Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 13:58, реферат
XVIII столетие—начало синодального периода в истории русской православной церкви. С одной стороны ее поставили под жесткий контроль светской, гражданской власти, и она превратилась, по существу, в часть бюрократического аппарата государства. С другой — церкви пришлось выдержать напор сектантских вероучений, староверия, вольнодумных идей и течений, вплоть до атеистических. Цель работы – на основании русской и советской литературы определить особенности истории русской церкви в XVIII веке.
Введение……………………………………………………………………....стр.3
Гл.1. Церковная реформа Петра I. Основное содержание реформы……...5
Предпосылки проведения церковной реформы…………………………….5
Этапы церковной реформы…………………………………………………...7
«Регламент» и создание Святейшего Синода……………………………...10
Гл.2. Отражение реформы в государственном и церковном правосознании…………………………………………………………………..14
2.1 Реакция церковных иерархов на реформу…………..………………..……14
2.2 Отношение органов государственного управления к церкви…………….16
Гл.3. Русская церковь после Петра Великого………………...……..……...18
3.1 Церковь в царствование императрицы Екатерины I (1725-1727)………...18
3.2 Церковь в царствование Петра II (1727-1730)……………………………..20
3.3 Церковь в царствование императрицы Анны Иоанновны (1730-1740)….21
3.4 Церковь в царствование императора Иоанна VI Антоновича (1740-1741)……………………………………………………………………….24
3.5 Церковь в царствование императрицы Елизаветы Петровны (1741-1761)……………………………………………………………………….25
3.6 Русская церковь в царствование Екатерины II (1762-1796)………………27
3.7 Русская церковь в царствование Павла I (1796-1801)……………………..31
Заключение……………………………………………………………………...32
Список использованных источников………………………………………..33
Русская церковь в XVIII веке
РЕФЕРАТ
по отечественной истории
Мурманск
2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Гл.1. Церковная реформа Петра I. Основное содержание реформы……...5
Гл.2. Отражение реформы
в государственном и церковном правосознании……………………………………………
2.1 Реакция церковных иерархов на реформу…………..………………..……14
2.2 Отношение органов государственного управления к церкви…………….16
Гл.3. Русская церковь после Петра Великого………………...……..……...18
3.1 Церковь в царствование императрицы Екатерины I (1725-1727)………...18
3.2 Церковь в царствование Петра II (1727-1730)……………………………..20
3.3 Церковь в царствование
императрицы Анны Иоанновны (
3.4 Церковь в царствование
императора Иоанна VI Антоновича
(1740-1741)…………………………………………………
3.5 Церковь в царствование
императрицы Елизаветы
3.6 Русская церковь в царствование Екатерины II (1762-1796)………………27
3.7 Русская церковь в царствование Павла I (1796-1801)……………………..31
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………..33
Введение
XVIII столетие—начало синодального периода в истории русской православной церкви. С одной стороны ее поставили под жесткий контроль светской, гражданской власти, и она превратилась, по существу, в часть бюрократического аппарата государства. С другой — церкви пришлось выдержать напор сектантских вероучений, староверия, вольнодумных идей и течений, вплоть до атеистических. Гениально-яркая, волевая личность царя Петра стала проводником и исполнителем этого перелома в неотвратимом всемирно-историческом процессе меняющихся взаимоотношений церкви и государства.
Церковная политика Петра, как и его политика в других сферах государственной жизни, была направлена, прежде всего, на как можно более эффективное использование церкви для нужд государства, а если конкретнее - на выжимание из церкви денег на государственные программы, прежде всего на строительство флота. После путешествия Петра в составе Великого посольства его занимает еще и проблема полного подчинения церкви своей власти.
Поворот к новой политике произошел
после кончины патриарха
Сложившиеся отношения между церковью и властью требовали нового юридического оформления. И в 1721 г. видный деятель Петровской эпохи Феофан Прокопович составляет Духовный регламент, который предусматривал уничтожение института патриаршества и образование нового органа - Духовной коллегии, которая вскоре была переименована в "Святейший правительственный Синод", официально уравненный в правах с Сенатом.
Так начался новый период в истории Русской церкви.
Цель работы – на основании русской и советской литературы определить особенности истории русской церкви в XVIII веке.
Это предполагает освещение основных элементов данной темы: предпосылки и особенности церковной реформы Петра I, отражение реформы в государственном и церковном правосознании, русская церковь после Петра Великого, что является основными задачами данной работы.
В системе Петровских преобразований Церковная реформа не была случайным эпизодом. Скорее напротив. В общей экономии эпохи эта реформа была вряд ли не самой последовательной и принципиальной. Это был властный и резкий опыт государственной секуляризации[1, c. 465].
Пётр Великий - первый, кто осмелился провести радикальные преобразования русской православной церкви, и на это у него были веские причины:
1. Реакцией на насильственную модернизацию, которую проводил Пётр в России, явилась жесткая оппозиция широких слоев общества, в том числе и духовенства. Церковь могла призвать население к открытому сопротивлению реформам Петра, поэтому его целью было подчинение церкви монарху. Тогда бы церковь не сопротивлялась, а поддерживала преобразования светской власти.
2. Пётр стремился к
единому административному
3. Вмешательство государства
в церковные дела отчасти было
обусловлено и необходимостью
навести порядок в управлении
огромными богатствами,
4. В XVII-XVIII веках Западная
Европа переживает процесс
Церковные реформы Петра охватывают период с 1701 по 1725 гг., который в свою очередь делится на четыре этапа.
На первом этапе (1701 – 1705 гг.) была произведена фактически полная секуляризация церковных имений и богатств. В 1701 г. для управления имуществом патриаршего и архиерейских домов, а также монастырей, в том числе принадлежавшими им крестьянами, был создан Монастырский приказ во главе с И.А. Мусиным-Пушкиным. В этот приказ должны были поступать все сборы с жителей церковно-монастырских земель [2, c. 236], т. е. он становился, за исключением духовных дел, хозяином всех церковных вотчин и их населения. Юридически церковные вотчины остались, принадлежащими духовенству, но фактически управление вотчинами и распоряжение доходами с них перешли к государству. Таким образом, Пётр теперь мог использовать доходы церкви на нужды государства, а саму церковь монарх поставил в экономическую зависимость от государства и тем самым ограничил её политическую независимость.
Во время второго этапа (1705 – 1720 гг.) изменяется первоначальный план проведения реформы: правительство отказывается от полной и переходит к частичной секуляризации духовных владений. Дело в том, что раньше Монастырский приказ сам собирал доходы со всех церковных владений и выдавал монастырям. На втором этапе реформ государство отказалось от полной секуляризации церковных владений. Если раньше доходы со всех церковных земель поступали в Монастырский приказ, а от туда духовенству выплачивались необходимые на его содержание суммы, то теперь все духовные вотчины были разделены на две части: одна часть вотчин, доходы с которой шли на содержание владельцев, переходило в их непосредственное управление, то есть возвращалось им (эти вотчины поучили название "определенных"); другая часть вотчин, доходы с которой поступали в Монастырский приказ, оставались в управлении приказа (эти вотчины стали называться "заопределенными"). Основная причина этих изменений заключается в том, что, проведя в 1701 – 1704 гг. описания монастырских вотчин и узнав реальные доходы церкви, правительство увидело, что многие монастыри не могут дать казне никакого дохода, и поэтому пришло к мысли, что гораздо проще и менее обременительно для него взять в свое управление лишь те вотчины, доходы с которых прибыльны, возвратив остальное прежним владельцам.
На третьем этапе реформ (1720 – 1721 гг.) было реорганизовано высшее церковное управление. Патриаршество, при котором все духовенство и богатство церкви управлялось патриархом, было упразднено. Теперь деятельностью церкви руководил не один человек, а духовная коллегия, Синод. Коллегия – это вариант бюрократии, где власть главного чиновника ограничена полномочиями других членов коллегии. Такая форма управления церковью позволяла светской власти влиять на решения Синода, вызывая благосклонность или оказывая давление на отдельных его членов. Кроме того, Синод подчинялся непосредственно императору, что еще больше ограничивало самостоятельность церкви. В 1918 г. началась разработка устава новой духовной коллегии, Духовного Регламента. В феврале 1720г. высшие духовные сановники одобрили проект духовной коллегии. 14 февраля 1721 г. манифестом императора, без всякого церковного собора, был учрежден Святейший Правительствующий Синод.
Еще одним симптомом поглощения церковной власти государственный стал институт синодальной прокуратуры. Для наблюдения за правильностью исполнения Духовного регламента, течением дел и дисциплиной в Синоде, в мае 1722 г. вышел указ об установлении особой должности – обер-прокурора Синода [2, c. 245]. Он должен был стать "оком государевым" в высшем церковном управлении. Обер-прокурор подчинялся генерал-прокурору Сената и должен был докладывать о состоянии дел в Синоде непосредственно императору. Таким образом, при реорганизации высшего управления церковью была значительно ограничена ее самостоятельность. Но по-прежнему церковь обладала значительными богатствами, судебными функциями и сильным влиянием на население страны. Кроме того, сумев расположить к себе монарха и оказав на него сильное влияние, духовенство могло добиться благоприятных условий для защиты своих интересов.
На четвертом этапе реформ (1722-1725гг.) проводилась реорганизация социальной структуры духовенства (унификация иерархии церковных чинов, учреждение штатов церковнослужителей, чистка их рядов от нежелательных и случайных лиц) и наметилась тенденция лишения духовенства прав владения и управления своими вотчинами и передачи этих прав государству. Данные подушной переписи населения были использованы государством для учета и классификации низшего духовенства. Для церковнослужителей были определены штаты: один священник на 100-150 дворов прихожан. Священники, не нашедшие вакантных мест, и причетники (самый низший духовный сан) переводились в податное сословие, приравнивались к крепостным.
Постоянные задержки Синода
по предоставлению отчетов об экономическом
состоянии духовных владений, а также
рост сумм, невыплаченных Синодом
в казну, убеждали Петра I о необходимости
лишить Синод хозяйственных прав,
оставив ему только дела духовные.
Перед самой своей смертью
Петр преобразовал монастырский приказ
в камерконтору. Скорее всего, в дальнейших
своих планах император хотел
подчинить камерконтору камерколлегии,
чисто государственному учреждению:
лишив тем самым Синод
В 1700 году скончался патриарх Адриан. С его смертью закончился патриарший период в жизни церкви. Однако, для современников кончина патриарха не показалась водоразделом двух каких-либо эпох или периодов. Петр вряд ли предполагал тогда отменять патриаршество. Занятый прежде всего военными делами, царь не имел времени, чтобы найти подходящую кандидатуру на этот высокий пост. Патриарший трон остался вакантным, а епархией патриарха назначался управлять местоблюститель. Им стал митрополит Рязанский Стефан Яворский. Ему вместе с собором архиереев и было поручено вершить церковные дела. Такое управление было явно временным, но до 1718 года у Петра не хватало времени, чтобы обратиться к проблемам церкви. Только после дел царевича Алексея и епископа Досифея Петр высказал желание реформировать управление церковью на основе коллегиальности [5]. Феофан Прокопович получил задание написать для будущего высшего церковного управления проект создания новой Коллегии. «Регламент» был общим делом Феофана Прокоповича и самого Петра [1, c.468].
Проект этот под названием
"Духовный регламент" был написан
к февралю 1720 г. После утверждения
его Сенатом и Освященным Собором,
после сбора подписей под ним
епископов и степенных
Основания для замены Патриаршего управления синодальным подробно изложены в предисловии к самому "Духовному регламенту":