Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 08:29, курсовая работа
Органы внутренних дел входят в структуру исполнительной власти государства и занимают одно из центральных мест в системе правоохранительных органов, поскольку выполняют наибольший объем работы, связанной с предупреждением, выявлением и пресечением правонарушений. Органы внутренних дел представляют собой сложную, разветвленную систему, в которую входят в качестве ее функциональных элементов милиция, внутренние войска, следственный аппарат и др. На протяжении двух веков термин «внутренние дела» традиционно сохранялся, хотя содержание этой области государственной деятельности исторически менялось.
Объектом исследования является государство, его административно-милицейские органы, обеспечивавшие охрану власти, борьбу с инакомыслящими.
Введение..............................................................................................................3 ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ СССР
Прокуратура………………………………………………………….....5
Министерство внутренних дел СССР…………………………7
Нотариат СССР…………………………………………………………9
Комитет государственной безопасности СССР…………………………...14
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ СССР
2.1 Реформы МВД……………………………………………………………….23
2.2 Создание штаба МВД СССР………………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ЛИТЕРАТУРЫ……………...……………………………………………………34
В декабре 1961 года по инициативе первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева, А. Н. Шелепин был переведен на партийную работу в должности секретаря ЦК КПСС. Руководство КГБ принял В. Е. Семичастный, бывший коллега Шелепина по работе в ЦК ВЛКСМ. Семичастный продолжил политику его предшественника по структурной реорганизации КГБ. В главное управление внутренней безопасности и контрразведки были влиты 4-е, 5-е и 6-е управления КГБ. Под крыло 7-го управления, занимавшегося охраной дипломатического корпуса и наружным наблюдением, перешли соответствующие функциональные подразделения 2-го главного управления. 3-е главное управление было понижено до статуса управления. Соответствующие структурные изменения произошли и в органах КГБ союзных и автономных республик, в краях и областях. В 1967 году аппараты уполномоченных в городах и районах были реорганизованы в городские и районные отделы и отделения КГБ-УКГБ-ОКГБ. В результате сокращения многочисленных структурных звеньев, аппарат Комитета государственной безопасности стал более оперативным, в то время как создание в 1967 году по инициативе нового председателя КГБ Ю. В. Андропова пятого управления для борьбы с диссидентами сделало КГБ более подготовленным для борьбы с противниками советского строя в последующие два десятилетия8.
Летом 1962 год ресурсы КГБ были задействованы в операции по подавлению забастовки рабочих Новочеркасского электровозостроительного завода в г. Новочеркасске. По имеющимся данным, сотрудники госбезопасности лично не участвовали в расстреле забастовщиков, однако играли активную роль в слежке за «зачинщиками беспорядков» и их арестах. Активисты забастовки были выявлены благодаря фотографиям, сделанным штатными сотрудниками и тайными агентами КГБ, и привлечены к суду по обвинению в бандитизме, организации массовых беспорядков и попытке свержения советской власти. Семеро участников выступлений были приговорены к смертной казни и расстреляны, остальные получили длительные сроки заключения с отбыванием в колонии строгого режима.9
Под руководством Ю. В. Андропова в должности председателя КГБ в период с 1967 по 1982 год, органы госбезопасности существенно укрепили и расширили свой контроль над всеми сферами жизни государства и общества. Усилилось их политическое влияние в партийной номенклатуре, повысилась позиция КГБ в системе органов государственного управления - 5 июля 1978 года КГБ был преобразован из ведомства при Совете Министров СССР в центральный орган государственного управления СССР с правами государственного комитета и переименован в Комитет государственной безопасности СССР (КГБ СССР), что не затронуло систему и структуру органов государственной безопасности.10
Существенное влияние на деятельность КГБ в 1970-80-е годы оказывали происходящие в стране социально-экономические процессы периода «развитого социализма» и изменения во внешней политике СССР. В этот период КГБ сосредоточил свои усилия на борьбе с национализмом и антисоветскими проявлениями внутри страны и за рубежом. Внутри страны органы госбезопасности усилили борьбу с инакомыслием и диссидентским движением; однако действия физической расправы, депортаций и заключений под стражу стали более утонченными и замаскированными. Усилилось применение средств психологического давления на инакомыслящих, включая слежку, давление с помощью общественного мнения, подрыв профессиональной карьеры, профилактические разговоры, депортация из СССР, принудительное заключение в психиатрические клиники, политические судебные процессы, клевета, компромат, различные провокации и запугивания. Практиковался запрет на проживание политически неблагонадежных граждан в столичных городах страны - так называемая «ссылка за 101-й километр». Под пристальным вниманием КГБ в этот период находились, в первую очередь, представители творческой интеллигенции - деятели литературы, искусства и науки которые по своему общественному статусу и международному авторитету могли нанести наиболее масштабный вред репутации советского государства и коммунистической партии.11
Объектом многолетней
травли КГБ являлись видные деятели науки.
К примеру, советский ученый-физик, трижды Герой Социалистического Труда, диссидент и правозащитн
Для контроля выполнения СССР Хельсинкских соглашений о соблюдении прав человека, в 1976 году группой советских диссидентов была сформирована Московская Хельсинкская группа (МХГ), первым руководителем которой стал советский физик, член-корреспондент АН Армянской ССР Ю. Ф. Орлов. С момента образования МХГ подвергалась постоянным преследованиям и давлению со стороны КГБ и других силовых органов советского государства. Члены группы подвергались угрозам, их вынуждали эмигрировать, заставляли прекратить правозащитную деятельность. С февраля 1977 года активистов Ю. Ф. Орлова, А. Гинзбурга, А. Щаранского и М. Ланду начали подвергать арестам. По делу Щаранского КГБ получил санкцию ЦК КПСС на подготовку и публикацию ряда пропагандистских статей, а также написание и передачу президенту США Дж. Картеру личного письма тестя подсудимого с отрицанием факта супружества Щаранского и «разоблачением» его аморального облика. Под давлением КГБ в 1976-1977 годах были вынуждены эмигрировать члены МХГ Л. Алексеева, П. Григоренко и В. Рубин. В период с 1976 по 1982 год были арестованы и осуждены к разным срокам заключения или ссылки восемь членов группы, ещё шестерых вынудили эмигрировать из СССР и лишили гражданства. Осенью 1982 года, в условиях усиливающихся репрессий, трое оставшихся на свободе участников группы были вынуждены объявить о прекращении деятельности МХГ. Московская Хельсинкская группа получила возможность возобновить свою деятельность только в 1989 году, в разгар горбачёвской перестройки.12
Органы государственной безопасности имели право вести агентурно-оперативную работу: вербовать агентов, содержателей явочных и конспиративных квартир, осуществлять наружное наблюдение и перлюстрацию корреспонденции, другие оперативные мероприятия.
В числе несомненных достоинств Комитета государственной безопасности СССР были: система комплектования квалифицированными кадрами, быстрое маневрирование силами, возможность концентрировать их на ключевых направлениях, избегать дублирования в работе.
Полное и безоговорочное содействие государственных структур обеспечивало добывание информации из самых различных источников, ее проверку, анализ и обобщение, выработку прогнозов для высшего руководства государства и партии. Сосредоточение всех функций специальных служб в одном лице обеспечивало КГБ СССР полное взаимопонимание между разведкой и контрразведкой, вспомогательными службами, оперативную проработку проблем, принятие и согласование решений, осуществление операций.
КГБ СССР был мощнейшим инструментом государства, обеспечивающим незыблемость существующего режима.
Глава 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ СССР
2.1 Реформы МВД
8 июня 1973 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об основных обязанностях и правах советской милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью». 19 июля 1973 года этот указ был утвержден Верховным Советом СССР и приобрел юридическую силу закона. 8 июня 1973 г. Совет министров СССР утвердил Положение о советской милиции.
В вышеназванных документах был определен правовой статус советской милиции, определялись задачи, место в системе правоохранительных органов, порядок взаимодействия с добровольными народными дружинами и другими самодеятельными общественными организациями, а также с государственными органами, администрацией предприятий, учреждений и организаций.
В принятой 7 октября 1977 г. Конституции СССР давалась более полная, развернутая конституционная регламентация законности и правопорядка, чем во всех предыдущих советских конституциях. Впервые в истории конституционного законодательства в Конституции СССР 1977 г. закреплялся принцип законности как один из основных принципов деятельности государства. Ст. 4 Конституции гласила: «Советское государство, все его органы действуют на основе социалистической законности, обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан. Государственные и общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию СССР и советские законы».
В целом для Конституции СССР 1977 г. характерно расширение сферы конституционного регулирования прав и свобод граждан, усиление роли государственных органов в их охране. С этой точки зрения для органов внутренних дел важное значение имело содержавшееся в Конституции положение о том, что «уважение личности, охрана прав и свобод граждан - обязанность всех государственных органов, общественных организаций и должностных лиц». Там же закреплялись гарантии данной нормы: «Граждане СССР имеют право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество».
Статья 58 формулировала и ранее известное советскому законодательству право граждан СССР «обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов» и одновременно новое положение: «Действия должностных лиц, совершенные с нарушением закона, с превышением полномочий, ущемляющие права граждан, могут быть в установленном законом порядке обжалованы в суд». «Граждане СССР имеют право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей». Новыми положениями Конституции были положения, предусматривавшие, что использование гражданами закрепленных в Основном Законе прав и свобод «не должно наносить ущерб интересам общества и государства, правам других граждан». Кроме того, граждане СССР обязывались «соблюдать Конституцию СССР и советские законы».
Все эти положения имели непосредственное отношение к деятельности органов внутренних дел. Они обязывали не просто учитывать их, а обеспечивать выполнение и соблюдение. В отличие от Конституции СССР 1936 г. органы внутренних дел в новом Основном Законе не упоминались. Тем не менее, в нем содержались нормы, определявшие принципы организации всего государственного аппарата, а следовательно, и органов внутренних дел.
Так, ст. 131 констатировала, что «в пределах своих полномочий Совет Министров СССР осуществляет меры по защите интересов государства, охране социалистической собственности и общественного порядка, по обеспечению и защите прав и свобод граждан ». Подобные обязанности были возложены в на Советы Министров союзных республик.
Ст. 156 Конституции устанавливала, что «местные Советы народных депутатов обеспечивают соблюдение Законов, охрану государственного и общественного порядка» на подведомственной территории.
Перечисленные статьи Конституции СССР 1977 г. в совокупности со ст. 3, которая закрепляла принцип демократического централизма в организации и деятельности Советского государства, являлись юридической основой существования централизованной союзно-республиканской системы органов внутренних дел в лице МВД СССР, МВД союзных и автономных республик, местных органов внутренних дел.
Конституция СССР 1977 т. стала основой для дальнейшего углубления и совершенствования правового регулирования организации и деятельности органов внутренних дел, в частности, в такой плоскости следует рассматривать закон «О советской милиции», принятый Верховным советом СССР 6 марта 1991 г. В этом Законе подчеркивалось, что «правовую основу деятельности советской милиции составляют: Конституция СССР, конституции республик». В соответствии с этим в законе определялись права и обязанности советской милиции.13
Характеризуя конституционные основы организации и деятельности органов внутренних дел, закрепленные в Конституции СССР 1977 г., необходимо вместе с тем указать, что практика их деятельности, сложившаяся в 1970-1980-е всегда соответствовала конституционным положениям. Негативные, застойные явления, поразившие все советское общество, затронули и систему органов внутренних дел, прежде всего сферу подбора и расстановки кадров.
Некоторые важные в оперативном отношении направления оставались недостаточно обеспеченными квалифицированными кадрами. Заметные диспропорции в качественном составе кадров сложились между различными регионами страны. Непомерно великим стал рост нарушений служебной дисциплины, законности, прямых злоупотреблений, имелись факты сращивания работников органов внутренних дел с преступными группами.
Все это привело к серьезному ухудшению криминогенной обстановки в стране, к тому, что органы внутренних дел неудовлетворительно выполняли возложенные на них Конституцией СССР обязанности.
Реформы 1960-х гг. не создали совершенно новой правоохранительной системы, а лишь трансформировали ее в более «мягкий» вариант сталинской. Правовая структура изменилась поверхностно и заново стабилизировалась в «брежневскую эпоху». Процесс обновления был неглубок и касался создания новых структур, повышения профподготовки кадров и привлечения общественности к борьбе с преступностью. Приоритетной задачей оставалось установление партийного контроля над деятельностью МВД. Трансформации государственной политики хорошо прослеживаются на примере центрального аппарата МВД, которое 1 мая 1960 г. было расформировано и заменено совокупностью республиканских министерств по охране общественного порядка. В 1966 г. союзное МВД было вновь восстановлено, а в 1968 г. МООП СССР было возвращено старое название – МВД СССР.
Отсутствие долгосрочной стратегии развития правоохранительных органов демонстрируют и колебания численности личного состава. Увеличение численности милиции за счет офицеров, уволенных в запас в связи с частичным сокращением армии в 1954 году, сменяется резким сокращением аппарата МВД и всего личного состава в 1958 году. В 1964 году в милицию вновь направлено свыше 12000 коммунистов, а в 1965 году принимается решение об увеличении сотрудников еще на 35000 чел. 1983-1985 гг. были ознаменованы беспрецедентным сокращением численности органов внутренних дел на 150 тыс. чел.
Информация о работе Правоохранительные органы СССР 1953-1985 года