Причины и факторы раздробленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 10:23, контрольная работа

Краткое описание

Внешне распад Киевской Руси выглядел как раздел территории Киевской Руси между различными членами разорившейся княжеской семьи. По сложившейся традиции местные престолы занимали, как правило, только потомки дома Рюрика.
Процесс наступления феодальной раздробленности был объективно неизбежен. Он дал возможность более прочному утверждению на Руси развивающейся системы феодальных отношений. С этой точки зрения можно говорить об исторической прогрессивности этого этапа русской истории, в рамках развития экономики и культуры.

Содержание

Введение 2
1 Причины и факторы раздробленности 3
1.1 Образование новых государственных центров 6
1.2 Владимиро (Ростово)-Суздольская земля 6
1.3 Галицко – Волжское княжество 7
1.4 Новгородская и Псковская феодальные республики 8
2 Система государственного и местного управления в период татаро-монгольского ига и Золотой Орды. 13
3 Великое княжество Литовское 17
Заключение 22
Список использованных источников 23

Прикрепленные файлы: 1 файл

История.docx

— 64.05 Кб (Скачать документ)

  Во всех  делах управления князья опирались  на духовенство, которое обычно  поддерживало княжескую власть. Монголо-татары не посягали на  духовный образ жизни русских  людей и прежде всего на  их православную веру, хотя и  варварски разрушали церкви. Русское  духовенство ордынцы не без  основания считали нередко своим  союзником. Во-первых, русская православная  церковь боролась против влияния  католичества, а папа был врагом  Золотой Орды. Во-вторых, церковь  на Руси в начальный период  ига поддерживала, ради сохранения  всей системы государственного  управления в русских княжествах, князей, выступавших за сосуществование  с Ордой. В свою очередь ордынцы  освобождали русское духовенство  от дани и снабжали служителей  церкви охранными грамотами на  церковное имущество. Все это,  вместе взятое, позволило русской  православной церкви сохранить  известную самостоятельность и  независимость от монголо-татарского  ига и в последующем сыграть  значительную роль в собирании  русских земель, в сплочении всего  русского народа для борьбы  за независимость [2].

  Политика  Золотой Орды в отношении русских  земель на протяжении ее истории  прошла несколько этапов:

1-й  этап (1243–1257 гг.). Формальный контроль осуществлялся из Каракорума, а непосредственная исполнительная власть и организация военных походов на Русь находились в руках золотоордынских ханов.

2-й  этап (1257–1312 гг.). Пик распада русских земель и начальный этап этногенеза великороссов. Наиболее тяжелый период ига Орды: организуется структура вассальной зависимости Руси от Орды, баскаческая система, проводится перепись населения.

3-й  этап (1312–1328 гг.). Отмена баскачества. На фоне исламизации и преодоления кочевых традиций в Золотой Орде происходит становление великокняжеской системы управления русскими землями при постоянном вмешательстве ханов во внутриполитическую жизнь Руси.

4-й  этап (1328–1357 гг.). Рост антиордынских настроений, борьба политических центров за первенство среди русских княжеств, имеющих особые отношения с ханской властью.

Встав на путь предоставления известной самостоятельности  в своих землях русским князьям  и церкви, монгольские правители, тем не менее, пытались переместить  политический центр русских княжеств в Золотую Орду. Об этом свидетельствуют  получение русскими князьями ярлыков  на княжение и система сбора дани в интересах монголо-татар. Однако эти новшества в государственной  власти Руси в 13-14 вв. не стали раз  и навсегда данными. В первые годы после установления на Руси монголо-татарского ига хан Батый вызвал к себе всех русских князей, которые должны были засвидетельствовать свою покорность и из его рук получить свое княжество.

Отряды баскаков располагались в Суздальской, Муромской, Рязанской, Тверской, Курской и Смоленской землях. Великий баскак, которому подчинялись  все местные баскаки, находился  при Александре Невском во Владимире  и связывал князя по рукам. Военная  организация баскаков заменяла собой  оккупационные войска. Однако во внутреннюю жизнь русских княжеств она не вмешивалась. Ее интересовал только размер собранной дани. Во всем остальном  княжеская власть была самостоятельной [3].

В первой трети 14 в. система сбора дани из русских  княжеств была изменена. В царствование Ивана Калиты (1325-1340 гг.), который заслужил полное доверие Орды, русские князья получили право сами собирать дань и отправлять ее в Орду. В последующем во взаимоотношениях Руси и Орды важным фактором являлся уже не сам процесс сбора дани, а ее размер, который, по мере роста могущества Московского государства, уменьшался.

Возвышение  Москвы и превращение её со временем в центр национального объединения  русских земель отнюдь не объяснимо ссылкой на ее благоприятное географическое положение. Своим возвышением Москва обязана не географическому, а политическому фактору. Первые московские правители сумели не только пробиться к великокняжескому престолу, но и удержать его за собой.

Крупной удачей для московских князей было подавление народного антиордынского восстания в Твери в 1327 г. Воспользовавшись этим предлогом для устранения своих соперников, московский князь Иван Калита самолично возглавил карательный поход ордынцев против Твери. В награду он получил и великокняжеский престол, и право собирать дань с русских земель и доставлять ее ханам. Назначение Ивана Калиты главным сборщиком дани явилось большим политическим выигрышем для московского княжества.

Территориальный и национальный рост Московского  княжества сопровождался политическим подъемом московского князя – того, кто был старшим в княжеской семье. В то время, когда Московское княжество вбирало в себя разъединенные части Русской земли, этот старший князь собирал в своих руках раздробленные элементы верховной власти и превратил, в конечном итоге, Московское княжество в национальное Русское государство, следовательно, и сам превратился в русского государя.

Московский  великий князь был не единственным, а только старшим из московских князей. Вотчина московских князей не была цельной владельческой единицей: подобно вотчинам других княжеских  линий, ока представляла группу независимых  удельных княжеств. В то время, когда  начиналась объединительная роль Москвы, в семье ее князей еще вполне действовали  старые удельные отношения. Но по мере того, как расширялись владения, и возрастало внешнее значение Москвы, изменялись и внутренние отношения  между московским великим князем и его младшими удельными родичами.

  Действительные  отношения московских князей  с Дмитрия Донского или даже  при его ближайших предшественниках  становились уже на другие  основания. Началось постепенное  превращение удельных князей  из самостоятельных владельцев  в слуг своего старшего родича, великого князя. Великий князь  московский приобретал все большее  преобладание над удельными младшими  родичами.

  Усиление  старшего наследника происходило  при условии подчинения ему  удельных князей. Это подчинения  принимало различные формы. Простейшую  форму представляла личная служба  удельного князя великому князю  по договору. Здесь удельный князь,  оставаясь независимым в своем  уделе, обязывается служить великому  без ослушания, по обоюдному  договору, а великий князь – "кормить", "вознаграждать слугу по его службе".

  Наконец, великие князья стремились подчинить себе удельных в силу общего принципиального требования, чтобы удельные князья повиновались великому именно потому, что они удельные. Здесь вотчины удельных князей не отнимались и не покупались, а князья сами по договору отказывались от них и получали их обратно, как пожалование. Кроме того, с конца 14 – начала 15 в. московский князь получает право суда над младшими князьями.

  В период  Монгольского Ига существовало  два процесса, за счет которых  создавалось политическое и национальное  значение Московского княжества  и его старшего князя. Один  процесс расширял территорию  и внешнее влияние этого княжества,  другой – собирал элементы верховной власти в лице старшего из московских князей. Эти процессы шли в условиях монголо-татарского ига, которое не разрушило систему управления русскими княжествами. В результате при активной и ведущей роли этой системы управления в 15 в. удалось восстановить полную государственную независимость русских земель и образовать российское централизованное государство [5].

 

 

3 Великое княжество Литовское

Великое княжество  Литовское образовалось в XIII в. Наибольших размеров оно достигло на грани XIV – XV вв., когда в него вошли белорусские, украинские и некоторые русские земли. Необходимость борьбы с немецкими крестоносцами побудила княжество объединиться с Польшей. В 1385 г. в замке Крево был подписан договор личной унии двух государств. Великий князь Литовский становился королем, но зато княжество входило в состав Польши. Кревская уния оказалась непрочной, и княжество скоро опять стало независимым. Новое соглашение, подписанное в г. Городле в 1413 г., подтвердило статус персональной унии Польши с Литвой, но и она не оказалась слишком прочной. Только Люблинская уния 1569 г. привела к образованию единого государства – Речи Посполитой. Впрочем, и в составе этого государства Великое княжество Литовское сохранило известную обособленность. Оно имело свою территорию, свои органы власти и управления, финансы, армию и законодательство. Со временем эта обособленность все больше сокращалась, но этот процесс не был завершен, так как в конце XVIII в. Белоруссия и Литва вошли в состав Российской империи.

Феодалы в  правовом отношении подразделялись на ряд категорий в зависимости  от богатства, родовитости и занимаемой должности. В законодательных актах  того времени различались феодалы  высшей категории («высшего стану») – князья, паны радные, паны хоруговные, и низшей категории – земляне-шляхта, имевшие собственные имения.

Верхушка  класса феодалов, заседавшая в совете великого князя (раде), именовалась  панами радными. В ее руках находилось все управление государством. К этой же категории относились и католические епископы [1].

Панами хоруговными были крупные феодалы, выезжавшие на войну не под знаменами поветов (уезда или волости), а под своими знаменами, так как они выставляли большое количество воинов.

До XV в. все  феодалы назывались боярами, а затем  появился термин «шляхта» или «бояре-шляхта». Так именовались средние феодалы, а название «бояре» сохранилось только для лиц, находившихся на службе князя или пана в качестве вассалов. Бояре и слуги могли переменить своего господина, что сопровождалось потерей прав на земельные участки.

Основную  массу населения составляли феодально-зависимые  крестьяне, правовое положение которых  определялось нормами обычного права  и рядом законов-привилеев. Процесс обезземеливания и закрепощения крестьян наиболее полно был выражен в «Уставе на волоки» 1557 г. В силу этого закона значительная часть земли отбиралась у крестьян и на этих землях образовывались фольварки (государственные или великокняжеские имения). К каждому фольварку приписывались крестьяне, которые обязаны были отбывать, в нем барщину и вносить оброк. Количество приписанных крестьян зависело от размера пахотной земли в фольварке. На одну волоку земли в фольварке приходилось не менее семи крестьянских хозяйств. Этим законом крестьяне лишались права перехода. Все крестьяне в зависимости от их принадлежности подразделялись на людей господарских и людей панских.

 «Устава на волоки» была весьма выгодна феодалам. Поэтому новая система обложения крестьян уже во второй половине XVI в. была, введена почти во всех землях Великого княжества Литовского.

Повсеместное  применение в феодальных хозяйствах волочной системы привело к усилению эксплуатации и закрепощения всех категорий крестьянства.

Развитие  ремесла и торговли в городах  способствовало упрочению экономических  связей как внутри страны, так и  с соседними государствами, что  в свою очередь вело к увеличению городского населения. Оно состояло из торгово-ремесленной верхушки и  трудового народа. В городах проживали  также феодалы и духовенство.

Для защиты своих интересов от бесчинств  феодалов и конкуренции со стороны  крепостных ремесленников городские  ремесленники объединялись в союзы  по профессиям – цехи.

Великое княжество  Литовское прошло путь от раннефеодальной до сословно-представительной монархии. Во главе государства стоял господарь – великий князь. В его руках была сосредоточена военная, административная, законодательная и судебная власть. К концу XV в. власть господаря в значительной степени ограничивалась паны-радой и сеймом, без согласия которых он не имел права решать важнейшие государственные вопросы, не имеют права начинать войну и устанавливать налоги без согласия сейма, на котором должны были присутствовать и представители шляхты.

В состав рады входили наиболее крупные светские и духовные феодалы. Кроме того, господарь  мог вводить в нее и иных феодалов. Для решения особо важных государственных вопросов Рада собиралась в полном составе.

В отсутствие господаря рада руководила всеми  центральными исполнительными органами. В ее компетенцию входили законодательство, внешняя политика, оборона государства, финансовые и важнейшие судебные дела. Сеймы как государственные  органы княжества до XV в., как правило, собирались только по отдельным землям. Начиная же с XV в. и особенно в XVI в. сейм созывался как общегосударственный  орган. На сеймах основную роль играли крупные феодалы, шляхта же вынуждена  была подчиняться воле панов. В XV в. и в начале XVI в. на сеймы могли являться все шляхтичи по желанию. Затем было установлено правило, по которому депутаты на сейм избирались шляхтой на поветовых сеймиках, по два депутата от каждого повета. Кроме избранных депутатов (земских послов) на сейм приглашались все паны-рады и крупные феодалы. Определенных сроков созыва сейма не существовало, собирались они по мере надобности, например в случае угрозы войны. Компетенция сейма определилась не сразу. Так, к середине XVI в. сеймы решали дела о налогах, о защите государства, об избрании великого князя, судебные дела и вопросы законодательства.

Воеводы осуществляли свою деятельность совместно с радами, состоящими из местных феодалов. Воевода  управлял при помощи «урядников».

Управление  в поветах осуществлялось старостами, которые назначались великим  князем. Старосты наблюдали за выполнением  населением всех повинностей (военной, дорожной, подводной), руководили сбором общегосударственных налогов, следили  за поддержанием порядка в поветах, осуществляли суд по некоторым делам.

Наиболее  важные вопросы воеводы и старосты должны были решать на местных сеймиках, которые были органами сословного корпоративного объединения феодалов. Они избирали представителей в сейм и решали местные  сословные дела.

Отличительной чертой управления городами в Великом  княжестве Литовском по сравнению  с Русским государством было предоставление городам некоторого самоуправления.

Информация о работе Причины и факторы раздробленности