Рабовладельческое государство и право Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 19:31, курсовая работа

Краткое описание

Цели курсовой работы:
‒ изучение достоверного материала, связанного с Древним Египтом;
‒ описание наиболее полной картины истории Древнего Египта;
‒ объединение мнений нескольких авторов в единое целое и формирование своей точки зрения по определённым вопросам.

Прикрепленные файлы: 1 файл

От ввeдenия до списка лит.docx

— 66.31 Кб (Скачать документ)

На всех этапах развития Египта особая роль в управлении государством принадлежала царскому двору. О развитии функций  государственного аппарата могут свидетельствовать  изменения полномочий первого помощника  фараона — джати. Джати сначала жрец города — резиденции правителя. Он вместе с тем начальник царского двора, ведающий придворным церемониалом, канцелярией фараона: Полномочия джати со временем выходят за рамки управления царским двором, царским хозяйством. В Новом царстве джати осуществляет контроль за всем управлением в стране, в центре и на местах, распоряжается земельным фондом, всей системой водоснабжения. В его руках — высшая военная власть. Он контролирует набор войска, строительство пограничных крепостей, командует флотом и пр. Ему принадлежат и высшие судебные функции. Он рассматривает жалобы, поступающие к фараону, ежедневно докладывает ему о наиболее важных событиях в государстве, непосредственно следит за выполнением полученных от фараона указаний. Т. о. прямой помощник фараона получает ряд новых полномочий и его значение в государственном управлении увеличивается.

Должность джати обычно исполнял один из царевичей или иных близких  родственников фараона; при некоторых  династиях, например V и VI, — какой-либо из высокопоставленных сановников-вельмож из знатных фамилий, что было свидетельством ослабления центральной власти в это время.

Под непосредственным контролем джати  находились главы специализированных управлений: «начальник дома оружия», руководивший военным ведомством, отвечавший за вооружение, за снабжение армии, строительство крепостей и пр., «заведующий тем, что дает небо, производит земля и приносит Нил» — хранитель государственных амбаров и складов, «начальник работ», отвечавший за крупное строительство и пр.

Слабая дифференциация отдельных  звеньев управленческого аппарата, их неразрывная связь с религиозно-хозяйственной  деятельностью в Древнем Египте определили существование здесь особых групп лиц, получивших при XVIII династии название «послушных призыву». Каждая из этих групп не была однородной ни с сословной, ни с классовой точек зрения. В одну из этих групп могли входить лишь крупные сановники, придворные фараона, в другую — вместе со свободными и рабы, в третью — только рабы. Эти группы лиц занимали определенное место и в производстве, и в управлении древнеегипетским обществом.

«Послушные призыву» — это те, кто мог непосредственно выслушать и должен был выполнить приказ своего господина. Одно и то же лицо могло иметь «послушных призыву» и состоять в группе «послушных призыву» своего господина, начальника высшего ранга[2, с. 27].

В системе органов управления особую роль играла группа «больших послушных призыву царя» — придворных, крупных вельмож, государственных деятелей, телохранителей царя. Часть своих управленческих функций представители этой группы могли передавать своим «послушным призыву». Они зачастую совмещали ряд должностей, получая за каждую из них особое должностное земельное владение. «Большие послушные призыву царя» возглавляли все высшие ведомства в государстве, в которых служили их «послушные призыву». Т. о. всех, кто как-то был связан с государственным управлением, называли «послушным призыву», но в зависимости от должности они могли переходить в ранг «больших послушных призыву».

Так, например, особо многочисленную группу составляли работники «белых домов», центров по переработке, хранению и распределению продуктов сельского хозяйства и ремесла, дома «царских сокровищ» — своеобразного налогового ведомства. Древние надписи говорят о «начальнике послушных призыву дома его величества», ведавшего, видимо, дворцовым хозяйством, о «начальнике послушных призыву, сопровождающих его величество», о «начальнике послушных призыву местоприбывания царя», т.е. собственно дворцовых слуг и пр.

Особую группу «послушных призыву богов» составляли работники храмовых хозяйств, поминальных храмов умерших египетских фараонов. Их деятельность возглавлялась особыми начальниками. Весь этот сложный комплекс служб, хозяйственных подразделений, так или иначе был связан с тремя главными отраслями управления, с тремя главными ведомствами (военным, налоговым и ведомством общественных работ)[2, с. 28].

Военное ведомство в Египте возглавлял специальный сановник - начальник Дома войска, или Дома оружия, финансовое - казначей, имевший титул «начальник над всем, что есть и чего нет». Ведомство общественных работ осуществляло учет трудовых ресурсов, строительство дамб и каналов.

Аппарат подавления включал армию  и полицию. Основное ядро армии составляли со времен Древнего царства профессиональные части. Для военных экспедиций за пределами страны набирались ополченцы. В период Нового царства почти вся армия стала профессиональной, а ее отборные войска комплектовались из иностранцев.

Древний Египет был страной достаточно развитого полицейского аппарата. Осознав недостаточность одной полиции, египетские правители создали полицию явную и тайную, пограничную стражу, специальные охранные отряды, наблюдавшие за безопасностью каналов и других важных сооружений, наконец, службу охраны фараона и высших сановников (телохранителей).

Судебное устройство в Древнем  Египте не совсем ясно. В период Древнего царства суд еще не был отделен от администрации. Чиновник, ведавший тем или иным делом, осуществлял и суд в отношении подчиненных ему людей. Высший суд находился в ведении специального учреждения - шести палат, во главе которых стоял визирь. Все судебные дела решались здесь коллегиально[3, с. 50].

Местное управление, как уже упоминалось, было сосредоточено в руках номархов и их чиновников. Положение номов различалось в разные периоды. Например, в период Среднего царства каждый из них был государством в миниатюре во главе с номархом, сосредоточившим в своих руках административную и судебную власть, а также высшее руководство делами местного культа. Каждый ном имел собственного бога-покровителя, свое провинциальное чиновничество, публичные работы, подати, войско[3, с. 51].

Т. о. государственный строй в  Древнем Египте формировался на основании  управлении рабами. Создавались специальные  полицейские ведовства, контролирующие рабов. Государственный аппарат  брал своё начало от фараона – он был главным, и он являлся начальником  абсолютно всех работ в Египте. Также он назначал на все государственные  должности и снимал с них. Все  работы в государстве записывались и докладывались фараону. Вся  законодательная и судебная власть принадлежала фараону. Всегда последнее решение принимал фараон. Древний Египет представлял собой абсолютную монархию, но только с некоторым отличием от европейской монархии – монарх в Египте не мог делать всё, что ему захочется. У него существовало расписание на всю свою жизнь, по которому ему приходилось жить. По сути, монархи в Египте не были и сами свободны, как их рабы. Может быть они по этому искали себе масштабные развлечения в виде постройки пирамид.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Характеристика политического режима «Восточная деспотия»

 

 

Под «восточной деспотией» подразумевается  такая форма государственной  власти и одновременно такой политический режим, когда:

  • полномочия главы государства неограниченны;
  • светская и церковная власть объединены в одном лице;
  • осуществление власти является делом многочисленного бюрократического аппарата;
  • подавление личности, отсутствие свобод, самое унизительное раболепие делают всякого человека, в том числе формально свободного, рабом «порядка», традиции, веры[3, с. 51].

Древний Египет — одно из наиболее ранних государств, в котором достаточно полно представлены черты такого крупного и яркого исторического явления, как восточная деспотия. Изучение государственного строя Древнего Египта показывает общественную значимость и ценность такой формы государственности, как восточная деспотия, зависимость формы правления и политического режима от условий среды обитания, духовного состояния народа.

Восточная деспотия характеризуется  высочайшим уровнем централизации власти, вся полнота которой сосредоточивалась в одном лице (фараона, вана, халифа). Глава государства обладал как светской (законодательной, исполнительной, военной, судебной), так и религиозной властью. Личность главы государства обожествлялась, его воля и власть имели религиозный, сакральный характер и были непререкаемы. Повеления главы государства осуществлялись с помощью громоздкого, сложного, медлительного бюрократического аппарата. Человек ценился невысоко, даже будучи формально свободным он был «рабом порядка», религии, традиций. Восточная деспотия — следствие раннего состояния общества и, в частности, господства общинных отношений. Восточная деспотия могла сосредоточить силы народа на решении важнейших задач — создании ирригационных систем, ведении военных действий. Но и она же тормозила раскрепощение личности, подчас деформировала общественные цели (строительство пирамид фараонов в Египте, Великой китайской стены) и была одной из причин «застойного» характера развития стран Древнего Востока.

Излагаемая характеристика восточной  деспотии есть, однако, лишь идеализированное изображение реального. В Древнем Китае, например, власть императора Цинь Шихуанди всецело опиралась на рационалистические основания. Восточная деспотия типична для многих государственных образований стран Востока. Но, например, в империи Маурьев (Древняя Индия) ряд черт деспотии отсутствовал. Да и в истории Египта имели место случаи острых конфликтов светской и духовной власти, свержения фараона жречеством. Фараон не мог не считаться с мнением и интересами своего окружения[4, с. 28].

Своим консерватизмом и отчужденностью от внешнего мира, нежеланием вмешиваться  в «заоблачные сферы политики» сельская община, несомненно, способствовала превращению центральной власти в деспотию. Подавление человека, его инициативы, его личности и воли начиналось и осуществлялось уже в пределах того коллектива, к которому человек принадлежал по рождению[3, с. 51].

В то же время сельские общины не могли  обходиться без организующей, дающей им единство центральной власти; хороший или плохой урожай зависел от того, каким было правительство, заботилось ли оно об орошении или нет.

В совокупности все три  ведомства - военное, финансовое и публичных (общественных) работ - составляли бюрократически организованный государственный аппарат власти, нуждавшийся, в свою очередь, в связующем звене, каковым и являлись для него фараон[3, с. 52].

 

 

4 Развитие права в Древнем  Египте

 

 

Первые египетские законы якобы были написаны еще Мином, основателем I династии фараонов. Судя по всему, кодифицированные законы в Египте были. Легендарное начало таких законов приписывалось богу Тоту. Еще при основании государства древности он якобы вручил жрецам 42 священные книги, из которых 2-13 посвящались прерогативам царя и законам правления. К 1500 г. до н.э. уже имелись общие законы в письменной форме2. В источниках имеются сведения о фараонах, которые составляли сводные законоположения по различным отраслям управления (Сасихис, Бокхорис, Амасис)3. Так, царю Сасихису приписывается законодательство по вопросам религии, Бокхорису - кодекс в области финансов и торговли, Амасису - законодательство о деятельности местной администрации4. Кодексы («свитки») содержались как величайшая святыня в архивах «6 палат». В одном из древнеегипетских литературных произведений, описывавшем перипетии 1-го переходного периода, как о величайшей трагедии говорилось о гибели этих свитков. К сожалению, ценнейшие памятники права не сохранились. Наличие свода законов косвенно подтверждается в «Речении» фараона Ипувера (XVII в. до н.э.). Верховный сановник фараона Тутмоса III (XVI - XV вв. до н.э.) во время официальных приемов держал перед собой 40 кожаных свитков с законами. Как видим, они были начертаны не на папирусе, а на коже, т.е. были рассчитаны на длительное использование[3, с.52].

В древнем Египте существовали египетские законы. Они детально описывались. В них содержались записи о  праве собственности, её формах. Тогда  их было 4:  царская собственность, храмовая, общинная и частная. Все  сделки проходили с участием свидетелей. Контракты такого рода обычно составлялись в суде.

Большого процветания  Египет достиг при царе Амасисе. Амасис издал постановление, согласно которому каждый египтянин должен был ежегодно заявлять правителю округа о размерах своего дохода. Тому, кто этого не сделает или не сможет указать никаких законных доходов, грозила смертная казнь[3, с. 53].

Реализация права была тесно увязана с характером того или иного царя. Так, фараон Бакхорис известен как мудрый законодатель, защитник бедняков. Он наложил узду на ростовщиков и позволил частным лицам приобретать поземельную собственность и заключать о ней соответствующие акты, нанеся тем самым ущерб храмам и жрецам, бывшим вместе с фараонами и номархами единственными земельными собственниками. В народе о Бакхорисе осталась память как о справедливом верховном судье[3, с.54].

Не все фараоны Египта были абсолютными в своих взглядах на окружающее их. Так, например, фараон Микерин отдал землю народу. Чудом его правления являлось то, что он выдавал из своей казны деньги недовольным приговором, вынесенным им. Он являлся самым справедливым и мудрым судьёй того времени.

Обычное право Древнего Египта содержало и нравственный аспект. Так, в «Книге мертвых», которая представляла собой своеобразное руководство, имелись  указания на то, что должен был говорить человек, когда он после физической смерти представал перед богом Осирисом. «Я не причинил людям страдания» - вот главное, чем обязан был завершить человек свой земной путь[3, с. 55].

В период царствования сатрапов Александра Македонского в Древнем  Египте не раз вспыхивали восстания. Они были неизбежны так, как ни один народ не может быть под властью другого народа. Этими восстаниями египтяне добились улучшения социального положения населения.

В начале I в. до н. э. туземные вельможи получили право добиваться высоких гражданских, придворных и военных должностей.

Таким образом, было достигнуто подчинение религии и духовенства государству. Юридически жречество превратилось в корпорацию мирян, обособленную от храмов, так как храмовые должности стали наследственными и перешли в частную собственность, как и прочие владения жрецов, изъятые у храмов и попавшие под контроль и фискальную политику государства[3, с. 55].

Браки также оформлялись письменно  и имели вид договора. Замужняя женщина могла распоряжаться своим имуществом. Если развод начинался по инициативе мужа, жене возвращалась часть приданого и часть совместно нажитого имущества. Жене полагалась доля приданого и в том случае, если она покидала мужа по своей воле. Вдова могла пользоваться всем имуществом, но продать или подарить - только свою долю. Как видим, закон охранял имущественные интересы женщины.

Информация о работе Рабовладельческое государство и право Древнего Египта