Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 15:14, контрольная работа
Личность Петра I (1672-1725) по праву относится к плеяде ярких исторических деятелей мирового масштаба. Много исследований и художественных произведений посвящено преобразованиям, связанным с его именем. Историки и писатели по-разному, порой прямо противоположно, оценивали личность Петра I и значение его реформ. Уже современники Петра I разделились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований. Спор продолжался и позже. В XVIII в. М.В. Ломоносов славил Петра, восторгался его деятельностью. А позднее историк Карамзин обвинял Петра в измене "истинно русским" началам жизни, а его реформы назвал "блестящей ошибкой".
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………стр. 2
1. Российское государство в конце XYII – начале XYIII вв.
Первые годы правления Петра I………………………………………..стр.4
2. Необходимость и сущность реформ Петра I в экономике, военной
сфере, государственном управлении, духовной жизни общества…….стр.11
3. Внешняя политика Петра I и её результативность……………………..стр.17
4. Народные восстания в эпоху Петра I…………………………………….стр.23
5. Вступление Росси в эпоху империи……………………………………...стр.34
6. Оценка личности и деятельности Петра I………………………………..стр.35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………..………………………………….стр.36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...…………………………стр.38
– земские комиссары, помогавшие им в управлении как общим советом, так и порознь в уездах. В губерниях действовали новые «надворные суды». Надобно сказать, что Петру не удалось подводить в управлении губерний однообразный порядок и вполне провести предложенную систему; поэтому и при нем, и после его смерти в местном управлении России господствовал некоторый хаос. Но во всяком случаи остались в силе основания старого административного порядка. До Петра и при нем одинаково государство управлялось сверху чиновниками, а внизу выборными властями. Самоуправление было подчинено бюрократии, помогло ей управлять и само имело узкосословный
характер. Только при Петре было нарушено старое единство подчинения. Словом, дело управления значительно усложнилось и не во всех частях было одинаково выработано.
- Реформа в духовной жизни общества
Поведение Петра, его нелюбовь к московской старине и «немецкий» характер его реформ вооружали против Петра слепых ревнителей старины. Представители «старой веры», раскольники, ненавидели Петра и почитали его прямо анархистом. И между «никонианами» находилось достаточно людей, которые не могли примириться с Петром и думали, что необходимо протестовать против его действий и нравов. Все такие люди искали опоры в патриархе и ждали, что именно он и возьмет на себя долг стать против «ересей» Петра. Бывший в юности Петра патриархом Иоаким, очень далеко разошелся с государем в отношении к иноземцам. Его приемник Адриан (1690 - 1700) был менее настойчив и крут, чем Иоаким, но также не сочувствовал Петру и не скрывал своего осуждения всему тому, что делал молодой государь. Также несочувственны Петру были и прочие архиереи старого московского направления. Так, например, знаменитый св. Митрофан Воронежский умел
поддержать Петра в его борьбе за Азов, но открыто осуждал его за
пристрастие к иноземному. При таких обстоятельствах, когда Адриан умер (1700), Петр и не решился избрать нового патриарха. Он поручил исправление патриаршей должности («местоблюстительство патриаршего престола») рязанскому митрополиту Стефану Яворскому и надолго оставил этот временный порядок. Только в 1721 г. последовала реформа церковного управления, которую Петр обдумал со своим любимцем и сотрудником, ученым псковским епископом Феофаном Прокоповичем. Реформа состояла в том, что патриаршество было упразднено вовсе и заменялось «соборным управлением». Учреждена была
из лиц, принадлежащих к духовенству, духовная коллегия, названная синодом. Состав синода был такой же, как и прочих коллегий: президент (Стефан Яворский), два вице-президента (из них был сам Феофан Прокопович), советники, асессоры и секретари. При синоде состоял и обер-прокурор. В делах веры синод имел силу и власть патриаршескую, но вместе с тем он стоял в ряду прочих коллегий, подчиняясь надзору генерал-прокурора и сената. Так разрешил Петр вопрос о церковном управлении, коренным образом уничтожив возможность столкновения представителей царской и церковной власти. При Петре было очень сокращено, можно даже сказать, почти уничтожено еще существовавшее в XVII веке церковное общество. Церковные крестьяне в 1701г. были вместе с вотчинами духовенства переданы в управление светского «монастырского приказа», и доходы с них стали сбираться в казну, а казна по установленным штатам выплачивала от себя постоянные ежегодные оклады их прежним владельцам (с течением времени синод исхлопотал, чтобы управление
церковных вотчин перешло от «гражданских правителей» в ведение синода). Рекрутская повинность и подушная подать были распространены на всех приписанных к церкви людей, кроме только священнослужителей и церковнослужителей с их семьями. Право церковного суда было ограничено: многие дела были переданы в ведение светского суда, а в церковном суде стали участвовать представители светской власти. Наконец, в 1724г. Петр издал особый закон о монашестве, который ставил иноков под строгий надзор и вовсе уничтожал состояние перехожих, бродячих монахов. Поводом к изданию этого закона послужило известное Петру враждебное отношение монашества к его деятельности и личности. Таким образом, при Петре государственная
власть сильно ограничила состав церковного общества, взяв из него в
государственное подчинение большую часть составляющих его лиц, и установила больший контроль над внутреннею жизнью и деятельностью церкви.
Будучи в Европе, Петр отчетливо понял, что европейские державы не намерены выполнять свои союзнические обязательства по борьбе с Турцией. Переговоры держав с Турцией велись полным ходом втайне от Петра. Русский царь сориентировался быстро. Он сам взял курс не мирное урегулирование дел с Турцией и повернул свои взоры на Север. Выход к Балтике, прорыв к морю на северном направлении постоянно находились в сфере российской политики еще со времен Ивана III. Теперь же союзниками России здесь могли стать Польша, Бранденбург, Дания, Саксония. Они испытывали сильнейшее давление могущественной Швеции, захватившей огромные территории по берегам Балтики, в том числе и у России. Так, вместо антитурецкого союза Петр увозил с собой из Европы тайную договоренность с рядом северных стран о борьбе против Швеции. Это был смелый и расчетливый поворот всей внешней политики России.
8 августа 1700 г. Петр
получил известие о заключении
тридцатилетнего мира с
Противник у России был исключительно опасный. Во главе Швеции стоял 18-летний король Карл XII. Несмотря на молодость, он проявил яркие полководческие способности. Заботясь об армии, король увеличил налоги, ввел рекрутский набор. Вся Швеция работала в эти годы на свою армию и своего воинственного короля.
Но прежде чем русские войска подошли к Нарве, Карл XII нанес союзникам стремительный удар. Вывел Данию из войны. Быстро расправился он и с саксонцами. После этого «шведский лев» ринулся в сторону России. Он высадил свою 15-тысячную армию на побережье нынешней Эстонии и двинулся в Нарве.
К этому времени русские части во главе с Петром в течение нескольких недель вели безуспешную осаду города. Боеприпасов и продовольствия катастрофически не хватало. Солдаты страдали от холода, голода и болезней. К тому же в армии начался разлад. Вновь собранные полки еще не имели боевой выучки и опыта. В полной мере Петр мог положиться лишь на свои гвардейские полки и Лефортов. Шведы подошли к Нарве 18 ноября. Петр не ожидал их столь быстрого появления и к этому времени уехал в Новгород.
Карл XII не стал медлить и на следующий день с ходу повел свою небольшую, но решительную, дисциплинированную и хорошо вооруженную армию в атаку на русские позиции. Иностранные офицеры тут же сдались в плен шведам, оставив армию без руководства. Русские полки начали беспорядочное отступление. Удар шведов стойко выдержали только гвардейские части. Часть армии была захвачена в плен. На другой берег реки в полном порядке отступили лишь бывшие «потешные».
В ходе переговоров Карл XII предложил им покинуть позиции. При этом у побежденной армии сохранялось оружие, но она теряла всю артиллерию. Потрепанные и разоренные русские полки побрели в сторону Новгорода. Поражение под Нарвой царь назвал «великим счастьем», потому что оно «леность отогнало и ко трудолюбию и искусству день и ночь принудило».
Это был чувствительный удар, но он не решал исхода всей войны. Знаток эпохи Петра I историк Н.И. Павленко так описывал ближайшие после Нарвы годы жизни царя: «Петр мчится как курьер – день и ночь, в любую погоду и в любое время года. Обыкновенная повозка или сани были для него местом ночлега и обеденным столом. Останавливался он только для смены лошадей. Каждое перемещение царя – не только веха в его личной жизни, но определенный этап в мобилизации усилий страны на борьбу с неприятелем». Москва – Новгород – действующая армия – снова Москва. Царь постоянно в дороге, в движении; он заряжает всех своей неуемной энергией, решительностью. Уже на первых порах Петр быстро и умело организовал оборону северо-запада России, руководил возведением укреплений в Новгороде и Пскове. Своему «потешному» сподвижнику, князю Аниките Репнину, Петр поручил привести в порядок деморализованную русскую армию. Петр гнал срочных гонцов на Урал, где вступили в строй первые чугунолитейные и железоделательные заводы, требовал от тамошних мастеров скорейшего выпуска пушек. Для ускорения воссоздания потерянной под Нарвой артиллерии Петр приказал снимать с церквей колокола и отдавать их в переплавку на орудия. В короткий срок русская армия получила 300 новых пушек разного типа. Они были высокого качества, более прочными, дальнобойными и легкими в передвижении, чем орудия противника из хваленого шведского металла. Теперь дело было за армией.
В этот период в натуре Петра I все ярче проявляется еще одна характерная черта: самозабвенное, неистовое служение России.
Воспользовавшись уходом основных сил Карла XII в Польшу, фельдмаршал Б.П. Шереметев начал наступление в Лифляндии, и уже в 1701 г. русские ощутили вкус первых побед. Сообщение о первых успехах привели Петра в восторг. Он требовал от своих генералов развить успех, не давать врагу опомниться. В Прибалтике инициатива полностью перешла к русским войскам.
В Ингрии и Карелии, вдоль течения реки Невы, где стояли мощные шведские крепости, военными действиями руководил сам Петр. Начиная с 1702 г. русские войска одерживают здесь ряд побед. У истоков Невы была осаждена крепость Нотебург. Она стояла на острове и считалась непреступной. Петр руководил осадой и штурмом Нотебурга. После мощного и длительного артиллерийского обстрела и разрушения части крепостных стен русские войска пошли на штурм. Город был захвачен.
Русские войска продолжал свое наступление вдоль течения Невы и весной 1703 г. овладели в ее устье крепостью Ниеншанц. В последующие месяцы русские войска продолжают наращивать свои успехи в Прибалтике. Освобождаются от шведов старинные русские города Ям и Копорье. Затем следует осада и штурм Дерпта. Наконец наступает очередь Нарвы. Город был окружен и блокирован. Крепостные стены были пробиты 9 августа 1704 г., в ходе короткой и яростной атаки русские штурмовые колонны взяли Нарву. Теперь в руках Петра оказалось не только все течение Невы, но и Карелия, значительная часть Прибалтики.
Но существовала еще
сильная армия под
Под деревней Раевкой впервые коронованные соперники встретились лицом к лицу. Русские драгуны опрокинули здесь шведскую кавалерию. После этого Карл XII принял решение двигаться на юг. К этому времени в шведский лагерь пришло известие о переходе украинского гетмана Ивана Мазеры на их сторону.
Основная часть русской армии также двинулась на юг, сопровождая Карла XII, а сам Петр I с кавалеристским корпусом направился навстречу двигавшемуся из-под Риги на соединение с основной армией шведов корпусу генерала Левенгаупта с огромным обозом боеприпасов и продовольствия.
28 сентября 1708 г. около деревни
Лесной в лесисто-болотистой
Всю осень и зиму 1707 – 1709 гг. Карл XII метался по Украине. Повсюду встречая русские заслоны и ожесточенное сопротивление населения.
К апрелю значительно поредевшая, но еще достаточно сильная шведская армия осадила Полтаву. Взятие Полтавы открывало путь на Москву, кроме того, отсюда дороги вели в Крым, с которым Карл XII вел переговоры о взаимных действиях против России. К Полтаве спешили и шведские резервы, сюда же направлялось войско нового польского короля – шведского союзника. Таким образом, взятие этой небольшой крепости могло значительно изменить весь ход войны. Но Полтава отбивала все яростные штурмы шведов. Небольшой гарнизон и вооружившееся городское население стояли насмерть, организовывали вылазки, наносили шведам урон.
Кончилась весна, наступили жаркие июньские дни, а армия Карл XII так и не смогла овладеть Полтавой. В начале июня в лагерь русских войск приехал Петр. Именно под Полтавой он решил дать генеральное сражение Карлу XII. Царь сам выбрал место сражения: русские встали военным укрепленным лагерем, имея сзади правый берег реки Ворсклы, через которую были наведены мосты. Впереди находилась небольшая равнина, закрытая с левого фланга густым лесом; впереди, там, откуда ожидалась атака шведов, также находился лес. Далее шли шведские позиции, а за ними – Полтава. Шведы, таким образом, оказывались зажатыми на узком участке пересеченной местности, где им трудно было осуществлять их любимый широкий маневр. Впереди у них была русская армия. Сзади – Полтава. Разработал Петр и план боя. Особое значение Петр отводил артиллерии, которая более чем вдвое превосходила количество артиллерийских стволов у шведов.
26 июня в своей речи, отращенной к солдатам, Карл XII вспоминал о славных победах, звал постоять за своего короля, обещал разгромить «русских варваров» и устроить пир в их захваченных шатрах. В предрассветных сумерках 27 июня 1709 г. шведы двинулись в атаку. Они несли огромные потери, и все же прорывались. В 9 часов утра Петр дал приказ вывести основную часть армии из лагеря и произнес знаменитую речь: «И не помышляли бы … быть за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за народ всероссийский. О Петре ведали бы известно, что ему житие свое недорого, только бы жила Россия и российское благочестие». Петр лично повел в контрнаступление пехоту. Шведский прорыв был остановлен, и по всему фронту русские полки по сигналу самого царя перешли в контрнаступление. Шведская армия рассыпалась. Карл XII и Мазепа бежали.
Бегущие шведы прятались в окрестных лесах, но там их преследовали русские драгуны. Часть шведов добралась до своего лагеря под Полтавой. Но и здесь их ждал удар. Открылись ворота крепости, полтавский гарнизон пошел в атаку; шведы стали бросать оружие на землю и сдаваться.
Информация о работе Реформаторская деятельность Петра I глазами современников и потомков