Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2012 в 17:03, дипломная работа
Проблема происхождения и расселения славян до сих пор остается дис-
куссионной, но многочисленные исследования историков, археологов, ан-
тропологов, этнографов и лингвистов дают возможность составить общую
картину ранней истории славянских народов.
1.Происхождение древних славян. Историография вопроса. 7
2.Образование раннефеодального государства у древних славян. 19
2.1. Предпосылки и причины образования государственности 19
у древних славян Центральной Европы.
2.2. Образование раннефеодального государства в Чехии. 23
3. История развития чешского раннефеодального государства. 43
3.1Древнепольское княжество. 43
3.2 Связь чешского и польского княжеств. 50
Заключение. 70
Список литературы.
В 976 г. Генрих Баварский бежал из заключения в Ингельхайме, куда попал еще в 974 г. Генрих вернулся в Баварию. Столицу Баварии Регенсбург осадили войска Отгона II в июне 976 г. 21 июля Отгон II вступил в Регенсбург, Генрих же бежал в Чехию.
На место Генриха в Регенсбурге был посажен герцог Швабии Оттон, племянник Отгона Ц. В конце лега 976 г. в Чехию было отравлено баварское войско. Оно было полностью уничтожено чехами под Пльзенем.
В го же
время союзник Генриха
К августу Оттон II отступил в город Иену, на рубеж Магдебург — Мерзебург, шедший по реке Заале. К востоку ог Заале на зиму Отгон II остаться не решился.
В августе 977 г. на Болеслава II двинулись две армии. Из Саксонии шел Оттон II. Из Баварии подходил его племянник Оттон.
"Альтайхские
анналы" о походе 977 г. в Чехии
сообщают: "Император Отгон-младший,
отправившись с войском в
Но замыслы
Оттона II спутали внутренние смуты.
В Баварии выступили три
Два Генриха овладели нижнедунайским городом Пассау, а епископ Генрих попытался отрезать Оттона II от Швабии.
Болеслав II в начале осени встретился с Оттоном II и, обязавшись возобновить с империей прежние отношения, водворил мир между Германией и Чехией.
А 8 сентября Отгон II и его племянник Отгон вместе осадили Пассау, I октября город сдался.
Официально мир Болеслав II и Оттон II заключили 31 марга 978 г., на Пасху, в Кведлинбурге или в апреле в Магдебурге.
Положение Отгона II было осложнено тем, что помимо чехов, баваров и карантийцев против империи выступали датчане и полабские славяне. А с польским князем Мешко I Оттону II пришлось воевать до 978 г.
После кончины Дитмара вторым епископом Праги стал Войтех (Адальберт), бывший сыном Славника (+981 г.), князя свободолюбивого союза славян-зличан.
Род Славников в Х в. выступал соперником Пращи Пржемыслов. Князь Славник сидел в городе Либица, при впадении Цедлины в Лабу. Козьма приводит описание земель Славника: "Княжество Славника своими границами имело: на западе, по направлению к Чехии, ручей Сурину и град, расположенный на горе Осек у реки Мжи, на юге, в направлении к Австрии грады: Хынов, Дудлебы, Нетолице, вплоть до середины леса, на востоке, в направлении к Моравскому королевству, град, расположенный под лесом и носящий название Лито-мышль; и дальше (вплоть до ручья) Свитава, который находится в середине леса, на севере, по направлению к Польше, град Кладско, расположенный у реки Нисы".
Хынов — град стоящий к юго-востоку от г. Табор. Дудлебы — град дудлебов, располагавшийся в бассейне реки Мальши [приток верхней Влтавы).
Нетолице — пограничный град дулебов. По-видимому, в Х в. дудлебов в южной Чехии подчинили себе князья зличан. А о князе зличан Козьма пишет: "Этот князь Славник в течение всей своей жизни был счастлив". Отгон II не возражал против кандидатуры Войтеха, ибо тот был иного, нежели Пржемысловичи, рода и мог иметь личные счеты с правящим домом Чехии. Войтех воспитывался германцами. Недаром архиепископ Магдебурга Адальберт (968—981 гг.) пожаловал Войтеху собственное имя.
Провозглашение нового епископа было оглашено сразу после смерти Дитмара в Левом Градце в 982 г. В 983 г. новое назначение утвердил Отгон II на сейме в Вероне. Рукопологал Войтеха-Адельберта епископ Майнца Виллиг.
В том же 983 г. Отгон II скончался. Во главе империи стал Отгон III (983 — 1002 гг.). Новый император был весьма дружен с Войтехом-Адальбертом и оказал ему честь, поручив возложить на свою голову корону. Отгон III подарил Войтеху облачение, впоследствии хранившееся в Праге и именуемое облачением св. Адальберта.
Войтех
заслужил особое расположение императора.
Обратимся к свидетельству
Козьма пишет о Войтехе: "... залучил в сети веры Венгрию и Польшу... посеял слово божье в Пруссии".
В 993 г. под Прагой был основан Бржевновский монастырь. В предисловии к второй книге своей хроники Козьма Пражский обратился к аббату этой обители Клименту (+1 127 г.).
Козьма сообщает, что перед отъездом Войтеха в Рим, а то была его вторая поездка к святому престолу и состоялась она на рубеже 994 — 995 гг., из Регенсбурга в Чехию приехал Страхквас. Это был сын Болеслава I и брат Болеслава II. У Войтеха со Страхквасом произошла встреча, и епископ с горечью поведал монаху о беспутстве, непослушании и нерадении, царивших в Чехии. Войтех сказал, что Страхквас принадлежит к правящему роду и лишь ему по силам обуздать страсти паствы. Войтех вручил епископский посох Страхквасу, последний же отказался от подобной чести.
Козьма поведал о страшной участи, постигшей родной город Войтеха — Либице. Гибель постигла город тот же час, как Войтех-Адальберт уехал в Рим.
Болеслав II давно не ладил с князьями зличан, братьями Войтеха. А зличанские князья искали поддержки то в Польше у Болеслава I Храброго, то в Германии.
Законы истории подчас очень жестоки. Чехи взяли Либицу и разрушили. В городе погибли братья Войтеха Собебор, Спитимир, Доброслав, Пор-жей, Часлав. Земли зличан, располагавшиеся к востоку и югу от Праги, были присоединены к Чешскому государству. Так была поставлена точка в объединении славянских земель в верховьях Лабы под эгидой чехов. Козьма годом падения Либицы называет 995 г. После отъезда Войтеха-Адальберта в Италию он не был вновь принят на епископскую кафедру Праги. На первый план выдвинулся Страхквас. Кандидат в епископы отправился в Майну, и тут во время посвящения в сан его постигла странная смерть: стоя среди двух епископов, под пенье хора, Страхквас пал ниц и скончался. Вспомним, что Страхквас был Пржемыслом, родным братом правившего Болеслава II. Едва ли подобный епископ мог удовлетворить императорский дом Германии. Описанное событие произошло в 996 г.
Что же касается Войтеха-Адальберта, то он так и не ужился со светской властью Чехии. Войтех принял мученическую смерть в земле противившихся крещению пруссов в 997 г.
Пражская епископская кафедра вновь была занята в том же 997 г. Болеслав II отправил послов к Отгону III с просьбой прислать пастыря. Новым епископом стал сакс, владевший славянским языком, капеллан Тегдаг.
Скоро майнцкий епископ посвятил Тегдага в сан, и на этот раз все обошлось благополучно. Болеславу II оставалось лишь благосклонно встретить вновь прибывшего епископа Тегдага (998 — 1017 гг.).
Супругой Болеслава II Козьма называет Гемму. Она родила князю сыновей Вацлава и Болеслава III. Вацлав в детстве скончался, и наследовал князю второй сын.
Интересны приводимые Козьмой предсмертные напутственные слова, сказанные Болеславом II сыну. Среди прочего князь сказал: "Карл (Великий), самый мудрый и могущественный король,... решив возвести после себя на престол своего сына... взял с него страшную присягу: не портить вес и достоинство монеты, не допускать обмана в ней. И действительно, никакое бедствие, ни чума, ни повальная смертность, ни опустошение страны, вследствие грабежей и пожаров, совершенных неприятелем, не наносят божьему люду больше вреда, чем частая смена и коварная порча монеты. Какое бедствие, какие дьявольские козни столь беспощадно могут повергнуть в нищету и истощить и погубить христианский люд, что еще может нанести такой вред, как порча князем монеты. Вслед за ослаблением правосудия и усилением несправедливости силу берут не князья, а преступники, не правители божьего люда, а вымогатели лихие, люди самые алчные и злые, не боящиеся всемогущего бога: трижды и четырежды в год меняя монету, они сами, на погибель божьего люда, оказываются в сетях дьявола.
Такими недостойными ухищрениями, таким пренебрежением законов эти люди сужают границы княжества, которое я, по милости бога и благодаря могуществу народа, расширил... "
Поистине Болеслав II был мудрым правителем и слова его едва ли с ходом столетий утрачивают актуальность.
Тем временем христианство от Чехии было воспринято Польшей. Первым архиепископом Гнезно стал брат Войтеха-Адальберта, а следовательно, и сын князя зличан Славника Радим-Гауденций (999 —1006 гг.).
Болеслав II отодвинул рубежи Чешского государства в верховья Вислы, в район Кракова. Его сына и наследника Болеслава III (999 — 1003 г., +1037 г.) удача покинула. В Чехии начались смуты и раздоры. Этим не преминули воспользоваться соседи Чехии и в первую очередь окрепшая, стремительно объединявшаяся Польша.
У Болеслава III было два сына — Ольдржих (1012 —1033г., 1034гг.) и Яромир (1003г., 1004—1012гг., 1033-1034 гг., +1035 г.). Яромир -воспитывался в Чехии. Ольдржих был отправлен в Германию, ко двору Генриха, герцога Баварии. В 1002 г. Генрих стал королем, а в 1014 г.— императором. Как пишет Козьма, отправили Ольдржиха в Германию, "чтобы познать нрав, коварство и язык немцев".
А с Болеславом III произошло вот что. Он приехал на встречу с Болеславом I Храбрым, князем Польши в Краков. Поляки Болеслава III схватили и ослепили.
Когда
весть о случившемся достигла
Чехии, знать едва не расправилась с
наследником пражского
В связи
с историей с Ольдржихом Козьма упоминает
род Вршовцев, ранее добившийся пожалования
себе разгромленного града Либице. Видимо,
чешская знать, к началу XI в. получившая
от пражских князей земельные пожалования,
почувствовала вкус власти и во многом
заняла место в значительной степени уничтоженных
князей отдельных славянских союзов. Вначале
XI в. в судьбу Чехии активно вмешалась
северная соседка — Польша. Мы этим воспользуемся
и обратимся к древней истории Польши.
История
Чехии тесно связана с
Колыбелью полян считаются земли в бассейне
реки Варты, а их центром – город Гнезно.
Примерно с середины IХ в. полянами правили
потомственные князья из рода Пястов,
давшие начало Пястовской династии, родоначальником
которой считается Пяст-пахарь.
В Малой Польше существовало государство
Вислян во главе с легендарным королем Краком.
Первым исторически достоверным князем
полян был Мешко. В 966 г. в Гнезно состоялось крещение Мешко и его приближенных.
Наследником Мешко стал его старший сын
Болеслав, прозванный впоследствии Храбрым.
В 1025 г. он был коронован на короля Польши.
При Мешко
II, избранным
Болеславом Храбрым приемником, монархия
испытала кризис, но сын Мешко Казимир
восстановил государство. За заслуги в
деле восстановления страны князя назвали Казимир Обновитель.
Болеслав
Смелый, преемник
Казимира Обновителя, пошел по стопам
своего великого прадеда Болеслава Храброго
и стал проводить активную внешнюю политику.
С согласия папы Болеслав Смелый короновался
королевской короной в 1076
г. и получил
согласие на восстановление Гнезненского
архиепископства.
При приемниках Болеслава Смелого шла
постоянная борьба Польши с Германской
империей. Заметную роль здесь сыграл
князь Болеслав Кривоустый.
Стремясь уберечь своих сыновей от братоубийственных
войн, выпавших на его долю, этот князь
незадолго до смерти в 1138
г. разделил
государство на уделы и установил принципы
наследования верховной власти.
При первых Пястах произошло прочное
объединение польских земель, хотя протекало
ого не без трудностей, поскольку границы
центральноевропейских государств в то
время только еще складывались. И потому
яблоком раздора часто становились многие
пограничные территории: на Силезию, к
примеру, предъявляла свои права Чехия;
Червенские города были предметом спора
с Киевской Русью, Западное Поморье –
с империей.
Однако основную борьбу Польша вела за
свое независимое положение в Европе,
и в этом плане самой серьезной угрозой
были попытки империи навязать свое главенство.
Первым Пястам удалось отстоять независимость
государства; благодаря таким коронованным
правителям, как Болеслав Храбрый, утвердилась
традиция Королевства Польского, память
о котором в эпоху феодальной раздробленности
объединяла народ.
При первых Пястах зародилось сознание
единства, обусловленного общностью происхождения,
обычаев языка и государства. Происходило
также разделение населения на социальные
группы, что было связано с земельными
пожалованиями со стороны верховного
правителя. Складывались, с одной стороны,
сословия рыцарей и крупных феодалов (знати),
возникали обширные церковные владения;
с другой стороны, происходил процесс
постепенного закабаления крестьян, попадавших
во все большую зависимость от землевладельцев.
Наряду со свободными общинниками и зависимым
крестьянством появилась категория так
называемых приписных, то есть людей, которые
не могли бросить землю владетеля. Ибо
были прикреплены к ней соответствующими
документами. Все больше становились имущественные
и правовые различия между разными категориями
крестьян, что впоследствии привело к
глубокому расслоению польской деревни.
Со смертью сына Казимира Лешека
Белого, пытавшегося
утвердить свою власть над другими князьями
в Польше закончился период централизованного
правления.
Двухсотлетний период феодальной раздробленности
был временем больших перемен. Ограничение
правомочий короля привело к упадку патримониальной
монархии, а также к формированию самостоятельных
общественных групп, то есть сословий.
Христианство, которое, с одной стороны,
несло с собой всеобщие, универсальные
ценности, с другой, перенимало исконно
польские элементы. Способствовало обогащению
польской культуры, являясь вместе с тем
ее неотъемлемой и важной составной частью.
Развивалось национальное самосознание,
все теснее объединявшее поляков. Процветала
экономика – сельское хозяйство, ремесло
и торговля, а население становилось все
зажиточнее. Жизнь в расчлененной на удельные
княжества стране учила предприимчивости,
организованности. Так зарождались основы
самоуправляемого и самодеятельного общества.
Итак, несмотря на политическую раздробленность,
конфликты между князьями и территориальные
потери, это был «этап бурного развития
Польши, проявившегося во всех сферах
человеческой деятельности».
В
начале ХIV в. борьбу за объединение
страны начал князь Владислав
Локетек. После
смерти Вацлава III Пржемысловича, опираясь
на помощь венгерского короля Карла Роберта,
враждебно настроенного к чехам, Владислав
Локетек занял Сандомирскую землю. Постепенно
он овладел Краковом, Поморьем и Великой
Польшей.
20 января 1320
г. Локетек
был провозглашен королем. Церемония коронации
состоялась не в Гнезно, как это происходило
до сих пор, а в Кракове, с тех пор кафедральный
собор на Вавеле стал местом коронации
польских монархов. Коронация Локетека
открыла новый период в истории Польши
и имела огромное значение для процесса
объединения государства и укрепления
центральной власти.
Владислав Локетек вел активную внутреннюю
и внешнюю политику и в борьбе с чехами
и германской империей опирался на помощь
венгров и Литвы.
Наследником Владислава Локетека стал
его сын Казимир, прозванный Великим.
Благодаря его дипломатическим усилиям.
Чешский король Ян Люксембург отказался
от притязаний на Польскую корону. В 1343 г. он заключил в Калише
мирный договор с крестоносцами (война
с которыми продолжалась с 1327 г.) Крестоносцы
возвратили Польше Добжинскую землю и
Куявию, оставив себе Гданьское Поморье
и Хелминскую землю. А польский король
сохранил за собой титул владыки и наследника
Поморья, что впоследствии позволило возобновить
старания, направленные на возвращение
этой земли.
В результате длительной войны в 1366 г. к Польше были присоединены
Галицкая Русь, Хелминская, Белзская, Владимирская
земли и Подолие. С 1355
г. Мазовия
формально признала вассальную зависимость
от Польши.
Важнейшим событием эпохи в области культуры
было, безусловно, основание Краковской
академии. Хотя духовная жизнь существовала
в Польше и раньше, сосредотачиваясь при
королевском дворе и кафедеральных школах,
только университету удалось привлесь
группу ученых, которые, обучая студентов,
могли вместе с тем творчески развавать
разные области науки.
По договору Казимира Великого с венгерским
королем Карлом Робертом, последний объявлялся
наследником польской короны.
Весь период правления Владислава Локетека
характеризовался неустанной борьбой
за корону и границы. Король сумел отстоять
независимость только что объединенного,
хоть и урезанного государства, несмотря
на серьезную опасность, угрожавшую со
стороны соседей. Казимир Великий вступал
на престол уже как полноправный наследник
и короновался без каких-либо трудностей.
Не участвуя во внутренних распрях, он
мог посвятить себя внешней политике и
многого добился в этой области: распада
вражеских союзов и присоединения Галицкой
Руси. Его реформа государственного строя
превратила Польшу в современную сословную
монархию. Из казимировской школы вышли
кадры ответственных чиновников, способных
управлять страной в трудный для королевства
период, наступивший после смерти Людовика
Анжуйского. В переломные моменты они
умели делать правильный для Польши выбор.
Проводимая Казимиром Великим политика
способствовала значительному укреплению
международного положения Польши, которое
оставалось прочным и в послепястовскую
эпоху.