Происхождение древних славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2012 в 17:03, дипломная работа

Краткое описание

Проблема происхождения и расселения славян до сих пор остается дис-
куссионной, но многочисленные исследования историков, археологов, ан-
тропологов, этнографов и лингвистов дают возможность составить общую
картину ранней истории славянских народов.

Содержание

1.Происхождение древних славян. Историография вопроса. 7

2.Образование раннефеодального государства у древних славян. 19
2.1. Предпосылки и причины образования государственности 19
у древних славян Центральной Европы.
2.2. Образование раннефеодального государства в Чехии. 23

3. История развития чешского раннефеодального государства. 43
3.1Древнепольское княжество. 43
3.2 Связь чешского и польского княжеств. 50
Заключение. 70

Список литературы.

Прикрепленные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 338.00 Кб (Скачать документ)

А в  королевстве тем временем не все  было ладно. Вратислав II не ладил с  братом Конрадом, сидевшим в Моравии, и с сыном Брячиславом II, убившим королевского придворного Здерада.

Получилось, что Вратислав II взял в осаду моравский  город Конрада, Брячислав II стал отдельным  от отца лагерем. Каждый из троих не знал, откуда ждать нападения. Грех Конрада, по мнению короля, был велик  уже потому, что он помогал сыновьям покойного Отгона. Их звали Сватополк и Оттик. Они доводились племянниками королю.

Вратислав II изгнал племянников из Моравии, а  их города отдал собственному сыну Болеславу. И Болеслава, как часто  и случалось с правителями  в чужих городах, вскоре сразила преждевременная смерть. Тут-то Вратислав II и вторгся в Моравию.

В роли посредника выступила жена Конрада  Вирпирк. Она пришла в лагерь короля и посоветовала ему, вместо того чтобы  опустошать собственные владения, поискать добычи в столице королевства.

Козьма  приводит речь Вирпирк: "... в Пражском подградье и на Вышеградской улице. Там иудеи, у которых очень  много золота и серебра; там самые  богатые купцы всех народов и  самые зажиточные монетчики, там  торг, на котором твои воины могут захватить весьма богатую добычу... "

Князь Брячислав II с двумя тысячами воинов ушел под защиту венгерского короля Владислава 1. Чехов устроили в месте, именуемом Банов, у града Тренчин [видимо, местность к юго-востоку  от Угорского Брода]. Сам Брячислав II разместился во дворце венгерского короля.

Король  Чехии Вратислав II скончался 14 января 1092 г. Конрад, брат покойного, правил 7 месяцев  и 17 дней. 6 сентября 1092 г. Конрад скончался. На стол в Праге сел Брячислав II [Бржетислав] (1092 — 1100 гг.). 14 сентября 1092 г. знать и духовенство возвели на престол нового главу государства.

О Брячиславе II Козьма, хорошо его знавший, пишет: "Он изгнал из своего королевства  всех вещунов, волшебников и прорицателей, а также во многих местах выкорчевал и предал огню рощи, почитавшиеся священными простым народом".

В 1093 г. Брячислав II опустошил юго-западные земли Польши до такой степени, что  от города Речен [считают, что он стоял  на правом берегу Одера, между Бржегом  и Олавой] до города Глогов не уцелело  ни одного селения, кроме городка Немец [между Кладско и Вроцлавом]. Польский князь Владислав I Герман умиротворил чехов, лишь выплатив им 1000 гривен серебром и 60 гривен золотом. И впредь Владислав I обязался выплачивать Чехии ежегодно 500 гривен серебром и 30 гривен золотом. Так было установлено еще Брячиславом I в обмен на передачу Польше Силезии.

Сын Владислава I Болеслав III Кривоустыи получил города Кладской области и находился  в зависимости от Брячислава II.

В 1094 г. Козьма и Андрей отправились в  Германию и были посвящены в сан епископов майнцким архиепископом Ротардом (1088—II 09 гг.). Генрих III не имел ничего против.

Козьма  сообщает о страшном море в 1094 г., поразившем Германию. В городе Кагер [Верхний  Пфальц] не нашлось ни одного дома, где  бы не было умерших, и путешественникам пришлось заночевать в поле. В сентябре 1094 г. Брячислав II женился на Лукарде (+1094 г.), сестре графа Альберта из Богена.

В 1096 г. запад Европы охватила лихорадка. Рыцари, графы и простой народ собирали снаряжение, седлали коней и готовились идти в Иерусалим освобождать от сарацин гроб господний. То был первый крестовый поход. Крестоносцы из Франции и Германии шли различными дорогами Чехии на восток. Ни один путь не мог вместить огромное количество воинов.

Козьма  Пражский пишет: "Проходившие нападали на евреев и с божьего соизволения крестили помимо их воли, тех же, которые противились, убивали".

А Брячислав II тем временем разрушил польский город  Брдо [к северу от Кладско], стоявший на р.Ниса. Ниже по течению, на высокой скале, чехи поставили город Каменец [вблизи Вроцлава].

Брячислав II не любил упоминавшийся выше род  Вршовцев и неприминул расправиться с ним. Придворный Мутина, сын Божея, был отстранен отдел, и у него было отнято имущество в пользу казны  королевства. Божей с женой и двумя сыновьями оказались на судне, водами Дуная провезшим их в Сербию. А вскоре Мутина и Божей встретились в Польше, и оба были там радушно приняты.

В 1097 г. Брячислав II приказал схватить Ольдржиха, сына Конрада, и отправить его  в заключение в город Кладско.

В 1098 г. Брячиславу II доложили о том, что  евреи бегут из Чехии в Польшу и Венгрию. Брячислав II послал к евреям коморника и воинов. Хроника сообщает: "О, сколько денег было отнято в тот день у несчастных евреев! Столько богатств не было вынесено и из горящей Трои на Эвбейский берег".

10 декабря  1098 г. епископ пражский Козьма  скончался. Исследует его путать  с автором хроники Козьмой  Пражским.

28 февраля  1099 г. в городе Болеславле был  избран новый епископ Герман. Он не был чехом и при его выдвижении Брячислав II руководствовался советом графа грайчского Вигберта (1073 — 1124 гг.)

А в  ту пору, в 1096 — 1099 гг., достигшие Палестины  крестоносцы отняли у турок-сельджуков Иерусалим и создали Иерусалимское  королевство. Брячислав II, отпраздновав пасху в Вышгороде, выехал в Регенсбург к Генриху IV. В Регенсбурге новому епископу Герману вручили жезл. Там же Брячислав II огласил свою волю: после его кончины в Праге сядет его брат Борживой II (1101—1107 гг., 1117—1120 гг.,+1124 г.). Это было не пустое заявление, ибо двоюродные и троюродные братья короля Чехии не оставляли надежд на обладание Прагой.

Летом Брячислав приехал в Моравию. Там епископу вернули вновь отстроенный  город Подивин. В деревне Сливнице король отпраздновал троицын день и, наконец, выехал на равнину, раскинувшуюся у подножия горы Кралов у Нивницы в Моравии. Это место называется Поле Лучско. Тут ждали венгерского короля Коломана.

Брячислав, дабы крепче утвердить мирный союз между государствами, попросил архиепископа остригомского или венгерского Серафима (1100 — 1 104 гг.) рукоположить в священники чешского дьякона Германа. 14 июня в Остригоме просьба была исполнена. Тогда же в священники рукоположили и самого автора хроники Козьму Пражского.

А зимой, на рождество, Брячислав II в городе Жатец встречал Болеслава III Кривоустого. Мать польского гостя Юдифь была сестрой Брячислава II. Кривоустого произвели в меченосцы и положили ежегодное жалование за службу в 100 гривен серебром и 10 гривен золотом. Брать средства предполагали из того, что платил польский князь Владислав 1.

18 октября  1100 г. Борживой II, брат чешского  короля, женился на Гельпирке  (+1 142 г.), сестре австрийского маркграфа  Леопольда III (1096 — 1 136 гг.). Свадьбу  отпраздновали в городе Зноем. 

В 1100 г. Брячислав II шесть недель осаждал город Ракоус [вблизи г.Вайдхофена в нижней Австрии). Дело в том, что Готфрид — буркграф нюрнбергский, владевший Ракоусом, впустил в черту города Литольда, сына Конрада. Племянник [Ли-тольд] ненавидел Брячислава II и его брата и ночами опустошал чешские и моравские земли.

Брячислав II охотился в окрестностях деревни  Збечно, когда навстречу ему вышел  человек 'по имени Лорк и вонзил в  живот королю рогатину.

11 января  после пения петухов король  Чехии скончался. Организаторами убийства Брячислава II были представители рода Вршовцев — Божей и Мутина.

Когда по крышке королевского гроба еще  ударяли комья земли, в Моравию  уже мчались гонцы от епископа и комитов к Борживою II — старшему среди Пржемысловичей.

В 1101 г. в Моравии сыновья Конрада Ольдржих и Литольд заняли города, а из Польши в Чехию вернулись Божей и Мутина. Божей сел в городе Жатец, а Мутина — в Литомержице.

В том  же 1101 г. Ольдржих приехал в Германию и при дворе императора стал опротестовывать  права Борживоя II на пражский стол. В Германии нашлись охотники поискать для Ольдржиха Прагу. Это комит СигарД из города Салы, его брат фризенский епископ Ольдржих и его свояк по сестре Фридрих.

Козьма  Пражский пишет: "Кроме этого, он призвал себе на помощь, откуда мог, много немцев, которые по своей глупости полагали, что в Чехии на улицах разложены и рассыпаны груды золота и серебра".

Борживой II встретил Ольдржиха у города Малин, близ Кутной горы. Противников разделяло  русло речки Визплише. Когда пришедшие  с Ольдржихом люди разглядели, что за сила им противостоит, желание двигаться к Праге исчезло.

Положение авантюристов осложнялось и тем, что за Ольдржихом и его отрядом  следовал Святополк [внук чешского князя  Брячислава I]. Бежать от Кутной Горы пришлось узкой тропой, ведшей через лес в Габр, на юго-восток. Через Габр проходила старинная дорога, шедшая из Кельна, через Часлов, Габр, Немецкий Брод до города Иглавы. Утром чехи овладели добром бежавших. А на севере, в Польше, разгоралось пламя войны, ведшейся братьями Збигневом и Болеславом III Кривоустым. Поначалу Борживой II принял сторону Збигнева. Но скоро послы от Кривоустого вручили Борживою II 1000 гривен. И Прага стала благоволить Кривоустому.

Святополк [один из Пржемысловичей] не получил  из Польши ни одного обола и обиды не вынес. В 1104 г. Святополк разослал по городам Чехии людей с деньгами, посулами и подарками. В 1105 г. Святополк с дружиной въехал в пределы Чехии. Борживой II оставил в Праге епископа Германа, а сам выехал в Вышеград. Прага не открыла ворот Святополку, и тот вскоре вернулся в Моравию. А в 1106 г. Генрих V Младший (1106—1120 гг.), позже ставший императором Генрихом IV, выступил против императора Генриха III, своего отца. Из Регенсбурга к Борживою II приехали послы с просьбой о помощи.

Скоро на реке Ржезне, под стенами Регенсбурга, чехи разбили лагерь. Напротив них располагался лагерь Генриха V. Первым от императора-отца ночью сбежал маркграф австрийский Леопольд. Вслед за этим в лагерь Генриха V перешли маркграф вогбург-ский [север Баварии] Дюпольд и граф Сульубахский Беренгар. В одну из ночей из-под стен Регенсбурга, где сидел Генрих III, тихонько ушли чехи.

Следом  за чехами и Борживоем II из Регенсбурга  через пограничный город дудлебов Нетолице в Чехию въехал и сам  император Генрих III. Борживой II выделил императору стражу, и тот, минуя Чехию, уехал в Саксонию, к зятю Вигберту. Далее, перейдя Рейн, Генрих III приехала Лютих [Льеж]. 8 августа 1106 г. Генрих III скончался.

14 мая  1107 г. Святополк путем интриг  отнял Прагу у Борживоя II. И  тут Чехия начала погружаться во мглу подкупов, братоубийственных сражений и обращений к иностранной помощи. Более других в искусстве смут преуспел Святополк I (1107 — 1109 гг.), внук Брячислава I.

За поддержку  Генриха V Святополк вывез из Чехии  в Саксонию едва ли не все серебро и золото, что было в государстве. Борживой II скрылся в Польше. Кстати, Святоролк I истребил род Вршовцев, в свое время овладевший вотчиной князей Славниковцев.

Дальнейшую  историю государства мы можем  проследить по хронологической таблице: 
 

1113 Декан пражской церкви Козьма Пражский составил "Чешскую хронику".
1117 Правил  князь Боривой II (Боржевой II) (1117 - 1120), сын Вратислава II.
1120 Начал править князь Владислав (1120 - 1125).
1125 Начал править князь Собеслав I (1125 - 1140).
1140 Начал править князь Владислав II (1140 - 1173).
1173 В Чехии  началась смута, во время которой  были потеряны территории.
1197 Начал править князь Премысл (1197 - 1230).
1230 Начал править князь Вацлав (1230 - 1253).
1253 Начал править чешский король Пржемысл II (1253 - 1278). Он превратил Чешское королевство в обширное многоплеменное госудасртво. Кроме собстенно Чехии он владел еще Австрией, Штирией, Каринтией, Крайной, продвинувшись до Адриатического моря.
1254 Пржемысл II вместе с германскими феодалами принял участие в крестовом походе против прусов и литовцев. В честь него был назван город Кенигсберг (королевская гора).
1291-1292 Чешский король Вацлав II захватил Малую Польшу.
1300 Чешский король Вацлав II захватил Великую Польшу.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Могли бы и Даниил Галицкий или Александр  Невский представить  что на пороге XXI века славянские государства, воспитанные  на общей борьбе с иноземцами,  чуждой религией, культурой попираемые и с Запада и с Востока будут  разбежавшись по углам на потеху всему миру  ослабляя себя политически, экономически пытать счастья одни у бывших притеснителей, другие, упрямо упершись в одно место, строят  стену недоверия между народами-братьями. Эксперимент будет провален в очередной раз, история повторится, но только сколько воды утечет, сколько времени будет попусту утрачено и заложником игры политиков в очередной раз окажется народ славянский. Можно смоделировать принципы экономики, можно даже везде сделать “евроремонт”, но погасить очаг культуры у которого десятки поколений славянских народов росли и мужали как нации, которые благодаря общению, дополняли друг друга не растворившись в массе  тефтонов и татаро-монгольских племен, а путем страшной борьбы, потеряв сотни тысяч людей, стоя по колено в крови сумели отстоять себя как народы не допустив размыва и подмены культурного слоя предков и не только устояли, но и мир вздрогнул от рождения гигантов в области литературы, науки и щедро разбросал по иноземным квартирам славянские имена, прославившие свою историческую родину даже по воле каких-то обстоятельств оказавшись на чужбине. А что сейчас? Какое поколение грядет? То с чем не безуспешно боролись наши предки  тихой сапой вползает в души молодых, растлевая и уничтожая то самобытное, что веками охранялось и развивалось, само понятие русского народа, русича, славянина.  Нашу жизнь заполняли чужеземные слова, фильмы и не шедевры искусства, которые мы рады бы принять у себя, а низкопробная похабщина, с чуждыми нам нравственностью и моралью.

Информация о работе Происхождение древних славян