Революционная Россия перед судом царизма с 60х до 90х годов 19 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 14:04, курсовая работа

Краткое описание

Тема исследования охватывает важнейшие проблемы освободительной борьбы в России почти на всём протяжении её разночинского этапа с 60-х до 90-х годов 19 века. То было время грандиозных социально-экономических перемен – от падения крепостного права до вступления России на путь империализма. Страна переживала тогда две революционные ситуации, невиданный ранее подъём крестьянского движения, начало классовой борьбы пролетариата, развитие социализма от народнической утопии к марксистско-ленинской науке. Революционный натиск на самодержавие отличался небывалым до тех пор в России размахом и многообразием форм - от массового, общероссийского «хождения в народ», захватившего более 50-ти губерний, до индивидуального террора (только на царя Александра II – 11 покушений).

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
От первой революционной ситуации ко второй…………………………….5
Соотношение административной и судебной расправы в карательной политике царизма……………………………………………………………...9
Революционная Россия перед судом царизма. Царский суд и политические процессы………………………………………………………………………10
Русские революционеры на политических процессах 1866-1878 гг…....…13
Вторая революционная ситуация……………………………………………14
Политические процессы – арена революционной борьбы. Судебный террор царизма………………………………………………………………………...16
Сила и слабость революционеров перед царским судом…………………..18
Заключение…………………………………………………………………....23
Список использованной литературы………………………………………...24

Прикрепленные файлы: 1 файл

Революционная Россия перед судом царизма с 60х до 90х годов 19 века....doc

— 139.00 Кб (Скачать документ)

Революционная стойкость народников – как мужчин, так и женщин – даже в карателях будила чувства, близкие к уважению. Киевский «прокурор – паук» Стрельников, обычно старавшийся всячески унизить свои жертвы, и тот на процессе А.Я. Гобита вынужден был признать «замечательное самообладание» подсудимых и «отсутствие даже и тени раскаяния» в их поведении. Сам Александр II, по словам близкого к нему генерала П.А. Черевина, как-то в дни процесса «11-ти» сказал о народниках: «Да, странные это люди, в них есть нечто рыцарское».

До сих пор речь шла о сильных сторонах русских революционеров перед судом царизма в 1879-1882 гг., т.е. именно о том, что было показательно для них, как правило. Замечу, однако (прежде чем пойдет речь об исключениях из этого правила), что и сильнее у них имело свои, закономерно обусловленные слабости. Прежде всего сказалась узость их социальной базы. Во-вторых, объективно вредила народовольцам их искренняя, но не всегда целесообразная (хотя и эффективная), склонность к самопожертвованию. М. Горький верно подметил «качества, свойственные лучшей революционной интеллигенции, - самоограничении, часто восходящее до самоистязания, самоуродования, до Рахметовских гвоздей…»

Узость социальной базы во многом обусловила случаи малодушия и предательства в заключении и на суде среди революционеров, хотя, разумеется, эти случаи объяснялись не только социальными и политическими, но также и психологическими мотивами (тяготами заключения, изобретательностью и силой карательного воздействия, личными качествами обвиняемых).

В целом герои процессов 1879-1882 гг. достойно подержали авторитет русского революционного движения и помогали борющейся России поднять его на небывалую высоту. Они продемонстрировали перед общественным мнением страны и всего мира такую зрелость, благородство и силу духа, что попытки царского суда выставить их программу как «социальные бредни», а их самих – «бойцами всемирного разрушения и всеобщего дикого безначалия» оказались абсолютно несостоятельными. Зато революционный лагерь с каждым процессом обретал новое оружие, будь то программная речь обвиняемого, его завещание, последняя улыбка на эшафоте или просто еще один факт «святой нераскаянности» перед царским судом. Весь опыт политических процессов 1879-1882 гг. утверждал неодолимость революционного движения в России, как это и констатировала статья «Народной воли» от 05.02.1882 г.: «Если отдельных лиц легко выхватить из наших рядов, то задавить неумирающую идею не сможет никакая адская сила, - идея снова соберет под свое знамя более многочисленных приверженцев».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

В качестве заключения я попытаюсь выделить главные, наиболее общие и характерные особенности поведения обвиняемых перед царским судом, утвердившимся в революционной практике на политических процессах 1866-1882 гг.

Первая особенность – сознательное стремление революционеров, как правило, на каждом судебном процессе превращать скамью подсудимых в трибуну для обличения существующего строя и пропаганды революции, а самый процесс – в акт революционной борьбы. На дворянском этапе освободительного движения политические процессы были карательным орудием в руках царизма и только. Революционеры, оказавшиеся в неволе, преданные суду, лишь терпели муку расправы с ним. С 60-х г., по мере того как демократизировался социальный состав и обогащался опыт движения, стал возможным для революционеров взгляд на политические процессы как на своеобразную арену революционной борьбы. Такой взгляд проявился отчасти в поведении некоторых шестидесятников на процессах «32-х», ишутинцев. «Нечаевцы» на своем процессе 1871 г. впервые  превратили скамью подсудимых в трибуну для пропаганды революционных идей. Политические процессы 1879-1882 гг., т.е. времени второй революционной ситуации в России, почти все отличались героическими схватками плененных борцов с карательной мощью самодержавия, представив собой как бы второй фронт революционной борьбы.

Вторая особенность – безграничная и бескорыстная самоотверженность. Русские революционеры тех лет, стремясь «руководится интересами дела, а не личными», поступали зачастую «непрактично» или даже на разлад с буквой собственного устава, если она мешала представить им революционное дело в самом впечатляющем духе; жертвовали собой ради идеи, ради принципа революции, а не только ради успеха. Но, возвеличивая революцию наперекор заведомой каторге или виселице, отказываясь от помилования и вообще от какого-то ни было снисхождения, чтобы не пятнать им свою революционную совесть, завещая перед смертью живым продолжать дело павших также самозабвенно, они тем самым побуждали современников и потомков уверовать в правоту и святость дела. «Без таких… «неоправданных» действий, преступающих законы наличной целесообразности, - замечает О.Г. Дробницкий, - наверное, не могла бы совершаться человеческая история». Именно такие действия М. Горький назвал «безумством храбрых». В горьковской «Песне о Соколе», несомненно, был учтен героический пример поколения революционеров 1870-х г. Сам Горький так определил смысл этого примера: «Герой был разбит и побежден? Да. Но разве это уничтожает необходимость и красоту борьбы?.. Герой был побежден – слава ему вовеки! Он сделал все, что мог».

 

 

 

Список использованной литературы.

 

  1. М.Н. Коваленский «Русская революция в судебных процессах и мемуарах»
  2. Н.Т. Медведь «Материалы периодической печати о политических процессах конца 19 – начала 20 вв. в России»
  3. М.К. Лемке «Политические процессы 60-х г.»
  4. С.С. Татищев «История социально-революционого движения в России (1861-1881)»
  5. М.Г. Седов «Героический период революционного народничества»
  6. Б.В. Виленский «Судебная реформа и контрреформа в России»
  7. Н. А. Троицкий «Царские суды против революционной России»
  8. А.М. Анфимов «Крестьянское движение в России во второй половине 19 века»

 

 


 



Информация о работе Революционная Россия перед судом царизма с 60х до 90х годов 19 века