Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 19:06, реферат
Целью данной работы является создание объективного и целостного представления об изучаемом периоде.
Исходя из цели работы, были определены следующие задачи:
Проследить предпосылки прихода к власти Михаила Фёдоровича
Определить степень влияния личности (Михаила Фёдоровича и Филарета) на ход исторического развития
Изучить преобразования, проведённые за годы правления Михаила Фёдоровича
Введение -1-
I Родословная Михаила Фёдоровича -2-
II Опала Романовых -2-
III Романовы в период Смуты -4-
IV Венчание Михаила Фёдоровича на царствование -6-
V Преобразования первых Романовых -7-
Первый период правления 1613-1619гг.
Второй период правления 1619-1633гг. Период двоевластия.
Финансовая реформа
Формирование всероссийского рынка
Ужесточение положения крестьян
Административная реформа
Военная реформа 1631-1634гг. Создание полков нового строя
Благоустройство Москвы после Смуты
Основание немецкой слободы
Смоленская война
Расширение территории России
VI Дело о последнем самозванце Смуты Иване Дмитриевиче -16-
VII Семья Михаила Фёдоровича -16-
Заключение и основные выводы -20-Источники
К концу 20-х гг. XVII в. московское правительство смогло восстановить старую военную систему, но возрожденная русская армия имела недостаточный опыт, поэтому русское командование испытывало вполне обоснованные сомнения в боеспособности своих вооруженных сил. Из 92 555 человек, числившихся на службе в 1630 г., лишь около 20 тыс. могло выступить в поход в составе полевой армии; остальные 72,5 тыс. человек находились на городовой службе. Тогда решено было подготовить в качестве ударной группировки несколько солдатских полков, обученных тем же приемам ведения военных действий, что и польские войска. Помощь в подготовке полков "нового строя" оказала союзная России Швеция и дружественная Голландия. В эти страны для закупки больших партий вооружения (мушкетов, пик, шпаг), найма офицеров и солдат направили находившихся на русской службе полковников А. Лесли и Г. ван Дамма. Из навербованных иностранцев сформирован был 1-й драгунский полк (полк «Нового (иноземного) строя). Драгуны сражались в составе конницы, но могли воевать и в пешем строю. Они были вооружены мушкетами, шпагами, бердышами и короткими пиками.
В апреле 1630 г. в Ярославль, Кострому, Углич, Вологду, Новгород и другие города были посланы грамоты о наборе на службу беспоместных детей боярских,
-11-
которым предписывалось быть в "ратном наученье" в Москве у полковников-иноземцев.
Запрещалось "писать в службу" тех из них, "за которыми поместья есть". Всем зачисленным в строй обещали жалованье в размере 5 руб. человеку в год и кормовые деньги по алтыну в день. Кроме того, каждый получал казенную пищаль, порох, свинец. Организовывалось 2 полка, по 1000 человек в каждом. Указанной грамотой было положено начало комплектованию и формированию полков "нового строя".
Судя по тексту грамоты, правительство
намеревалось создать новые полки
исключительно из детей боярских,
не имеющих возможности нести
полковую службу (из-за скудного материального
положения), сформировав дворянскую
пехоту нового строя. Однако жизнь внесла
в эти планы серьезные
К сентябрю 1630 г. число записавшихся в солдатские полки детей боярских не превышало 60 человек. Из Великого Новгорода в солдатское "научение" прислали всего 8 беспоместных детей боярских. Попытка сформировать указанные полки из одних детей боярских успеха не имела, ибо солдатская служба их не прельщала. Тогда правительство смягчило условия найма, разрешив записываться в солдаты татарам, новокрещенам, казакам, их родственникам и домочадцам. В результате к декабрю 1631 г. в двух солдатских полках числилось уже 3323 человек. К этому времени состав каждого солдатского полка был установлен в 1600 рядовых и 176 начальных людей, как правило, из иноземцев "старого" и "нового выезду". Оба полка делились на 8 рот во главе с полковником, полковым большим поручиком (подполковником), майором (сторожеставцем или окольничим) и пятью капитанами. В каждой роте полагалось быть поручику, прапорщику, трем сержантам (пятидесятникам), квартирмейстеру (станоставцу), каптенармусу (ружейному дозорщику), шести капралам (есаулам), лекарю, подъячему, двум толмачам, трем барабанщикам и 200 рядовым солдатам, в том числе 120 пищальникам (мушкетерам) и 80 копейщикам (пикинерам). Т.о. в России формируются рейтарские полки. Термин «рейтар» в переводе с немецкого означает «чёрный всадник». Действительно среди рейтаров было много простолюдинов. В отличии от драгунов они сражались только на конях. Лошади русских как впрочем и скандинавские лошади шведов, проигрывали чистокровным турецким коням. Зато государство имело возможность в избытке снабдить своих рейтаров огнестрельным оружием, а их полки — подготовленным офицерским составом. Большое внимание уделялось боевым качествам рейтаров. Царь Алексей Михайлович писал « накрепко приказывай, … полуполковником и началным людем рейтарским и рейтаром, чтобы отнюдь никоторой началной, ни рейтар, прежде полковничья указу и ево самово стрелбы карабинной и пистонной, нихто по неприятеле не палил. А полковники бы, за помощию Божиею, стояли смело, и то есть за помощию Его Святою. Да им же, начяльным, надобно крепко тое меру, в какову близость до себя и до полку своего неприятеля допустя, запалить, а не так, что полковник или началные со своими ротами по неприятелю пропалят, а
-12-
неприятели в них влипают, и то стояние и знатье худое и неприбылно… Добро бы, за помощию Божиею, после паления рейтарского или пешего строя, неприятельския лошади побежали и поворачивались… И ружья в паленье держали твердо и стреляли они же по людям и по лошадем, а не по аеру» [4].
Новосформированные рейтары сразу выделились среди русской конницы выучкой и снаряжением, привлекая к себе внимание иноземцев: «Конница щеголяла множеством чистокровных лошадей и хорошим вооружением. Ратные люди отчётливо исполняли все движения, в точности соблюдая ряды и необходимые размеры шага и поворота. Когда заходило правое крыло, левое стояло на месте в полном порядке, и наоборот. Со стороны эта стройная масса воинов представляла прекрасное зрелище», — писал польский хронист Веспасиан Коховский в 1660 году [4].
В начале 1632 г. число солдатских полков увеличилось до шести. Правительство стало привлекать в солдаты "вольных охочих людей", что дало положительные результаты: именно ими были укомплектованы последние солдатские полки.
До нас не дошло сведений о том, чему и как учили иноземцы первых русских солдат, но известно, что в течение нескольких месяцев усиленного обучения они должны были получить необходимые навыки в обращении с оружием и в строевой службе. Упоминание о разделении солдат на пищальников и копейщиков свидетельствует о том, что в бою стрелки-мушкетеры должны были действовать отдельно от колонн пикинеров. Используя для ратного "научения" иностранных офицеров, правительство стремилось подготовить низший командный состав из среды русских людей. Русские рейтары были очень дорогим для казны видом конницы: до 35 000 рублей в год тратились только на жалование одного полка, кроме того, полк снабжался за казённый счёт оружием, знамёнами и лошадьми.
Благоустройство Москвы после Смуты
За годы правления Михаила Федоровича столица государства — Москва была восстановлена от разрушительных последствий Смутного времени, здесь развернулось интенсивное строительство. В Кремле в 1624 году по указу царя близ колокольни Иван Великий была воздвигнута Филаретовская звонница (мастер Б. Огурцов; взорвана в 1812, восстановлена в 1814). В 1624-1625 годах над Фроловской (ныне Спасской) башней Кремля был сооружен каменный шатер и установлены новые часы с боем (1621, мастер Х. Головей). В 1626 году после пожара в Москве (особенно пострадал Китай-город, в Кремле выгорели все палаты, были уничтожены книги и документы) были восстановлены царские дворцы, в Китай-городе построены новые торговые лавки. В 1635-1637 годах на месте парадных покоев 16 века для Михаила Федоровича был построен Теремной дворец. По царскому указу 1621 году в Москве был создан самостоятельный Иконный приказ с иконописной палатой, которые в 1640-х годах были присоединены к Оружейной палате. При Михаиле Федоровиче были заново расписаны все кремлевские соборы, в том числе Успенский (1642), церковь Ризоположения (1644). В 1642 году началось строительство собора
-13-
Двенадцати апостолов в Кремле. По указу Михаила Федоровича в 1633 году в Свибловой башне Кремля были установлены машины для подачи воды из Москвы—реки в Кремль (отсюда современное название башни — Водовзводная). В 1632 году между Тайницкой и Водовзводной башнями возникло предприятие по обучению бархатному и камчатному делу мастера Ивана Дмитриева — Бархатный двор. Центром текстильного производства при Михаиле Федоровиче была Кадашевская слобода с государевым Хамовным двором, перестроенным в 1625 году. Из Твери в 1620 году в Москву была переведена ткацкая слобода (Константиновская, или Тверская). Тверские ткачи были поселены на левом берегу Москвы-реки, близ Новодевичьего монастыря. Специально для Михаила Федоровича в Замоскворечье между Москвой-рекой и ее старицей (район современных Водоотводного канала, Садовнических набережной и переулка) был разбит Новый государев сад, в отличие от старых государевых садов, погибших при пожаре в 16 веке. Близ Нового сада возникли три садовые слободы; подобные сады были и в дворцовой вотчине Романовых Измайлове. В начале 17 века в селе Рубцово, на правом берегу Яузы, был построен царский дворец. Начал строиться царский дворец и в селе Коломенском (завершен после смерти Михаила Федоровича). В Зарядье на территории двора бояр Романовых был основан мужской Знаменский монастырь.
Основание немецкой слободы
Иноземцы (на Руси их называли "немцами" - т. е. немыми, не говорящими на русском языке) стали селиться на берегах Яузы еще при царе Иване IV Грозном. На Кукуе селили пленных, а затем и приезжавших в Россию иностранцев. Жители Немецкой слободы занимались различными ремеслами и мукомольным промыслом. В Смутное время Немецкая слобода была уничтожена войсками Лжедмитрия II, осадившими русскую столицу. Возродилось поселение "немцев" на Кукуе в правление Михаила Фёдоровича. Среди жителей слободы преобладали приезжавшие в Россию для службы в войске царя Алексея Михайловича офицеры и специалисты военного дела, а также, купцы, врачи, аптекари, мастера из Англии, Голландии, Германии, Дании, Швеции и других европейских стран. Обитатели Кукуя имели свою кирху и жили достаточно обособленно от других москвичей, по своему европейскому укладу, сильно отличавшемуся от русских обычаев и традиций. Иностранцы, селившиеся в Москве, оказывались в выгодном положении: они не платили торговых пошлин, могли «курить вина» и варить пиво. Это вызывало немалую зависть среди русского населения. В XVII в. русские люди, главным образом из придворного дворянства, заимствовали у «немцев» предметы быта. В доме зажиточного русского человека XVII века было уже не редкостью встретить рядом с простыми липовыми или дубовыми столами или скамьями, столы и кресла из эбенового или индийского дерева. На стенах стали появляться зеркала, часы. Однако, влияние иностранцев на одежду и быт вызывало опасения духовенства. Сам патриарх Иоаким убеждал: «Разве нет в благочестивой царской державе своих военачальников? Мало ли у нас людей
-14-
искусных в ратоборстве и полковом устроении?» Иноземцы, уверял патриарх, «враги богу, пречистой Богородице и святой церкви». Простые москвитяне вообще не
жаловали иноземцев: после общения с ними мыли руки, подметали полы, и даже их, казалось бы, совершенно невинные обычаи вызывали взрыв насмешек и озлобления. Царское правительство часто само присоединялось к гонениям против им же приглашенных иностранцев - тут постоянно боролись желание воспользоваться квалифицированными специалистами и стародавнее живучее московитское недоверие к «поганым» иноземцам, одно прикосновение к которым может испортить девственную чистоту настоящих русских. В 1628 г. иностранцам запретили иметь православных слуг, а в 1643 г. несколько священников московских церквей во главе с отцами Прокофием из церкви св. Николая в Столпе и Федосеем из Козмодемьянской церкви обратились к царю Михаилу Федоровичу с челобитной, в которой жаловались на то, что иностранцы скупают дворы в их приходах, уменьшая, таким образом, доходы причта, убеждая государя, чтобы он «велел бы с тех дворов немец сослать», сообщая, что иноземцы «держат у себя в домех всякия корчмы», в довершение еще ставят свои церкви вблизи православных храмов, а от этого, как напоминали царю священники, «всякое осквернение Руским людем от тех немец бывает». Правительство прислушалось к челобитчикам - иноземцам было запрещено по всей Москве покупать дворы и приказано: «ропаты, которые у немец поставлены во дворех близко русских церквей, сломать».
Смоленская война
Московское правительство Филарета решило вернуть себе уступленные полякам коренные русские области и нашло в себе достаточно силы, чтобы объявить войну самому непримиримому своему врагу - Польскому королевству. Готовясь к войне с Речью Посполитой патриарх Филарет надеялся заключить военный союз с шведским королем Густавом II Адольфом. Но союз со Швецией не состоялся, да и сама идея войны с Польшей была непопулярна в обществе. Надежды оставались только на сформированные полки нового строя.
Комплектование и обучение первых четырех солдатских полков закончилось к августу 1632 г., и уже в начале войны они приняли участие в походе армии М.Б. Шеина на Смоленск; два последних полка направили туда в июне 1633 г. Боярин Шеин и окольничий Измайлов с войском в 66000 человек осадили занятый и укрепленный поляками Смоленск, взяла Дорогобуж, Серпейск и другие города. Тогда Польша договорилась с крымским ханом о совместных действиях против России. Крымские татары прорвались в глубь русской территории, дошли до Серпухова, разграбив населенные пункты, расположенные на берегах Оки. Многие дворяне и дети боярские, имевшие поместья в южных районах, ушли из-под Смоленска защищать свои земли от татар. Кроме того, польская армия за год до описываемых событий была реорганизована и получила более совершенное вооружение. Польский король Владислав IV подошел к Смоленску и окружил русское войско. 19 февраля
-15-
1634 года русские капитулировали, отдав полякам все имеющиеся у них пушки исложив свои знамена у королевских ног. За неумелое ведение осады Шеин и Измайлов сложили головы на плахе, под топором палача. Владислав IV двинулся далее на восток, но был остановлен под крепостью Белой. В июне 1634 был заключен Поляновский мир, прежняя граница была объявлена «вечной». Польша возвратила России город Серпейск, за который пришлось уплатить 20 тысяч рублей. Владислав IV отказался от претензий на русский трон и признал Михаила русским царем.
После окончания Смоленской войны большая часть полков "нового строя" была распущена. Пожелавшие вернуться в Европу офицеры и солдаты, получив причитающееся им кормовое жалованье, выехали из страны через Новгород и Архангельск. Лишь часть их осталась в России.
Расширение территории России
В царствование Михаила Фёдоровича, расширились границы государства: к России присоединены нижний Урал (Яицкие казаки), активно осваивается Восточная Сибирь, Прибайкалье, Якутия и Чукотка, осуществлен выход к Тихому океану.
Расширение территории на востоке, а также угроза набегов крымцев, потребовали от власти создание новой пограничной линии – засечной черты. В этот период отстраиваются новые пограничные крепости.
С присоединением нижнего Урала, связывают появление нового военного формирования - яицких казаков. Вольные казачьи общины, образовались на р. Яик (с 1775 — р. Урал) из русских холопов, крестьян и посадских людей, бежавших от феодальной эксплуатации в конце 15 — начале 16 вв. и от лихих лет периода Смуты. Т.о. Яицкое вольное казачество возникает вне границ Российского государства, как результат взаимодействия свободной славянской колонизацией с кочевыми и оседлыми этносами Яика. Занятые самообороной, они не принимали участия в московской Смуте 1605-1613 гг., проявляли лояльность по отношению к новоизбранному царю Михаилу Федоровичу. Основными занятиями Яицких казаков были рыболовство, добыча соли, охота. Войско управлялось кругом, который собирался в Яицком городке (на среднем течении Яика). Первоначально все казаки имели равное право на пользование угодьями и участие в выборах атаманов и войсковой старшины. Со 2-й половины 16 в. царское правительство привлекало Я. к. для охраны юго-восточных границ и военной колонизации, разрешая им даже приём беглых.
В октябре 1633 года отец царя, патриарх Филарет Никитич, скончался, и хотя при московском дворе снова начались интриги из - за патриаршего престола и влияния на царя, но с этого, времени и до самой своей смерти Михаил Федорович остался вполне единовластным государем. От рождения страдая слабым здоровьем и часто болея, он только на 12 лет пережил отца, и умер в 1645 году.