, недовольных заводской барщиной, прокатилась по Уралу и Карелии. В Москве в 1771 г. произошел "чумной бунт", вызванный голодом и полицейским произволом (восставшие убили архиепископа Амвросия и пытались ворваться в Кремль). Вообще на 60—е гг. XVIII в. приходится более 40 выступлений крепостных крестьян. В 50—70—х гг. широкое распространение приобрело бегство крестьян от своих помещиков. Среди подневольного населения ходили слухи о якобы скором освобождении крестьян от крепостной зависимости. На этом фоне разразилась последняя в истории России Крестьянская война под руководством Е.И. Пугачева. Е.И. Пугачев (1742 — 1775 гг.) — казак Зимовейской донской станицы (родина Степана Разина). С 17 лет участвовал в войнах с Пруссией и Турцией, был отмечен за храбрость младшим офицерским чином хорунжего. Пугачев был арестован за челобитные дела в пользу крестьян и казаков. В 1773 г. ему удалось бежать из казанской тюрьмы на Яик, где в августе того же года местным казакам он представился императором Петром III. C отрядом в 80 казаков Пугачев двинулся к Яицкому городку — столице местного казачьего войска. По пути его отряд пополнился и через две недели армия Пугачева имела 20 пушек и 2,51 тыс. человек. Восстание под руководством Пугачева началось в казачьей среде. Затем казацкое восстание переросло в Крестьянскую войну. На 1—м этапе (сентябрь 1773 — март 1774 г.). Отряд Е. Пугачева быстро вырос до 30—50 тысячной армии с артиллериейК Е. Пугачеву примкнули крепостные крестьяне, мастеровые, работные люди, приписные крестьяне горнозаводских районов Урала, а также народы Поволжья — татары, башкиры, удмурты, марийцы, мордовцы. Все это придало движению Е. Пугачева большой размах, упорство и силу. Е. Пугачев отличался веротерпимостью, как и его предшественники. В рядах восставших были и православные, и раскольники, и мусульмане, и язычники, все они боролись против одного врага — крепостничества. Манифесты и указы Е. Пугачева имели ярко выраженную антикрепостническую направленность. Так, в частности, в одном из манифестов Е. Пугачев "жаловал" всех крестьян вольностями, землями, угодьями без выкупа и оброка, освобождал население от налогов. При наивысшем своем размахе Крестьянская война захватила территорию от Прикаспия до Нижнего Новгорода и от Дона до Зауралья. Вначале отряд Е. Пугачева захватил небольшие городки на Яике и затем осадил Оренбург. Царские войска, пытавшиеся спасти эту крепость, были разбиты. Е. Пугачев организовал свою армию по казачьему образцу. Штаб восставших — Военная коллегия — окончательно складывается под Оренбургом. Дисциплина и организация восставших были высокими, но преобладала стихийность, разрозненность, малоорганизованность движения. Напуганная размахом Крестьянской войны, Екатерина II назначила во главе правительственного войска генерала А.И. Бибикова, в прошлом председателя Уложенной комиссии. В марте 1774 г. Е. Пугачев потерпел поражение под Оренбургом и вынужден был отступить на Урал, где пополнил свою армию за счет приписных крестьян и работных людей. На апрель — июль 1774 г. приходится 2—й этап восстания. С Урала Е. Пугачев подошел к Казани и взял ее в июле 1774 г. Но подоспевшие царские войска нанесли Е. Пугачеву поражение. С отрядом в 500 человек он скрылся на правом берегу Волги. На пути его следования крестьяне и народы Поволжья встречали Е. Пугачева и его людей как освободителей от крепостного рабства. Отдельные отряды пугачевцев расправлялись с помещиками, уничтожали их усадьбы. Однако действия отрядов были разрозненны. Отряд самого Е. Пугачева двинулся вниз по Волге с целью пройти на Дон за казачьей поддержкой. Июль — сентябрь 1774 г. — 3—й этап войны. Последнее поражение Е.И. Пугачев потерпел у Царицына, когда пытался взять его. С небольшим числом соратников он рассчитывал уйти за Волгу, чтобы снова продолжать борьбу, но был предательски схвачен группой зажиточных казаков и 12 сентября 1774 г. выдан властям. В деревянной клетке Е.И. Пугачева отправили в Москву, а 10 января 1775 г. он и его ближайшие сторонники были казнены на Болотной площади (ныне площадь Разина). Жестокая расправа ожидала и других участников Крестьянской войны. Причины поражения Крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачева крылись, как и в прошлых народных выступлениях, в стихийности, неорганизованности, локальности движения, плохом вооружении, наивном монархизме, неоднородном социальном составе, отсутствии четкой цели и программы борьбы. Ответом на Крестьянскую войну 1773 —1775 гг. явилось усиление дворянской власти.В 1775 г. было принято "Учреждение для управления губерний Российской империи", по которому страна делилась на 50 губерний во главе с губернаторами, наделенными большими правами. В каждой губернии (с населением 300—400 тыс. душ) располагался полк солдат. Губернии делились на уезды (с населением 20—30 тыс. душ). Уездом командовал капитан — исправник (земский исправник), избранный местным дворянством. В губерниях и уездах появились дворянские собрания, избиравшие предводителей дворянства. Каждое сословие получило свой суд: дворяне — земский суд, крепостных судил сам помещик, государственных крестьян верхняя (в губерниях) и нижняя (уезд) расправы. Отдельной административной единицей стал город. Им управлял городничий с большими правами. В 1785 г. была издана "Жалованная грамота", по которой учреждалась городская дума для решения вопросов благоустройства, народного образования и др., но с ведома городничего. В городе устанавливался строгий полицейский надзор. Город делился на части (районы), за которыми присматривал частный пристав, а части дробились на кварталы под контролем квартального надзирателя. Такая система управления на территории России существовала почти 100 лет. Ее целью было укрепление диктатуры дворянства на местах и предотвращение народных выступлений. Чтобы стереть из памяти народа "пугачевщину", Екатерина II приказала переименовать Яик в Урал, а Яицкое казачество в Уральское.