Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 19:47, курсовая работа
Цель реферата заключается в следующем: во-первых, всестороннее рассмотрение проблем национальной безопасности России; во-вторых, исследования в области национальной безопасности России с другими государствами; в-третьих, анализ законов, принятых в сфере национальной безопасности. Для достижения данных целей будем решать такие задачи: Рассмотреть причины угроз национальной безопасности страна во внешней политике.
Проанализировать проблемы, стоящие перед страной в сфере национальной безопасности.
Исследовать основные аспекты улучшения национальной безопасности во внешней политике страны.
Сопоставить мнения ученых, политиков по поводу данной проблемы.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Россия – «арена» для экономической и политической войны: причины и угрозы…………………………………………………………………….……….6
Глава 2. Политика национальной безопасности в отношении других стран…10
2.1. НАТО, СНГ и Америка………………………………………………………10
2.2. Запад и Россия: враги или партнеры?………………………………………12
2.3. Страны юга и востока………………………………………………………..14
Глава 3. Законы, принятые в области национальной безопасности…………..18
Заключение………………………………………………………………………..25
Список литературы……………………………………………………………….28
США в настоящее время относится к России с подчеркнутым безразличием. С одной стороны, в условиях ядерного паритета двух стран за Россией признается статус мировой державы, с которой следует развивать полномасштабное сотрудничество. С другой стороны, реальное российско-американское сотрудничество ограничивается чисто формальными встречами в верхах, некоторыми совместными усилиями по проблеме СНГ и, самое главное, осторожным поощрением политики международных финансовых институтов по оказанию помощи России. Создается впечатление, что США не считают заслуживающим внимание сотрудничество с Россией по всем остальным вопросам. России отводится второстепенная роль во всех важных международных делах, где либо от нее ожидают одобрения политики США, либо отводят ей роль стороннего наблюдателя. В некоторых моментах складывается впечатление, что Вашингтон еще не решил «друг» Россия или «враг»2.
Эта двусмысленность ясно прослеживается в политике США, которая следует простой логике: Россию приглашают к обсуждению важных международных проблем только в том случае, если она может либо способствовать, либо помешать достижению американских интересов. Если этой возможности нет, ее откровенно игнорируют. Например, когда встал вопрос о разработке Северной Кореей ядерного оружия, США крайне стремился к обмену информацией и мнениями с Россией. Позднее, когда необходимость в таком взаимодействии отпала, США исключили Россию из процесса урегулирования проблемы.
У нас сложилось такое мнение,
что в эпоху холодной войны
Америка с гораздо большим
вниманием и уважением
Конец ушедшего года и начало нынешнего были примечательны резким обострением отношений между Россией и Украиной, которое окрестили «газовой войной». Газпром – компания, контролируемая российским правительством, - настаивал на новых, европейских ценах на поставляемый на Украину газ (230 долларов за тысячу кубометров), Украина требовала продолжения поставок на прежних, предельно льготных условиях (50 долларов). Долгое время стороны не могли договориться, обменивались резкими заявлениями и даже угрозами. Поскольку контракт на поставку не был заключен, то Газпром снизил давление в трубе ровно на тот объем, который предназначался Украине. Однако Украина как забирала газ, идущий в Европу по экспортному трубопроводу, так и продолжала его забирать. Наконец, договорились. И тут вдруг опять поднимается шум: президент Украины В.Ющенко заявляет о «политической победе» Киева над Москвой и о том, что мир «уже политически по-другому начал реагировать на энергетическую безопасность». Подразумевая, что энергетической безопасности угрожает Россия, а вовсе не Украина. В западных СМИ началась настоящая истерика по поводу того, что Россия может использовать поставки энергоресурсов в качестве инструмента политического давления на другие страны.
Поводом для развязывания на Западе вооруженного конфликта могут послужить территориальные притязания к России ряда государств. Наиболее острым моментом во взаимоотношениях России и Норвегии остается вопрос об участке морской границы между Шпицбергеном и Новой Землей. Территория в Баренцевом море площадью в 155 тысяч кв. км., богатая сырьем для нефтегазовой промышленности, оказалась в спорной зоне. Россия придерживается секторного принципа, принятого в 1926 году: линия сухопутной границы была продолжена по меридиану до Северного полюса, и все территории к востоку то нее признаны нашими. Норвегия же руководствуется принципом «средней линии», то есть проведения границы по средней линии между двух стран. Норвежцы спорили яростно – ведь их месторождения в Северном море могут скоро истощиться, а «проблемная зона», включающая часть разведанного гигантского Штокмановского месторождения, сулит сказочные прибыли.
Определенные круги Финляндии стремятся к объединению близких по языку карелов, саамов, коми и вепсов. Участились и призывы о придании особого международного статуса Калининградской области под совместным протекторатом России, Германии, Польши и Литвы. Выдвигают России свои территориальные претензии и Балтийские государства, где дискриминация русскоязычного населения (в Латвии его 48 %, в Эстонии – 40%) возведена уже в ранг официальной расистской политики, ограничениями в прописке и предоставлении гражданства. Вместе с тем Эстония и Латвия предлагают свое гражданство русскому населению ряда районов Псковской области. И некоторые из псковичей охотно идут на это, стремясь освободиться от службы в российской армии. Характерно, что на новых картах, выпущенных в Латвийской республике, Пыталовский район Псковской области (бывший Абренский уезд Латвии с 1920 по 1944 год) фигурирует как составная часть Латвии. Эстония настаивает на границе, соответствующей Тартускому договору 1920 года, по которому Изборск и Печоры были признаны эстонской территорией. Претендует она и на часть Ленинградской области. Литовские должностные лица мотивируют принадлежность Литве Калининградской области, ссылаясь на российскую угрозу и неоднократное в прошлом вхождение этой территории в состав Литвы. Однако следует отметить, что до присоединения к России, ни Финляндия, ни Латвия, ни Эстония на том или ином историческом этапе собственной государственности не имели.
На южных рубежах страны обстановка определяется как обострением борьбы за доминирование в регионе с исторической соперницей - Турцией, так и стремлением ведущих западных государств взять под свой контроль Центральную Азию и Кавказ с их природными ресурсами и транспортными путями. Пантюркистский проект утверждает идею объединения тюркских народов постсоветского пространства и даже самой России в конфедерацию под эгидой Турции. Этот проект не только поддерживается Западом на пропагандистском уровне, но и в известной степени финансируется им в форме помощи Турции. Вот что пишет по этому поводу американский политолог С. Хантингтон: "Крах СССР открывает перед Турцией уникальную возможность стать лидером возрождения тюркской цивилизации, охватывающей семь стран от берегов Греции до Китая. Поощряемая Западом, Турция прилагает все усилия, чтобы выстроить для себя эту новую идентичность"3. Особое внимание Турции сосредоточено на этнически близких ей северокавказских автономиях. А о будущем стремящихся под эгиду Турции народов можно судить по положению курдов - их в Турции около 14 млн.
И, тем не менее, существование их как отдельного субъекта государства полностью отрицается турецкими властями. Еще один из проектов опирается на давнюю идею возрождения Великого шелкового пути, в древности связывавшего два океана - Тихий и Атлантический. Претворение в жизнь проекта воссоздания "моста цивилизаций" в обход России, обрекло бы нас на опасную изоляцию и вытеснение из всего юго-восточного пространства далеко на Север. Неудивительно, что реализация этого проекта стала частью плана изоляции России, а борьба за обладание транспортными коридорами была признана американскими политологами главной доминантой мировой политики на обозримую перспективу. В целом к югу от границ бывшего СССР формируется зона противоборства ряда государств, которые способны при определенных условиях в целях самоутверждения и улучшения своего положения начать новый передел мира. По мнению ряда экспертов, военная угроза в виде локальных войн и конфликтов здесь наиболее вероятна. Она постоянно проявляется в виде вспышек напряженности на Северном Кавказе, в Закавказье и Центральной Азии. Здесь могут возникнуть прямые угрозы безопасности российских военных объектов, транзиту, товарным потокам, и, наконец, соотечественников, проживающих на постсоветском пространстве.
В ряде
постсоветских республик
«Военно-политическая обстановка на востоке страны характеризуется наличием территориальных противоречий, усилением соперничества США, Японии и Китая за лидерство, их стремлением ограничить роль России в решении региональных проблем»4. (Китай претендует на часть территории Читинской и Амурской областей, Хабаровского и Приморского краев, а Япония настаивает на передаче ей четырех островов Южно-Курильской гряды - Кунашира, Шикотана, Итурупа, Хабомаи). Китай продолжает укреплять свои позиции в регионе, наращивать военно-экономический потенциал. Это крупное ядерное государство занимает одну четырнадцатую часть территории Земли, там размещено около 1/4 населения планеты. На всем российском Дальнем Востоке проживает не более 8 млн. человек. В одной только северо-восточной провинции Китая Хэйлунцзян с центром в Харбине проживало в 1984 году 33 млн. человек. Распространение ядерного оружия неизбежно спровоцирует меры противодействия со стороны других держав, что повысит уровень военно-политической напряженности близ границ России. Надо иметь в виду и то, что кроме США, России, Великобритании, еще более 30 стран, в числе которых и страны третьего мира с их неустойчивой политической властью, обладают ракетным потенциалом, а 15 стран уже сегодня могли бы доставлять боезаряды к различным, в том числе и жизненно важным районам России.
Глава 3.
Особую важность приобретает Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» (25 июля 1998 г. № 130-ФЗ), который является базовым законом в системе правового обеспечения борьбы с терроризмом для правоохранительных и силовых органов Российской Федерации, особенно в условиях обострения обстановки на Северном Кавказе. Закон определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений и организаций независимо от форм собственности. В законе впервые даны расширенные трактовки таких понятий, как терроризм, террористическая деятельность и акция, контртеррористическая операция и ряд других важных понятий, а также определены субъекты и их компетенция в борьбе с терроризмом, порядок проведения и руководство контртеррористическими операциями.
Принципиально важным стало принятие Федерального закона «Об оружии» (13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ), регулирующего правоотношения при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации. Закон нацелен главным образом на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.
В системе правового обеспечения безопасности России важную роль играет правовое регулирование комплекса мер по обеспечению социальной защиты военнослужащих, повышению престижа военной службы, что особенно важно при переходе к комплектованию Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований на контрактной основе. Основными задачами в данной сфере являются правовое регулирование механизма реализации прав и льгот военнослужащих, установленных действующим законодательством, в частности Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и их реальное исполнение. Принятые законодательные акты, регулирующие льготы военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, в процессе разработки бюджета зачастую не берутся в расчет, и соответствующее финансирование не предусматривается. Невозможность реализации декларированных прав и льгот нагнетает социальную напряженность среди военнослужащих и гражданского общества. В этом плане серьезной проблемой, требующей законодательных решений, является социальная защита военнослужащих, подлежащих увольнению в связи с сокращением численности военной организации России.
К середине 90-х гг. в российском законодательстве начинает формироваться правовая система обеспечения безопасности государства. Анализ замысла военно-политического руководства страны показывает, что она должна способствовать:
В ходе реализации концепции
правового обеспечения
Информация о работе Проблемы национальной безопасности во внешней политике современной России