Предпосылки и причины военных реформ середины XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 23:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель: раскрыть причины, содержание, последствия и значение военных реформ.
Для достижения этой цели ставятся задачи: рассмотреть суть нового порядка комплектования армии, изменения в её организации и управлении, охарактеризовать меры по перевооружению войск и изменения в подготовке и обучении войск.

Содержание

Введение
1. Предпосылки и причины военных реформ середины XIX века
2. План военных преобразований
3. Реформы в области организации, комплектования армии и управления войсками
4. Перевооружение армии
5. Изменения в области подготовки войск
Заключение
Список литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 68.55 Кб (Скачать документ)

Период перевооружения армии можно разделить на два этапа: первый, примерно до 1866 года, когда происходила замена гладкоствольного вооружения нарезным, заряжающимся с дула, и второй этап - с 1866 года, характеризовавшийся введением нарезного, заряжающегося с казённой части вооружения.

В 1856 г. был разработан новый вид пехотного вооружения шестилинейная, заряжающаяся с дула, нарезная винтовка. В 1862 г. ей были вооружены более 260 тыс. чел. Значительная часть винтовок выпускалась в Германии и Бельгии. К началу 1865 г. вся пехота была перевооружена шестилинейными винтовками.

Перевооружение армии в первую очередь зависело от сталелитейного производства. В 1855 г. Обухов разработал проект производства орудий из литой стали, и лишь в 1857 г. в Златоусте началось строительство сталепушечного завода. В конце 1860 г. в Петербурге были произведены испытания двенадцатифунтовой пушки Обухова. Пушка выдержала четыре тысячи выстрелов, а анализ стали показал, что она содержит в своем составе 99,81% железа, в то время как сталь Круппа - 98,54% при цене в три раза меньшей, чем Германская. В 1862 г. пушка Обухова заняла первое место на всемирной выставке в Лондоне. Таким образом, к началу 60-х годов в России были созданы все условия для развития отечественного сталепушечного производства. В 1863 г. началось строительство сталепушечных заводов в С-Петербурге и Перми, начали отливать орудия в Петрозаводске и Александровском заводе.

Введение нарезных, заряжающихся с дула орудий было начато в 1860 г. В области стрелкового вооружения с 1866 года производилась переделка существовавших винтовок и изготовление новых по различным системам (Терри-Нормана, Карле). Снабжение армии новыми винтовками осуществлялось крайне медленно вследствие слабого развития отечественных заводов и отсутствия средств для приобретения оружия за границей.

В 1866 г. было утверждено вооружение для полевой артиллерии, по которому все батареи пешей и конной артиллерии должны иметь нарезные, заряжающиеся с казенной части орудия.1/3 пеших батарей должна быть вооружена девятифунтовыми пушками, а все остальные батареи пешей и конная артиллерия четырехфунтовыми.

Для перевооружения полевой артиллерии требовалось тысяча двести орудий. В связи с тем, что заводы не могли в короткие сроки перейти к массовому выпуску стальных стволов, было принято решение добиться выпуска бронзовых орудий, заряжающихся с казенной части. Во второй половине 60-х начале 70-х годов под руководством А.С. Лаврова проводились дальнейшие опыты по улучшению артиллерийской бронзы. Разработанные русскими учёными артиллеристами Маиевским, Гадолиным, Калакуцким, Лавровым системы артиллерийских орудий и снарядов к ним не только не уступали иностранным, но значительно превосходили их. К 1870 г. перевооружение полевой артиллерии было полностью завершено, а к 1871 г. в запасе имелось 448 орудий.

В 1870 г. на вооружение артиллерийских бригад были приняты скорострельные десятиствольные картечницы Гатлинга и шестистволльные Барановского со скорострельностью двести выстрелов в минуту. В 1872 г. была принята на вооружение 2,5 дюймовая скорострельная пушка Барановского, в которой были осуществлены основные принципы современных скорострельных орудий. За границей такие орудия были изобретены лишь в начале 1890-х годов.

Опыт франко-прусской войны 1870-1871 гг. привел к необходимости увеличения количества батарей полевой артиллерии. В 1873 г. было принято решение усилить состав артиллерийских бригад до шести батарей (две вновь формируемых батареи вооружались девятифунтовыми орудиями). В 1870 г. профессором Маиевским была спроектирована четырехфунтовая утяжеленная пушка с начальной скоростью тысяча семьсот футов в секунду (против тысячи у обычной). Но на вооружение она принята не была, в связи с отсутствием финансирования. По ее образцу на заводах Круппа для германской армии выпускалось аналогичное орудие.

Таким образом, на протяжении двенадцати лет (с 1862 по 1874 гг.) количество батарей выросло с 138 до 300, а количество орудий с 1104 до 2400. В 1874 г. в запасе находилось 851 орудие, был осуществлен переход от деревянных лафетов к железным.

Большое значение в совершенствовании тяжелой крепостной и осадной артиллерии имело изобретение в начале 70-х годов полковником Семеновым железных поворотных и башенных лафетов. Несмотря на ряд мер, предпринятых Военным правительством, дело перевооружения крепостной артиллерии производились крайне медленно. На 1.01.1875 г. количество крепостных орудий составляло лишь 72% к штату.

Рождение русского винтового флота в годы Крымской войны было связано с развитием тесных отношений верфями и заводами Петербурга и Москвы с Морским министерством. В 1859 г. морское ведомство заключило контракт на изготовление двух двигателей мощностью по 800 л. с. для фрегатов Дмитрий Донской" и Александр Невский.

Послевоенное сотрудничество военно-морского ведомства с частной промышленностью, в 1860-е годы переросло в тесный союз, так как в этот период морское министерство оказалось перед очередным переворотом в военно-морской технике - строительстве броненосцев. В октябре 1861 г. была спущена на воду 270-тонную канонерку Опыт, с 4,5-дюймовой носовой броней, которая была выплавлена в Англии. Первый 3277-тонный броненосец Первенец" был построен в Лондоне, где группа русских морских инженеров, посланная для надзора за постройкой, одновременно и вела разведку с целью ознакомления с новейшей технологией постройки броненосцев. В 1862-63 гг. был заключен контракт с английским кораблестроителем Митчелом на постройку двух броненосцев Не тронь меня и Кремль" уже в России. За три года Морское министерство смогло перейти от закупок броненосцев за рубежом к постройке их в России. В 1864 г. Морское министерство приняло программу на строительство восьми броненосных кораблей с завершением в 1869 г. В 1870-е годы был построен броненосный корабль Петр Великий" общей стоимостью 5,5 млн. руб., после чего, вследствие скудности флотских ресурсов и финансового кризиса в государстве, броненосцы сооружались лишь в малом количестве.

В начале 60-х годов в армиях Европы возник вопрос о переходе к нарезному стрелковому оружию, заряжающемуся с казенной части. Таким образом, Военное министерство, едва закончив к середине 60-х годов перевооружение армии нарезным оружием заряжающимся с дула, вынуждено было снова изыскивать новые системы стрелкового вооружения. Первоначально было принято решение на переделку стоящих на вооружении шестилинейных винтовок. В 1866 г. этот образец, (со скорострельностью 5-6 выстрелов в минуту) принимается на вооружение, как временный.

В конце 60-х годов была принята на вооружение скорострельная винтовка так называемой системы Бердана, фактически сконструированная русскими офицерами Горловым и Ганиусом и именовавшаяся в Америке "русской винтовкой". Только с 1872 года на отечественных заводах приступили к освоению этой системы оружия, однако к началу русско-турецкой войны лишь третья часть пехоты была перевооружена на малокалиберные винтовки.

Перевооружение армии продолжалось более 20 лет и не было закончено к началу русско-турецкой войны. Это объяснялось в первую очередь экономической отсталостью самодержавно-дворянского государства, а также неспособностью его организовать казённую военную промышленность на новых началах вольнонаёмного труда.

Выводы:

  1. Преобразования в области перевооружения ставили своей задачей обеспечить армию современным оружием и были рассчитаны на создание отечественной военной промышленности.
  2. Изобретения и открытия русских ученых и инженеров Обухова, Гадолина, Маиевского, Чернова, Лаврова, Горлова и др., в значительной степени способствовали реализации программы перевооружения.
  3. Однако, экономическая отсталость страны, являлась непреодолимым препятствием в деле перевооружения. Эти трудности усугублялись преклонением Александра II и придворных перед иностранным, в ущерб развития собственной промышленности.
  4. В силу этих обстоятельств, к середине 70-х гг. перевооружение армии далеко не было закончено. Многосистемность вооружения, отсутствие должного количества тяжелой и осадной артиллерии, а также дальнобойных орудий полевой артиллерии, представляли серьезный недостаток, обнаружившийся во время войны 1877-1878 гг.

 

5. Изменения  в области подготовки войск

 

Неудачи в Крымской войне вызвали серьезную критику существующей системы боевой подготовки войск. Следовало изменить систему подготовки солдат: готовить их к действиям на местности, а не только к парадам на плацу, нужно было учить их грамоте, чтобы они исполняли службу более осмысленно. Система обучения войск не была подчинена задачам подготовки армии к действиям в боевой обстановке, а, наоборот, всё внимание сосредоточивалось на усвоении положений линейной тактики, рассчитанной на внешний эффект. Умение чётко маршировать, идеально выполнять ружейные приёмы - к этому, собственно, сводилась подготовка одиночного бойца. Особое значение придавалось внешнему единству действий отдельных частей и соединений. Равнение как на месте, так и на марше, слаженное выполнение команд - таковы основные требования, предъявлявшиеся к командирам отдельных частей в области обучения вверенных им войск. Вся эта система боевой и тактической подготовки обнаружила в период Крымской войны свою полную несостоятельность.

Вследствие этого с конца 50-х годов в отдельных частях войск боевая подготовка принимает несколько иной характер. В 1858 г. были сформированы учебные батальоны для подготовки учителей искусной стрельбы, вошло в практику прикомандирование к артиллерийским частям офицеров и солдат пехоты, для обучения их стрельбе из орудий. Обращено также было внимание на физическую подготовку солдат, в этих целях в Петербурге и Москве в 1858г. создаются учебные фехтовально-гимнастические школы для подготовки инструкторов гимнастики и фехтования.

Были приняты меры для распространения грамотности в войсках. В 1858г. помимо войск гвардии, обучение письму, чтению и арифметике осуществлялось и в гренадерских войсках.

В 1863 г. издается специальный приказ военного министра об обучении рекрутов, в котором указывалось на необходимость обучения рекрутов строго практическим целям - обучению тому, что необходимо на войне, с главным упором на осмысленном усвоении солдатами приобретаемых ими знаний.

Большое развитие получает новая отрасль военного образования - обучение саперному делу. С этой целью к саперным бригадам прикомандировывались на месячный срок команды для обучения саперному делу инструкторов.

Обучение войск в условиях, близких к боевым, производство манёвров, практические стрельбы, ознакомление пехоты и артиллерии с сапёрными работами, развитие физических качеств солдата, распространение грамотности - всё это характеризовало новую систему боевой подготовки.

На протяжении 60-х годов были разработаны и изданы новые уставы, в которых серьёзное внимание уделялось одиночной подготовке бойца.

Основные положения боевой подготовки войск наиболее полно были раскрыты в учебнике тактики профессора Драгомирова, в основу которого были положены три условия обучения:

  1. Учить войска в мирное время только тому, что необходимо на войне.
  2. Учить солдат боевому делу необходимо в той последовательности, чтобы они получали ясное понятие о назначении предмета обучения.
  3. Учить преимущественно примером. Придавалось большое значение одиночной подготовке солдата. Устанавливалось 2 вида боевого построения войск: рассыпной (при применении огнестрельного оружия) и сомкнутый (при применении холодного оружия).

Устав строевой пехотной службы был разработан в 1866 г. Общий характер этого устава определялся новыми тактическими принципами ведения боя: развитие огня пехоты в сочетании с действием холодного оружия, совершенствованием рассыпного строя, развитием гибкости построения рот и батальонов.

Строевые уставы пешей и конно-артиллерийской служб были изданы в 1859 г. В этих уставах по-прежнему большое внимание уделялось плац - парадным приемам. Тактической единицей являлось орудие. Командир батареи лишь определял дистанцию для первого выстрела, а далее наводчик самостоятельно вводил поправки. Этот принцип, оставшийся от гладкоствольной артиллерии, явно не соответствовал новым видам вооружений.

Однако более чем недоработанные уставы, подготовке артиллеристов препятствовали непрерывные изменения в материальной части артиллерии, отсутствие должного количества боеприпасов и отсутствие разработанной теории стрельбы из нарезных орудий. Лишь в 1874 г. был принят способ пристрелки путем захвата цели в вилку. Причиной невысокого уровня огневой подготовки являлся так же недостаток строевых офицеров - артиллеристов (так в Виленском военном округе некомплект офицеров - артиллеристов составлял 72%). Несмотря на все эти недостатки, общая тактическая подготовка артиллерии значительно повысилась. Наиболее серьезным недостатком являлось отсутствие должного взаимодействия с пехотой.

Устав о кавалерийской строевой службе был издан в 1869 г. По этому уставу состав полка определялся четырьмя эскадронами и пятым резервным. Эскадрон делился на четыре взвода, по шестнадцать рядов в каждом. Главное внимание в уставе отводилось одиночному обучению всадников, был значительно расширен раздел Об атаке. Как недостаток можно отметить то, что значение оружейного огня для кавалерии по-прежнему отрицалось. Новый устав был направлен на обучение кавалерийских частей тому, что необходимо на войне, однако плац - парадные традиции, действовавшие в кавалерии сильнее, чем в пехоте, являлись серьезным тормозом внедрения новой системы обучения, что обуславливало слабую подготовленность отдельных частей кавалерии к действиям в боевых условиях.

Распространение грамотности являлось вспомогательной отраслью военного образования. Приток в армию новых командных кадров, окончивших военные и юнкерские училища, и подготовка значительного количества грамотных унтер-офицеров, способных обучать солдат чтению и письму - обусловило в конце 60-х, первой половине 70-х годов определенные успехи в распространении грамотности в войсках. Во всех полках, бригадах и батальонах в начале 70-х г. создаются ротные библиотеки, в ряде частей были открыты солдатские чайные.

Успех обучения войск зависел в первую очередь от качества подготовки офицерского и унтер-офицерского состава. В 1867 г. создаются учебные команды при штабах полков и отдельных батальонов для подготовки унтер-офицеров в пехоте и кавалерии со сроком обучения два года. В команды выделялись по 4-5 человек от каждой роты и эскадрона ежегодно.

В 1874 г. было принято решение о создании учебных команд в артиллерийских и инженерных частях. Учебные команды в артиллерии создавались двух типов: при батареях, парках и крепостных ротах - для подготовки бомбардиров, наводчиков и лаборатористов - со сроком подготовки один год (в программу подготовки включались строевое образование, знание караульной службы, гимнастика, грамота, арифметика и артиллерия). В учебных командах этого типа обучались 10% состава батарей. И второго типа - при артиллерийских бригадах и крепостях для подготовки фейерверкеров со сроком обучения два года (в программу подготовки включались русский язык, арифметика, геометрия, артиллерия, фортификация, коневодство). В эти команды включались 50% успешно окончивших батарейные команды.

Информация о работе Предпосылки и причины военных реформ середины XIX века