Шпаргалка по истории России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 17:43, шпаргалка

Краткое описание

Системный кризис 70-80-х годов XVI века.
Системный кризис – кризис всего: системы управления, общества, социальных групп, семьи, культуры. Его можно преодолеть, но есть точки невозврата. Для России возникла именно такая точка. Существуют следующие элементы системного кризиса: династический, экономически, социальный и духовный.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Экзаменацонные вопросы по истории Росии.docx

— 235.26 Кб (Скачать документ)

Бурный XVII век породил интерес читателей к социальным конфликтам, а это, в свою очередь, вело к возникновению многочисленных сатирических произведений.

Сатирические повести часто строились на бытовом материале, который в таких случаях утрачивал характерные детали, обобщался, абстрагировался. Произведение приобретало черты развернутой притчи. Такова природа сатирических жанров, тяготеющих к символизации, выделению основных сторон изображаемого явления. Примером сатирической повести, созданной на традиционной быто-

вой основе, служит повесть о Карпе Сутулове.

Совершенно новым на русской почве феноменом было возникновение"стихотворства и драматургии.

Стихотворная речь как развитая и самостоятельная художественная система была в средневековой Руси характерна только для фольклора. Но фольклорная система стихосложения почти не пользовалась рифмой и была неотделима от условий исполнения произведений — пения и произнесения. В XVII столетии в литературе все чаще встречается рифмованная и ритмизованная речь.

В России первые осмысленные таким образом стихотворные вставки в прозаические религиозные произведения (так называемые досиллабич.еские, т. е. неравносложные, стихи) появились в конце XVI в. и были написаны книжниками-монахами.

Литературное стихотворство XVII столетия резко отличается от фольклорного. Однако книжное стихотворство было в России явлением заносным, воспроизводившим особенности польского силлабического стихосложения, которые оказались чуждыми природе русского языка50. И уже в начале XVIII в. силлабическая система полностью исчерпала свои возможности в русской литературе.

Крупнейшим представителем русской книжной поэзии XVII столетия был Симеон Полоцкий51. Самуил Емельянович Петровсмий-Ситнианович (Симеон Полоцкий) ≪родился в Белоруссии в 1629 г. получил отличное образование в Виленской и Киево-Могилянской коллегиях, в 1661 г. переехал в Москву, где писал проповеди, нося монашеский сан, участвовал в церковных спорах, был учителем царских

детей и писал чрезвычайно много стихотворных произведений. В 70-е гг. Полоцким были созданы для придворного коломенского театра две пьесы: ≪Комидия притчи о блуднем сыне≫ и ≪Трагедия о Навходоносоре царе≫. Это было время увлечения царя театральными постановками. Как церковный деятель Симеон Полоцкий произнес немало проповедей, объединенных им в конце 70-х гг. в два больших сборника. Ему принадлежит также обработка ряда житий.

 

  1. Русская архитектура в XVII веке.

Русской архитектуре XVII столетия, включая ее завершающий этап, названный ≪русским барокко≫, посвящена значительная' литератуpa.

В русской архитектуре XVII в. относительно легко увидеть основные тенденции ее развития. В ней рождаются, усиливаются и начинают преобладать светские мотивы, светские художественные приемы и формы. Церковь делает отчаянные усилия задержать и изжить этот процесс, но тщетно: светское начало, метко названное современниками ≪обмирщением≫, берет верх. В конце века сама идея сущности храма подверглась еще большему изменению. Если в начале столетия это был ≪дом божий≫, то теперь невиданные по красоте и отделке храмы сооружались не столько во славу божества, сколько во славу заказчика.

Сочетание народных традиций и новых тенденций характерно и для русской архитектуры XVII в. Она во многом продолжала линию русского деревянного зодчества. Деревянное строительство по-прежнему доминировало над каменным по всей стране, в том числе и в столице.

Деревянное зодчество, теснейшим образом связанное с потребностями жизни народа, его быта, обычаев, отличалось реализмом и функциональной целесообразностью. Основные элементы деревянного дома — квадратный сруб (клеть) с подклетью для хозяйственных помещений, кладовых, сени между клетями, крыша, двери и окна — устойчиво бытовали столетиями, перешли и в каменные здания.

Русские плотники и каменщики работали с большой изобретательностью и художественной выдумкой. Их постройки отличались прочностью и конструктивным совершенством.

Деревянные церкви и крепостные стены, башни используют принципы квадратной, прямоугольной, крестообразной, восьмигранной клети для основного здания; высокой двускатной или «кубоватой» крыши, шатра, одно- и пятиглавого завершения. Немало таких церквей сохранилось в Архангельской, Мурманской, Калининской и других областях. Прекрасным образцом деревянной жилой архитектуры стал дворец в Коломенском (lo67—1668), разобранный «за ветхостью» столетие спустя, при Екатерине II. Современники прозвали его восьмым чудом света. Своей сказочностью и красотой, разнообразием форм и богатством резных узоров, яркими красками и позолотой он поражал воображение, напоминал драгоценную и уникальную игрушку.

Каменное зодчество, прерванное Смутой, возрождается с 20-х годов. В Москве восстанавливаются стены и башни Кремля; над главными его воротами, Спасскими, возводят красивую шатровую надстройку, и силуэт башни, строгий и суровый, становится совсем иным, праздничным и торжественным. К тому же на верху башни появляются куранты.

Одна за другой по всей стране строятся шатровые церкви и соборы: Архангельский собор в нижегородском кремле (1631), церковь Покрова в Медведкове — имении князя Д.М. Пожарского (20-е годы), Успенская «Дивная» церковь в Угличе (1628) и др. В них заметно стремление к нарядности и декоративности, камерности и интимности. Эти черты постепенно нарастают и в культовом, и в гражданском зодчестве. Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на трехэтажные «терема» Московского Кремля, выстроенные Антипом Константиновым, Баженом Огурцовым, Третьяком Шарутиным и Ларионом Ушаковым; церкви Ильи Пророка, Иоанна Предтечи в Ярославле, московские — Троицы в Никитниках, Рождества в Путниках; Вознесенскую в Великом Устюге; митрополию в Ростове (ошибочно именуется Ростовским кремлем) и многие, многие другие.

В городах богатые бояре, дворяне и купцы строят каменные палаты, все более «узорочные», особенно во второй половине столетия. Таковы дома думного дьяка Аверкия Кириллова, бояр Голицына и Троекурова в Москве, Коробова в Калуге, Иванова в Ярославле и т.д. А построенные в конце века для царской семьи пышные «чертоги» Троице-Сергиевой лавры предвосхищают дворцы следующего столетия.

В XVII в. оформляются знаменитые комплексы Троице-Сергиевой лавры, Иосифо-Волоколамского, Новодевичьего, Симонова, Cnaco-Евфимиева и многих других монастырей.

К концу столетия складывается стиль «московского», или «нарышкинского», барокко, пышный и величавый, парадный и исключительно нарядный. В Нарышкинских палатах на Петровке в Москве, церквах в Филях, Троице-Лыкове, Уборах под Москвой, Успенском соборе в Рязани и многих других используются башенный тип постройки, сочетание красного кирпича для основной кладки и белого камня для отделки. Здания отличаются изяществом и разнообразием декоративного убранства.

В архитектуре заметны стремление к светскости, реализму, использование народных традиций, идущих из глубины веков.

 

  1. Русская живопись и театр в XVII веке.

Те же черты можно отметить и в живописи. Как и в архитектуре, здесь русский национальный стиль вырабатывает новые черты, формы. Дальнейшее развитие получает строгановская школа с ее мелким, каллиграфическим письмом, тончайшей прорисовкой деталей. Прокопий Чирин, Никифор Савин, Емельян Москвитин — наиболее замечательные ее представители, работавшие в Москве, часто писавшие иконы по заказу Строгановых. Утонченность исполнения, красочность икон восхищали современников. Павел Алеппский, побывавший в русской столице в середине века, убедился в этом: «Иконописцы в этом городе не имеют себе подобных на лице земли по своему искусству, тонкости кисти и навыку в мастерстве: они изготовляют образки, восхищающие сердце зрителя, где каждый святой или ангел бывает величиной с чечевичное зернышко или с османи (мелкая монета. — Авт. ) . При виде их мы приходили в восторг. Мы видели маленькую икону из трех дощечек, то есть с дверцами: фигуры ангелов на ней величиною с мух, работа — изумительная. Жаль, что люди с такими руками тленны!»

В творчестве Симона Федоровича Ушакова (1626 — 1686), мастера царской Оружейной палаты, крупнейшего русского художника, и других мастеров намечается стремление к реализму. Он имел учеников — Ивана Максимова, Михаила Милютина и многих других. Вокруг него собралась большая группа художников Оружейной палаты. Один из них, Иосиф Владимиров, написал «Послание» к Ушакову (1664) — своего рода теоретический трактат с обоснованием реализма в живописи: близости к природе, необходимости того, чтобы искусство стремилось к красоте и свету, не подавляло, а радовало человека. «Премудрый художник что видит или слышит, то и начертывает в образах или лицах и согласно слуху или видению уподобляет». В «Слове к люботщателем иконного писания» С.Ф. Ушаков, отвечая Владимирову, своему другу, проводит те же принципы реализма, живости, точности, «зеркальности» изображения.

Реалистические тенденции в сочетании с яркими, жизнерадостными мотивами и красками русские мастера проводили и при росписи церквей. Фрески церквей Троицы в Никитниках (возможно, их авторы — Владимиров и Ушаков) в Москве, Ильи Пророка в Ярославле (Гурий Никитин, Сила Савин «со дружиною») и многие другие поражают красочностью и богатством композиций, изобретательностью и оптимизмом, народным духом и обилием бытовых деталей.

В иконах Ушакова явственно проступает «плотский» характер изображаемых лиц — Иисуса Христа и других, хотя и сохраняются традиционные композиция, плоскостная трактовка фигур. Особенно это заметно в «Нерукотворном Спасе», «Древе государства Российского». Его стиль продолжили и развили ученики, сподвижники и современники — смоленский шляхтич Станислав Лопуцкий, армянин Иван (Богдан) Салтанов, их русские ученики Иван Безмин, Карп Золотарев и другие.

Новое направление, несмотря на протесты, противодействие церковников: патриархов, с одной стороны,и раскольников — с другой, развивалось и в дальнейшем.

Черты реализма появляются и в портретном жанре. Если парсуны (портреты) царя Федора Ивановича (1600), князя М.В. Скопина-Шуйского (1610) сделаны в обычной иконописной манере, то более поздние, середины и второй половины века, говорят о стремлении к портретному сходству, реалистическому письму. Таковы портреты царей Алексея (С. Лопуцкий), Федора (И. Богданов), патриарха Никона (И. Детерсон и Д. Вухтерс). На иконах появляются реалистические пейзажи (например, у Тихона Филатьева, конец XVII в.), изображения зданий.

До XVII веке на Руси  не было театра. На протяжении веков его в какой-то степени заменяла обрядовая сторона бытия – проведение свадеб, народных праздников, «игрищ», включавших в себя элементы театрализованного действия.

К XVII веку характер игрищ и роль в них ряженных становится другой. Они теряют свой магический смысл и перерастают в образные театральные представления.

Медвежьи потехи и театр Петрушки оказались наиболее драматизированными формами в искусстве бродячих скоморохов XVII в. Медвежья потеха строилась на внешнем сходстве медведя с человеком, умении зверя ходить на задних лапах, подражать человеческим движениям. Медвежий поводырь извлекал эффект именно из неуклюжести всех действий медведя, который по желанию поводыря и в соответствии с произносимым им текстом пародировал помещика и помещицу, попа и монаха, чиновника и нерадивого крестьянина.

Актеры-кукловоды, один-два человека, разыгрывали небольшие сценки комедийного и сатирического характера, в которых любимым народным персонажем становится Петрушка.

Скоморошный репертуар в значительной степени имел антибоярскую направленность, и разыгрывание скоморохами сцены ≪Как холопы у бояр жир вытряхивали≫ было не единственным в таком роде Насмешкам подвергали они и русское духовенство. Искусство скоморохов с его свободомыслием и утверждением радостей земной жизни находило живой отклик у простых людей города и села. Их веселые представления собирали толпы народа.

В XVII столетии не только сохранились и развивались народные формы тетрализованных представлений, но появились и новые виды театральных зрелищ: придворный и школьный театры со своим репертуаром и исполнителями.

Возникновение придворного театра было связано с тем, что с середины столетия в кругах придворной знати появляется интерес к западноевропейской культуре, к светским ее направлениям и в частности к театру.

Интерес к театральным представлениям возник у Алексея Михайловича и отдельных представителей русского общества XVII в. отчасти под влиянием выходцев с Украины, окончивших Кйево-Могилянскую академию, где театральные представления были широко распространены, и приглашенных в Россию (наиболее ярким представителем которых был Симеон Полоцкий), отчасти в результате рассказов русских людей, побывавших за границей.

Задолго до первой в России театральной постановки (1672 г.) царь ≪ Алексей Михайлович делал попытки завести придворный театр. В черновой ≪росписи≫ 1660 г. с собственноручными поправками и вставками царя, адресованной английскому купцу Гебдону, рядом с другими поручениями предлагалось ≪призвать... в Московское государство из немецких земель... мастеров комедию делать≫. Упоминание о ≪мастерах комедию делать≫ было вписано рукой самого царя.

Информация о работе Шпаргалка по истории России