Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 03:12, реферат
Возникновение государства - закономерный этап в развитии общества. На него влияет множество факторов, находящихся в сложном взаимодей¬ствии друг с другом. Одним из крупнейших государств европейского Средневековья стала в 9-12 вв. Киевская Русь. И определенную роль в становлении этого государства сыграли скандинавы в начальный период становления государства, период правления первых киевских князей.
Вопрос о происхождении государственности на Руси освещался в различ¬ные периоды истории с учетов политических и династических факторов. В 18 в. немецкие ученые на русской службе Г. Байер, Г. Миллер разработа¬ли норманнскую теорию, согласно которой государство на Руси было создано норманнами (варягами). Против этой концепции выступил М. Ломоносов, положив начало полемике между норманистами и антинорманистами.
Введение…………………………………………………………………………3
1.Признаки государственности у славян накануне прихода варягов.
Призвание варягов по «Повести временных лет»…………………………6
2. Гипотеза о модели шведского государства на Востоке как следствия
походов викингов в эпоху норманнских завоеваний ………………..…..10
3.Расселение на Руси скандинавского этноса по данным археологии.
Социальная принадлежность пришельцев…………………………....…..13
4.Скандинавы в системе органов власти в древнерусском государстве…….............................................................................................19
Заключение…………………………………………………………………….25
Список использованных источников и литературы……………………...27
В скандинавской научной литературе летопись Нестора воспринимается как важный литературный источник, сообщающий о деятельности викингов на Вос¬токе, как источник, относящийся к нача¬лу 12 века и повествующий о правлении скан¬динавских князей в Киеве. Указывается, что материал летописи состав¬лен на основании ряда фрагментов, взятых у греческих хронистов, а также текстов, состав¬ленных некоторыми ранними летописцами, и двух-трех мирных договоров, заключенных ме¬жду греками и скандинавами. Летопись Нестора, по мнению ученого, говорит об изгнании сканди¬навов после их первых попыток ввести налого¬обложение в стране. Но из-за продолжающих¬ся беспорядков они были призваны вновь, и три брата: Рюрик, Синеус и Трувор (или один Рюрик, если по-другому переводить летописные слова) вернулись. После смерти своих братьев Рюрик поселился в Новгороде и принял власть во всем княжестве.
Зарубежные ученые апеллируют также другими источниками. Х. Арбман говорит: «Более богатый материал о деятельности викингов на востоке в этот период времени, возможно, связан с воспоминаниями военных, участвовавших в похо¬дах, и с информацией, сохранившейся в Варяж¬ской саге, которая появилась на территории Южной Руси; некоторые из этих повествова¬ний были включены в исландские саги, так как в жизни любого норвежского воина тот факт, что он являлся частью гвардии варангов (скандинавских наемников в Восточной Импе¬рии), был очень запоминающимся событием.»
Более определенные свидетельства,
как считает Арбман, исходят от
франкских «Вертинских Анналов»
В целом, считают зарубежные ученые, можно сделать предположение, что к 839 году на верхней Волге уже было организовано независимое шведское го¬сударство по примеру моделей государств бул¬гар и хазар, однако это гипотеза требует еще разработки.
3.Расселение на Руси
скандинавского этноса по
Архео¬логические данные
показывают, что шведы во¬шли
в соприкосновение с Востоком
через торговый путь по Волге.
Кем же были по социальному
статусу эти шведы? Те, кого
источ¬ники называют «
Литературные источники,
предоставляющие различного рода информацию
об Альдейтьюборге, сохранившуюся в
ранних норвежских са¬гах, являются поздними
произведениями, не подлежащими верификации.
Старейшие саги сообщают о событии,
которое предположитель¬но
Поэма из Ста¬рой Ладоги, как бы ее ни интерпретировали, полна туманного символизма, так же как поздние развитые формы скальди¬ческой поэзии 10 века.
Мы обладаем свидетельствами
о том, что территория Старой Ладоги
продолжала засе¬ляться, при этом она
не была простым кре¬постным убежищем,
но являлась настоящим укрепленным
городом. Дома там строились один
к одному, и когда один дом разрушался,
другой возводился в сжатые сроки
над ним. Тип строения, кото¬рый использовали
жители Старой Ладоги, сна¬чала представлял
собою большой дом с двумя
комнатами, в то время как для
более поздних слоев характерно
строительство небольших
Окончательно вопрос о происхождении пер¬вых жителей этой местности может быть решен, только когда будут найдены их захоронения. К на¬стоящему времени исследованы далеко не все курганы, которые в большом количестве рас¬положены вдоль рек Волхов, Сясь, Воронега, Паша и Оять, занимающих территорию к югу и юго-западу от Ладоги, и также вдоль Свири, главного пути на восток, между Ладожским и Онежским озерами. Изученными можно счи¬тать около 400 погребений (однако некоторые не очень удовлетворительно), которые пред¬ставляют два типа. Один из них связывают с финнскими племенами, в то время как дру¬гой - с выходцами из Швеции. Первые швед¬ские поселенцы прибыли на территорию Ста¬рой Ладоги в середине 9 века. Они дошли до верховий Невы и пересекли Ладожское озеро. Некоторые из них остались жить в этих мес¬тах, тогда как другие продолжили путь к Вол¬ге, переплыв Онежское озеро и повернув на юг к Вытегре, а потом на восток. Затем ладьи тащили волоком по земле до Ковши, где их ставили на воду, и откуда уже можно было плыть через Шексну до Волги, достигавшей здесь в ширину половины мили. Оттуда легко можно было добраться до великого торгового города булгар в излучине Волги.
В конце 9 и в 10 столетии район
Ладоги подвергся постепенной
В настоящее время мы не
можем четко оп¬ределить
При этом на Волге не могло быть подоб¬ных шведских поселений, поскольку многие волжские большие города появились задолго до прихода на территорию Руси викингов и были связаны с торговлей пушниной.
Встречаю¬щиеся изредка погребения в районе верхней Волги, свидетельствуют о внезапных смертях купцов, участвовавших в торговых предпри¬ятиях, но исследователи находят также неболь¬шие скандинавские кладбища, которые, скорее всего, появлялись при постоянных поселениях в таких местностях княжеств Ярослава и Влади¬мира, которые напоминали скандинавам о сред¬ней Швеции. Некоторые из этих погребений, относящихся к 10 веку и, возможно, к самому началу 11 века, содержат предметы сканди¬навского и финского происхождения.
Шведы не ограничились поселениями
в районе Старой Ладоги. К великим
торговым центрам Руси -Нов¬городу
и Киеву - вели два главных пути.
Пер¬вый путь проходил в южном
направлении от Ладожского озера, через
Старую Ладогу, вниз по Волхову к
Новгороду. Оттуда купцы продвигались
через озеро Ильмень, вверх по
Ловати, Усвяче и Каспле, затем ладьи
вытаскива¬ли на берег и тащили посуху
до Днепра к западу от Смоленска. Двигаясь
другим путем, по Даугаве (нем. Дюна), они
достигали бли¬жайшей к Днепру точки,
проходили через стены
Новгород наравне с Киевом был важен для скандинавов, обосновавшихся на территории Руси согласно Летописи Нестора, именно в 862 году Рюрик и первые скандинавы посели¬лись на Волхове, к северу от озера Ильмень. «И от тех варягов прозвалась Русская земля писалась. Новгородцы же - те люди от варяжского рода были славяне»-писал Нестор. Константин Багрянород¬ный в своем сочинении «Об управлении Импе¬рией» (около 950 года) пишет, что «Однодревки, приезжающие в Константинополь из внешней Ру¬си, идут из Невогарды [Новгорода], в которой сидел Святослав, сын русского князя Игоря» .
В то время население Новгорода, без сомнения, в основном было славянским.
Недавние раскопки позволили проследить развитие Новгорода от 900 года и далее. Среди новгородского археологического материала обнаружено очень мало предметов скандинавского происхожде¬ния. О контакте славянских племен со Скан¬динавией свидетельствуют только овальная фи¬була 10 века и несколько фибул в виде колец. Может быть, больше предметов можно найти на восточном берегу, где, как известно, находи¬лась более поздняя часть купеческого поселения.
Киев стоял на крутом западном
берегу Днепра, который не был особенно
значительным в этой части, составляя
в ширину около полови¬ны мили.
И только весной, когда потоки раста¬явшего
снега наполняли Днепр, он достигал
шести миль в ширину. Две недели
после ледо¬хода поток тающего
снега прибывал в течение шести
недель. В середине апреля уровень
воды достигал высшей отметки, поднимаясь
на шесть футов выше нормы. Эти
данные хорошо со¬гласуются с данными,
которые предоставляет нам
Таким образом, археологические данные – раскопки городищ, захоронений – показывают присутствие скандинавского населения, особенно в Северной Руси, в начале торгового пути из варяг в греки.
4.Скандинавы в системе
органов власти в
Восемнадцатая глава
летописи Нестора име¬ет
Константин Багрянородный сопровождает свое описание о сборах торговых кораблей скандинавских купцов в Киеве сообщениями об их жизни. «Зимний и суровый обряд жизни этих самых руссов таков. Когда наступит но¬ябрь месяц, князья их тотчас выходят со всеми руссами из Киева и отправляются в полюдье, т. е. круговой объезд, и именно в славянские земли вервианов [древлян], другувитов, криви¬чей, севериев [северян] и остальных славян, платящих дань руссам. Прокармливаясь там в течение целой зимы, они в апреле месяце, ко¬гда растает лед на реке Днепре, снова возвра¬щаются в Киев. Затем забирают свои однодревки, как сказано выше, снаряжаются в Романию» . Это описание относится к 950 году. Для столь орга¬низованного сбора дани уже было необходимо значительное число скандинавов. Константин сообщает, что ладьи в Византию приходили из Смоленска, Чернигова, Телюцы и Вышеграда, так же как из Киева, и проводившиеся раскоп¬ки в двух названных выше городах открыли много скандинавского материала, относящегося главным образом к 10 веку.