Шпаргалка по истории России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 17:43, шпаргалка

Краткое описание

Системный кризис 70-80-х годов XVI века.
Системный кризис – кризис всего: системы управления, общества, социальных групп, семьи, культуры. Его можно преодолеть, но есть точки невозврата. Для России возникла именно такая точка. Существуют следующие элементы системного кризиса: династический, экономически, социальный и духовный.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Экзаменацонные вопросы по истории Росии.docx

— 235.26 Кб (Скачать документ)

Победителям досталось 136 пушек. 19 июня русские вошли в разрушенную крепость. Азов стал базой, опорным пунктом России на южных рубежах.

 

  1. Освоение Сибири и Дальнего Востока во второй половине XVII в. Русские землепроходцы.

Происхождение слова «Сибирь» до конца не установлено. «Сибирь» (сэбэр) дословно можно перевести с тюркского, как мети, подметай, то есть метет ветер, пурга и т. д.

По версии З. Я. Бояршиновой, этот термин происходит от названия этнической группы «сипыр», позднее - к тюркоязычной группе, жившей по р.Иртыш в районе современного Тобольска.

Начиная с XIII века Сибирью начинают называть не только народность, но и местность, где она проживала. Название впервые упоминается у иранских авторов XIII века, на карте впервые обозначено как «Sebur» в Каталонском атласе в1375. В русских летописях XV века Сибирской землёй назывался район в низовьях р. Тобол и по среднему Иртышу.

В период начального освоения в (XVI—XVII веках) Сибирь была классической колонией Московского государства — первопроходцы приходили на земли, слабо заселённые местными племенами, и, действуя где посулами и уговорами, а где и военной силой, закрепляли за собой территорию. Принявшим русское подданство племенам обещалась защита от воинственных соседей и послабление в ясаке. С 1615 по 1763 годы в Москве действовал специальный Сибирский приказ (министерство по делам Сибири) для управления новыми землями. Позднее Сибирь управлялась назначаемыми генерал-губернаторами, некоторые из которых даже не жили в Сибири, а передавали управление землями своим уполномоченным.

Землепроходцы:

  1. зима 1499-1500гг., Семен Курбский и Петр Ушатый: поход в низовья оби на «югру и самоядь»( в ненецко-эвенкийские и ханты-мансийские земли)
  2. 1582г., Ермак: осн. Тюмень (1586), Тобольск (1587)
  3. 1628г., Василий Бугор: в конце 20-хгг. открыл проход от Ангары по ее притоку Илиму, а с него на приток Лены Куту.
  4. 1632г., Петр Бекетов: основал Ленский острог (Якутск)
  5. 1639-40гг., Иван Москвитин: вышел к берегу Тихого океана от Урала
  6. 1648г., Семен Дежнев: проплыл морем от устья Колымы до «Необходимого носа» (мыса)прошел проливом отделяющим Азию от Америки
  7. 1643-46гг., Василий Поярков: из Якутска состоялся поход на Амур
  8. 1649-53гг., Ерофей Хабаров: закрепил за Россией Приамурье, где жили земледельческие племена дауров и дючеров
  9. Владимир Атласов: пересек п-ов Камчатку до Курильских о-в, описал о. Сахалин

 

  1. Состояние русского просвещения и научных знаний в XVII веке.

Общие успехи развития культуры в России в XVII в., появление существенно новых элементов в ней в полной мере могут быть отнесены к школе и просвещению. Уже в XVI в. заметны достижения в этой области. Их результатом был довольно значительный уровень грамотности, достигнутый на Руси к XVII в.

Высок процент грамотности среди купечества, все более расширяющаяся деятельность которого требовала безусловной грамотности. В не меньшей степени это относится к потребностям государственного аппарата. Настоятельно требовали углубления и расширения образования и

внешнеполитические задачи государства, вышедшего на европейскую арену международных отношений. Заинтересована была в росте просвещения и образованности, разумеется, контролируемых ею, и церковь, особенно в период борьбы с расколом.

Заметно возрастает в России интерес с педагогике, методике преподавания, вопросам домашнего воспитания. Теперь уже педагогические идеи выделяются из прежнего синкретизма богословско-нравственных сочинений, разрабатываются в специальных трактатах, составляются целые сборники педагогических сочинений. Особую популярность приобретают трактаты по домашнему воспитанию детей. Одним из наиболее значительных трактатов XVII в. по педагогике является ≪Гражданство обычаев детских≫, в основе которого лежит сочинение Эразма Роттердамского

Специально домашнему воспитанию было посвящено другое сочинение, оформленное как «Предисловие» к сборнику педагогического и нравоучительного содержания, предназначавшемуся князю Петру Михайловичу Черкасскому, «в чину ученичества возлежащему».В «Предисловии» как один из основных методов педагогики вообще и домашнего воспитания в особенности в самом традиционном смысле слова провозглашается телесное наказание — «розга».

В древнерусской педагогической мысли XVII в. ощущается забота о разумной постепенности в воспитании и образовании детей.

В начальных школах обучение велось теми же приемами буквослогательного метода, как и в XVI в. Основными учебными пособиями были все те же псалтырь и часовник. В XVI в. была выработана в главных чертах и форма и состав букваря. Однако если в XVI в. вышло в свет одно (может быть, два) издание букваря, и то не в Москве, а во Льво- ве, то в XVII столетии уже вышло шесть его изданий. В 1634 г. выпустил свой букварь Василий Бурцев, положив за основу виленское издание 1621 г., но снабдив его новым предисловием, рассчитанным на русского читателя. Использование виленского издания Бурцевым представляется вполне закономерным в свете теснейших связей Ррссии с Украиной и Белоруссией в области культуры и просвещения. Букварь Бурцева имел значительный успех и в 1637 г., когда вышел вторым изданием с новым предисловием и нравоучительными стихами.

В 1664 г. был издан ≪Букварь языка словенска≫, в 1679 г.— букварь Симеона Полоцкого, сопроводившего его ≪Предисловием к юношам учитися хотящим≫.

Все буквари, изданные в XVII в., как и букварь XVI в., по содержанию были значительно шире своего названия. Кроме азбуки и уроков грамотности они содержали статьи по вероучению, краткие словари,

статьи педагогического содержания, образцовые письменники. Сродни букварям, но все же особыми видами учебника для начального обучения были азбуки-прописи.

Но азбуковники не содержали сколько-нибудь систематических сведений по той или иной отрасли знаний. Это были, скорее, справочники-пособия, дававшие общие сведения и предварительное знакомство с предметом для дальнейшего расширения сведений о нем в соответствии с методом концентрического обучения. Даже грамматика, изложенная в азбуковнике относительно полно, не могла заменить учебника, достаточного для обучения этому предмету в средней школе. Такой учебник, был напечатан в Москве в 1648 г. Это была / ≪Грамматика≫ Мелетия Смотрицкого, вышедшая первым изданием в Евю (близ Вильна) в 1619 г. ≪Грамматике≫ была придана привычная для учебников того времени катехизическая форма вопросов и ответов. Учебник состоял из четырех частей: орфография, этимология, синтаксис, просодия (т. е. ударения и произношение). Были у ≪Грамматики≫ Смотрицкого и свои изъяны, впрочем, их вполне можно отнести к обычным недостаткам грамматики того времени. Они заключались в том, что формы славянской речи были подогнаны к схеме и нормам греческой грамматики.

Учебники употреблялись в школах. Создание таких школ было событием. Одной из первых по времени возникновения школ (открыта в 1621 г.), где изучались иностранные языки, была лютеранская школа в Немецкой слободе в Москве. В ней изучались латинский и немецкий языки. Среди учеников помимо детей иностранцев было немало и русских. Обучение было всесословным и смешанным. Школа продолжала существовать в течение всего XVII столетия. В какой-то мере автономной, частной школой была и та, которая возникла в 40-е гг. на средства боярина Ф. М. Ртищева при созданном им Андреевском монастыре. В этот монастырь были приглашены ученые иноки из украинских монастырей — Киево-Печерского и Межигорского.

В середине XVII в. в Москве существовала еще одна школа. В ней, согласно Олеарию, в 1649 г. преподавался как греческий, так и латинский язык. Старцем греком Арсением, возглавившим школу в 1651 г., была составлена их азбука, в предисловии к которой он говорит о возможных трудностях при изучении этих языков.

Чудовская школа значительно окрепла после перехода в нее Епифания Славинецкого. Она продолжала существовать и в 50-е и 60-е гг.

Одновременно с патриаршей чудовской школой в Москве начиная с 1664 г. существует и государственная школа, предназначенная для обучения подьячих Приказа тайных дел. Ее организовал в Заиконоспасском монастыре Симеон Полоцкий.

Таким образом, во второй половине XVII в. в Москве возникает несколько школ, в которых изучались не только иностранные языки, но и предметы, связанные с более широким характером образованности.

В связи с этим все более'на повестку дня выдвигался вопрос о создании высшего учебного заведения. Значительным этапом в деле его подготовки была ≪Академическая привилегия≫ 1682 г.

В октябре 1687 г. в Заиконоспасском монастыре открылась и сама академия во главе с учеными греками Иоанникием и Софронием Лихудами, которая получила название Славяпо-греко-латинской. В ее состав влились ученики Богоявленской и Типографской школ. Это было первое учебное заведение, ставившее своей целью широкое образование. Славяно-греко-латинская академия открывалась для людей «всякого чина, сана и возраста» и предназначалась для подготовки высшего духовенства и чиновников грсударственной службы. Академия сыграла большую роль в развитии русского просвещения в конце XVII и первой половине XVIII в.

 

  1. Русская литература в XVII веке.

В XVII столетии авторитет религиозных идей и книг был еще весьма значителен, но светская литература находила себе все более много численных читателей и становилась заметным явлением культуры" Вместе с тем усилилась и дифференциация литературы. Этот"'процесс ясно выразился сначала в обособлении публицистической литературы, а затем и в развитии сатирическо-бытовых повествовательных произведений, положивших начало собственно художественной литературе.

 Для художественно-публицистических  произведений начала XVII в характерно, с одной стороны,

стремление к предельной объективности в освещении действительности, а с другой — широкое обращение писателей к фольклорному материалу.

Для, и с т о р и ч е с к и х повестей этого столетия типичен интерес не к событиям отдаленного прошлого, наблюдаемый в литературе более ранних периодов, а, как правило, к историческим фактам, происшедшим совсем недавно, именно таковы известные повести об Азове. До нас дошли три сюжета, относящиеся к взятию казаками турецкой крепости Азова и к обороне захваченной крепости от огромной турецкой армии. Эти события происходили в 1637 и 1642 гг.

Повести азовского цикла свидетельствуют о сближении поэтики этого художественного жанра со структурой деловых документов. Возникает своего рода ≪приказно-литературный стиль≫15.

В XVII в. известны в небольшом числе и традиционно-исторические повести. Таковы, например, повести о начале Москвы16, созданные на легендарном материале.

Б ы т о в ы е повести этого периода всесторонне используют достижения литературы XII—XVI столетий. Давно начавшаяся трансформация житийного жанра, его движение по направлению к повести в XVII в.окончательно завершается. Возникают выдающиеся повести-жития.

Исключительным по художественному совершенству явлением литературы надо признать ≪Житие протопопа Аввакума, им самим написанное≫— полемически заостренные мемуары одного из самых активных деятелей старообрядчества. Создавая собственное ≪Житие≫, вождь старообрядчества не столько стремился возвеличить себя, сколько на примере многих пережитых им страданий возбудить такой же дух борьбы в других ≪ревнителях древнего благочестия≫. Сочинение Аввакума лишено рассудочности. В его основе лежит возмущенное чувство религиозного фанатика, мировоззрение которого отличается характерным для средневековья традиционализмом. В ≪Житии≫ мастерски изображены сложные и противоречивые характеры, в особенности личность самого Аввакума — человека страстного, импульсивного, глубоко чувствующего, способного от гневного обличения и жестокости мгновенно перейти к нежности и сочувствию. Композиция произведения носит свободный характер. Язык ≪Жития≫ в основном прост и доступен, рассчитан на широкую аудиторию, не употреблявшую ≪словес красных≫. Автор не брезгует бранью, использует множество глаголов, выражающих чувства, движение. Это придает стилю произведения динамичность, согласующуюся с подвижным, холерическим темпераментом Аввакума.

Писателей XVII в. гораздо сильнее, чем раньше, привлекает сфера быта, повседневной жизни людей. Ранее героями распространенных произведений были святые подвижники, князья, странствующие витязи и полуфантастйческие персонажи (в переводных повестях и апокрифах). Теперь на первый план часто выступает простой человек, лишенный исключительных, идеальных черт, присущих средневековым героям. Для его изображения почти не используется гиперболизация. На смену средневековой идеализации приходит принцип ,изображения типического, широко представленного в реальной жизни.

В XVII столетии возрастает интерес к занимательным переводным повестям приключенческого содержания. /Это было вызвано необычностью их тематики и экзотической окраской произведений. Из Польши проник в русскую литературу восходящий к французскому рыцарскому роману XV столетия сюжет повести о рыцаре Петре Златых ключей. В значительном количестве списков имела хождение и повесть об Аполлонии Тирском, созданная на основе греческого романа III в., прошедшего ряд обработок в европейских литературах.

Информация о работе Шпаргалка по истории России